Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Курсовая работа*
Код |
583966 |
Дата создания |
2013 |
Страниц |
21
|
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 19 декабря в 12:00 [мск] Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
|
Содержание
Содержание
Введение 3
1. Образ «дитя-жертва» в творчестве Ф. Сологуба 5
1.1. Мотивы жестокости взрослых в прозе Ф. Сологуба 5
1.2. Мотивы несправедливо устроенного мира 7
2. Образ «дитя-творец» в творчестве Ф. Сологуба 10
2.1. Мотивы собственного мира ребенка в прозе Ф. Сологуба 10
2.2. Дитя-творец «новых людей» 12
2.3. Мотивы эстетики в произведениях о детях 16
3. Образ «дитя-искупитель» в творчестве Ф. Сологуба 18
Выводы 20
Список цитированной и использованной литературы 21
Фрагмент работы для ознакомления
1.1. Мотивы жестокости взрослых в прозе Ф. Сологуба
Для того чтобы попытаться осмыслить свою эпоху Ф. Сологуб обратился к феномену детства, смысла жизни, самопознанию. Это повлияло на специфику его материала, а также универсальность самовыражения в творчестве.
Для Ф. Сологуба детство являлось порой, в которой только и возможно осуществление человека, духовная доминанта, способная определить жизненный путь человека1. Он не считал это временем пустых забав. Его жизнеутверждающий, оптимистический пафос произведений определяется идеей о светлой радости и спасительности добра, переживаний, подаренных человеку судьбой в детстве.
Картины жестокого обращения с детьми в произведениях Сологуба являются одним из способов раскрытия бесчеловечности окружающей действительности, выражения протеста против социальной несправедливости, обличения зла. В связи с этим возникает тема неприятия жизни, взращенная на личном опыте.
...
1.2. Мотивы несправедливо устроенного мира
Отдельное место в анализе Сологуба занимали мотивы несправедливо устроенного мира глазами детей. В поисках ответа на вопрос о смысле существования герои рассказов «Тени», «К звездам», «Земле земное» пытаются заглянуть за пределы земной жизни и человеческих возможностей, проникнуть в мир инобытия, непостижимый на путях рационального знания.
Герой рассказа «Земле земное» Саша Кораблев задается вопросами: «Но неужели суждено человеку не узнать здесь правды? Где-то есть правда, — к чему идет все, что есть в мире. И мы идем, — и все проходит, — и мы вечно хотим того, чего нет. Или надо уйти из жизни, чтобы узнать? Но как и что узнают отошедшие от жизни?»3.
Для того чтобы получить ответы на данные вопросы в надежде встретить умершую мать мальчик идет на кладбище. Пытливо вглядываясь в ночное звездное небо, он прислушивался к течению реки, к подземной жизни растений и насекомых, пытаясь разгадать тайну природы.
...
2.1. Мотивы собственного мира ребенка в прозе Ф. Сологуба
В творчестве Сологуба нашел свое отражение образ «дитя-творец». Особое место имеют собственные переживания ребенка, нередко вызванные психическими отклонениями. Так, целесообразно проиллюстрировать утверждение анализом рассказа «Свет и тени», который повествует о тяжелом душевном расстройстве гимназиста Володи Ловлева8.
Сюжет рассказа в том, что болезненный, нервный и впечатлительный ребенок, угнетенный материнской опекой, страдающий от недостатка свободы, находит свое место в мире теней. Источником неконтролируемых эмоций становится брошюра из приложения к «Ниве» — пособие для игры в тени на освещенной стене. Мать, обнаружив увлечение сына «игру с тенями», посредством сверх опеки только усугубила ситуацию. Таким образом, подавляемая страсть переросла в параноический бред. Володя стал сходить с ума, вслед за ним лишается рассудка и мать.
А.
...
2.2. Дитя-творец «новых людей»
Ребенок в творчестве Сологуба также выступает как творец «новых людей», создавая в своих фантазиях новый более комфортный для него мир. Интересно то, что написанная проза по этому мотиву Сологубом характеризуется взглядом ребенка на поведение, реакции родителей. Таким образом, дети показывают собственные переживания, запираясь в мире фантазий и грез.
Диавослисты видели дитя-творца «новых людей» через характерные противоречия памяти, фантазий, воспоминаний.
В свете данного мотива интересны произведения Сологуба «В плену» и «Мечта на камнях», в которых ребенок оказывался замкнутым внутри себя и не видел иного выхода, как создавать себе иную жизнь, в которой он желал быть свободным и счастливым10.
Пака описывается как «тихий», «послушный», «принц, лишенный наследства», «попавший в плен», «пленник», «пленный принц», «маленький зевака», «маленький».
...
2.3. Мотивы эстетики в произведениях о детях
У Сологуба была проявлена стержневая особенность миропонимания и эстетики. С особенной рельефностью эволюция признания художником-символистом власти жизни, земных законов бытия запечатлелась в движении его мысли о детстве.
Его произведения воспринимались как вызов традиционной эстетике. Сологубом раскрывались не только нравственные проблемы общества, но и обнажалась душа ребенка через красоту окружающего. Так, иллюстрирующим примером может послужить произведение «Лелька». Это красочное произведение, описывающее природу, все же имеет грусть ребенка, что свойственно сологубовским рассказам.
Произведение насыщенно не только цветами, но и оттенками, такими как мглисто-синий, темно-лиловый, розовый, переливы голубых, алые, палевые, пурпурные, ярко-пунцовые, темно – красные, серебряные и др. В произведении для передачи переживаний ребенка используются и мифологические персонажи, такие как немая Галатея и страдающий Пигмалион.
...
3. Образ «дитя-искупитель» в творчестве Ф. Сологуба
Представление о сологубовском образе детства было бы неполным, если не раскрыть мотивы безысходного страдания и жертвенности. Ребенок в произведениях Ф. Сологуба нередко представляется в роли жертвы.
Дитя у Ф.Сологуба – жертва и искупитель бездны человеческих пороков и «серафим» (огненный ангел), очищающий жизненное пространство и людскую будущность. Наличие глубоких переживаний привели писателя к вопросу человеческого сознания и совести: «Действует ли в этом мире Промысел Божий?». Сологуб словно упрекает Бога в том, что он обрекает невинных детей на заклание. В этом смысле характерна концепция рассказа «Баранчик», где ребенок предстает как символ жертвы, принимаемой и примиряемой Богом13.
Предполагают, что одним из претекстов «Баранчика» послужила народная легенда «Ангел». В этой легенде Болом из рая изгоняется непослушный Ангел, который отказался принести на небо душу женщины, только что родившей двух младенцев.
...
Список литературы
Список цитированной и использованной литературы
1. Дворяшина Н. А. Феномен детства в творчестве русских символистов: Ф. Сологуб, З. Гиппиус, К. Бальмонт : диссертация ... доктора филологических наук: 10.01.01 / Дворяшина Н. А.; [Место защиты: Сургут. гос. пед. ун-т].- Сургут, 2009.- 510 с.
2. Иванов-Разумник Р. Письмо к А. Белому // Сологуб Ф. Творимая легенда. — М.: Худож. лит., 1991. — Кн. 2. — С. 256-259.
3. Иванов-Разумник Р. Федор Сологуб // Сологуб Ф. Собр. соч.: В 6 т. — М.: НПК «Интелвак», 2002. — Т. 6. — С. 505-514.
4. Измайлов А. А. У Ф. К. Сологуба. Интервью // Сологуб Ф. Творимая легенда. — М.: Худож. лит., 1991. — Кн. 2. — С. 225-233.
5. История русской литература: В 4 т. / АН СССР, Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом). — М.: Наука, 1983. — Т. 4: Литература конца ХІХ — начала ХХ века (1881 — 1907). — 783 с.
6. История русской литературы ХХ века (20 — 90-е годы). Основные имена: Учеб. пособ. для филол. фак. ун-тов / Под ред. проф. С. И. Кормилова. — М.: Изд-во МГУ им. М. В. Ломоносова, 1998. — 477 с.
7. История русской литературы. ХХ век. Серебряный век / Под ред. Ж. Нива, И. Сермана, В. Страды и Е. Эткинда. — М.: Изд. группа «Прогресс» — «Литера», 1995. — 704 с.
8. Калиниченко О. Н. «Прекрасные идеалы» Ф. Сологуба в его святочных и пасхальных рассказах // Филологические записки. — Воронеж, 2000. — Вып. 14. — С. 64-73
9. Калита В. М. Гностические мотивы в творчестве Ф. Сологуба // Вестник Амурского гос. ун-та. Серия: Гуманитарные науки. — Благовещенск, 2000. — Вып. 10. — С. 17-21.
10. Келдыш В. На рубеже художественных эпох // Вопросы литературы. — М., 1993. — Вып. 2. — С. 96-97.
11. Клинг О. А. О романах двух поэтов // Сологуб Ф. Мелкий бес. Белый А. Петербург. — Ставрополь: Кн. изд-во, 1988. — С. 5-12.
12. Павлова М. Писатель-Инспектор. Федор Сологуб и Ф. К. Тетерников / М. Павлова. – М.: Научная библиотека, 2007. – 512 с.
13. Сологуб Ф. Жало смерти. Истлевающие личины / Ф. Сологуб. – М.: Навьи чары, 2001. – 464 с.
14. Сологуб Ф. Книга стремлений. Неутолимое / Ф. Сологуб. – М.: Навьи Чары, 2002. – 592 с.
15. Сологуб Ф. Мелкий бес. Стихотворения. Рассказы. Сказочки. — М.: АСТ, 1999. — 592 с.
16. Сологуб Ф. Повести и рассказы / Ф. Сологуб. – М.: Навьи Чары, 2002. – 624 с.
17. Сологуб Ф. Полное собрание романов в одном томе / Ф. Сологуб. – М.: Альфа-книга, 2012. – 1280 с.
18. Сологуб Ф. Свет и тени. Избранная проза / Ф. Сологуб. – Минск: Мастацкая литература, 1988. – 383 с.
19. Сологуб Ф. Федор Сологуб. Собрание сочинений в 6 томах. Том 1. Тяжелые сны / Ф. Сологуб. – М.: Интелвак, 2000. – 664 с.
20. Ханзен-Леве А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Ранний символизм / Пер. с нем. С. Бромерло, А. Ц. Масевича и А. Е. Барзаха — СПб., «Академический проект», 1999 — 512 с.
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.00333