Вход

Безопасность пациента

Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Курсовая работа*
Код 319246
Дата создания 08 июля 2013
Страниц 16
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 20 сентября в 14:00 [мск]
Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
1 310руб.
КУПИТЬ

Содержание

Оглавление
Психологическая подготовка пациента к операции
1 этап. Объяснение ситуации
2 этап. Прогноз
3 этап. Охраняющий режим
4 этап. Премедикация
5 этап. Заключительный
Психологическая подготовка пациента в условиях необходимости срочной операции
Список литературы

Введение

Безопасность пациента

Фрагмент работы для ознакомления

Реакция на стресс протекает в несколько стадий. Начальный этап проявляется повышением психической активности, который характеризует целый ряд эмоциональных реакций, таких как страх, волнение, радость, гнев, паника, счастье, агрессия и др. Одной из типичных эмоциональных реакций на стресс является тревога, которая вызывает напряжение и мобилизацию организма. Она представляет собой сигнал об опасности.
При стрессе возрастает уровень мышечной активности. Особенно задействованы мышцы лба, шеи, спины и поясницы. Мышечное напряжение в этих зонах способствует накоплению продуктов биохимических реакции и нарушению процессов обмена, возникновению чувства боли.
Так же наряду с возбуждением при стрессе может проявляться процесс торможения, выражающийся в общей растерянности.
Наиболее интенсивно настресс реагирует сердечнососудистая система. Увеличивается частота сердечных сокращений, возрастает артериальное давление. Вследствие этого увеличивается кровоснабжение всех органов, особенно головного мозга, мышц и миокарда.
Так же при стрессе увеличивается частота и глубина дыхательных движений, что способствует повышению уровня кислорода в крови. Это происходит в связи с увеличением потребности организма в кислороде из-за активации всех систем.
Предоперационный стресс
Эмоциональное напряжение в предоперационном периоде столь велико, что оно всегда сопровождается выраженными расстройствами гомеостаза (повышение в крови уровня кортикостероидов, катехоламинов, других гормонов и метаболитов стресс-реализующих систем). Это может привести к развитию психогенного шока, каскаду вегетативно-анафилактических реакций. Иммобилизационный стресс в течение 1…3 ч вызывает у экспериментальных животных нарушение микроциркуляции в брыжейке кишки, при этом повышается проницаемость сосудистой стенки, в капиллярах образуются агреганты форменных элементов, вследствие раскрытия артериоло-венулярных анастомозов развивается шунтирующий кровоток. Значительная роль в патогенезе этих явлений принадлежит гистамину (М.П. Горизонтова, А.М. Чернух, 1976)
Следовательно, снижение дооперационной психической стресс-реакции – это примерно такое же лечебное пособие для пациента, как анестезиологическое обеспечение во время операции. Речь идет не только об элементарной психической подготовке путем собеседования, но и об использовании методов внушения, психотерапии, введения седативных и антигистаминных препаратов, нейролептиков и других лечебных средств.
В отличие от терапевтической патологии, при которой патогенным для психической деятельности становится состояние длительного хронического заболевания, и изменение системы отношений личности происходит постепенно, в рамках хирургической патологии отмечается значимость психологического предоперационного стресса. Основными проявлениями операционного стресса выступают эмоциональные феномены, чаще других — тревога.
Необходимость проведения хирургического оперативного вмешательства, как правило, застигает пациента врасплох в отличие от ситуации хронической соматической патологии, к которой он постепенно адаптируется. И если обязательность тех или иных терапевтических мероприятий человек может спрогнозировать, то предположить возможность и необходимость операции пациент способен в значительно меньшей степени. Иными словами, для клинического психолога важным становится тот факт, что психологическая готовность к терапевтическим и хирургическим мероприятиям со стороны больного кардинально различается. У пациента с хроническим соматическим заболеванием адаптация происходит условно говоря к настоящему статусу, а у хирургического — к будущему.
Отличительными особенностями психологии пациента хирургической клиники считается экспектация послеоперационного статуса, сопровождающаяся предоперационной и постоперационной тревогой. Особые реакции можно ожидать от пациентов, подвергающихся трансплантологическим оперативным вмешательствам, связанные с внутриличностным конфликтом по поводу приобретения органов другого человека. Данный факт влияет на самооценку человека, восприятие и принятие им себя как целостной личности после операции. Нередки в подобных случаях деперсонализационные расстройства и нарушения восприятия собственной схемы тела.
В хирургической практике значимым оказывается стратегия выбора пациентом способа лечения. Больной, нацеленный на психологическую стратегию «избегания неудач», будет относиться к оперативному вмешательству как к последнему средству снятия болезненных проявлений и согласится на операцию лишь после того, как будут использованы все иные палиативные способы. Пациент же, исповедующий психологическую стратегию «стремления к успеху», самостоятельно может обратиться за хирургической помощью и настаивать на скорейшей операции. Суть психологических отличий этих пациентов заключена в принятии существующего патологического состояния и отношении к риску его ухудшить в процессе терапии. «Не было бы хуже» — принципиальная психологическая позиция пациента, принимающего болезненные симптомы своего заболевания и старающегося адаптироваться даже к самым тяжелым из них. Он страшится потерять то, что имеет и впоследствии раскаиваться за собственное решение произвести операцию. «Лучше пусть будет хуже, чем терпеть то, что есть» — позиция другой группы пациентов, соглашающихся рисковать и идти на операцию ради кардинального улучшения собственного состояния здоровья. При этом у первых истинное состояние здоровья может быть лучшим, чем у вторых.
Предоперационная тревога является типичной психологической реакцией на сообщение о необходимости проведения хирургической операции. Она выражается в постоянном беспокойстве, неусидчивости, невозможности сосредоточиться на чем-либо, нарушении сна. Тревога проецируется в будущее, отражая ожидания от качества операции, будущего состояния, удовлетворенности тем, что согласился на операцию. Постоперационная тревога, которая клинически может быть идентичной предоперационной, связана с перенесенным операционным стрессом, со сличением экспектаций (ожиданий) и реальности. Считается (И.Джанис), что существует связь между выраженностью тревоги в предоперационном и постоперационном периодах (таблица 1).
Таблица 1
Связь между выраженностью тревога в предоперационном и постоперационном периодах
Предоперацион-ное психическое состояние
Характеристика предоперацион-ного типа отношения
Постоперацион-ное психическое состояние
Психический преморбад
Низкая тревога
Оптимистическое отрицание послеопрацион-ного дискомфорта и осложнений
Агрессивность, болезненное раздражение по отношению к страданию вместо его восприятия как естественного следствия операции
Личностная предрасположенность: 1) невротики со сверхконтролем,
2) психически здоровые чувствительные к внешней стимуляции
Умеренно выраженная
тревога
Учет объективных характеристик опасности
Малая вероятность психических расстройств
Психически здоровые со зрелой личностью, характерна высокая ответственность за внешнюю ситуацию
Высокая тревога
Постоянное эмоциональное напряжение
Отсутствие уверенности в благополучном исходе операции, боязнь процедур, воспоминания о неприятных событиях, ипохон-дричность, пунктуальность, выполнение назначений.
I) хронические невротики,
2) психически здоровые с тревожностью как чертой личности
Можно утверждать, что постоперационное состояние (как психическое, так и общее) во многом зависит от психологического радикала в предоперационном периоде. Лица с умеренно выраженной тревогой, которые трезво оценивают цель оперативного вмешательства, вероятность достижения успеха и избавления от тех или иных симптомов болезни, возможность появления постоперационных осложнений психологически более адекватно реагируют на собственное состояние. Высокий или низкий уровень тревожности, основанный либо на завышенных либо на заниженных экспектациях, способствует формированию дезадаптационных психических состояний.
Психофизиологическая и психологическая адаптация человека после пересадки органов и тканей (в частности, пересадки сердца) является одной из наиболее сложных для пациента. «Я демон Франкенштейна, живу с сердцем, которое мне не принадлежит», — были одни из первых слов, произнесенных первым пациентом с пересаженным донорским сердцем. Как показали исследования психологов, после подобных операций нередко отмечаются серьезные психологические изменения вплоть до «изменения нравственных и моральных установок» (M.Buxton). Это связано с тем, что пересадка донорского сердца осознанно или бессознательно расценивается пациентом как вторжение не только в сому, но в душу человека. Больной становится склонным анализировать связь сердца с душевной жизнью человека-донора, оценкой возможности жизни после смерти и других философских вопросов.
Х. Дейч выдвинул три постулата, описывающих эффективную адаптацию к хирургическому стрессу:
Эффективная адаптация предполагает восприятие сигналов тревоги, определенную степень ее ассимиляции, что дает, в конечном счете, возможность облегчения душевного состояния больного.
Для того чтобы адаптация была эффективной, ее механизмы должны быть достаточно гибкими, что позволяло бы вносить необходимые изменения в процесс интеграции тревоги во время антиципации хирургического стресса, а также в адаптацию к психологическим и физиологическим последствиям операции.
Для поддержания душевного равновесия в хирургической ситуации необходимой является не стабильность, а реактивность.
Известным психопатологическим синдромом в хирургической практике является синдром Мюнхаузена. Он проявляется постоянным и непреодолимым желанием человека подвергаться хирургическим операциям по поводу мнимых проявлений болезни. Такие пациенты стремятся прибегать к помощи хирургов вследствие болезненных и разнообразных неприятных ощущений, которые они чаще всего локализуют в брюшной области. Кроме того, с целью быть прооперированными пациенты склонны к проглатыванию мелких предметов (пуговиц, монет, булавок).
Ашер описал три варианта синдрома Мюнхаузена:
1) острый абдоминальный;
2) геморрагический, связанный с демонстрацией кровотечений;
3) неврологический, включающий демонстрацию обмороков и припадков.
Мотивами подобного поведения, которое не является в чистом виде симуляцией, считаются привлечение таким способом внимания к собственной персоне или избегание какой-либо ответственности. В структуре их характера отмечаются черты инфантилизма и изменения иерархии ценностей. Чаще всего синдром Мюнхаузена встречается у людей с истерическими чертами характера или так называемыми истерическими личностными расстройствами.
Исследование уровня предоперационного стресса у пациентов
Для изучения уровня предоперационного стресса у пациентов была разработана специальная анкета, в которую так же были включены вопросы для оценки уровня тревожности и страха перед предстоящим хирургическим вмешательством.
Вопросы:
1. Переносили ли Вы когда-либо ранее хирургические операции?
2. Находились ли Вы под наркозом?
3. Имеются ли у Вас хронические заболевания?
4. Считаете ли Вы себя очень эмоциональным человеком?

Список литературы

"
Список литературы
1.Арушанян Э.Б., Бейер Э.В. Взаимосвязь психоэмоционального состояния и иммунной системы// Успехи физиологических наук. – 2004. – Т. 35. - №4. – С. 49-64.
2.Березин Ф.Б., Безносюк Е.В., Соколова Е.Д. Психологические механизмы психосоматических заболеваний// Российский медицинский журнал. – 1998. – № 2. – С. 43-49.
3.Волков В.Т., Стрелис А.К., Караваева Е.В., Тетенев Ф.Ф. Личность пациента и болезнь. – Томск: Сиб. мед. ун-т, 1995. – 328 с.
4.Кондратьев Ф., Осколкова С. Некоторые вопросы психосоматической патологии// Врач. – 1999. - №1. – С. 45-48.
5.Макшанов И. Я., Хирургическая операция. – Минск, 2002.
6.Малкина-Пых И.Г. Психосоматика: новейший справочник. – М.: Изд-во Эксмо; СПб.: Сова, 2003. – 928 с.
7.Парцерняк С.А. Стресс. Вегетозы. Психосоматика. – СПб.: А.В.К., 2002. – 384 с.
8.Смулевич А.Б., Сыркин А.Л., Козырев В.Н. Психосоматические расстройства (клиника, эпидемиология, терапия, модели медицинской помощи) // Ж. неврологии и психиатрии. – 1999. – Т. 99, № 4. – С. 4-16.
9.Судаков К.В. Психоэмоциональный стресс: профилактика и реабилитация// Терапевтический архив. – 1997. – Т. 69. - №1. – С. 70-74.
10.Судаков К.В. Устойчивость к психоэмоциональному стрессу как проблема биобезопасности // Вестник РАМН. – 2002. - №11. – С. 15-17.
11.Тополянский В.Д., Струковская М.В. Психосоматические расстройства. – М.: Медицина, 1986. – 384 с.
Очень похожие работы
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.00578
© Рефератбанк, 2002 - 2024