Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Курсовая работа*
Код |
387178 |
Дата создания |
2018 |
Страниц |
25
|
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 22 ноября в 12:00 [мск] Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
|
Описание
Цель курсовой работы заключается в анализе всего имеющегося нормативно-правового материала, входящего в юридическую характеристику преступления, предусмотренного ст. 144 Уголовного кодекса Российской Федерации «воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов». ...
Содержание
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
1. Нормативно-правовая характеристика воспрепятствования законной профессиональной деятельности журналистов и оснований привлечения к уголовной ответственности…………………………………………………….5
1.1. Нормативно-правовая характеристика понятия воспрепятствования законной профессиональной деятельности журналистов……………………5
1.2. Основания привлечения к уголовной ответственности
Введение
Введение
Актуальность курсового исследования. За последние пять лет обострилось внимание общества к проблемам защиты законной профессиональной деятельности журналистов, которые стремятся донести до людей самые интересные события и раскрывают острые проблемы
Фрагмент работы для ознакомления
Как следует из приведенного определения, законодатель выделяет достаточно широкий круг субъектов, относящихся к органам власти различных уровней (федеральной, субъектов РФ, муниципальной) всей системы органов власти, при привлечении к ответственности за совершение деяний связанных с воспрепятствованием законной профессиональной деятельности журналистов, при этом учитывается факт временного исполнения таким лицом служебных или должностных обязанностей, на равнее с иными лицами, выполняющими их на постоянной основе.
В части 3 ст. 144 УК РФ предусматривается законодателем особо квалифицированный состав преступления, включающий деяния части 1 и 2 статьи, соединенные с насилием над журналистом или его близкими либо с повреждением или уничтожением их имущества, а равно с угрозой применения такого насилия.
Следует отметить, что в случае если насилие привело к лишению жизни журналиста, тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, то такие деяния выходят за пределы квалификации ст. 144 УК РФ и требуют дополнительной квалификации в рамках содеянного по совокупности таких преступлений, охватываемых основаниями ст. 105 УК РФ (убийство), ст. 112 (причинение вреда здоровью средней тяжести) и других.
Кроме того, объем предъявленного обвинения и квалификация совершенного преступления не ставиться в зависимость законодателем от вытекающих требований о возмещении имущественного вреда, заявленного в ходе производства по уголовному делу. В случае, если в результате совершенного преступления имуществу гражданина или юридического лица причинен значительный вред, суд имеет право удовлетворить данные исковые требования, даже если уничтожение или повреждение имущества не было квалифицировано как самостоятельное преступление, или не было признано в качестве квалифицирующего признака, с учетом Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни и здоровью»21 от 26.01.2010г. № 1, которым рекомендовано руководствоваться при рассмотрении гражданских исков по уголовным делам, связанным с жизнью и здоровьем человека гражданским законодательством.
Изложенное позволяет сделать следующий вывод о том, что к основаниям привлечения к уголовной ответственности за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов относятся основания:
- воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов путем принуждения их к распространению информации или к отказу от нее;
- те же деяния совершенные лицом с использованием своего служебного положения;
- деяния части 1 и 2 статьи 144 УК РФ, соединенные с насилием над журналистом или его близкими либо с повреждением или уничтожением их имущества, а равно с угрозой применения такого насилия.
2. Уголовно-правовая характеристика преступления, предусмотренного ст. 144 УК РФ
2.1. Объект и объективная сторона воспрепятствования законной профессиональной деятельности журналистов
Объект преступления положен в основу законодательной классификации преступлений в Особенной части Уголовного кодекса. Являясь самостоятельным элементом состава преступления, объект в значительной мере влияет на содержание иных элементов состава преступления.
Специфика объекта преступления лежит в основе характера общественной опасности деяния22. Объектом преступления становится только жизненно важное и объективно необходимое, обладающее высокой степенью социальной ценности - общественное отношение, складывающееся против конституционных прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных главой 19 УК РФ, отнесенных к преступлениям против личности, а именно журналистов, занимающихся законной профессиональной деятельностью.
Объективная сторона преступления включает лишь юридически значимые признаки:
- общественно-опасные действия (бездействия);
- последствие преступного деяния;
- причинная связь между действием (бездействием) и преступным последствием;
- способ совершения преступления, обстоятельства места, времени, орудия, средства, обстановка совершения преступления.
Содержание объективной стороны преступления прямо определено в диспозиции:
- воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов;
- принуждения их к распространению информации;
- либо принуждения к отказу от распространения информации.
Такая трактовка содержания, по нашему мнению, может означать осуществление активных противоправных действий, относящихся к признакам объективной стороны.
Главным признаком воспрепятствования является принуждение, следующее из диспозиции статьи, которое содержит неправомерное воздействие на волю журналиста путем физического насилия или психического. Которое включает фактически противоправные формы, в том числе насилия (нанесение побоев, телесных повреждений и прочих) или угрозы его применения в отношении как самого журналиста, либо в отношении близких, как его родственников или иных лиц. Могут иметь место угрозы путем уничтожения, повреждения имущества, как самого журналиста, так и его родственников, и иных лиц, в том числе угрозы разглашения, распространения порочащих сведений, прямой шантаж.
Если это касается лиц использующих свое служебное положение, то воспрепятствование может проявляться в волевых, противозаконных, административных действиях, посредством установления цензуры, приостановления выпуска средства массовой информации, конфискации тиража печатной продукции, о чем уже говорилось в предыдущем разделе, на примере решение Европейского Суда по правам человека, возможно незаконные - закрытие телеканала, канала радиовещания, но всегда такие действия преследуют определенную цель принуждение журналиста к отказу от распространения информации или понуждения к распространению желательной для виновного информации. По нашему мнению, данный целевой признак хоть и относится уже к субъективной стороне, но он проявляется как причинно-следственная связь.
Под дефиницию23 принуждения подпадают и такие действия по отношению к профессиональному журналисту, которые выражаются в неправомерных угрозах, таких как:
- дисциплинарное преследование по работе, лишение или понижение по работе;
- ущемление в выплатах авторского вознаграждения;
- перевод в другую местность, в филиал печатного издания и прочее.
Названные способы воздействия на профессионального журналиста подлежат последующей оценке с учетом конкретных обстоятельств и подлежат доказыванию.
На уголовно-правовую оценку содеянного не влияет, распространение какой информации препятствовал виновный, готовой или еще находящейся в обработке (печати). Но конструктивные перечисленные особенности нельзя трактовать слишком расширительно. В диспозиции говорится только о воспрепятствовании распространению информации, представляется, что это воспрепятствование ее выходу в письменной форме, в виде публикации, в статье в газете, либо выходе видео передаче, и прочее.
Под распространением информации следует понимать доведение этой информации до неопределенного круга лиц, тем самым всякие иные действия, например: по воспрепятствованию сбора информации, отказ в предоставлении запрашиваемых сведений, запрещение производства звукозаписи, видеозаписи или киносъемки и т.д., - не образуют состава преступления, ибо сам поиск и сбор информации еще не означают, что журналист намерен ее распространить.
Вывод, момент совершения преступления должен определяться тем моментом, когда журналист уже собрал информацию и объективно начал осуществлять намерение по ее распространению. Однако, преступление является оконченным с момента совершения действий, направленных на воспрепятствование законной деятельности журналистов путем принуждения, независимо от того, удалось ли виновному достигнуть желаемого результата.
2.2. Субъект и субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 144 УК РФ
Субъективная сторона преступления характеризуется наличием прямого умысла и специальной цели, мотивы для квалификации значения не имеют. Субъектом основного состава преступления является вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет, по ч. 2 ст. 144 УК РФ, специальный – занимающий служебное положение.
Субъект сознает, что он совершает действия, препятствующие осуществлению деятельности журналиста, путем принуждения к распространению или к отказу от распространения информации и желает этого, фактически он принуждает журналиста отказаться от выполнения профессиональной деятельности, это и есть конечная цель преступника. При этом его вина включает противоправные деяния против конституционных прав и свобод человека и гражданина, при наличии квалифицирующих признаков по ч. 2, такое лицо использует свое служебное положение, и является по сути должностным лицом, государственным или иным руководящим сотрудником. В случае особо квалифицированного состава, используются насилие и угрозы в отношении журналиста, для достижения цели.
Следовательно, необходимым элементом, субъективной стороны, как выше сказано, является осознание того, что действия журналиста по распространению информации или воздержание от ее распространения носят законный характер, сам потерпевший является профессиональным журналистом. Цель совершения преступления - принудить распространить желаемую для виновного или иных лиц информацию или отказаться от распространения нежелательной для них информации. Мотив не имеет значение, но, как правило, личный, если лицо занимает должность, то он может быть и корыстным, связанный с ложным представлением о собственной службе. Субъективная сторона позволяет отграничить преступление от иных, близких по составу.
Заключение
В ходе проведенного курсового анализа юридической характеристики воспрепятствования законной профессиональной деятельности журналистов, были сделаны следующие выводы.
В круг правоотношений по профессиональной деятельности журналистов входят права по распространению информации законными способами, основанными на конституционном, федеральном законодательстве и субъектов РФ, а к обязанностям отнесены запреты на освещение информации, касающейся государственной тайны, частной жизни, нарушающей личную, семейную тайну, а также распространение сведений, составляющих коммерческую или иную охраняемую законом тайну.
Конституционные положения ст. 29 свидетельствуют о том, что в России признаются основные права и свободы человека и гражданина, в том числе право на распространение информации. Защита профессиональной деятельности журналистов обеспечивается различным законодательством: гражданским, административным, уголовным. Помимо названного, по мнению А.Н. Головистикова, Л.Ю. Грудциной: «в целях защиты прав человека оправдана и юридически допустима возможность вмешательства мирового сообщества во внутренние дела государства, где такие права не гарантируются и попросту нарушаются»24.
Трактовка ст. 144 УК РФ позволяет отнести к противоправным, только непреодолимые физическое и психическое принуждение, в отношении журналиста выполняющего свой профессиональный долг.
Однако вопреки сказанному Европейский Суд по правам человека рассматривал дело по жалобе N 35016/03 российского журналиста и признал, что даже принудительное изъятие печатной продукции газеты с определенной статьей журналиста, является нарушением ст. 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, и соотносится к противоправным деяниям подлежащим защите.
Из определения, части 2 ст. 144 УК РФ, законодатель выделяет достаточно широкий круг субъектов, относящихся к органам власти различных уровней (федеральной, субъектов РФ, муниципальной) всей системы органов власти, при привлечении к ответственности за совершение деяний связанных с воспрепятствованием законной профессиональной деятельности журналистов, при этом учитывается факт временного исполнения таким лицом служебных или должностных обязанностей, на равнее с иными лицами, выполняющими их на постоянной основе.
Изложенное позволяет сделать следующий вывод о том, что к основаниям привлечения к уголовной ответственности за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов относятся основания:
- воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов путем принуждения их к распространению информации или к отказу от нее;
- те же деяния совершенные лицом с использованием своего служебного положения;
- деяния части 1 и 2 статьи 144 УК РФ, соединенные с насилием над журналистом или его близкими либо с повреждением или уничтожением их имущества, а равно с угрозой применения такого насилия.
Эта трактовка содержания, по нашему мнению, может означать осуществление активных противоправных действий, относящихся к признакам объективной стороны.
Главным признаком воспрепятствования является принуждение, следующее из диспозиции статьи, которое содержит неправомерное воздействие на волю журналиста путем физического насилия или психического. Которое включает фактически противоправные формы, в том числе насилия (нанесение побоев, телесных повреждений и прочих) или угрозы его применения в отношении как самого журналиста, либо в отношении близких, как его родственников или иных лиц. Могут иметь место угрозы путем уничтожения, повреждения имущества, как самого журналиста, так и его родственников, и иных лиц, в том числе угрозы разглашения, распространения порочащих сведений, прямой шантаж.
Если это касается лиц использующих свое служебное положение, то воспрепятствование может проявляться в волевых, противозаконных, административных действиях, посредством установления цензуры, приостановления выпуска средства массовой информации, конфискации тиража печатной продукции, о чем уже говорилось в предыдущем разделе, на примере решение Европейского Суда по правам человека, возможно незаконные - закрытие телеканала, канала радиовещания, но всегда такие действия преследуют определенную цель принуждение журналиста к отказу от распространения информации или понуждения к распространению желательной для виновного информации. По нашему мнению, данный целевой признак хоть и относится уже к субъективной стороне, но он проявляется как причинно-следственная связь.
Необходимым элементом, субъективной стороны, как выше сказано, является осознание того, что действия журналиста по распространению информации или воздержание от ее распространения носят законный характер, сам потерпевший является профессиональным журналистом. Цель совершения преступления - принудить распространить желаемую для виновного или иных лиц информацию или отказаться от распространения нежелательной для них информации. Мотив не имеет значение, но, как правило, личный, если лицо занимает должность, то он может быть и корыстным, связанный с ложным представлением о собственной службе. Субъективная сторона позволяет отграничить преступление от иных, близких по составу.
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. Принята народным голосованием 12.12.1993. (с учетом поправок от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, 30.12.2008 № 7-ФКЗ, 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014, № 31. Ст. 4398
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации. Принята народным голосованием 12.12.1993. (с учетом поправок от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, 30.12.2008 № 7-ФКЗ, 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014, № 31. Ст. 4398
2. Декларация о свободе политической дискуссии в СМИ, принята 12.02.2004 г. на 872-м заседании Комитета Министров Совета Европы // Декларация о свободе политической дискуссии в СМИ, принята 12.02.2004 г. на 872-м заседании Комитета Министров Совета Европы // Опубликовано на официальном сайте www.zakon.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. № 25. Ст. 2954.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ. // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994. № 32. Ст. 3301.
5. Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-I «О средствах массовой информации» // Российская газета, N 32, 08.02.1992.
.......пр.....
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.00458