Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Курсовая работа*
Код |
339268 |
Дата создания |
07 июля 2013 |
Страниц |
20
|
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 19 декабря в 12:00 [мск] Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
|
Содержание
Содержание
Стр.
Введение.......................................................................................................................3
I. Понятие миф и происхождение мифологии……………………………………..4
II. Понятие и сущность ритуала…………………………………………………….9
III. Соотношение мифа и ритуала…………………………………………………14
Заключение………………………………………………………………………….18
Список использованной литературы……………………………………………...20
Введение
Соотношение мифа и ритуала
Фрагмент работы для ознакомления
II. Понятие и сущность ритуала
Для начала попробуем определить, что такое ритуал. Ритуал - это действия, которые совершаются во внутреннем пространстве общего поля сознания мира и имеют выражение во внешней структуре поведения.
Эти действия направлены на достижение определенного результата, как во внутреннем, так и во внешнем пространстве. Во внутреннем пространстве ожидается достижение более высокого уровня понимания мира, а во внешнем пространстве могут быть знаковые подтверждения этого более высокого проникновения в сферы сакрального, то есть осознанного.
«Ритуальное действие наполнено магическим ощущением подлинности. Оно и переживается по-иному, создавая иное эмоциональное поле субъекта. Вероятно, поэтому общество узурпирует ритуал. Внутри ритуал полон смысла. Как отмечает Л.Т. Ретюнских, он есть внутреннее бытие чувства»2. Природа составляет биологическое основание жизни, ритуал же вносит качественную определенность в жизнь человека.
«Ритуал, понимаемый как комплекс повторяющихся, закрепленных архетипических действий (телодвижений и звуков), согласно идее М. Элиаде, есть попытка возврата в момент генезиса Бытия, в сакральное время»3.
Каждый человек может иметь собственную интерпретацию момента генезиса, т.е. собственный набор ритуальных действий; важно, что, исполняя их искренне, с полной самоотдачей, отрешаясь от жизни, человек выходит из временного потока в настоящее.
Ритуал есть такое состояние бытия, в котором нет привычных понятий движения (как последовательности событий), времени (как фона, на котором меняются события), пространства (как набора всевозможных траекторий движения).
Непременным условием существования ритуала М. Элиаде считал его постоянное повторение: сознание входит в Сакральное Настоящее и выходит из него в профанное время. Важен именно сам момент перехода, поскольку в сакральном времени сознания как рефлексии на Я - образе еще нет, а в обычном состоянии оно уже полностью отождествлено с ним. И только момент входа-выхода позволяет ощутить себя как сгусток осознавания, оставаясь еще свободным от своего Я - образа.
Исполняя ритуал с полной самоотдачей, человек своим восприятием входит в те пласты психики (во внутреннее), где этот архетип существует — а для понимания воспринимаемого ему необходим какой-то способ толкования, первичный миф, разворачивающий и утверждающий систему необходимых понятий, предикатов и их соотношений.
Таким образом, понимая культуру как результат способа толкования некой группы символов, можно сказать, что ритуал — это способ восприятия и толкования базовых символов культуры, осуществляемый посредством поведенческих действий.
Ритуалы способствовали преднастройке, регулировали соответствующее поведение. Ритуалы как средства овладения психикой составляли важную часть самого образа жизни. Критика и перестройка любого образа жизни, его внедрение должны предполагать, в частности, и соответствующий новый психорегулятивный компонент, то есть эффективные внутренние средства саморегуляции и самоорганизации.
Ритуализация в поведении имеет значение для «Я» всех участников. Ритуалы и символы, правила поведения и приветствия — это то, чему необходимо хранить верность, нечто незыблемое. Любая перемена может быть расценена окружающими вовсе не как позитивная эволюция, но как предательство общих интересов.
Ритуал, кроме формального, навязанного значения, имеет и более глубокий смысл. В суете и бездне бытия надежным способом удержания себя от распада выступает ритуал, совершаемый искренне, достойно и некомментируемо.
Именно ритуал, который является действенным способом практического проживания предлагаемого индивидуального мифа, сбивает и удерживает вокруг исполнителя его экзистенциальную метрику — ритуал, вытекающий из самого исполнителя, но который задается извне и оформляется, становясь невербальной составляющей будущей индивидуальной аксиоматической базы человека. Ритуалы можно также классифицировать на позитивные и негативные. Позитивные ритуалы обычно связаны с освящением или обновлением объекта или индивида, а негативные – с установлением запрета или табу. Слово «табу» применяется к тем ритуалам, которые затрагивают нечто такое, что следует обходить, чего нужно остерегаться. Таким образом, негативные ритуалы фиксируются на запретах, с которыми связано множество бесконечно многообразных правил и норм поведения.
Негативные ритуалы всегда выступают в паре с позитивными. Рождение ребенка, помазание царя, вступление в брак или смерть получали как негативное, так и позитивное ритуальное оформление. Ритуалы, связанные с рождением или смертью, например, фокусируются вокруг младенца или трупа, и тем самым приписывают первому или второму статус табуированного. Ритуал — воплощенное в конкретном действе концентрированное отражение обычаев и традиций, возникающее в переломные, значимые для личности и общности моменты социогенеза.
«В общем виде, ритуал — специфический вид деятельности индивида, заключающейся в том, что в специально организованном пространстве в специально отведенное время он моделирует желаемую реальность через креативное воспроизведение формулы целостного действа, сложившегося в ходе филогенеза, актуализирует такой способ отражения реалий окружающего мира в сознании, при котором субъект отражения, действующий в ситуации «здесь и сейчас», наполняет собственным смыслом устойчивые (выработанные человечеством) образы и формулы»4.
По сути дела, ритуал есть творческое и каждый раз уникальное присвоение и усвоение индивидом некой общечеловеческой нормы. В ритуализации, затрагивающей проблему передачи опыта человечества из поколения к поколению и функций этого опыта в социально-типическом поведении личности, предстает реальный факт существования класса надсознательных надындивидуальных явлений.
Надсознательные явления имеют социальное происхождение. В их основе лежит объективно существующая и являющаяся продуктом совместной деятельности человечества система значений, опредмеченных в той или иной культуре в виде различных схем поведения, социальных норм и т.п.
Антропологу М. Дуглас принадлежит следующее определение: ритуалы - это определенные типы действий, служащие цели выражения веры или приверженности определенным символическим системам. Социологическое понимание ритуала имеет по необходимости более общий характер. Ритуал, по определению В.Фукса, это социально регулируемая, коллективно осуществляемая последовательность действий, которые не порождают новой предметности и не изменяют ситуацию в физическом смысле, а перерабатывают символы и ведут к символическому изменению ситуации. Здесь ритуал - не обязательно религиозное явление.
Проблема функций ритуала решается в зависимости от того, как понимается связь между ритуалом и повседневной жизнью. В одном случае предполагается, что ритуал есть явление, производное от быта. Эта точка зрения весьма распространена. Именно для нее характерно понимание ритуала как разновидности обычая. В другом случае утверждается противоположное влияние ритуала на быт. Ритуал понимается как некий механизм, регулирующий или санкционирующий явления повседневной жизни. В обоих случаях имеет место презумпция наличия связей между бытом и ритуалом. Им противопоставлен взгляд на ритуал как на нечто самоценное, самодостаточное, не имеющее (или почти не имеющее) связей с бытом.
Количество функций, приписываемых ритуалу, стало столь велико, что появилась необходимость как-то их упорядочить. К. Сарингулян предложил сгруппировать их в соответствии с реализацией двух противонаправленных тенденций динамического механизма культуры: дистанцирования и аппроксимирования.
К группе функций, выражающих дистанцирующую направленность культуры, он относит такие, как поддержание определенной иерархии социальных статусов (стратификация); подавление импульсивности поведения индивидов и канализирование их эмоций (деонтизация); членение времени (хронометрия); сублимация психических напряжений (социальная психогигиена) и др. Если перечисленные функции ориентированы на разделение, дифференциацию, то вторую группу составляют те функции, которые направлены на снятие различного рода (сословно-классовых, возрастных профессиональных, пространственно-временных, экологических, психологических, информативных и пр.) дистанций, наличествующих в жизни социальных общностей и индивидов.
Этот ряд включает функции:
а) интериоризации социокультурных норм;
б) утверждения групповой солидарности (психологическая интеграция);
в) фиксации и воспроизводства системы исторически выработанных культурных значений (сигнификация);
г) установления информативного и эмоционально-психологического контакта с историческим прошлым (мемориализация);
д) закрепления за индивидом новых социальных ролей как средства включения его в группу или изменения его статуса в рамках последней (инициация);
е) социального освоения пространственной среды и т. д.
III. Соотношение мифа и ритуала
Тысячелетиями сознание человека живет в квазиреальности мифа. Так было в глубокой древности, так пребудет и в грядущем. Миф никуда не уходил из нашей жизни.
Сменялись династии, царства и религии; эпохи проходили одна за другой; а мифология все так же оставалась в нашем сознании. Иное дело, что когда-то мысль человеческая не имела другой пищи, кроме мифа. А потому и все толики нашего разума пронизывало одно лишь мифологическое мировоззрение.
Наряду с мифологией существует и религия. Но чем отличается мифологическое мировоззрение от религиозного?
Вопрос о соотношении ритуала и мифа в древности дискуссионен. Согласно довольно распространенной точке зрения, миф предшествует ритуалу: миф – это некоторое содержание, мотивирующее ритуал, который, следовательно, выступает как форма, план выражения мифологического сознания, инсценировка мифа.
Проблема отношений мифа и ритуала в современной науке во многом представляет собой пресловутую проблему курицы и яйца. Исследователи мифологии спорят, что возникло раньше – миф или обряд – и, соответственно, миф объясняется через обряд – или обряд объясняется мифом.
В мифологическую эпоху ритуал был основой и нервом религии. Он втягивал в себя весь коллектив, сплачивал социум, контролировал социальные статусы человека, выявлял и санкционировал основные ценности, актуальные для коллектива.
Между тем само существование этой проблемы вызвано, как кажется, не в последнюю очередь тем, что если под "ритуалом" все понимают примерно одно и то же, то природа мифа сама является объектом оживленных дискуссий. Теория мифа, несмотря на свою почтенную историю, продолжает оставаться in statu nascendi, и однозначной и общепринятой дефиниции мифа не существует.
Понимание всякого ритуала невозможно без понимания той системы веры, к которой он относится. Большинство ритуалов имеют в своем основании миф. такие ритуалы можно назвать имитативными, поскольку они воспроизводят тот или иной миф или один из аспектов мифа. Лучшим примером имитативного ритуала может служить ритуал начала нового года, который очень часто воспроизводит миф о сотворении мира.
Ритуал является неотъемлемой частью мифического способа мышления. Дж. Фрезер ставит ритуал даже выше мифа, полагая, что миф есть не более чем приложение к ритуалу. Другие, напротив, считают обряд воспроизведением мифа (З. Фрейд, Б. Малиновский).
Обряд поясняется мифом, или миф проявляет себя в ритуале. Так, например, миф опосредует восприятие «священного», а ритуал – его творит и актуализирует, становясь тем самым «священно-действием». По мнению Топорова и миф, и ритуал стали теми важнейшими вехами в истории, которые отразили переход человека от природного, «необузданного» состояния к культурному и социальному.
Важнейшая функция мифического времени и самого мифа - создание модели, примера, образца. Оставляя образцы для подражания и воспроизведения, мифическое время и мифические герой одновременно источают магические духовные силы, которые продолжают поддерживать установленный порядок в природе и обществе; поддержание такого порядка также является важной функцией мифа.
Эта функция осуществляется с помощью ритуалов, которые часто прямо инсценируют события мифического времени и даже включают иногда рецитирование мифов.
В ритуалах мифическое время и его герои не только изображаются, но как бы возрождаются с их магической силой, события повторяются и реактуализируются. Ритуалы обеспечивают их «вечное возвращение» и магическое влияние, гарантирующее непрерывность природных и жизненных циклов, сохранение некогда установленного порядка.
Миф и ритуал составляют две стороны - как бы теоретическую и практическую - того же феномена. Однако наряду с мифами, имеющими ритуальный эквивалент, есть мифы, не имеющие такого эквивалента, равно как и ритуалы, лишённые своего мифологического двойника.
В ритуале, как и в мифе, главное - структура, «положительные или отрицательные оценки героев, та или иная мотивация их поступков вторичны по отношению к самим действиям, составляющим синтагматическую структуру»5.
Таким образом, основным содержанием такого ритуала является схема порождения системы категорий, определяющей и мифологические представления. И в силу этиологизма мифологического мышления, в котором "причина" вещи есть её "сущность", по этой схеме, в этих категориях и будет восприниматься мир.
Поскольку содержание ритуала развернуто в последовательность действий, он сопровождается мифом, «священным сказанием», объясняющим «сюжет» культового акта. Тот, кто совершает ритуал, принимает на себя функции тех сакральных фигур, что стали его источником.
Система ритуалов, язык и мифология конкретного народа, – это три различные семиотические системы, каждая из которых представляет собой определенное содержание (информацию о мире) и специфический для данной конкретной семиотики способ хранения и передачи этой информации из поколения в поколение. Ритуал имел своей целью, если обратиться к древностям Индии и Китая, воспроизводить установленный богами порядок, закон и правила.
Сценарии при проведении ритуала – мифологичны, как исток самой жизни, наполненный благом. Древние считали, что через какое-то время этого блага становилось всё меньше и меньше - источник скуднее, так-так нарушался миропорядок и нуждался в обновлении, как и все вещи.
Человек погружался в миф, проживал его и приобщался к космическим процессам. И в момент переживания мифа в ритуале, по словам А.В Лосева жизнь человеку « предстаёт как бесконечный символ, сложившийся миф». Если обратиться к мифу, то обнаруживаем, что в мифе всегда есть герой, как и в ритуале – жрец.
М. Мюллер объясняет происхождение мифа через слово, а ритуально-социологическая концепция рисует иную картину мифопоэтического генезиса. Речь идет о ритуале как прообразе мифа.
И ритуал этот отражает «более или менее систематическую связь правил поведения, которые относятся к обычаям частной и общественной жизни, социальному порядку, к природе, к образу жизни вообще»6.
Список литературы
"Список использованной литературы
1.Зыкова М.Н. Психолого-педагогическое воздействие фольклора на личность учащегося: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Курск, 2002.-32 с.
2.Леви-Стросс К. Мораль мифов. // Мифологики. – Т.3. Происхождение застольных обычаев. – М.; СПб. 2000. – 400 с.
3.Лосев А. Ф. Миф. Число. Сущность. М., 1994.- 900с.
4.Мелетинский Е. М. Мифологический словарь.. Москва.: Советская Энциклопедия. 1995.- 426 с.
5.Ретюнских Л.Т. Игра как она есть, или Онтология игры. М.-Липецк, 1997.-254 с.
6.Смирнов М. Ю. Российское общество между мифом и религией: Историко-социологический очерк. — СПб.: Санкт-Петербург. ун-та, 2006. — 228 с.
7.Смыслы мифа: мифология в истории и культуре. Сборник в честь 90-летия профессора М.И. Шахновича. Серия «Мыслители». Выпуск №8 - СПб.: Издательство Санкт-Петербургское философское общество, 2001. - 380 с.
8.Хюбнер К., Истина мифа, М: Республика, 1996,- 180 с.
9.Элиаде М. Аспекты мифа: Пер. с фр. М., 1996.-230 с.
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.01023