Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Курсовая работа*
Код |
323865 |
Дата создания |
08 июля 2013 |
Страниц |
17
|
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 23 декабря в 12:00 [мск] Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
|
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ КАТОРЖНЫХ РАБОТ В РОССИИ
1.1. Возникновение каторги в России
1.2. Каторга в послепетровский период
ГЛАВА 2. РОЛЬ КАТОРГИ В ЗАСЕЛЕНИИ И ОСВОЕНИИ СИБИРИ
2.1. Особенности каторжных работ в Сибири
2.2. Различные виды ссылок
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
Каторга в России
Фрагмент работы для ознакомления
Реформы Петра I оказали серьезное влияние на социально-экономическое развитие страны. Законодательство второй половины петровского царствования и последующего времени внесло некоторые изменения и дополнения в «каторжное» законодательство первого десятилетия XVIII в., но в целом его основа осталась прежней. Каторжные работы, по общему правилу, назначались за особо тяжкие, с точки зрения господствующего класса, противоправные деяния. Основным местом отбывания каторги на исходе петровского царствования и в последующие десятилетия являлся Рогервик (Балтийский порт), в котором по указанию Петра началось строительство нового порта. Затем им стал Нерчинск. Поток ссыльных на каторгу, всегда значительный (уже в течение двух первых лет существования каторги на нее было сослано свыше 600 человек), особенно усилился после того, как правительство Елизаветы приостановило исполнение смертной казни, заменив ее каторжными работами. Ссылка крестьян и дворовых людей за участие в бунтах, за подговор к бунту, за непристойные слова в адрес носителя верховной власти, членов его семьи и проводимой им политики, за неявку на тяжелые казенные работы и самовольный уход с них, за невыполнение других правительственных распоряжений и тому подобные деяния - явление постоянное. Нередкими были случаи ссылки крестьян и дворовых и за выступления против своих помещиков, отказ повиноваться им, за бегство от них. Однако вплоть до 1765 года приговоры такого рода выносились или, во всяком случае, должны были выноситься только государственными судами и притом на основе определенных материальных и процессуальных норм за установленную и доказанную вину.
Принципиальная новизна указа от 8 января 1765 г. состояла прежде всего в том, что отныне право ссылки крестьян на каторгу получили и непосредственно заинтересованные лица - сами помещики, которые не были связаны нормами материального и процессуального права и действовали исключительно по своему усмотрению. Государственная власть выступала при этом в роли помогающей стороны - она безоговорочно принимала ссылаемых помещиками на каторгу крестьян и дворовых, брала их на свое содержание, а затем столь же безоговорочно возвращала назад по первому требованию владельцев.
Каторжные работы конца XVII - начала XVIII вв. можно классифицировать на временные работы и вечные. Временная каторга суровым наказанием не являлась, а была только одним из видов принудительных работ, так как каторжные не лишались чести, не шельмовались, и во время отбывания наказания каторжных, их женам и детям дозволялось их посещать2. Вечная каторга считалась более строгим наказанием. По причине бессрочности этого наказания семейный союз расторгался, жены осужденных имели право вступать в новый брак, постричься в монастырь, или жить в своих приданных деревнях. Но вечная каторга, как правило, самостоятельно не назначалась, а становилась последствием «членовредительных наказаний или шельмования»3.
Елизавета Петровна отменила смертную казнь, взамен определив преступникам вечную каторгу. Применялись также вечная ссылка, ссылка на поселение, на житье. Последняя мера относилась к привилегированным лицам. Первыми местами ссылки в России стали Архангельск, Устюг, Пустозерск, Симбирск, Уфа, Сибирь. Позднее стали ссылать и в Азов, Оренбург, Таганрог. В 1719 г. на Кавказ выселили раскольников. Далее места ссылки прирастают Иртышом, Охотским морем, Забайкальем. Ссыльнопоселенцев в 1822 г. разделили на шесть классов. Первым классом обозначались поселенцы, наказанные плетьми, которые должны были работать на заводах вместе с каторжными год, получая за это жалованье. Второй класс - дорожные работники. Это были ссыльные за незначительную вину. Через пять лет хорошего поведения они могли быть приписаны к государственным крестьянам. В третий класс входили ремесленники, работавшие в специальных ремесленных домах. Ссыльные четвертого класса не знали никаких ремесел, их разрешалось брать местным жителям в услужение. Пятый разряд - сельские рабочие. Шестой разряд - неспособные ни к какой работе. Их приписывали к волостям на вольное пропитание или помещали в больницы и приюты. По действующему в начале XIX в. праву местом ссылки административной и на житье была Западная Сибирь, а на поселение и в каторгу отправляли в Восточную Сибирь. На практике каторжные отбывали наказания и в центральных тюрьмах Сибири, и на Сахалине.
ГЛАВА 2. РОЛЬ КАТОРГИ В ЗАСЕЛЕНИИ И ОСВОЕНИИ СИБИРИ
2.1. Особенности каторжных работ в Сибири
Ссылка в Сибирь занимала особое место в истории России. Возникнув в XVI в. как удаление отдельных противников государства и государя, со временем она приняла постоянный, массовый характер. На протяжении нескольких веков истории нашей страны Сибирь была местом ссылки противников государственной политики. Российская империя в первой половине XIX в. занимала территорию до 18 млн. кв. км. в Восточной Европе, Азии и Северной Америке, при численности ее населения превышающем 70 млн. человек4. Одним из самых обширных регионов государства по занимаемой площади являлась Сибирь. Только Восточная Сибирь (вместе с Амурским краем) составляла 47,29 % всей территории государства при населении 1 693 500 человек (данные на 1820 г.). Несмотря на преобладание здесь вольного населения, ссылка играла заметную роль в территориальном и экономическом освоении региона5.
Сибирская ссылка с XVII века выполняла функции «штрафной колонизации» и характеризовалась произволом местной администрации, отсутствием учета ссыльных и должного за ними контроля. Здесь «буйный разгул самовластия и деспотизма проявился со всей необузданностью»6.
В июле 1822 г. Александр I утвердил «Учреждение для управления сибирских губерний» - документ, в который наряду с девятью уставами вошли два - «Устав о ссыльных» и «Устав об этапах в сибирских губерниях». Они стали первыми основными сборниками законов, регулирующими правовое положение сибирской ссылки и каторги в первой половине XIX века. С 1822 до февраля 1917 гг. Устав о ссыльных несколько раз переиздавался. Изучение каждого его издания важно в исследовании истории каторги и пенитенциарной политики российского самодержавия.
Если подвергнуть анализу все издания Устава о ссыльных, то становится заметным стадиальность формирования законодательной базы российского института каторжных работ.
Утверждение Уставов о ссыльных и этапах 1822 г. можно считать первой ступенью законодательной эволюции института каторжных работ в Российской империи, установивших в первой половине XIX в. нормы отправления в ссылку, препровождения ссыльных, их прием и распределение в Сибири, «употребление» в работы.
Устав о ссыльных 1822 г. состоит из «Предварительных положений», и четырех отделений. В нем определены общие принципы, полномочия и порядок работы органов управления ссылкой: Тобольского приказа о ссыльных, экспедиций о ссыльных: казанской, тобольской, томской, енисейской и иркутской, а также функции губернских (земских) правлений. Для введения единообразия в делопроизводство о ссыльных, в Устав включено приложение из двадцати трех образцов форм деловой переписки: статейных и партийных списков, справок и писем, книги приходов и расходов, годовых ведомостей и прочих документов7.
Устав об этапах включает 199 параграфов, разделенных на 13 глав, посвященных общим вопросам учреждения этапов и их обустройства тюрьмами, определения состава, обязанностей и условий содержания этапных команд, порядка движения партий8.
2.2. Различные виды ссылок
В России существовало несколько видов ссылки. В Уставе о ссыльных 1822 г. на уровне закона ссылка разделена на две группы - ссылку в каторжные работы и ссылку на поселение (Предварительные положения). При этом каторга отнесена к особому виду ссылки - наказанию более строгому, по сравнению со ссылкой на поселение и гуманному в сравнении со смертной казнью. Третий вид ссылки - административной - юридически будет оформлен Уставом о ссыльных 1857 г9.
Ссылка уголовных и политических преступников в Сибирь в XIX веке рассматривалась правительством, прежде всего, как средство заселения края («штрафная» колонизация) при ограничении свободного переселения. Сибирская ссылка на поселение следовала за: богохуление и кощунство, отвлечение от веры, оскорбление святыни, оказание неуважения к верховной власти, бунт, измену, сопротивление властям, подлог бумаг от имени императора, противозаконные сообщества, оставление отечества, подстрекательство к нападению.
Кроме того, на поселение ссылались все осужденные на каторжные работы по отбытии ими последних; если закон специально не предусматривал изъятий из этого правила, ссылка на поселение была всегда пожизненной.
Относительно способа исполнения наказания Устав о ссыльных содержал следующие правила.
Возглавляло дела по ссылке состоявшее в ведении Министерства юстиции Главное тюремное управление; наблюдение за пересылкой арестантов осуществлялось местными инспекторами по пересылке; Тюменский приказ и находившиеся в крупнейших центрах Сибири экспедиции о ссыльных ведали распределением, пересылкой и устройством арестантов на местах. Статейный список - документ, составляемый в местном губернском правлении на каждого арестанта, ссылаемого в Сибирь. В нем обозначаются: имя, отчество и фамилия ссыльного, звание, вероисповедание, приметы, где судился, к какому наказанию приговорен, чем снабжен при отправлении, сколько имеет собственных денег, кто из семейства при нем следует и должен ли препровождаться закованным. Как правило, приговоренные к ссылке, через специальные учреждения в Тобольске и Тюмени, в зависимости от тяжести проступков, распределялись по губерниям и областям Сибири (чем серьезнее правонарушение, тем дальше на восток водворялся осужденный). В губернских и областных центрах местные экспедиции о ссыльных определяли место водворения правонарушителя (уезд, волость). В волостном правлении ссыльному назначалось место жительства в одном из селений с правом заниматься сельскохозяйственным трудом или промыслом с причислением к местному обществу со всеми вытекающими последствиями.
В XIX в. поток ссыльных в Сибирь растет. С 1823 по 1865 гг. сюда их поступило 356 тыс. человек. Удельный вес ссыльных и ссыльнопоселенцев в составе русского населения региона увеличился с 4,1% в 1795 г. до 10,5% в 1833 г. По данным девятой ревизии (1850), за Уралом находилось 104,3 тыс. учтенных ссыльнопоселенцев. Согласно сведениям Главного тюремного управления Российской империи, на январь 1898 г. в регионе было сосредоточено 310 тыс. ссыльных всех категорий. Всего же с 1823 по 1888 г. в Сибирь было сослано, учитывая членов семей, 767849 человек. Экстраполируя эти данные на весь XIX век, можно с уверенностью утверждать, что общее число невольных обитателей региона превысило 1 млн. человек. Подавляющую их часть составляли этапированные по приговорам сельских обществ «за порочное поведение». О том, как это выглядело на практике, можно судить по приговору сельского схода Михайловского общества Ижевско-Нагорной волости Сарапульского уезда Вятской губернии от 4 января 1899 г.: «Мы, нижеподписавшиеся старшие домохозяева от состоящих в нем 78 человек, в числе 62 человек, бывших сего числа на сельском сходе в присутствии сельского старосты Ивана Бузанова, от которого выслушали предложение о том, что однообщественник наш сельский обыватель Александр Васильев Никифоров ничем не занимается другим, кроме краж и праздношатательства, вследствие чего и предлагает противу этого принять какие-либо меры. Не надеясь на его исправление, так как он нами неоднократно замечался в кражах, мы, бывшие на сходе единогласно постановили: сельского обывателя нашего общества Александра Васильева Никифорова, 28 лет, отдать в распоряжение правительства, приняв на себя по его удалению издержки, для чего надлежащую сумму внести в уездное казначейство»10. Никифорова выслали в Зырянскую волость Мариинского уезда Томской губернии, откуда он быстро скрылся.
Предполагалось, что ссыльные будут заниматься сельским хозяйством и тем самым увеличивать численность деревенских жителей. Но большая их часть предпочитала сельскохозяйственным трудом не заниматься. Так, по данным на начало 1882 г. в Каинском округе Томской губернии на 7013 душ мужского пола в 28 селениях числилось причисленными 765 ссыльнопоселенцев. На лицо имелось 430 человек, в отлучке по письменным разрешениям - 95, в бегах - 240. Из постоянно живущих, самостоятельно вели хозяйство 61 чел., в услужении (по найму) - 281, без определенного занятия - 88 человек. Всего же в конце XIX в. из 300 тыс. ссыльных «безвестно отсутствующие» составляли не менее 100 тыс. человек.
Исчерпывающих данных о количестве водворенных в Сибирь политических и государственных преступников в течение XIX - начале ХХ вв. нет. По сохранившимся данным Тюменского приказа о ссыльных, за 1864-1869 и 1876-1894 гг., т.е. примерно за 30 лет, в регион проследовало 25473 политических ссыльных. За 1905 - февраль 1917 гг. сюда сослали еще 17139 человек, и в канун Февральской революции 1917 г. в Сибири находилось не менее 9346 политических ссыльных и 485 политкаторжан, всего 9831 человек. Таким образом за весь период в регионе побывало не менее 50 тыс. политических противников самодержавия. Наиболее массовыми группами этой категории невольных обитателей края были участники восстания 1863-1864 гг. в Польше и Первой русской революции 1905-1907 гг.
Как правило, политических ссыльных размещали в Восточной Сибири, в районах, удаленных от железной дороги, административных и промышленных центров. Но массовый «наплыв» невольных обитателей заставил администрацию сосланных ранее (1905-1910 гг.) переводить южнее, поэтому к 1917 г. примерно 1849 человек оказались рассеянными почти по всем сибирским городам. Тем не менее, среди мест водворения политических ссыльных возрастает роль Якутской области, как своеобразного штрафного изолятора для лиц, отбывших срок каторжных работ в Забайкалье. В 1826-1881 гг. сюда депортировали 354 ссыльных (чуть более шести человек в год), в 1882-1905 гг. - 777 (32 чел. в год) и в 1906-1917 гг. - 1100 чел. (около 100 ссыльных ежегодно).
Безусловно, 50 тыс. «политических», из которых большая часть вернулась в Европейскую Россию, несопоставимы по степени воздействия на процесс заселения и колонизации региона по сравнению с 1 млн. уголовников, в основном оставшихся на постоянное жительство здесь. Но, нужно иметь в виду, что среди этой категории временных жителей Сибири преобладали лица интеллектуально одаренные, образованные, обладавшие дефицитными для региона профессиями (врачи, учителя, музыканты, журналисты, экономисты и т.д.). Будучи выходцами из регионов с более развитым уровнем рыночных отношений, ссыльные этой категории становились пионерами развития новых видов предпринимательской деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Неотъемлемой частью функционирования любого государства является наличие в нем института исполнения наказаний, с помощью которого регулируется изоляция преступников от законопослушного общества. Карательная политика государства находится в прямой зависимости от экономического и политического развития страны, взаимоотношений различных социальных групп и классов общества. С изменением этих факторов коренным преобразованиям подвергается вся уголовно-исполнительная система наказания.
В России на протяжении ее истории проходил процесс законодательного оформления института каторжных работ. Перед правителями стояла сложная задача разработки и принятия нормативных документов, соответствующих требованиям времени, в котором они оказывались. На протяжении нескольких веков тематика российской каторги вызывала большой интерес политических и общественных деятелей, ученых и практикующих юристов, о чем свидетельствует накопленный огромный разноплановый историографический материал - монографии, статьи, исследования проектов предлагаемых пенитенциарных преобразований, служебных докладов и отчетов, большое количество заметок.
Список литературы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Аладьина Л.С. Уголовно-исполнительная политика Российского государства: Дис канд. юрид. наук. - М., 2003.
2.Андреев В.Н. Содержание под стражей в России. - М., 2000.
3.Гернет М.Н. История царской тюрьмы. - М.: Госюриздат, 1962. - Изд-е 3. - Т. 1.
4.Детков М.Г. Тюрьмы России: память истории: Монография. - Вологда, 2001.
5.Зубков А.И. и др. Пенитенциарные учреждения в системе Министерства юстиции России. История и современность.- М., 1998.
6.История Сибири. Л. 1968. Т. 2.
7.Лисин А.Г., Петренко Н.И., Яковлева Е.И. Тюремная система Российского государства в ХVIII - начале ХХ вв. - М., 1996.
8.Мошкина З.В. Политическая каторга в России и социально-психологический облик политкаторжан.: Дис... д-ра ист. наук. - М., 1999.
9. Петренко Н.Л. Становление и развитие уголовно-исполнительной системы России: Дис д-ра юрид. наук. - М., 2002.
10.Рассказов Л.П., Упоров И.В. Лишение свободы в России: истоки, развитие, перспективы, - Краснодар, 1999.
11.Ссылка в Сибирь. Очерк ее истории и современного положения. Для Высочайше утвержденной комиссии о мероприятиях по отмене ссылки. - СПб: Типография СПб Тюрьмы, 1900.
12.Степанова Н.Г. (Шенмайер) Каторга первой половины XIX в.: проблема формирования новой концептуальной модели российского законодательства. // Сибирская ссылка (сборник научных статей). Иркутск, 2007. Вып. 4 (16). С. 161.
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.00465