Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Курсовая работа*
Код |
312281 |
Дата создания |
08 июля 2013 |
Страниц |
28
|
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 20 декабря в 12:00 [мск] Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
|
Содержание
Введение
Часть I. Виды символов
Часть II. Экзотика в поэзии
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Экзотические животные, растения и драгоценные камни как символы в русской поэзии 20 века
Фрагмент работы для ознакомления
Черный цвет – антипод белого, символ смерти, хаоса, мрака, ночи. Цвет траура.
С черным цветом в истории мировых цивилизаций связаны только отрицательные стороны, в том числе и черная магия, ведьмовство, подземный мир, наконец, ад. Черный и белый цвета символизируют противостояние двух миров, двух первооснов в человеческом существе, двух духовных ипостасей.
Широко используется в архитектуре и изобразительном искусстве, особенно там, где необходимо подчеркнуть неоднозначное отношение к тому или иному объекту. (Подобным примером использования черного цвета в противопоставлении с белым можно считать памятник Эрнста Неизвестного на могиле Н. С. Хрущева на Новодевичьем кладбище в Москве, выполненного из десяти камней – пяти белых и пяти черных – по числу проведенных у кормила власти лет. Тем самым, скульптор подчеркнул свое отношение и к неоднозначной судьбе, и к спорным оценкам этого политического и государственного деятеля.)
Красный – наиболее агрессивный цвет, символизирующий кровь, гнев, огонь, страсть, раны, войну, кровопролитие, опасность, угрозу, революцию, силу, анархию, мужество и смерть. Красный цвет был цветом суверенной власти в Римской империи, это же значение сохраняется в христианской символике.
Однако красный – это и цвет жизни, поэтому первобытный человек кропил любой объект, который он хотел вернуть к жизни, кровью. У римлян красный цвет ассоциировался с божественностью.
Когда римские полководцы одерживали победу, они красили лицо красным в честь бога войны Марса, а ближайшую к Земле планету, имеющую красный цвет, они также назвали Марсом.
В странах Дальнего Востока красный всегда был цветом радости и богатства. Красные ворота в Китае обозначали дома чинов первой степени. В Монголии и Корее красные точки нашиваются на новогодние одежды в качестве амулетов. В русском языке красный и красивый являются однокоренными словами.
Красный цвет – символический цвет мученических страданий христиан. На божественном языке символов красный является цветом Божественной любви.
Концепция красного как цвета любви восходит к огню, несущему тепло. Красный цвет также обозначает гнев, отсюда выражение «красная тряпка».
Красные волосы часто связывают с горячим темпераментом. Этот цвет повсеместно используется для предупреждения об опасности и в качестве сигнала «стоп». В Британском военно-морском флоте красный флаг как «вызов на бой» существует с XVII в. Именно поэтому Наполеон Бонапарт ненавидел красный цвет, как цвет Англии.
Кроме наглядно-чувственных, визуальных форм цветового символа, существует и языковые, речевые – «цветовые метафоры. Они широко используются в литературной речи, и стали неотъемлемым компонентом современных языков.
Примером произведения, от заглавия до эпилога построенного на символах, может служить «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского.
Уже первое слово – «преступление» – символ. Каждый герой «переступает черту», черту, проведенную им самим или другими. Словосочетание «преступить» или «провести черту» пронизывает весь роман, «переходя из уст в уста».
Все герои и даже просто прохожие объединены уже тем, что они «сошедшие» с пути, лишенные разума.
Все действие романа происходит в Петербурге. Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как не в этом городе.
Именно Петербург – фантастический город А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя – с его вечной «духотой и нестерпимой вонью». (Но это еще и внутренний мир Родиона Раскольникова. Имя и фамилия главного героя не случайны. Достоевский подчеркивает то, что герою «не хватает воздуху».
«Родион» означает «родной», но он и Раскольников – раскол, раздвоение. (Раздваивается и город: реальные улицы и мираж, фантастика, «Новый Иерусалим» и «Ноев ковчег» – дом старухи.)
Слово «Раскольников» употребляется и как нарицательное, ведь Миколка тоже «из раскольников». Вспоминается герой сна Раскольникова – и вот уже все повествование оказывается опутанным трепещущей сетью символов.)
Цвет у Ф. М. Достоевского символичен. Самый яркий здесь цвет – желтый. Для М. А. Булгакова это тревога, надрыв; для А. А. Блока – страх; для А. А. Ахматовой это враждебный, гибельный цвет; у Ф. М. Достоевского он желчен и злобен. «А желчи-то, желчи в них во всех сколько!»
Этот «яд» оказывается разлитым везде, он в самой атмосфере, а «воздуху нет», только духота, «безобразная», «страшная». А в этой духоте Раскольников бьется «в лихорадке», у него «озноб» и «холод в спине» (самое страшное наказание ада – наказание холодом – «страшный холод охватил его»).
Использование символов как средств выразительности речи перешло в отдельное течение литературы конца XIX – начала XX веков.
Это время перемен, неизвестности и мрачных предзнаменований, это время разочарования и ощущения приближения гибели существующего общественно-политического строя. Все это не могло не коснуться и русской поэзии. Именно с этим связано возникновение символизма.
«СИМВОЛИЗМ» – направление в европейском и русском искусстве, возникшее на рубеже XX столетия, сосредоточенное преимущественно на художественном выражении посредством СИМВОЛА «вещей в себе» и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия. Стремясь прорваться сквозь видимую реальность к «скрытым реальностям», сверхвременной идеальной сущности мира, его «нетленной» Красоте, символисты выразили тоску по духовной свободе.
Огромное влияние на русских символистов оказал философ и поэт
Владимир Соловьев. В его учении было заложено идущее от древнегреческого
Платона представление о существовании двух миров – здешнего, земного, и потустороннего, высшего, совершенного, вечного.
Земная действительность – только отблеск, искаженное подобие верховного, запредельного мира, и человек – «связующее звено между божественным и природным миром».
В своей мистической религиозно-философской прозе и в стихах Вл. Соловьев звал вырваться из-под власти вещественного и временного бытия к потустороннему – вечному и прекрасному миру.
Эта идея о двух мирах – «двоемирие» – была глубоко усвоена символистам. Символ в искусстве и стал средством такого прозрения и приобщения.
Символ (от греческого symbolus – знак, опознавательная примета) в художестве есть образ, несущий и аллегоричность, и свое вещественное наполнение, и широкую, лишенную строгих границ, возможность истолкования. Он таит в себе глубинный смысл, как бы светится им.
Символы, по Вячеславу Иванову, – это «знамения иной действительности». «Я не символист, – говорил он, – если слова мои равны себе, если они – не эхо иных звуков, о которых не знаешь, как о Духе, откуда они приходят и куда уходят». «Создания искусства, – писал Брюсов, – это приотворенные двери в Вечность». Символ, по его формуле, должен был «выразить то, что нельзя просто «изречь».
В истории русской литературы Брюсов навсегда остался открывателем новых путей, «искателем смутного рая», великолепным мастером стиха, доказавшим, что поэт может передать все многообразие человеческих страстей, все «сокровища», заложенные в чувстве.
Брюсовым создан собственный стиль – звучный, чеканный, живописный. Для него характерно разнообразие форм, их неустанный поиск, стремление обнять в своем творчестве все времена и страны.
Брюсов ввел в русскую поэзию образ современного большого города с его людскими толпами и огнями реклам. Брюсову всегда была близка общественно-гражданская тема.
Труд, творческие возможности человека, подчиняющего своей воле силы природы, – один из важнейших мотивов поэзии Брюсова. Для Брюсова характерна поэзия намеков.
художественные (произведения искусства, в особенности монументального).
Особенностью произведения искусства как художественного символа является то, что важнейшей и неотъемлемой составляющей его ценностного значения выступает эстетическое качество. Каково ни было содержание произведения искусства, оно всегда, если это подлинное искусство, одновременно выступает как символ прекрасного, красоты, гармонии.
Часть II. Экзотика в поэзии
Трагическим тенором эпохи назвала А. Ахматова А. Блока.
Свой творческий путь Блок мыслил как непрерывное движение к свету и истине.
В цикл «Страшный мир» включил А. Блок стихи о бессмыслице жизни, «замкнутости», безысходности пути.
«Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века –
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь – начнешь опять сначала,
И повториться все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь»1.
Трагичность жизни усиливается контрастами, нагнетением напряженности, катастрофичности и общей жизни, и частной судьбы человека.
«Закат в крови! Из сердца кровь струится.
Плачь, сердце, плачь.
Покоя нет. Степная кобылица
Несется вскачь»2.
Один из периодов в творчестве О. Э Мандельштама является петербургским (1909–1915 гг.)
В 1913 году вышел из печати сборник О. Э. Мандельштама «Камень», который переиздавался в 1916 и 1923 гг.
Название «Камень» как нельзя более удачно.
Это не только каменная «желтизна правительственных зданий», вид которых с детства мил Мандельштаму, не только каменное кружево европейских соборов и замков, которых так много в книге. Это еще и весомость самого поэтического слова, его торжественность и многозначность:
Здесь, Капитолия и Формула вдали,
Средь увядания спокойного природы,
Я слышу Августа и на краю земли
Державным блоком катящиеся годы3.
«С веселым ржанием пасутся табуны…»
(1915 г.)
Впрочем, в стихах раннего Мандельштама много не только камня, но и воздуха:
Ведь купол твой по слову очевидца,
Как на цепи, подвешен к небесам4.
«Айя-София»
(1912 г.)
Или:
Кружевом камень будь
И паутиной стань,
Неба пустую грудь
Список литературы
"Список использованной литературы
№ 1. История русской литературы: XX век: Серебряный век. – М.: Прогресс, 1995. – 702 с.
№ 2. Келдыш В. На рубеже художественных эпох. // Вопросы литературы. – 1993. – № 2. – С. 92–105.
№ 3. Дутли Р. Век мой, зверь мой. Осип Мандельштам. Биография / Пер. с немецкого Константина Азадовского. – СПб.: Акад. проект, 2005.- 432 с.: ил.
№ 4. Лекманов О. Жизнь Осипа Мандельштама. Документальное повествование. – СПб.: Изд-во журнала Звезда, 2003. – 240 с. – (Русские поэты. Жизнь и судьба).
№ 5. Максимов Д. Русские поэты начала века. – Л.: Сов. писатель, 1986. – 404 с.
№ 6. Мандельштам А. И. Серебряный век: русские судьбы / Рецензент К. Черников; введ. В. Гуменникова; оформ. худож. П. Бондаренко. – СПб.: Предприниматель Громов Алексей Александрович. – 320 с.– (Хочу все знать).
№ 7. Мандельштам О. Э. Стихотворения / Сост., вступ. ст. и коммент. А. Пикача. – СПб.: Респекс, 1997. – 416 с.
№ 8. Поэтические течения в русской литературе конца XIX – начала XX века: Литературные манифесты и художественные программы: Хрестоматия / Рецензент Е. Тарле. – М.: Изд-во Высшая школа, 1988. – 366 с.: ил.
№ 9. Рассадин С. Очень простой Мандельштам. – М.: Изд-во Книжный сад, 1994. – 156 с.
№ 10. Русская поэзия XX века: Антология. – М.: Сов. Россия, 1991. – 576 с.
№ 11. Тагер Е. Избранные работы о литературе. – М.: Сов. писатель, 1988. – 506 с.
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.00514