Вход

Подходы элиты, академических кругов и общественного мнения стран ЕС к урегулированию международных конфликтов (типология, современное состояние и перспективы их эволюции).

Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Курсовая работа*
Код 351602
Дата создания 06 июля 2013
Страниц 16
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 18 апреля в 16:00 [мск]
Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
1 310руб.
КУПИТЬ

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ПОДХОДЫ ЭЛИТЫ, АКАДЕМИЧЕСКИХ КРУГОВ И ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ СТРАН ЕС К УРЕГУЛИРОВАНИЮ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНФЛИКТОВ (ТИПОЛОГИЯ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ ЭВОЛЮЦИИ).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Введение

Подходы элиты, академических кругов и общественного мнения стран ЕС к урегулированию международных конфликтов (типология, современное состояние и перспективы их эволюции).

Фрагмент работы для ознакомления

С 2002 года ЕС принимает участие в Ближневосточном квартете, в который, кроме Брюсселя, входят Россия, США и ООН. Нынешняя политика ЕС в отношении конфликта основывается на дорожной карте 2003 года, принятой квартетом. В основе дорожной карты лежит решение проблемы на основе сосуществования двух государств.
По существу, позиция ЕС за последние 30 лет не изменилась. Как было заявлено в 2007 году Верховным представителем ЕС Х. Соланой и комиссаром ЕС по внешней политике Б. Ферреро-Вальднером, «прочный мир на Среднем Востоке является стратегической целью ЕС и прочное и справедливое урегулирование конфликта может основываться на принципе «земли в обмен на мир», на соответствующих резолюциях СБ ООН, на мирной инициативе Лиги арабских стран, на дорожной карте и предыдущих соглашениях, достигнутых между сторонами»4.
Для Европейского Союза отношения с регионом Большого Среднего Востока (БСВ) характеризуются в первую очередь нестабильностью, вызываемой существованием там очагов напряжённости. С позиций глобального противостояния терроризму этот регион рассматривается как средоточие исламского экстремизма. Запад, включая Европу, реально ощущает террористическую угрозу, исходящую во многих случаях от организаций, базирующихся на территории стран региона.
К этому необходимо добавить озабоченность, которую испытывает Запад относительно возможности получения Ираном ядерного оружия и дальнейшего его распространения в исламском мире.
Европейский союз (ЕС), а ранее Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), всегда был глобальной экономической силой. Экономическая мощь позволила ему стать и глобальным фактором международной дипломатии и обороны.
ЕС с той или иной степенью активности участвует в попытках развязывания региональных узлов безопасности, оказывающих прямое воздействие на глобальную стабильность, что определяется рядом факторов.
Во-первых, Европа вовлечена в существующую более полувека проблему урегулирования отношений между Израилем и Палестиной, которая уже несколько раз выливалась в кровопролитные столкновения между евреями и арабами, ставившие мир перед угрозой глобальной конфронтации. ЕС, вместе с Россией, США и ООН, является активным участником процесса мирного урегулирования ситуации на Ближнем Востоке. Эта проблема в значительной степени влияет на характер отношений ЕС со странами средиземноморского БСВ.
Во-вторых, ЕС, хотя и далеко не единогласно, де-факто поддержал войну США против иракского режима Саддама Хусейна. Военные формирования большинства стран Союза (за исключением Франции, Германии, Бельгии и ряда других) приняли участие в оккупации Ирака. Сегодня многие из них уже вывели свои войска оттуда, и Европа пытается принимать активное участие в послевоенном обустройстве Ирака.
В-третьих, после 11 сентября 2001 года страны ЕС направили свои вооружённые силы в Афганистан для борьбы с «Аль-Каидой» и «Талибаном». Эти соединения участвуют в военных действиях по сей день. Присутствие формирований ЕС в Афганистане ложится тяжёлым бременем на бюджеты стран ЕС, ведёт к человеческим потерям и вызывает непрекращающиеся требования вернуть эти войска.
В-четвёртых, ЕС выступает на стороне США в его противодействии угрозе создания ядерного оружия Ираном. Очевидно, что в случае обострения ситуации вокруг Тегерана ЕС в той или иной степени окажется вовлечённым в конфликт. При этом возможность Союза повлиять на развитие ситуации вокруг ядерной программы Ирана на сегодняшний день минимальна, что в первую очередь определяется потерей Европой доминирующей политической роли в регионе, которую она играла в нём в первой половине ХХ века.
В-пятых, одним из центральных вопросов политики ЕС на БСВ остаётся проблема взаимоотношений между Европой и Исламом и его политическими структурами. В частности, считается, что легализация исламских партий и их вовлечение в рамки политических процессов в регионе является более безопасной альтернативой их нелегальному существованию, усиливающему расширение влияния фундаментализма на жизнь исламских стран и мусульманских общин в самой Европе. Отмечая, что и сам арабский мир не имеет чёткой позиции по вопросу об отношении к таким новым политическим силам в исламском мире, как «Хамас» в Палестине и «Хезболла» в Ливане, испанский исследователь из мадридского Института арабских и исламских исследований Г. Муньос писала, что «нужно иметь в виду и такой важный фактор, как существование новых политических игроков в регионе, которые быстро набирают вес на фоне существования традиционных сил, тогда как военная реакция или попытки изолировать их политически вряд ли смогут ослабить их»5.
Война в Ираке в 2003 году явилась испытанием отношений между ЕС и США. Раскол среди стран Европы на тех, кто принял участие в войне и кто не послал свои войска в Ирак, казалось бы, продемонстрировал отсутствие единства среди членов ЕС, а главное – углубление кризиса между США, с одной стороны, и двумя ключевыми государствами Союза – Францией и Германией. В состав коалиционных сил в Ираке вошли военнослужащие 15 из нынешних 27 стран ЕС, из которых до 2004 года членами ЕС были только Великобритания, Италия, Испания, Нидерланды, Дания и Португалия.
Отношения между Европой и США обострились, и конфликт привёл к снижению их уровня, однако ухудшение было кратковременным и скорее демонстративным, чем реальным. Американцы переименовали «французский картофель» в «жареный картофель», а некоторые рестораны отказались от продажи французских вин. Однако ни на торговле между США и ЕС, ни на инвестиционных потоках кризис никак не сказался. И торговый оборот, и инвестиции продолжали расти, а ЕС и США оставались друг для друга крупнейшими экономическими партнёрами.
Центростремительные тенденции как внутри ЕС, так и внутри Атлантической коалиции в целом оказались сильнее противоречий. Это отнюдь не означает, что страны ЕС уже выработали основы общей внешней и оборонной политики, которая устроила бы всех членов Союза и США, всё еще продолжающих нести ответственность за безопасность Европы. Скорее это укрепило надежды на возможность политической и военной интеграции Европы и явилось весомым подтверждением необходимости продолжать работу над концепцией внешнеполитической общности и её взаимной координации с американской внешней политикой.
Для Америки, не знавшей военных действий на своей территории со времен Гражданской войны, 11 сентября 2001 года было воспринято как прямая угроза национальной безопасности, борьба с которой оправдывала любые средства, включая действия, выходящие за рамки таких постулатов западной демократии, как права человека или уважение суверенитета других стран. Если европейцы продолжают видеть борьбу с терроризмом в пределах использования законодательства, экономических рычагов и переговоров, для США предотвращение терроризма означает прежде всего нанесение упреждающих ударов по источникам этого зла, при этом определение источников остаётся прерогативой исключительно самих американцев. Если в Вашингтоне считали Саддама Хусейна источником терроризма и обладателем оружия массового поражения, то отказ Парижа и Бонна признать легитимность войны с Ираком вызывал там недоумение и раздражение. Вопрос о том, насколько американская уверенность в злонамеренности Ирака была искренней, остаётся открытым, однако явное неприятие действий США рассматривалось в Вашингтоне как нарушение союзнических обязательств и предательство.
ЕС видит свою задачу в Ираке «помочь стране использовать эффективно собственные ресурсы»6. С 2011 года Союз собирается перейти к сотрудничеству с ним на базе обычной практики оказания помощи. Создаются документы: «Стратегия ЕС в отношении Ирака» и «Многолетняя индикативная программа», в соответствии с которыми будет оказываться дальнейшая помощь. Она направляется в основном на укрепление иракских политических институтов и создание системы управления страной. Одним из важнейших направлений сотрудничества является помощь беженцам и перемещённым лицам. На эти цели с 2006 по 2009 год ЕС ассигновал 145 млн евро. Начиная с 2009 года ЕС намерен обратить особое внимание на проблему возвращения в Ирак беженцев. В качестве важного направления сотрудничества с Ираком ЕС рассматривает и содействие в восстановлении системы образования в стране, которая понесла тяжелые потери после 2003 года.
В октябре 2003 года на Мадридской конференции доноров Ирака при участии ЕС было принято решение ассигновать 33 млрд долларов на его восстановление, из которых 1 млрд предоставила Великобритания и 1,5 млрд другие страны ЕС. Франция платить отказалась, а Европейская комиссия предоставила 518,5 млн евро.
В ноябре 2006 года ЕС и Ирак подписали Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве, которое определяло его масштабы и интенсивность. Помощь ЕС Ираку с 2003 по 2008 год составила 933,1 млн евро в форме грантов7. До 2004 года она предоставлялась по каналам иракского отделения Международного фонда реконструкции, однако после того как деятельность фонда в Ираке была свёрнута, дальнейшая помощь поступала в основном на двусторонней основе, а с 2008 года исключительно на этой основе. На период 2009–2010 годов Европейская комиссия ассигновала на помощь Ираку 65,8 млн евро8.
В январе 2010 года ЕС и Ирак подписали в Брюсселе Меморандум о взаимопонимании в вопросах стратегического партнёрства в энергетической сфере. Меморандум рассмотрел вопросы подключения газовых ресурсов Ирака к снабжению Европы и помощь ЕС Ираку в реформировании его энергетики.
В своём сотрудничестве с Ираком ЕС делает упор на использование европейского опыта, а не на финансовую помощь, считая, что Ирак не относится к категории стран, остро нуждающихся в финансовой поддержке. Зачастую сотрудничество строится на основе финансирования проектов с обеих сторон. Ведутся также переговоры о подписании Соглашения о партнёрстве и сотрудничестве.
Что касается военного участия ЕС в операциях на территории Ирака, то участники коалиции покинули страну, за исключением инструкторов по подготовке кадров армии и полиции. В сентябре 2004 года после длительных переговоров было достигнуто соглашение об участии НАТО в урегулировании ситуации в Ираке. Однако США не удалось убедить руководство блока согласиться на отправку военных сил в поддержку новому иракскому правительству. НАТО лишь пообещала заняться подготовкой кадров для иракской армии и полиции. ЕС в рамках ЕПБО в 2005 году начал программу по обучению иракских полицейских кадров JUST LEX. В страну были направлены 30 специалистов из 17 стран ЕС, а стоимость программы составила около 30 млн евро.
В период Иракского кризиса Франция и Германия продемонстрировали возможность несовпадения интересов Европы и Америки, что заставило Вашингтон, несмотря на явное недовольство позицией этих стран, начать поиск компромисса и восстановления партнёрства. При этом можно с уверенностью сказать, что партнёрство между США и Европой после Ирака стало чуть “более равным”. Оно стало бы ещё “более равным”, в случае если бы Европа предприняла собственные инициативы по борьбе с терроризмом и решению проблем Ближнего Востока. Причём такого рода инициативы с американской точки зрения должны были бы быть подкреплены европейским ресурсным обеспечением.
Правительства стран-членов Евросоюза согласились разработать санкции в отношении Ливии, где продолжается жестокое подавление акций протеста. Об этом сообщает Reuters.Решение, по данным агентства, было принято в среду, 23 февраля, на встрече дипломатов в Брюсселе. На принятии санкций настаивали Франция и Германия, предложившие, в частности, ввести эмбарго на поставки оружия в Ливию, заморозить активы руководителей страны, а также ввести ограничения на их въезд в страны ЕС.

Список литературы

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.«Why Europe must engage with political Islam», 10 papers for Barcelona 2010, EU Institute for Security Studies, 2010, P. 32.
2.A Secure Europe in a Better World, European Security Strategy, Brussels, 12 December 2003, P. 8.
3.CAPACITY BUILDING PROGRAMME FOR IRAQ 2009-2010 European Commission – External Relations 15/07/09.
4. Capacity Building Programme for Iraq 2009-2010, European Commission – External Relations, 15/07/09.
5.Conflict Barometer 2008. Heidelberg Institute For International Conflict Research (HIIK). November 30, 2008
6.EU High Representative Javier Solana and EU Commissioner for External Relations Benita Ferrero-Waldner/ Statebuilding for Peace in the Middle East: An Action Strategy, Brussels, 2007. .
7.K. Katzman, Iran: U.S. Concerns and Policy Responses, March 11, 2010, CRS, Wash., DC, P. 52.
8.Maria Gianniou, The Policies of the Mediterranean EU Countries towards the Israeli- Palestinian Conflict: Leaders or Followers? , October 2007, Rethimnon, Crete, P.5.
9.Volker Perthes, America's “Greater Middle East” and Europe: Key Issues for Dialogue, Journal, Middle East Policy Council, Volume XI, Fall 2004, Number 3.
10.W. Troszczynska-van Genderen, “The case for Stronger EU Engagement with Post-Election Iraq”, ISSOpinion, March 2010, P. 2.
11.W. Troszczynska-van Genderen, «The case for Stronger EU Engagement with Post-Election Iraq», ISSOpinion, March 2010, P. 2.
12.Никитин А.И. Международные конфликты и их урегулирование // Мировая экономика и международные отношения. 2006. № 2. С. 4
13.Родин Л., Фролов А. Роль посредничества в урегулировании межнациональных конфликтов // Международная жизнь. – 1992. – № 8-9.
Очень похожие работы
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.00489
© Рефератбанк, 2002 - 2024