Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Курсовая работа*
Код |
337198 |
Дата создания |
07 июля 2013 |
Страниц |
22
|
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 14 ноября в 12:00 [мск] Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
|
Содержание
Введение
Глава 1. Игра как феномен культуры
1.1. Роль игры в жизни человека
1.2. Проявление игрового начала в культуре
Глава 2. Игровое начало в русской культуре
Заключение
Список литературы
Введение
Игровые начала в русской культуре(больше внимания уделить подвижным играм)
Фрагмент работы для ознакомления
К теории Ст. Холла близок французский психолог Ж. Пиаже, который рассматривает игру в рамках концепции генетической психологии как механизм, формирующийся и развивающийся в биологическом развитии организма на различных стадиях. Ж. Пиаже рассматривает несколько видов игр, которые последовательно осваивает ребенок в процессе своего развития: игра-упражнение, символическая игра и игра с правилами.
Такие ученые как Й. Хейзинга и Э. Финк рассматривают игру в культурологическом плане, как один из феноменов культуры: «игра понимается как явление культуры, а не – или во всяком случае не в первую очередь – как биологическая функция»5.
Немецкий философ Э. Финк обращается к игре в работе «Основные феномены человеческого бытия». Наряду со смертью, трудом, господством и любовью, игра, по мнению Э. Финка, относится к основным феноменам человеческого бытия. Так как игра попадает в категорию основных человеческих феноменов, то, соответственно, игра есть «исключительная возможность человеческого бытия»6. Кроме того, игра является набором определенных способностей, знаний и умений, потому что игра есть «действие, практика общения с воображаемым. В человеческой игре наше бытие действенно отражается в себе самом, мы показываем себе, чем и как мы являемся»7. Таким образом, по мнении. Э. Финка, игру можно рассматривать как зеркало наших способностей и возможностей, когда мы сталкиваемся с бытием при решении собственных задач, вызванных этим столкновением. Человек вступает в игру и «человек играет тогда, когда он празднует бытие»8. Другими словами, человек играет тогда, когда бытие вступает с ним в непосредственное взаимодействие и только такое взаимодействие порождает игру, а праздник – это и есть игра. Обычному, будничному искусственно придают статус необычного и ведут себя согласно правилам, которые характеризуют такое праздничное поведение. Повседневное легко переходит в игру так же, как и игра легко переходит в повседневное.
В работе Й. Хейзинги «Homo Ludens» игра рассматривается как культурный феномен: «Игра в культуре предстает … как некая данность, предшествующая самой культуре»9. Другими словами, игра настолько привычна для культуры, что воспринимается как нечто естественное, как то, с чем сталкиваются настолько регулярно, что перестают замечать. Кроме того, историк говорит о главной функции игры: «Она [игра] необходима индивидууму как биологическая функция, и она необходима обществу в силу заключенного в ней смысла, в силу своего значения, своей выразительной ценности, а также духовных и социальных связей, которые она порождает, - короче говоря, как культурная функция»10.
Й. Хейзинга выделяет несколько отличительных признаков игры, выделяющих ее среди других форм поведения. Первым и основным признаком игры является свобода. Вторым признаком историк называет ее выход из «обыденной», «настоящей» жизни. Третий признак игры – замкнутость, отграниченность: «Она [игра] «разыгрывается» в определенных границах места и времени. Ее течение и смысл заключены в ней самой»11.
Й. Хейзинга рассматривает не только признаки игры, но и ее свойства и функции. Наиболее важным свойством игры ученый считает повторяемость игры, ее порядок: «Игра устанавливает порядок, она сама есть порядок»12. О функции игры Й. Хейзинга говорит следующее: «Игровая функция, в тех ее высших формах, что мы здесь рассматриваем, может быть сразу же сведена в основном к двум аспектам, в которых она себя проявляет. Игра – это борьба за что-то или показ, представление этого что-то. Обе эти функции могут и объединяться, так что игра «представляет» борьбу за что-то или же превращается в состязание в том, кто именно сможет показать что-то лучше других»13. Другими словами, в игре всегда существует нечто, к чему стремятся игроки, вступив между собой в игровые отношения. Другой стороной игры является то, что она может представлять нечто, или игроки могут играть, как актеры на сцене, при этом оставаясь самими собой.
1.2. Проявление игрового начала в культуре
Говоря о первоначальности игры над культурой, Й. Хейзинга доказывает, что все существующие элементы культуры не только происходят из игры, но и продолжают оставаться игрой, но эта игра становится игрой не для всех и не для каждого, и многие из них требуют определенных знаний и умений, которые доступны не для всех. Таким образом, игра теряет свою массовость и становится элитной. Рассмотрим эволюцию игры в концепции Й. Хейзинги.
«Поэзия родилась в игре и продолжала существовать в игровых формах. Музыка и танец была чистой игрою. Мудрость и знание обретали словесное выражение в священных обычаем играх, проходивших как состязание. Право выделилось из игр, связанных с жизнью и отношениями людей. Улаживание споров оружием, условности жизни аристократии основывались на игровых формах»14. Таким образом, всевозможные виды культур и проявления различных элементов культуры (право, военное дело, философия, искусство во всех его проявлениях, спорт) порождены игрой. Поэтому Й. Хейзинга делает такой вывод: «Культура, в ее первоначальных фазах, играется. Она не произрастает и игры, как живой плод, который высвобождается из материнского тела, она развертывается в игре и как игра»15. Кроме того, человеческая игра сама по себе также является элементом культуры. То есть одна культурная форма переходит в другую и возможен обратный переход.
Культура как бесконечные взаимоотношения между людьми, которые беспрерывно соревнуются между собой, строится по игровому принципу. «Техника, пресса, реклама во всем подталкивают к конкуренции и делают возможным удовлетворение этих стремлений. Коммерческое соревнование не принадлежит к области изначальных, священных игр»16. Однако, коммерция хоть и не принадлежит к древним, священным играм, она, тем не менее, создает новое игровое пространство, когда правила игры – загадки-ловушки – придумывает коммерсант, а игрок-покупатель старается их разгадать и не попасть в эти ловушки. Проигрышем в данной ситуации является бессмысленная трата денег на ненужный товар или товар низкого качества. В торговле между покупателем и продавцом идет постоянная игра, кто кого переиграет.
В современном обществе, по мнению Й Хейзинги, различия между игрой и не игрой стираются. Этот факт связан с эволюцией игры и с тем, что игра пронизывает всю культуру от самых оснований и простых форм поведения до самых сложных и многоходовых форм поведения, когда игра воспринимается одновременно и как часть обыденной жизни, и как искусство разыгрываемого в этой жизни.
Одним из главных элементов современной игровой культуры является спорт, который берет свое начало еще в древности. Первобытные люди активно осмысляли окружающий мир посредством игровых форм. Такими игровыми формами были ритуалы и обряды, которые сопровождали самые важные моменты в жизни первобытного человека. Перед тем, как уйти на охоту, охотники рисовали наскальные изображения животных, проигрывая в воображении и в высшем, мистическом плане, процесс охоты и ее результат. Ведь проигранная в лицах ситуация, становится менее опасной и придает участникам уверенность. Древние охотники, проводившие эту игру и выжившие в процессе игры, верили, что выживут и в реальности.
Одной наскальной живописью эта «проигровка» будущих событий не ограничивалась. К ней добавлялись ритуалы и обряды, главной целью являлась проверка того, насколько индивидуум знает правила поведения, обычаи и законы общества, способен ли он в совершенстве владеть своим телом. В ритуалах испытывалось мужество и сила охотников, их выносливость и способность переносить физическую боль. Для проверки физической ловкости устраивались различные игры и поединки. И именно из такой «игровой подготовки» впоследствии сформировался спорт. Однако Й. Хейзинга говорит об утрате спортом своего игрового начала: «Игра обрела серьезность, игровое настроение из нее более или менее улетучилось»17.
Вообще, говоря о современной культуре и проявления в ней игровых начал, можно выявить две тенденции. Первая заключается в том, что такие игровые элементы культуры, как спорт, искусство, все более ожесточаются в своей серьезности и утрачивают игровое начало, но по-прежнему продолжают считаться игрой. Вторая тенденция характеризуется противоположным положением вещей, то есть серьезное занятие (например, политика, коммерция) вырождается в игру, но продолжает считаться серьезным. Таким образом, на современном этапе развития культуры происходит смешивание игрового и не игрового, и граница между ними практически неразличима.
Однако в современной культуре сохранились и чисто игровые формы: карнавалы, народные игры и гулянья и так далее. Карнавалы берут свое начало в Древнем Риме. Примерно в IV веке до нашей эры в Риме стали устраивать праздники не религиозного, а светского характера. Они тоже носили характер ритуальных действ, но если раньше поводом было празднование важных хозяйственных дат (виналии, праздник сбора винограда; сатурналии, праздник посевов; консуалии, праздник жатвы и другие), то для этих празднеств одним из важных мотивов являлось освобождение от повседневного, выплеск эмоций и желание вседозволенности.
Кроме этого, важнейшей внутренней мотивацией и пружиной народных праздников являлось карнавальное начало, стремление в игровой форме приобщиться к высшему миру идей и бессмертных мировых начал. В культурах и обычаях всех наций, народные празднества выражают стремление к осмыслению мира, не физического, но духовного – причем, своеобразным неофициальным, народным способом. То есть, альтернативно религиозному, политическому, научному подходу, народные праздники представляли собой мифопоэтический выход за рамки повседневности, карнавальный способ соединения с небесным, идеальным.
Естественно, что такие мероприятия проводились в формате игры – массовой, всенародной. Потому что только в игре, в «отказе от серьезности» возможны подобные формы самовыражения связанных обязанностями и законами людей.
Массовость, «эффект толпы», атмосфера выхода за привычные рамки возводила народные гуляния и праздники в статус важных социальных и культурных событий. Конечно, с течением многих столетий эмоциональное содержание подобных праздников постепенно выхолащивалось, становилось более «общественно приемлемым», более цивилизованным. Однако и в наши дни карнавалы остаются одной из главных составляющих современной культуры в разных странах мира. Современные Карнавалы, также как и их античные «предки», поражают воображение. Ежегодно в Бразилии, Испании, Франции, Германии и других странах мира проводятся красочные и яркие шествия и представления, продолжающие традиции древности и средневековья.
Таким образом, культура каждой страны и по сей день сохранила игровые традиции древности. Конечно, формы проявления игрового начала претерпевали изменения, игра эволюционировала. Многие компоненты современной культуры «выросли» из игры (например, музыка, искусство, спорт), другие, наоборот, переросли в игру (например, коммерция, политика). На данный момент наблюдается стирание границ между игровым и не игровым. Но неизменным остается одно: игра – это феномен культуры, ее основа и один из главных компонентов.
Глава 2. Игровое начало в русской культуре
Подвижные игры занимают одно из центральных мест в системе игр народной культуры. Подвижные игры – это сложная эмоциональная двигательная деятельность, обусловленная четко установленными правилами, дающими возможность выявить количественный результат или качественный итог. Различают три основных класса подвижных игр: некомандные, переходные, командные.
В простейших некомандных играх отсутствует необходимость добиваться цели общими усилиями. Каждый играющий действует независимо, только по правилам игры. В переходных к командным играм появляются элементы согласования действий внутри отдельных групп играющих. В начале участники действуют самостоятельно, но по мере развития сюжета игры образуются группы, в которых при решении отдельных задач приходится действовать согласованно. В командных играх соревнования происходят между игровыми командами. Действия отдельных участников здесь подчинены интересам всей команды. Поставленная цель достигается главным образом согласованными действиями играющих. Для определения результата игры необходимо судейство.
Возрастные степени согласованности действий требуют от участников не только психологической перестройки, но и владение навыками более сложных движений, необходимых в командной деятельности. Следовательно, содержание игровой деятельности усложняется по мере перехода от командных действий к командным играм. Чем элементарнее отношения между играющими, тем проще содержание игры. Наибольшей сложностью отличаются командные игры, где, наряду с отличным владением двигательными навыками, необходима высокоорганизованная тактика действий всего коллектива.
Внутри некомандных игр принято выделять две группы: игры с водящими и без водящих. На две группы подразделяются и командные игры: с одновременным участием всех играющих и с поочередным участием – эстафеты. В свою очередь, эти группы могут подразделяться на более мелкие – по такому, например, признаку, как форма организации. Так эстафеты подразделяются на линейные, встречные, круговые. Еще более детальная классификация игр основывается на их делении по содержанию двигательных действий. Различают игры имитационные (с подражательными движениями), с перебежками, преодолением препятствий, сопротивлением, ориентировкой (по слуховому и зрительному), с предметами. Особую группу составляют музыкальные игры, использующие действие под музыку (танцы, пение). Очень специфичны игры на местности, требующие специальной подготовки. Они довольно сложны для проведения.
Таким образом, подвижные игры имеют свою четкую классификацию. Однако все русские национальные подвижные игры обладают некими схожими чертами. Для большинства русских игр характерны простота, общедоступность, широкая распространенность среди других народов. Это сочетается с ярко выраженным национальным своеобразием характера игр и тех форм, в которых эти игры бытуют среди самих русских людей. Другими словами, русским народным играм свойственна гармоничность сочетания самобытного национального начала с интернациональным. Этому способствует поразительное многообразие видов, разновидностей, вариантов многих игр (таких, например, как «Бабки», «Лапта», «Чижик», «Жмурки», «Салки»).
Наиболее элементарные из игр зародились еще в глубокой древности и внешне напоминают игры животных. Это простейшие игры с бегом и ловлей друг друга (например, «Догонялки», «Ловишки», «Салки»), игры с прыганием и лазанием по деревьям (например, «Подпрыгивание», «Качание на суку», «Салки по деревьям»), детская борьба-возня и подобные. Вместе с тем эти игры служат выражением человеческих взаимоотношений. Большое количество игр является прямым отображением семейно-бытовых и социальных отношений на разных этапах исторического развития («Ящур», «Невеста», «Война», «Городок», «Казаки-разбойники» и другие). Многочисленны игры, воспроизводящие в условной игровой форме различные трудовые процессы, включая земледелие, главное занятие славян («Уж мы просо сеяли...», «Лен», «Мак», «Капуста» и другие).
Список литературы
1.Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 1990.
2.Былеев Л.В. Сборник подвижных игр. М., 1960.
3.Григорьев С.В. Игра и самосознание культуры. Статьи, исследования, доклады. М., 2005.
4.Гросс К. Душевная жизнь ребенка. Киев, 1916.
5.Гуревич П.С. Игра // Культурология. XX век. Словарь. СПб., 1997.
6.Жуков М.Н. Подвижные игры. М., 2000.
7.Зеньковский В.В. Психология детства.
http://prazdnikdeti.narod.ru/Konf2004_2/10_Kapterev_Zenk.htm
8.Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские народные подвижные игры. М., 1995.
9.Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. М., 1986.
10.Оуэн Г. Теория игр. М., 1971.
11.Финк Э. Основные феномены человеческого бытия.
http://www.socioline.ru/uploads/fink.zip
12.Хейзинга Й. Homo Ludens. Человек играющий. Статьи по историикультуры. М., 2003.
13.Хренов Н.А. Человек играющий в русской культуре. СПб., 2005.
14.Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании человека // Собр. Соч. в 7т. Т.6. М., 1957.
15.Шинкаренко В.Д. Смысловая структура социокультурного пространства: игра, ритуал, магия. М., 2005.
16.Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. М., 1994.
17.Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999.
18.http://igrology.ru
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.00471