Вход

концепт заботы о себе

Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Курсовая работа*
Код 330828
Дата создания 08 июля 2013
Страниц 26
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 18 ноября в 12:00 [мск]
Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
1 310руб.
КУПИТЬ

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ

1 «ЗАБОТА О СЕБЕ» КАК СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ КОНЦЕПТ
1. 1. Общая характеристика концепта «заботы о себе»
1. 2. Динамика концепта «заботы» о себе в историческом контексте

2. КОНЦЕПТ «ЗАБОТЫ О СЕБЕ» В УЧЕНИИ СОКРАТА И СОФИСТОВ
2. 1. Забота о себе и забота о государстве
2. 2. Понятие эпимелейи как компонента структуры заботы о себе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА:

Введение

концепт заботы о себе

Фрагмент работы для ознакомления

Концепт заботы также находит свое место в Средневековой философской мысли. Так, в «Созерцательной жизни» Филона, а также во второй «Эннеаде» Плотина употребляется понятие epimeleia. Встречается оно в христианской аскетике у Мефодия Олимпийского, Василия Кесарийского, Григория Нисского («Жизнь Моисея», «О блаженных») и др. Основная идея христианского подхода к данному концепту заключается в том, что аскеза должна начинаться с заботы о себе.
До IV—V веков понятие заботы о себе соотносится с античной (греческой, эллинистической и рим­ской), а также средневековой (христианской) духовностью, представляя собой «настоящий свод установ­лений касательно способа быть, действовать, форм рефлексии, практик»22. При этом данный концепт проходит длительный этап эволюции (с V в. до н. э. – по V в н. э.)от первых форм философской мысли до первых форм христианской аскетики. Если в начале возникновения концепт заботы о себе (epimeleia heautou) отождествлялся с античным «Познай самого себя» (gnothi seauton), то впоследствии происходит дифференцирование данных идей. Исследуя данный аспект Фуко, отмечает, что концепт заботы о себе в различных философских текстах определяется посредством таких принципов, как23:
- заботиться о себе;
- находить сча­стье только в себе;
- заниматься самим собой;
- печься о себе;
- уйти в себя;
- уважать самого себя;
- быть себе другом;
- довольствоваться собой;
- отступить в себя;
- чтить самого себя;
- пребывать в себе самом, как в крепости;
- оставаться наедине с собой и др.
Однако в силу сложившихся определенных традиций данные формулировки в настоящий момент имеют скорее негативную коннотацию и не укладываются в основу какой бы то ни было морали. Напротив, они расцениваются как проявление эгоизма, как «скандальное самоутверждение индивида, застрявше­го на эстетической стадии» и «свиде­тельство отступления, когда кто-то, будучи не в силах своими руками и ради себя самого сделать так, чтобы его окружение вело себя сообразно некой коллективной морали, и, видя, как она разлагается, решает впредь только собой и заниматься»24. Напротив, в античной философии концепт заботы о себе имеет исключительно положительную коннотацию. Интересно, что именно на его основе впоследствии будут сформированы жесткие, ограничительные моральные нормы средневекового общества. Соответственно, не христианская мораль, а именно стоическая и киническая (и даже в определенной мере эпикурейская) становятся началом данных норм.
Таким образом, как отмечает Фуко, существует определенный исторический парадокс концепта заботы о себе: то, что в течение нескольких веков считалось необходимой добродетелью, в наше время приобретает оттенок «эгоистического самоутверждения» или «уход в себя». С другой стороны, принцип «занимайся са­мим собой» и основанную на данном принципе мораль мы находим в христиан­ской, и в современной нехристианской морали, однако в определенном трансформированном виде. В современной интерпретации они распространяются по отношению к обязанностям, направленным на другого человека, (группу, класс, страну и т. д.): «Христианство и современ­ный мир подвели под все эти темы, все эти требования морали новый фундамент не-эгоистической этики, притом что взросли они на иной почве, там, где главенствовало обязательство за­ниматься самим собой»25. По этой причине, считает М. Фуко, собственно концепт заботы о себе мог отойти на второй план и меньше рассматриваться в исследованиях историков.
Другой причиной «смещения» в историческом контексте концепта заботы о себе и его вытеснение «заботой о других», по мнению Фуко, стал так называемый «картезианский момент». Суть его заключается в неточности определения концепта «заботы о себе». «Картезианский момент»...прибавил философской значимости принципу gnothi seauton (познай са­мого себя) и, напротив, отнял ее у cpimeleia heautou (заботы о себе)» 26. Проблема также заключается в том, принцип «Познай самого себя» стал толковаться основное условие доступности человеку истины. Между тем различие «между сократовским gnothi seauton и декартовским философским демаршем» достаточно велико.
Если рассматривать философскую мысль как форму мышления, которая, среди прочего, направлена на исследование причинности существования истинности / ложности и возможности их различения, то духовность будут определять те трансформации субъекта (аскеза, очищение, смена образа жизни и др.), которые тот произведет в себе для получения «доступа» к истине. Это своего рода цена, которую субъект должен заплатить за получение данного доступа (речь идет не только о процессе познания, но и о процессе самого существования субъекта). Соответственно, истина не должна даваться субъекту просто так, без его усилий и стремлений. Субъект не может получить ее также посредством элементарного познавательного акта – только личностные преобразования возможно обретения доступа к ней: «Истина дается субъекту только ценой введения в игру са­мого существования субъекта, Ибо такой, какой он есть, он не способен к истине»27. Это одна из отличительных идей духовности (согласно Западной традиции).
Другим отличием духовности является то, что трансформация, необходимая для получения истины, может иметь различные формы:
- любовь (восходящее / нисходящее эротическое движение);
- труд («Человек сам трудится над собой, вырабатывает себя из себя, постепенно преобразует себя в себя в долгой работе над собой, каковая есть аскеза»28).
Третьим специфическим признаком духовности является так называемый «эффект обратного воздействия». Не только субъект воздействует на истину в попытке ее познать – если последняя открывается, то она также изменяет субъекта. Сущность истины, по мнению Фуко, не ограничивается компенсаторным характером познавательных усилий субъекта – это то, что делает самого субъекта завершенным, придает ему целостность, преображает его, приносит блаженство и покой.
Таким образом, познавательный акт сам по себе не в состоянии обеспечить субъекту доступ к истине, но он может сделать это в совокупности с системой определенных личностных преобразований данного субъекта в его бытии.
Гностический же подход переоценивает значимость познавательного акта, рассматривая его как самодостаточное средство в процессе «добывания» истины. Ему приписываются черты духовного акта. Между тем в античной философии (в учении стоиков, киников, пифагорейцев и др.) вопрос открытия истины был неотделим от вопроса духовных преобразований личности субъекта, занятого поисками истины (за исключением теоретических воззрений Аристотеля). Отсюда и возникает основное противоречие между античным «Познай самого себя» и его более поздним прочтением, а, как следствие, искаженным восприятием концепта заботы о себе.
2. КОНЦЕПТ «ЗАБОТЫ О СЕБЕ» В УЧЕНИИ СОКРАТА И СОФИСТОВ
2. 1. Забота о себе и забота о государстве
М. Фуко называет Сократа человеком заботы о себе: «Сократ всегда, по преимуществу и в первую очередь, был тем, кто останавливал на улице молодых людей и говорил им: «Пора позаботиться о себе»29. В платоновском диалоге «Алкивиад» Сократ развивает идею о том, что, прежде чем возлагать на себя заботу о государстве, молодому мужчине следует озаботиться собой (пока он молод). Таким образом, необходимость заботы субъекта о себе непосредственно пересекается с процессом осуществления власти. Забота субъекта о себе сопровождается его желанием получить власть над другими. И наоборот, разумное управление другими невозможно без того, чтобы не «озаботиться» собой.
Необходимым условием властвования над другими также является умение субъекта властвовать собой30. Данное умение связано с такими аспектами, как, с одной стороны, рассудительность, благоразумие, спокойная умеренность и т. д., так и, с другой стороны, - борьба, сражение, схватка с противником. Данный принцип находит свое отражение на эллинистической стадии развития идеи заботы о себе. Субъект по-прежнему выступает как часть политической жизни общества, по-прежнему необходимым условием осуществления его заботы о государстве является его умение владеть собой и собственными страстями. Также данный принцип начинает рассматриваться и в других, неполитических сферах (например, в медицине). Так Галлен учит избегать бездумного подчинения всем порывам нашего тела и нашей души, избегать состояния пассивного, ведомого субъекта. Пассивность, в свою очередь, расценивается им как основа болезней тела и души31.
Другим вариантом душевного «нездоровья» в рамках концепта заботы о себе является определенное невежество (stultia). Его проявление заключается в «подверженности влияниям извне, разбросанности во времени, неком самотеке, бесцельности, бесконечной изменчивости, отсутствии подлинной воли и желания»32. Истинная же воля должна быть направлена на самого субъекта.
Однако, если в «Алкивиаде» Сократ утверждает, что забота о себе – это прежде всего прерогатива молодых людей, то в «Апологиях Сократа» он, напротив, показывает, что важно побуждать заботиться о себе всех граждан – как старшего, так и младшего поколения.
Оценивая содержание данного концепта, Сократ пытается его детализировать: «..Что это означает – прилежно заботиться о себе? Разве не бывает часто, что мы о себе не заботимся, хоть и думаем, что делаем это? В каких случаях человек это делает? И когда он проявляет заботу о своих вещах, заботится ли он тем самым и о себе?»33. Пытаясь разобраться в данном вопросе Сократ, в процессе диалога с Алкивиадом, приходит к следующим выводам:
- одно искусство помогает нам заботиться о каждом из нас, другое же – о том, что каждому принадлежит, тем не менее, это разные искусства;
- познание искусства, помогающего нам заботиться о себе, невозможно без познания нас самих (самопознания);
- познав самих себя, мы одновременно познаем заботу, в которой нуждаемся, а без такого познания мы никогда этого не поймем;
- забота о себе – это прежде всего забота о душе;
- душа, если она хочет познать самое себя, должна заглянуть в душу, особенно же в ту ее часть, в которой заключено достоинство души – мудрость, или же в любой другой предмет, коему душа подобна.
Таким образом, от заботы о себе Сократ плавно переходит к процессу самопознания человека, рассматривая его как «основу понимания этических принципов, отношения к полису и религии»34. Человек, в понимании Сократа, является целью всего в мире, ему передан определенный божественный смысл. Соответственно забота о себе является необходимым атрибутом человеческого развития и признание данного смысла. Однако забота о себе не является тождественной понятию эгоизма. Божественная природа передана человеку через некий внутренний голос, совесть – Сократ определяет их как даймонизм. Даймонизм является гарантом постижения человеком истины.
Нравственность и знание в теории Сократа вообще неотделимы друг от друга – вместе они определяют представление человека о прекрасном и полезном, «помогая ему достичь блаженства и жизненного счастья»35, что, в свою очередь, является целью заботы о себе. При этом Сократ утверждает идею о том, что истинное познание сущности благо возможно только для благородных («неработающих») граждан. Соответственно, добродетель, в учении Сократа, приобретает классовый характер – как преимущество одной категории граждан пред другими. Об этом же ранее говорит Анаксандрид: «мы дове­ряем наши Земли рабам, чтобы мочь заниматься самими собой»36.
О значимости заботы о душе как основы заботы о себе Сократ говорит в «Апологиях» Платона: «заботиться прежде и сильнее всего не о теле и не о деньгах, но о душе, чтобы она была как можно лучше»37. Основным критерием данной заботы (т. н. показателем эффективности) является наличие у данного человека добродетели.
Наконец следует отметить, что если в теории Сократа и софистов принцип заботы о себе является своеобразным условием, обеспечивающим переход молодого человека к политике и управлению государством, то в дальнейшем, в эпоху эллинизма, ситуация существенно изменится: «Я» перестало быть мостиком к чему-то другому: политике, истине, и т.п., оно стало единственным, конечным объектом заботы о себе, а сама эта забота стала самоцелью, универсальной ценностью жизни и культуры, правда, реально доступной немногим. «Человек проявляет заботу о себе для самого себя, и именно в этом забота о себе получает свое вознаграждение»38.
2. 2. Понятие эпимелейи в учении Сократа и софистов
В древнегреческой мифологии Эпимелейя (забота) является дочерью Эпиметея, «непредусмотрительного, обдумывающего всегда лишь после совершения»39. Эпимелейя как философский конструкт представляет собой практику заботы человека о себе40.
Сократ видит свою роль в «пробуждении» своих сограждан ото сна, заключающееся в том, что он побуждает их заботиться о самих себе. Забота о себе есть момент пробуждения41. Сократовская эпимелейя сопровождается таким неотъемлемым атрибутом, как ведущая роль учителя (наставника): «Наставник – это тот, кого заботит забота, которую субъект проявляет по отношению к самому себе»42. Учитель направляет процесс заботы его учеников о самих себе в нужное русло. Впоследствии, за пределами античной эпохи, роль учителя в рамках эпимелейи значительно снизится.
Эпимелейская идея в теории Сократа и софистов постепенно формирует определенный образ человека – субъекта заботы о себе. Среди его основных характеристик можно выделить следующие:
- автономность;
- сознательность;
- активность;
- рациональность;
- нравственность и др.
Данный субъект рассматривает собственное существование как определенную значимую задачу. Он «делает себя сам» и «формирует свой этос»43. Это субъект действия – то есть он активен и не позволяет внешним обстоятельствам руководить собой. Про него можно сказать, что он свободен от «душевного нездоровья» (см. выше) и полностью контролирует как собственный внутренний мир, так и мир окружающих его вещей, внешний.
Фуко называет субъективацией процесс становления подобной личности. При этом речь не идет о субъекте вообще, а о конкретном субъекте (трудящемся, говорящем и т. д.). На основе техник субъектвиации, которые индивид применяет к самому себе в процессе «озабочивания» самим собой, Фуко пытается анализировать его как морального субъекта.

Список литературы

"ЛИТЕРАТУРА:

1.Гуссерль Э. Философия как строгая наука. – Новочеркасск: Сагуна, 1994.
2.Деррида Ж. От экономии ограниченной к всеобщей экономии: Гегельянство без сдержанности // Комментарии. – 1993. № 2.
3.История философии / Пер. И. И. Богута. – М.: Мысль, 1994.
4.Колесников А. С. Проблема субъективности в постструктурализме // Формы субъективности в философской культуре XX века. – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. – С.79-106.
5.Лехциер В. Л. Забота о себе и проблема философского образования // Идея университета и топос мысли. Материалы конференции 3-5 октября, 2005 г. - Самара: Самарский государственный университет, 2005. - С.51-65.
6.Мамардашвили М. К. Необходимость себя. Введение в философию. – М.: Лабиринт, 1996.
7.Платон. Алкивиад // Платон. Диалоги / Пер. С. Я. Шейнман-Топштейн. – М.: Мысль, 1986.
8.Платон. Апология Сократа // Платон. Сочинения в четырех томах. Том 1 / Под ред. А. Ф. Лосева, В Ф. Асмуса. – СПб.: Издательство Олега Абышко, 2006.
9.Рябов М. А. Не-хватка субъективности в социальном бытии // Вестник Удмуртского Университета. – 2005, № 2. – С. 161-170.
10.Смирнов С. А. О смысле онтологической заботы / работы (комментарии на полях «Герменевтика субъекта» М. Фуко) // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Психология. – Новосибирск: НГУ, 2010, т. 4, № 1. – С. 74-93.
11.Смирнов С. А. Словарь антропологии перехода. Черновик. // Человек.RU. Гуманитарный альманах. – Новосибирск: НГУЭУ, 2007, № 3.
12.Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. – М.: Политиздат, 1991.
13.Фуко М. Герменевтика субъекта: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франсе 1981—1982 учебном году. – СПб.: Нау¬ка, 2007.
14.Фуко М. История сексуальности-III: Забота о себе / Под общ. ред. А. Б. Мокроусова. – Киев: Дух и литера; Грунт; М.: Рефл-бук, 1998.
15.Хайдеггер М. Бытие и время. – М.: Ad Marginem, 1997.
16.Юнг К. Психологические типы. – М.: «Университетская книга» АСТ, 1996.
Очень похожие работы
Найти ещё больше
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.00439
© Рефератбанк, 2002 - 2024