Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Курсовая работа*
Код |
316690 |
Дата создания |
08 июля 2013 |
Страниц |
21
|
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 23 декабря в 12:00 [мск] Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
|
Содержание
Введение
1. Предложение. Общие замечания
2. Некоторые системы моделей предложений
2.1. Логико-грамматические типы предложений в синтаксической концепции В. Г. Адмони
2.2. Основные модели предложений у Х. Бринкманна
2.3. «Основные мыслительные образы» (Geistige Grundbilder) у Г. Глинца
2.4. «Основные формы» предложений у П. Гребе
2.5. «Основные модели» и «конструктивные формы» предложения у Й. Эрбена
2.6. Основные формы и варианты валентных моделей предложений у В. Флемига
2.7. Сопоставление рассмотренных систем моделирования
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Простые предложения в синтаксической системе немецкого языка
Фрагмент работы для ознакомления
12. Laue Wärme, kühle, tief-schwarze Nacht und helles Licht.
Каждый логико-грамматический тип характеризуется В. Г. Адмони в двух планах: по содержанию, а также по составу конституентов (составляющих) с указанием их морфологического статуса и синтаксической функции. Для иллюстрации приведем два примера. Первый тип Arbeiter arbeiten представлен как «отношение предмета к действию, исходящему от данного предмета», выражаемое «сочетанием субъектного номинатива с финитным глаголом в качестве предиката», а второй тип Arbeiter fällen Вäume охарактеризован как сочетание «производитель действия + действие + предмет действия», выражаемое «субъектным номинативом, переходным глаголом и объектным аккузативом». Неглагольные конституенты, обозначаемые функционально-морфологическими терминами (например: объектный аккузатив и датив, предикативный генитив и т. п.), трактуются В. Г. Адмони иначе, чем в традиционном синтаксисе: он считает их элементами «расширенного предиката», необходимыми для его смысловой завершенности, а не членами предложения.
При общей оценке системы логико-грамматических типов предложения, разработанной В. Г. Адмони, нельзя не отметить, что в ней не представлены многие типы, которые содержатся в системах других авторов и которые вполне можно было бы выделить в рамках данной концепции, если бы более последовательно были учтены виды «расширенного предиката». В то же время в перечень включены типы с очень низкой частотностью (5, 11) и значительными ограничениями, касающимися лексического заполнения позиций, из-за чего их нельзя считать ведущими. Далее, в нем есть типы (7, 9) иного порядка: в них легко могут быть преобразованы все другие типы. А тип 8, в сущности, является частным случаем типа 2.
Вместе с тем необходимо отметить, что В. Г. Адмони справедливо рассматривает выделение логико-грамматических типов лишь как один из аспектов изучения предложения.
2.2. Основные модели предложений у Х. Бринкманна
По мнению X. Бринкманна, язык обходится небольшим количеством «основных моделей», а специфическая содержательная функция (inhaltliche Leistung) каждой из них определяется частью речи, служащей предикатом. Поэтому «основными моделями» он считает предложения глагольные, адъективные, субстантивные, а наречные предпочитает трактовать как их варианты (Brinkmann, 1962:516). Отмечая, что между этими моделями нет четких границ, в подтверждение он указывает, что один и тот же факт (Sachverhalt) в определенных случаях может быть сообщен в глагольном, адъективном и субстантивном предложениях, «... вследствие чего сообщение в каждом отдельном случае приобретает иное лицо и иную значимость»; ср.: Sein Коmmеn hat mich überrascht - Sein Kommen war fur mich eine Überraschung - Sein Kommen war fur mich überrashend (Brinkmann, 1962:517).
В отступление от постулированного выше принципа X. Бринкманн разбивает глагольное предложение на два подвида, опираясь на несколько модифицированное, по сравнению с традиционным, противопоставление интранзитивных и транзитивных глаголов (транзитивными он считает только глаголы, имеющие формы пассива). Эти подвиды - «предложение действия» (Vorgangssatz) и «предложение воздействия» (Handlungssatz) - наравне с адъективным и субстантивным предложениями он считает основными моделями. Несмотря на свое внешнее сходство с первыми четырьмя логико-грамматическими типами в системе В. Г. Адмони, «основные модели» все же не идентичны с ними. Различия становятся ясными при анализе тех разновидностей предложений, которые X. Бринкманн выделяет в рамках обеих «основных моделей» глагольного типа. Так, все разновидности «предложений действия», содержащие помимо субъекта другие обусловленные глагольной валентностью члены, в системе В. Г. Адмони пришлось бы отнести не к первому, а ко второму и шестому логико-грамматическим типам как предложения с «расширенным предикатом». Необходимо также привести примеры для 3го и 4го типов предложений из классификации Бринкманна: адъективное предложение (Adjektivsatz)(Ich bin krank / Deine Meinung ist irrig) и субстантивное предложение (Das ist Köln / Die Rose ist eine Blume). Предложенная X. Бринкманном классификация предложений интересна не столько положенными в её основу принципами, об уязвимости которых говорилось выше, сколько описанием разновидностей моделей, содержащим ряд тонких наблюдений, в частности над парадигматическими свойствами некоторых из них.
2.3. «Основные мыслительные образы» (Geistige Grundbilder) у Г. Глинца
Не называя классификационных критериев, он выделяет девять «основных мыслительных образов», лежащих в основе немецких предложений, и относит к ним:
1) чистый, не оформленный категориальный возглас- «Оh!»;
2) обращение- «Du!»;
3) образ процесса или состояния, соотнесенного с его носителем - «Du kommst»;
4) образ идентификации - «Du bist mein Trost»;
5) образ воздействия - «Du rettest mich»;
6) образ адресованности - «Du erscheinst mir»;
7) образ участия (Teilhabe) - «Du gedenkst meiner»;
8) образ характера (Art)- «Du bist mächtig», «Du kommst als Hilfe»;
9) образ положения - «Du bist bei mir», «Du bist da».
Эти «основные образы» могут, как считает Г. Глинц, «... по одному или по несколько сочетаться друг с другом, так что уже благодаря одному этому возникает солидное количество грамматических планов предложения», установление которых, по его мнению, является схематизмом и лишено всякого смысла (Glinz, 1965:163).
X. Бринкманн, анализируя систему Г. Глинца, между прочим, указывает (Brinkmann, 1962:512), каким способом её можно свести к его собственным четырем «основным моделям». Для этого необходимо два первых «образа» вообще исключить, а шестой, восьмой и девятый посчитать соответственно вариантами третьего и пятого «образов».
2.4. «Основные формы» предложений у П. Гребе
Рассматривая только глагольные предложения, П. Гребе видит в них двучленные образования, состоящие из «нечто» (Etwas) и «высказывания об этом нечто» (Aussage über dieses Etwas), т. е., говоря традиционными терминами, из субъекта и предиката. Разграничение «основных форм» предложений он проводит, исходя из состава и оформления «высказывания», обеспечивающего смысловую законченность предложения. Вначале он проводит классификацию «высказываний» по составу:
1)один глагол (Die Sonne scheint);
2) глагол «с одночленным смысловым дополнением» (Das Pferd zieht den Wagen);
3) глагол с «многочленным смысловым дополнением» (Ich nеnnе ihn einen Dummkopf). Заметим, что второй и третий виды «высказываний» соотносимы с понятием «расширенного предиката» у В. Г. Адмони. Соответственно выделенным видам «высказывания», П. Гребе разбивает все предложения на три группы:
1) предложения «без смыслового дополнения»
2) предложения с «одночленным смысловым дополнением»
3) предложения с «многочленным смысловым дополнением».
Учитывая качество «смысловых дополнений», П. Гребе внутри каждой из указанных групп выделяет «основные формы» предложения. Для этой цели он пользуется «методом вычеркивания» (Abstrichmethode). Сущность его заключается в том, что в предложениях обследуемых текстов удаляются все члены, отсутствие которых не нарушит смысловой завершенности предложения (это свободные члены), а те члены, которые, напротив, обеспечивают её, но под влиянием контекста и ситуации опущены, восполняются. Их П. Гребе называет «необходимыми по смыслу дополнениями» (Moskalskaja, 2004:269). То, что получается после подобной процедуры, и образует соответствующую «основную форму» предложения.
В своем перечне П. Гребе приводит тридцать одну «основную форму». Туда вошли, однако, не все выявленные им формы, а лишь те из них, частотность которых в обследованных текстах превысила 0,4%, Семнадцать форм он называет главными, две - особыми и двенадцать - вторичными (Nebenformen).
Для характеристики качества «смысловых дополнений» П. Гребе сообразно с их спецификой использует термины трех видов: функционально-морфологические (объектный аккузатив, датив, генитив; идентифицирующие номинатив и аккузатив), функционально-семантические (пространственное, временное, причинное дополнение) и морфологический - инфинитив. Наряду с этим в семантических терминах он характеризует содержание каждой из основных форм.
Для большей наглядности он сводит их в общую таблицу в виде двух групп, соответствующих традиционному противопоставлению интранзитивных и транзитивных глаголов, и для каждой «основной формы» указывает необходимые в ней члены предложения, включая на этот раз в их число и субъект.
К числу признаков «основной формы» П. Гребе относит её частотность в текстах, а также подчиненный ей «набор глаголов»; в ряде случаев он приводит наиболее употребительные из них и отмечает, что между формами нет четких границ, ибо, как видно, на примере глаголов с колеблющимся управлением, наблюдается постоянный переход из одного «набора» в другой.
2.5. «Основные модели» и «конструктивные формы» предложения у Й. Эрбена
Отталкиваясь от давно известного в языкознании и достаточно четко охарактеризованного К. Бюлером факта, что «... слова определенного класса открывают вокруг себя одну или несколько позиций (Leerstellen), которые должны заполняться словами других определенных классов» (Moskalskaja, 2004:240), структурным центром предложения Й. Эрбен считает финитный глагол, поскольку «... от его характера и валентности... в основном зависит, какие дополняющие уточнители и в каком количестве выступают в препозиции и в постпозиции к глаголу...» (Erben, 1965:231).
По количеству дополняющих глагол уточнителей, обозначаемых символами Е1,... Е4, - к ним, согласно вербоцентрической концепции, отнесен также субъектный номинатив. Й. Эрбен выделяет четыре «основные модели» предложений: 1) глагольное ядро высказывания с Е1 2) глагольное ядро высказывания с Е1, и Е2; 3) глагольное ядро высказывания с Е1, Е2 и Е3; 4) глагольное ядро высказывания с Е1, Е2, Е3, и Е4.
Сконструированные так «основные модели» характеризуют лишь количество необходимых позиций в предложении. Никакой иной информации они не несут. Будучи построенными по количественному признаку, они в корне отличаются от «основных моделей» X. Бринкманна, выделяющего их на совершенно иной основе: часть речи в функции предиката.
Для установления «конструктивных форм» в рамках «основных моделей» Й. Эрбен предлагает исходить из морфологического статуса «дополняющих уточнителей», принимая в расчет падежные и предложно-падежные формы существительного (Sa, Sd, Sg, Sn, Sp - существительное в аккузативе, дативе, генитиве, номинативе и с предлогом), прилагательное / наречие (А) и sich (R). Оперируя указанными признаками, он выделяет двенадцать «конструктивных форм» предложений. Их анализ показывает, что Й. Эрбен фактически не ограничился морфологическим аспектом «дополняющих уточнителей», а учитывал также их синтаксическую функцию (в традиционном понимании). Иначе вместо одной конструктивной формы Sn- V-Sn/A для предложений Großvater ist Katholik и Großvater ist katholisch он установил бы две. Аналогичным образом он должен был бы поступить с конструктивными формами Sn- V- Sp/Sa: Fritz geht zum Arzt и Fritz geht drei Kilometer (Stunden), Sn-V - Sa / R - Sa / Sg: Mutter lehrt Berta das Stricken и Passanten beschuldigen Fritz der Fahrlässigkeit, а также Sn - V- Sa/ R-Sa / A: Fritzchen nennt Anton Onkel и Er nennt ihn faul.
Еще один момент характерен для концепции Й. Эрбена: подобно Г. Глинцу, П. Гребе, В. Флемигу и ряду других немецких грамматистов, он опускает понятие связки (копулы) и приравнивает глагол sein по синтаксическому статусу к полнозначным глаголам, а предикатив (именную часть составного сказуемого) - к остальным дополняющим глагол уточнителям. Поэтому стандартным для немецкого языка он считает глагольное предложение.
2.6. Основные формы и варианты валентных моделей предложений у В. Флемига
Считая, что синтаксическая валентность глаголов определяет, какие именно «дополняющие уточнители» являются обязательными элементами структуры предложения, В. Флемиг в опоре на количественный критерий строит вначале четыре «валентные модели», которые оказываются, таким образом, идентичными с «основными моделями» Й. Эрбена (Erben, 1965:231 – 235).
Вместе с тем, в отличие от Й. Эрбена, у него еще отчетливо видна связь с традиционным синтаксисом, что обусловило иную группировку вариантов валентных моделей. Во-первых, он, подобно В. Г. Адмони, Е. В. Гулыга, О. И. Москальской и X. Бринкманну, считает предикативное отношение, т. е. отношение между субъектным номинативом (подлежащим в форме именительного падежа) и глаголом в личной форме, двусторонним. Во-вторых, классификационными признаками ему служат не морфологические формы «дополняющего уточнителя», а его принадлежность к определенной части речи и его синтаксическая функция. Поэтому, например, все предложения, в которых традиционная грамматика обнаружила бы составное именное сказуемое, В. Флемиг объединяет в один вариант второй валентной модели, в то время как Адмони, Бринкманн и Гребе предложения с субстантивным предикативом и предложения с адъективным предикативом считают разными структурными образованиями. В другой её вариант он сводит все предложения с двухместными глаголами, требующими субъекта и беспредложного объекта, а в третий - предложения с обстоятельством места, а также предложения с предложным объектом. Одним из четырех вариантов третьей «валентной модели» считаются предложения типа Der Vorgang bleibt ihm ein Rätsel / ist ihm rätselhaft, вторым -предложения с глаголами именования (nennen, schelten и др.), а третьим - предложения с объектами в дативе и аккузативе или в аккузативе и генитиве. В четвертом объединены предложения с объектом и «пространственным определителем», под которым понимаются как собственно пространственная, так и объектная предложные конструкции. В четвертой модели выделены два варианта: Man drückte dem Burschen einen Taler in die Hand и Man macht mich auf ihre Erscheinung aufmerksam.
Помимо этого В. Флемиг, считая необходимым «... сильнее выделить внутри валентных моделей предикативное отношение сообразно с его функцией конституировать предложение» (Абрамов, 2000:42), приводит следующие «основные формы глагольной валентности»:
1. субъект - глагол без дополняющих уточнителей,
2. субъект - глагол с еще одним дополняющим уточнителем,
3. субъект - глагол с еще двумя дополняющими уточнителями,
4. субъект - глагол с еще тремя дополняющими уточнителями.
Как легко убедиться, эти формы почти идентичны с типами «высказывания» у П. Гребе: отличаются они лишь названием и тем, что третий тип «высказывания» здесь с полным основанием разделен на две формы (три и четыре).
Список литературы
1.Абрамов Б.А. Типология элементарного предложения в современном немецком языке [Текст] / Б.А. Абрамов. – Б.: 2000. – 122 с.
2.Адмони, В.Г. Синтаксис современного немецкого языка [Текст] / В.Г. Адмони. – М.: Наука, 1993. – 350 с.
3.Brinkmann H. Die deutsche Sprache: Gestalt und Leistung [Text] / H. Brinkmann. – Dusseldorf, 1962. – 780 S.
4.Erben J. Abri? der deutschen Grammatik [Text] / J. Erben. – Berlin, 1965. – 343 S.
5.Glinz H. Der deutsche Satz [Text] / H. Glinz. - Dusseldorf, 1965. – 273 S.
6.Moskalskaja О.I. Grammatik der deutschen Gegenwartsprache [Text] / О.I. Moskalskaja. – М.: Hochschule, 2004. – 348 S.
Электронные словари:
1.www.lingvo.ru
2.www.multitran.ru
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.00428