Вход

Новгородская икона из собрания Госуд. Русского музея на примере сравнения 2-х икон.

Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Курсовая работа*
Код 312963
Дата создания 08 июля 2013
Страниц 21
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 29 марта в 18:00 [мск]
Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
1 310руб.
КУПИТЬ

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.РАЗВИТИЕ НОВГОРОДСКОЙ ШКОЛЫ ИКОНОПИСИ
ГЛАВА 2. ИКОНЫ НОВГОРОДСКОЙ ШКОЛЫ В СОБРАНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РУССКОГО МУЗЕЯ
Икона «Ангел Златые Власы»
Икона «Чудо Георгия о змие»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЙ:
ПРИЛОЖЕНИЯ:

Введение

Новгородская икона из собрания Госуд. Русского музея на примере сравнения 2-х икон.

Фрагмент работы для ознакомления

Символический образ – это всегда определенным образом упорядоченный образ. Упорядоченность изображения, выработанная в художественной практике поколений, закреплялась в иконографическом каноне. Понятие канона включает в себя канон пропорций, цветовой и композиционный каноны. С их помощью достаточно жестко закреплялись в сознании символические значения, что освобождало художника от необходимости их разработки и сосредотачивало его творческую энергию на выразительности изобразительной формы. Отсюда идет фиксированность значений таких элементов, как цвет и свет. Так, пурпур, белый цвет и цвет золота заняли главенствующее место в цветовой лексике.
Если в Киевской Руси и крупных княжествах первоначального периода феодальной раздробленности храмы украшали в основном мозаичными композициями и фресками, то во второй половине XIII в. главенствующая роль отводится иконе. Вообще статаро-монгольским нашествием больше развивались такие виды художественного творчества, которые не требовали крупных денежных затрат и предметы которого в случае нужды можно было легко перемещать. До середины XIII в. местные особенности иконописи выражались довольно слабо, поскольку основной школой живописи, где приобретались умениямастерами, была киевская, выросшая, в свою очередь на традициях византийского искусства.
Глава 1.Развитие Новгородской школы иконописи
Если сравнивать новгородское искусство с искусством Киевской Руси, Владимиро-Суздальского княжества, Москвы, то бросается в глаза его отличие, проявляющееся в свежести и непосредственности. «Стихия новгородской живописи – это импульсивность образа, достигнутая совсем особым цветовым строем, ярким и звонким. Новгородские художники не любят сложных, замысловатых сюжетов, им остались чуждой головоломная символика, как византийских теологов, так и западноевропейских схоластов… Новгородцы обращаются с иконой запросто, как со своим закадычным другом… Но было бы неверным недооценивать в новгородской иконе умозрительное начало. В ней, как и во всем средневековом искусстве, очень много отвлеченного, условного, много такого, что переносит все изображаемое в особую среду, в которой события протекают вне времени и вне пространства. В этом своеобразном сочетании, казалось бы, непримиримых противоречий кроется неувядаемая прелесть новгородской иконописи: хотя новгородский художник крепко стоит на земле, мысль его в то же время взвивается в поднебесье; однако и здесь он не теряет дара предельно образного и конкретного воплощения своих переживаний»1.
До присоединения к Москве Новгород был свободным городом, обладавшим республиканским укладом жизни, оригинальной экономической структурой, большими культурными традициями. Экономическому расцвету Новгорода способствовали обширные территории, изобильные угодья, умелое и разумное хозяйствование.
В XI – первой половине XII веков новгородское, родившееся на родной почве искусство еще не проявляет себя столь ярко, как официальное княжеское. Но постепенно красота византийского изобразительного канона принимается и переосмысливается русским человеком, и на основе церковного догмата и княжеского указа, под влиянием в основном византийского (а так же в некоторой степени европейского) искусства новгородские художники создают выдающиеся произведения иконописи.
За верхнюю хронологическую точку принимается середина XIII столетия - время резких перемен как в жизни молодой Руси, так и Новгородских земель, переживавших татаро-монгольское нашествие. Новгород татарское иго не затронуло, однако строительство храмов почти не велось и произведений живописи от этой эпохи сохранилось очень не много. Но XIII век в истории новгородской иконописи еще замечателен победой новгородского местного направления над княжеско-византийским искусством. Местный стиль стал развиваться в Новгороде с середины XII века и сосуществовал с княжеским, сначала подпитываемый лишь народными представлениями о красоте, к концу XII века он стал самовыражением новгородцев, их особым видением мира, их отличием от всего княжеского, а значит и киевского. Еще в начале XII века боярство в Новгороде берет главную силу, что приводит к изгнанию в 30 – 40 годах того же века правящего князя и установлении вечевой республики.
Новгород всегда был соперником Киева, смог добиться экономической и политической независимости от него, права самому поставлять князей на свой стол. Но соперничая, новгородские князья подражали киевским постройкам, киевскому укладу двора, киевскому великолепию, так почти в одно время оба города обносятся каменными стенами (Киев – 1037г., Новгород – 1044г.), в Новгороде строятся одноименные киевским храмы (Святой Софии, Благовещения, Илии). После падения княжеского авторитета и власти в Новгороде, противопоставлять себя князю начали богатые купцы, бояре, а так же совершенно особое место занял в городе владыка – архиепископ новгородский, выбиравшийся самими же горожанами из местного духовенства. Соответственно и иконописные мастерские из-под княжеского ведения переходят во владычное и боярское, но кроме того небольшие мастерские при храмах могли содержать и артели ремесленников и уличане какого-нибудь городского района. Богатый город мог себе позволить содержание многих мастерских и давал возможность процветать своему искусству. Новгород стал на несколько столетий торговым посредником между европейским Западом и азиатским Востоком. Все это взрастило у новгородцев привычку к самостоятельности, развило дух свободы, практичность, трезвый рассудок, предприимчивость и четкость мысли.
Стилистически характерными для новгородской живописи второй половины XIII в. являются иконы «Иоанн Лествичник, св. Георгий и св. Власий», «Спас на престоле», «Св.Георгий с житием», в них совсем не ощущаются высокий аристократизм .
Многие святые заменили прежние языческие божества. Так, например, великомученик и покровитель воинства Георгий стал покровителем земледелия и коневодства, поскольку его день отмечался 25 апреля, когда табуны выгоняли в поле. По народному убеждению эти святые могли принести конкретную пользу.
В целом для новгородской живописи характерны цельность формы, симметрия композиции, наличие орнамента и изображение неподвижно стоящего святого, несколько удлиненных пропорций, с крупными чертами лица и широко открытыми глазами. Лик и руки обводили черным контуром (что было характерно для романского искусства), сам же лик высветляли.
Композиции новгородского письма, какими бы сложными они ни были, пусть даже в несколько ярусов, всегда строились в одной плоскости.
Иконописец никогда не писалс натуры. Он стремился запечатлеть идею. Для новгородской живописи особенно характерно желание сделать идею предельно ясной, реально ощутимой, доступной.
В России, как и в Византии коны выполнялись первоначально в технике энкаустике или темпере, а с XYIII в.- масляной живописью. К шедеврам так называемого домонгольского периода относятся иконы: «Спас», «Великая Панагия», «Св. Георгий», «Богоматерь Умиление», «Архангел Гавриил (ангел Золотые Власы», «Устюжское благовещение», «Богоматерь Владимирская», «Дмитрий Солунский».
Все иконы написаны в разное время разными мастерами, но у них есть общее соотнесение с византийской живописью. Византийские традиции заключаются в плоскостности изображения, в жестком линейном контуре фигур; в благородстве ликов с миндалевидным разрезом глаз, тонким прямым носом, маленьким изящным ртом и отрешенным от земных страстей взглядом., как бы устремленным внутрь себя; в тонком колористическом соотношении золотисто-желтых, вишневых, синих тонов, создающих в сочетании с мерцающим золотистым фоном звучный цветовой аккорд. Первой из русских иконописных школ, унаследовавших сложившуюся в Византии иконографию и систему расположения сюжетов, была киевская школа иконописи на основе которой затем развилась и новгородская.
Новгородская живопись отмечена в конце XII века характерным новшеством. Исчезают восходящие к византийско-киевской живописной традиции мягкие светотеневые переходы, придававшие некоторую объемность образу. Их сменяют так называемые света, резкие белые блики, своим сплетением подчас образующие своего рода орнамент, исполненный волнующей выразительности, усиливающей эмоциональное воздействие изображения.
Яркий и эффектный стиль новгородской иконописи сложился в XIII-XIYвв. Его отличают простота и выразительность плоскостной композиции, чеканность и обобщенность силуэтов, чистая, звонкая, красочная палитра.Недаром было отмечено, что краски – это душа русской иконописи, что в них ярко проявилисьнародные вкусы, совершенно видоизменившие суровый византийский колорит своей ликующей жизнерадостностью, так что русскую икону эпохи расцвета никогда не спутаешь с византийской. С другой стороны, пренебрежение объемностью во имя одухотворенности вместе с любовью к узору сосредоточили внимание древнерусских художников на «описи» фигуры, на силуэтности, чуждой византийской живописи. У новгородской иконописи свои излюбленные темы и герои, свой лаконичный и точный изобразительный язык, особого рода духовность, в которой теплота чувства и непосредственные переживания сочетаются со своеобразным религиозным практицизмом, трезвым, и в то же время несколько наивным взглядом на мир.
Своей зрелости новгородская иконопись достигла вовторой половине XIY- начале XYв. Если в XIYв.преобладает достигшая совершенства фреска, то в XY столетии картина резко меняется. С этого времени особенно популярными становятся иконы.Новгородские иконописцы любили изображать «избранных святых» - по двое-трое, по четверо и больше во весь рост и по пояс. Написанные в фас, в одинаковых позах, различаясь лишь внешними атрибутами, они сурово глядят в лицо молящемуся. В подобных иконах ярче всего проявлялось своеобразие религиозности новгородцев, ее теснейшая связь жизненными потребностями города, забота заказчиков о хлебе насущном. Изображались, прежде всего, наиболее «полезные» святые , «скоропомощники» в важных делах: Илья Громовержец – податель дождя, Никола – покровитель путешествующих и страждущих, заступник плотников, защитник от пожаров, Георгий, Власий, Флор и Лавр, которые оберегали земледельцев и домашний скот, а также Параскева Пятница и Анастасия – покровительницы торговли.
Новгородская школа XYиз всей древнерусской живописи в музейных собраниях представлена превыше всего. И это благодаря плодовитости новгородских художников, множеству новгородских иконописных мастерских. Новгородская школа XY века – одна из блестящих страниц в истории мировой живописи. Совокупность сохранившихся памятников доказывает это неопровержимо. При этом музейные экспедиции обнаруживают ценнейшие иконы не только близ самого Новгорода, но и на отдаленных окраинах новгородской земли и за ее пределами.
«Не два ветра в поле слеталися, не две тучи в небе сходилися – сходилися-слеталися два удалые витязя…» Это строки из новгородской былины. Вот такое же эпическое дуновение, такая же образность, такое же отождествление человеческих порывов, страстей с силами природы (будь они грозными или милостивыми), такой же былинно-сказочный лад отличают и новгородскую икону. И, кроме того, эта икона была дорога и как красивая, «хитро» сработанная, ярко декоративная и потому драгоценная вещь».2
Глава 2. Иконы Новгородской школы в собраниях Государственного Русского музея
В Государственном Русском музее хранится одно из крупнейших в стране собраний икон. Начало ему было положено в 1898г. – в год основания музея. Первые памятники, поступившие из Академии художеств, вошли в состав небольшого отделения христианских древностей. Среди них были коллекции икон, собранные М.П.Погодиным, П.И.Севастьяновым, А.М.Постниковым. В дальнейшем собрание икон пополнялось различными путями. В 50-е, 70-е гг. XX в. музеем были организованы многочисленные экспедиции для сбора произведений древнерусской живописи. Иконы привозил в музей из Карелии, Ленинградской, Новгородской, Псковской и др. областей. В настоящее время собрание содержит около шести тысяч икон. Благодаря многочисленности и разнообразию памятников, собрание Русского музея позволяет с большой полнотой представить путь развития русской иконы.
Икона «Ангел Златые Власы»
К византирующему направлению новгородской иконописи в собрании ГРМ относится икона «Ангел Златые Власы (архангел Гавриил)» (приложение 1). Древняя икона дошла до наших дней с большими утратами красочного слоя и поздними переделками. Фон, опись головы архангела и часть хитона были переписаны в позднейшие времена, возможно, в ХVII веке. Лик прописан при реставрации. Но даже то, что сохранилось — свидетельство выдающегося иконописного мастерства художников Киевской Руси.
Икона получила известность в первой половине 1920-х годов, когда была обнаружена в Отделе древностей Румянцевского музея в Москве. Она была настолько записана, что атрибутировалась Симону Ушакову. Откуда происходит «Ангел Златые власы», где он находился на протяжении почти восьмисот лет, как попал в Румянцевский музей, никому не известно и теперь уже никогда не будет известно.
После того как икона попала в поле зрения исследователей, оценка ее значения неуклонно повышалась. Это сказалось на ее перемещении из одного крупного музея в другой. При расформировании в 1925 году Румянцевского музея икону распределили в Государственный Исторический музей. Там икона была впервые показана в 1926 году на выставке памятников древнерусской иконописи. После выставки «Ангела Златые власы» забрала Третьяковская галерея. В 1934 году галерея, которой было свойственно ценные вещи забирать, но отнюдь не отдавать, все же передала икону в Русский музей. Она стала самым древним иконописным памятником в его собрании.

Список литературы

1.Бобров Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи. – СПб.: Мифрил, 1995
2.Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. – М: Просвещение, 1993
3.Бобров Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи. – СПб.: Мифрил, 1995
4.История русской живописи. Иконопись/ Майорова Н., Скоков Г. – М.: Белый город, 2006
5.Государственный Русский музей: коллекции живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусстваXII –XX веков. – М.: Галарт, 1998
6. Лазарев В.Н. Новгородская иконопись. – М.: Искусство, 1976
7.Смирнова Э.С., Лаурина В.К., Гордиенко Э.А. Живопись Великого Новгорода: 15 век. — М.: Наука, 1982.



Очень похожие работы
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.00734
© Рефератбанк, 2002 - 2024