Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Курсовая работа*
Код |
353054 |
Дата создания |
06 июля 2013 |
Страниц |
33
|
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 19 декабря в 12:00 [мск] Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
|
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. “ХОЛОДНАЯ ВОЙНА” И ЭТАПЫ ЯДЕРНОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ СССР И США
2. КАРИБСКИЙ КРИЗИС И ПРОБЛЕМА ЯДЕРНОГО РАЗОРУЖЕНИЯ
3. ЭВОЛЮЦИЯ ЯДЕРНОГО РАЗОРУЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИЯХ СССР–США, РОССИЯ–США
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
Проблема ядерного разоружения в советско-американских отношениях
Фрагмент работы для ознакомления
Развитие международной и внутренней обстановки в СССР в последнее время действительно потребовало внесения определенных корректировок в советскую внешнюю политику, в программу безъядерного мира, в понимание нового политического мышления. Война в зоне Персидского залива, обострение внутриполитического положения в стране, особенно в связи с событиями в Прибалтике, попытки давления и вмешательства некоторых западных кругов во внутренние дела СССР побудили советское руководство подчеркнуть такие аспекты своей активности, которые в последнее время либо игнорировались, либо оставались в тени [5, с.21].
Вопрос об учете государственных национальных интересов оказался несколько в тени, когда в международные отношения стало внедряться новое политическое мышление. В советской дипломатической практике это привело к ряду негативных явлений. Советская дипломатия не проявила необходимой активности, чтобы в связи с коренными переменами в странах Восточной Европы сохранить с ними добрососедские и взаимовыгодные отношения. По ряду параметров – политических и экономических – эти отношения ухудшились. Распад СЭВ и ОВД негативно отразился на сотрудничестве СССР с восточноевропейскими государствами и ухудшил ситуацию для безопасности страны. Советская политика в отношении конфликта в Персидском заливе также ставила под вопрос государственно-национальные интересы страны на Ближнем Востоке. Компромиссы и уступки в разоруженческом процессе, в поспешном выводе войск из соседних государств также не полностью учитывали интересы советских людей, в том числе интересы сотен тысяч военнослужащих [11, с.254].
Разработка конкретных договоренностей началась еще в марте 1985 г. в Женеве на советско-американских переговорах по ядерным и космическим вооружениям, она проходила на венских переговорах по обычным вооружениям и вооруженным силам, на конференции по разоружению в Женеве, на советско-американских встречах в верхах, на других международных, региональных и двусторонних форумах.
В ходе переговоров СССР предлагал в качестве первых шагов прекратить разработку, производство и развертывание ядерного оружия, заморозить ядерные арсеналы и приступить к их сокращению, предотвратить распространение гонки вооружений на космос. Высказывалась необходимость прекращения всеми государствами различных испытаний ядерного оружия и заключения договора, полностью запрещающего ядерные испытания, установления за его выполнением эффективного контроля. Советский Союз заявил, что не шагнет первым с оружием в космос. Поддержку Советского Союза получили предложения о нераспространении ядерного оружия, о создании в различных районах мира безъядерных зон [7, с.220].
В практику действий СССР на международной арене вошло выдвижение односторонних инициатив (мораторий на ядерные взрывы, частичное сокращение вооруженных сил и вооружений и др.), направленных на оздоровление международной обстановки, а также на то, чтобы побудить США и их союзников для ответных, взаимных шагов.
В январе 1986 г. Советский Союз внес в Женеве предложения по всему комплексу ядерных и космических вооружений. Предлагалось договориться о взаимном отказе СССР и США от создания (включая научно-исследовательские работы), испытаний и развертывания ядерных космических вооружений. Советский Союз высказался и за то, чтобы в течение 5–8 лет сократить ядерные средства СССР и США (стратегические и средней дальности), достигающие территории друг друга, на 50%. Содержался призыв к США присоединиться к советскому мораторию на ядерные взрывы. Выдвигалось условие, чтобы Великобритания и Франция не наращивали свои ядерные средства средней дальности. Высказывалось мнение о необходимости заморозить американскую программу СОИ, заявить о невыходе из Договора по ПРО [15, с.22].
В результате настойчивых усилий, поисков взаимоприемлемых решений, компромиссов и уступок удалось в сравнительно короткий срок продвинуться к достижению конкретных договоренностей в области разоружения. Своего рода прорывом на пути ядерного разоружения стало подписание 8 декабря 1987 г. и вступление в силу советско-американского Договора по РСМД, в соответствии с которым подлежали уничтожению в течение 18 месяцев ракеты меньшей дальности от 500 до 1000 км и в течение 3 лет ракеты средней дальности от 1000 до 5500 км. Договором предусматривалось создание специальной контрольной комиссии для осуществления инспекций за его выполнением на местах.
Заключение Договора по РСМД явилось первым шагом по пути реального ядерного разоружения. Впервые в истории уничтожался целый класс ядерного оружия. От этого опасного вида вооружений СССР и США освобождались европейский и азиатский регионы. Несмотря на то что СССР уничтожал в 2 раза больше ракет, чем США, его безопасность не была подорвана. Заключение Договора укрепляло всеобщую, и прежде всего европейскую, безопасность. Его подписание с удовлетворением было встречено советской и мировой общественностью. Так, например, Договор по РСМД получил поддержку 70–80% опрошенных американцев. Вместе с тем в США зазвучали призывы не заходить слишком далеко в процессе разоружения. Определенные круги Запада потребовали принятия срочных мер по «компенсации» ликвидации ракет средней и меньшей дальности путем направления в Западную Европу новых ядерных сил, модернизации остающихся там ядерных и других вооружений [1, с.187].
С большой открытостью, по разработанному графику началось уничтожение в СССР и США ракет меньшей и средней дальности. Люди, следившие за этим процессом по телевизионным передачам, еще раз убедились, а может быть, впервые по-настоящему поняли, какие огромные средства были затрачены на создание смертоносного оружия, как бессмысленны, а не только опасны эти затраты. «Смысл существования колоссальных, фантастически дорогих военно-политических механизмов, – заявил М. С. Горбачев, – оказывается под сомнением. Кошмар надвигающегося ядерного Армагеддона быстро исчезает из повседневного восприятия людьми мировых событий» [2, с.99].
Вскоре после заключения Договора по РСМД Советский Союз и США подошли к новому весьма важному рубежу на пути создания безъядерного мира: в основном был подготовлен проект соглашения о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ). Однако процесс завершения выработки нового договора оказался гораздо сложнее, чем ожидалось. По-прежнему оставались нерешенными проблемы согласования вопросов соблюдения Договора по ПРО. Советский Союз стремился не допустить обхода этого Договора Соединенными Штатами. Серьезные разногласия оставались по вопросам ограничения и контроля за наличием крылатых ракет морского базирования. Американская сторона продолжала выдвигать возражения по вопросам контроля за этим видом стратегического оружия. Трудно поддавались разрешению вопросы о правилах засчета тяжелых бомбардировщиков и крылатых ракет воздушного базирования. Задержка на пути выработки Договора по СНВ возникла и в связи с избирательной кампанией 1988 г., сменой президентов США [10, с.299].
Избранный в ноябре 1988 г. президентом Дж. Буш заявил о преемственности внешней политики США и выразил намерение тщательно проанализировать все ее аспекты, включая и советско-американские отношения. В связи с этим переговорный процесс по СНВ был фактически приостановлен. Первые контакты советских представителей с новой американской администрацией выявили немалые расхождения по ряду разоруженческих проблем, в том числе по вопросам немилитаризации космоса, контроля за крылатыми ракетами морского базирования, ликвидации тактического ядерного оружия, сокращения обычных вооружений.
Дальнейший прогресс в продвижении к безопасному и безъядерному миру требовал, чтобы и США переходили к новому политическому мышлению. Но в Белом доме еще были слишком сильны традиции имперского мышления, о чем свидетельствовало вторжение американских войск в Панаму в декабре 1989 г. [3, с.102]. Негативное впечатление оставляли и попытки определенных американских кругов вмешиваться в дела СССР, в частности в ход процессов в Прибалтийских республиках. Время от времени Дж. Буш делал заявления о необходимости продолжать политику с позиции силы. В такой обстановке для СССР было весьма важно не скатиться на позиции времен «холодной войны».
Важный шаг в этой связи был сделан во время визита М. С. Горбачева в США 31 мая – 5 июня 1990 г. На встрече продолжилось согласование основных положений договора по СНВ. Стороны договорились о правилах засчета и ограничения развертывания крылатых ракет воздушного базирования на тяжелых бомбардировщиках и крылатых ракет морского базирования. Согласованы были и эффективные меры контроля, включая инспекции на местах. В итоге СССР и США нашли в основном баланс уступок и интересов [17, с.355].
США настаивали на том, чтобы иметь право без всяких ограничений передавать Великобритании технологию в области стратегических вооружений и само ядерное оружие. Это привело бы к обходу договора и нарушению согласованного советско-американского баланса. Ввиду разногласий решили не включать в договор по СНВ вопросы, связанные с крылатыми ракетами морского базирования.
В особом документе СССР и США согласились в короткий срок после подписания договора по СНВ начать будущие переговоры по ядерным и космическим вооружениям, исходя из взаимосвязи между стратегическими наступательными и оборонительными вооружениями. Значение вашингтонской встречи М. С. Горбачева и Дж. Буша состояло также в продвижении дела ограничения и сокращения других вооружений, о чем еще будет сказано.
Война в Персидском заливе и вызванный ею некоторый всплеск милитаристских эмоций вновь затормозили процесс подготовки советско-американского соглашения по сокращению стратегических наступательных вооружений. Обострение внутриполитической ситуации, углубление экономического кризиса в СССР также подрывали надежду на успешное завершение соответствующих переговоров [5, с.21]. К этому добавлялись трудности согласования военно-технических аспектов проекта договора. Отработка военно-технических деталей будущего соглашения требовала и больших усилий со стороны экспертов и значительного времени. К тому же у сторон сохранялись разные подходы к отдельным положениям проекта.
В связи с этим была отложена намечавшаяся на февраль 1991 г. советско-американская встреча в верхах. По договоренности в ходе переговоров министра иностранных дел СССР и государственного секретаря США в Вашингтоне 26–29 января 1991 г. было решено провести советско-американскую встречу в верхах и подписание Договора о сокращении СНВ позже, в первой половине 1991 г.
И советское и американское руководство проявило достаточно реализма, чтобы найти компромиссные решения и прийти к соглашению относительно необходимости подписания договора. Ближе к лету 1991 г. активизировались контакты между ответственными дипломатическими и военными деятелями СССР и США, на которых отрабатывались наиболее спорные положения проекта соглашения. Решающее слово сказали и президенты двух стран. Уже в июне 1991 г. Дж. Буш указал на необходимость быстрейшей доработки проекта договора. В пользу скорейшего подписания договора высказывался и президент СССР М. С. Горбачев. В своей нобелевской лекции в Стокгольме (5 июня 1991 г.), напомнив о выдвинутой в 1986 г. программе ликвидации ядерного оружия к 2000 г., он заявил, что хотя к названному сроку ее, возможно, и не удастся выполнить, тем не менее продвижение в этом направлении реально и заметно. «Началось реальное разоружение, – сказал М. С. Горбачев. – Первая его фаза заканчивается, и после скорого, надеюсь, подписания Договора по СНВ на очередь сразу встанет практическая проработка уже имеющихся идей на дальнейшее» [3, с.112].
В результате последующих поисков путей согласования наиболее сложных проблем был достигнут значительный прогресс в преодолении расхождений сторон по ряду позиций. На этом этапе пришлось, как отмечалось, раскусить «три жестких ореха». Это, во-первых, «понижение засчитываемого количества боеголовок в разделяющейся головной части ракет». Во-вторых, это проблема «телеметрии», или весь комплекс вопросов, связанных с приемом, расшифровкой и использованием информации при запусках ракет. Здесь речь шла о взаимной открытости. Раньше считалось, что эту проблему решить невозможно. Но стороны договорились обмениваться магнитными лентами с соответствующей информацией. В-третьих, оставался наиболее сложный вопрос о том, что считать новым типом ракеты, а что лишь ее модификацией. Значение этого вопроса объяснялось его связанностью с будущими стратегическими программами СССР и США. В конечном счете согласились с тем, что новой считается ракета, забрасываемый вес которой на 21% и более превосходит вес прежнего типа ракеты [4, с.90]. Однако полностью эта проблема не была урегулирована. Ее пришлось согласовывать позже при участии двух президентов.
Как видно, объем военно-технических проблем значительно затормозил выработку Договора по СНВ. Работа над ним длилась девять лет; пять раз руководители двух государств назначали сроки его подписания. Однако по тем или иным причинам этот акт откладывался. С первоначальных более чем 50 страниц проект разбух до 700. Это, в частности, побудило академика Г. Арбатова высказаться в том духе, что нельзя ставить в зависимость от технических вопросов крупнейшие проблемы глобальной политики. «Из-за этого встречи в верхах, крупнейшие, жизненно важные проблемы политики и отношений между двумя великими державами становятся своего рода заложниками технических вопросов, которые не в силах понять ни общество, ни, боюсь, руководители двух стран» [9, с.10].
Окончательный шаг на пути к завершению подготовки проекта договора по СНВ был сделан на встрече М. С. Горбачева и Дж. Буша в Лондоне во время состоявшегося там совещания семи ведущих государств Запада, куда по их приглашению прибыл советский руководитель. Приглашение М. С. Горбачева в английскую столицу для бесед с участниками группы семи и обсуждение проблем, связанных с вхождением СССР в мировую экономику, имело огромное значение для развития процесса сотрудничества и доверия Запада к СССР. На состоявшейся в Лондоне 17 июля встрече М. С. Горбачева и Дж. Буша было решено дать указание советской и американской делегациям в Женеве полностью договориться по всем оставшимся техническим деталям Договора по СНВ и провести в Москве в конце июля встречу в верхах для подписания этого документа.
Список литературы
"
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Атомный проект СССР: Документы и материалы: в 3-х т. / под общ. ред. Л.Д. Рябева; отв. сост. Л. И. Кудимова. – М. : Физматлит, 1998. – Т. 1. Атомная бомба. 1938–1945. – Кн. 1. – 432 с.
2.Гильберг Л.А. От самолета к орбитальному комплексу. – М. : Просвещение, 1992. – 287 с.
3.Карпенко А.В. Российское ракетное оружие 1943–1993 гг. Справочник / Карпенко А.В. – СПб. : Нева, 1993. – 180 с.
4.Колесников С.Г. Стратегическое ракетно-ядерное оружие. Армейский сборник. – М.: Арсенал-Пресс, 1997. – 128 с.
5.Любецкий В. Эволюция ядерной политики США в 1989–2000 гг. // Мировая экономика и международные отношения. – 2001. – №9. – С. 18-23.
6.Микоян С.А. Анатомия карибского кризиса. – М.: Academia, 2006. – 1071 с.
7.Орлов А.С. Тайная битва сверхдержав / Орлов А.С. – М. : Вече, 2000. – 480 с.
8.Первов М. Межконтинентальные баллистические ракеты СССР и России. Краткий исторический очерк. – М.: Машиностроение, 1998. – 208 с.
9.Пикаев А.А., Белоус В.С. Перспективы российско-американского ядерного разоружения // Мировая экономика и международные отношения. – 2009. – № 2. – С. 3–12.
10.Советская внешняя политика в годы «холодной войны» (1945 – 1985 гг.). Новое прочтение. – М.: Междунар. отношения, 1995. – С. 283-302.
11.Уткин А.И. Мировая «холодная война» / Уткин А.И. – М. : Издательство Эксмо, 2005. – 736 с.
12.Фурсенко А. А. Карибский кризис 1962 г. Новые материалы // Новая и новейшая история. – 1998. – № 5. – С. 66-76
13.Холодная война. 1945-1963 гг. Историческая ретроспектива. Сборник статей. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. – 640 с.
14.Хрущев Н. Кубинский ракетный кризис. События почти вышли из-под контроля Кремля и Белого дома // Международная жизнь. – 2002. – № 5. – С. 57–79.
15.Чубарьян А.О. Новая история «холодной войны» // Новая и новейшая история. – 1997. – №6. – С. 3–23.
16.Юрченко С. В. На пути к мировому лидерству: геостратегия США 1945–1963 гг. / Юрченко С.В. – Севастополь : Флот Украины, 2000. – 295 с.
17.Язов Д.Т. Карибский кризис. Сорок лет спустя: [воспоминания]. – М.: Мегапир, 2006. – 455 с.
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.00345