Вход

Вклад графоф Строгановых в российскую экономику ,политику, культуру в 18-19 вв.

Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Курсовая работа*
Код 308444
Дата создания 08 июля 2013
Страниц 15
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 29 марта в 18:00 [мск]
Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
1 310руб.
КУПИТЬ

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СТРОГАНОВЫ – ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ И ПОЛИТИКИ
ГЛАВА 2. ВКЛАД СТРОГАНОВЫХ В КУЛЬТУРУ РОССИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Введение

Вклад графоф Строгановых в российскую экономику ,политику, культуру в 18-19 вв.

Фрагмент работы для ознакомления

Вслед за Таманским заводом Строгановы построили Билимбаевский. Его строительству предшествовала тяжба с Акинфием Демидовым, который делал заявки «про запас», чтобы таким путем избавиться от конкурентов. На этот раз экспансивный Демидов вторгся в пределы владений Строгановых и пытался записать рудники на реке Билимбахе на свое имя. Барону Александру Строганову, который подал челобитную в Берг-Коллегию в обоснование своих прав, пришлось ссылаться на привилегию 1719 года, отдававшую предпочтение при постройке заводов владельцам земель, на которых была обнаружена руда. Нахрапистому Акинфию Демидову не удалось тогда выиграть дело у своих именитых соперников (что он много раз неправедно делал у более слабых). Несомненно, что домогательство Демидова оказало некоторое влияние на строительство Билимбаевского завода.
При строительстве третьего, Юго-Камского завода Строгановым пришлось преодолевать сопротивление уже казны, которая хотела построить там медеплавильные печи и имела приоритет. При поддержке Соляной конторы Строгановым удалось, хотя и не сразу, добиться своего, и они в 1746 году построили завод, допустив при этом ряд нарушений законов. По этому поводу возник скандал. Строптивый прокурор Берг-Коллегии Суворов пытался опротестовать действия Строгановых, но от этого пострадал лишь сам, — настолько было сильно влияние Строгановых при дворе.
Раздел имущества Строгановых между братьями Александром, Николаем и Сергеем в 1747 году ослабил их позиции. Наиболее предприимчивым оказался Александр Строганов, который построил Кусье-Александровский завод и начал хлопоты по другим, однако вскоре скончался. Его дело продолжила энергичная вдова, Мария Артемьевна Строганова, которая не только значительно расширила Кусье-Александровский завод, но и построила Нытвенский, а также другие заводы, после чего металлургическое производство баронессы приобрело самостоятельное значение. Это был редкий случай в то время, когда в роли промышленника выступала женщина.
На государственной службе оставил след Сергей Григорьевич Строганов (1707—1756 гг.), который играл важную роль в правление Елизаветы Петровны. Его сын, Александр Сергеевич (1733—1811 гг.), известен как государственный деятель времен Екатерины II. На рубеже XVIII—XIX веков он также был президентом Академии художеств, директором Публичной библиотеки в Петербурге. Особо следует подчеркнуть его деятельность на посту президента Академии художеств. Его огромное богатство, либерализм и любовь к искусству, придворные связи благоприятно сказались на положении Академии, укреплении ее авторитета. Так, будучи президентом Академии, он сумел добиться пересмотра штатов и Устава, подобрал квалифицированных преподавателей.
Острослов и весельчак, добрый по натуре человек, он смог создать в Академии атмосферу, которая была лишена дворянской спеси, открыл сюда доступ представителям «подлых» сословий, в частности — Венецианову. Он в конце жизни добился того, что многие иностранцы считали за честь стать членами Российской Академии художеств. Вскоре Строганов был назначен председателем Комитета по строительству Казанского собора, который Павел I заложил незадолго до смерти. Графу удалось добиться устранения архитектора Бренна, с которым возникали разногласия во время работы, и назначения молодого неизвестного Воронихина, создавшего шедевр архитектуры Петербурга, которым восхищается вот уже которое поколение петербуржцев.
Необычна судьба и другого яркого представителя рода Строгановых — Павла Александровича (1772— 1817 гг.). Родившись в Париже, во время Великой Французской революции он посещал заседания Якобинского клуба, за что был отозван Екатериной II в Россию и сослан в одну из своих деревень. В 1796 году, при Павле I, получил разрешение переехать в Петербург, где сблизился с наследником престола, будущим императором Александром I, при котором стал одним из основателей Негласного комитета (центра либеральных реформ). С 1802 года — сенатор, в 1802—1807 гг.—товарищ министра внутренних дел. После отказа Александра I от либерального курса Павел Александрович отошел от политической деятельности.
Поступив в 1807 году на военную службу, он участвовал в войнах с Францией, Швецией, Турцией. Во время Отечественной войны 1812 года командовал гренадерской дивизией, отличившейся в Бородинском сражении. В 1814 году получил чин генерал-лейтенанта и ушел в отставку. Так закончилась карьера этого неординарного человека, который ничего не добавил для роста состояния Строгановых, но оставил определенный след в российской истории как либерал и военный.
Сергей Григорьевич Строганов (1794—1882 гг.) отличился как деятель другого плана. Как военный он также принял участие в Отечественной войне 1812 года и заграничных походах: в русско-турецкой и Крымской войнах. Как государственный деятель он в 1826— 1847 годах содействовал преобразованиям системы образования России на узкосословных, реакционных началах Николаевской эпохи. В 1859—1860 гг., занимал пост московского генерал-губернатора, с 1856 года — член Государственного Совета. Один из крупнейших помещиков России (владел полутора миллионами десятин земли и более 90 тысячами крепостных), в период подготовки реформы 1861 года примыкал к консервативной помещичьей оппозиции. В период с 1860 по 1870 гг. поддерживал реакционные реформы графа Д. А. Толстого в области народного образования.
Сергей Григорьевич Строганов был известен и как меценат, коллекционер, археолог. В 1825 году основал бесплатную художественную школу, известную сегодня как Московское Строгановское высшее училище. В 1837—1874 гг. был председателем Московского общества истории и древностей российских. Он также был основателем и пожизненным президентом Археологической Комиссии.
ГЛАВА 2. ВКЛАД СТРОГАНОВЫХ В КУЛЬТУРУ РОССИИ
Род Строгановых вошел в русскую историю не только как семейство купцов, государственных деятелей и военных. Огромное значение имеют их деяния для русской культуры.
К числу памятников истории и литературы, например, относится упоминавшаяся уже выше Строгановская летопись «О взятии Сибирской земли» — одна из ранних сибирских летописей. О времени ее составления существуют различные точки зрения: одни называют 1620—1630 гг., другие— 1668—1673 гг. Основанная на данных и материалах Строгановского вотчинного архива, в том числе — на переписке Строгановых с дружиной Ермака, летопись содержит обстоятельное изложение событий начального этапа присоединения Сибири к России. Естественно, что в ней особо выделена роль Строгановых в организации похода Ермака6.
Другим, пожалуй даже более известным, «наследством» рода стала Строгановская школа в иконописи. Это одно из стилистических направлений живописи XVI — начала XVII вв. Для произведений Строгановской школы характерен ряд общих черт: небольшой размер, утонченная миниатюрность письма, изысканность палитры (построенные, в основном, на полутонах, золоте и серебре) и пр. К числу наиболее известных мастеров Строгановской школы относятся Емельян Москвитин, Прокопий Чирин, Стефан Пахиря, Назарий и Никифор Савины, Истома.
На средства Строгановых в 1679 году был издан первый русский теоретический трактат по музыке композитора Н. Дилецкого «Музикийска грамматика» с авторским посвящением «во благородных благородному». А церковные хоры строгановских крепостных с многоголосием пользовались широкой популярностью в столице.
Следует сказать, что во все времена Строгановы были людьми, «одержимыми» стремлением к прекрасному. И великое богатство им было нужно не само по себе, а для строительства десятков храмов, для поддержки художников, архитекторов, музыкантов и писателей.
С древнейших времен они хранили в своих родовых архивах уникальнейшие русские летописи, древнейшую богослужебную христианскую и светскую литературу, а также рунические славянские манускрипты времен дохристианских: большая часть известной ныне «библиотеки новгородских волхвов» восходит к родовому строгановскому архиву. И можно с уверенностью заявить, что именно в этой непрекращавшейся высочайшей культурной традиции и была сила рода Строгановых, причина их удач на любом поприще — удач, позволивших Строгановым в течение столетий служить Отечеству.
Александр Сергеевич Строганов страстно увлекался всеми формами прекрасного. В Европе он собрал коллекцию картин самых прославленных художников, среди коих были, например, полотна Рафаэля и Караваджо, впоследствии привезенные в Россию и выставлявшиеся в строгановской картинной галерее. Видимо, Александр Сергеевич надеялся, и не без оснований, что развитие культуры и просвещения приведет страну к переустройству политической и экономической жизни, продвинет ее к столь нужным реформам, и прежде всего к отмене «крепостного права», против коего всегда выступали Строгановы.
Следует заметить, что во владениях самих Строгановых крепостное право было скорее номинальным. К примеру, «крепостной» Волегов (будущий историк рода Строгановых) управлял всеми их «вотчинами», другой «крепостной» Воронихин стал знаменитым архитектором (по его проекту построен Казанский собор в Санкт-Петербурге). Во владениях Строгановых работали школы для крепостных, а наиболее одаренные молодые люди могли продолжить образование как в российских столицах, так и за рубежом.
Но это только отдельные штрихи к портрету удивительного русского рода. Главное же, что определяло его жизнь, было скрыто от широкой публики.
Сам А.С. Строганов был членом и одним из учредителей наиболее влиятельной во Франции тех лет клермонтской ложи «строгого послушания». Среди его друзей был знаменитый принц Ракоци, он же граф Сен-Жермен, прославленный как «чародей» и... дипломат, живший при всех европейских дворах и участвовавший чуть ли не во всех дворцовых переворотах XVIII столетия (в том числе и в приходе к власти Екатерины II). Был знаком А.С. Строганов и с не менее известным графом Калиостро7.
Дела и цели масонов середины XVIII столетия не во всем ясны. Но известно, что русские вельможи тогда имели в сих делах чуть ли не решающий голос. И ныне в этой области «всплывают» удивительные, загадочные факты — например, связи их учения с индийскими ведическими доктринами. Известно, к примеру, что тот же Сен-Жермен в сопровождении русского вельможи Р.И. Воронцова (кстати, дяди первой жены А.С. Строганова) совершил длительное путешествие в Индию. И в тех ложах тогда изучали не только индийские, но также и славянские ведические рукописи, ибо так называемое «русское язычество» по сути является одной из ветвей общемировой ведической традиции.
Изучали тогда и знаменитую «Книгу Белеса». Можно с уверенностью предположить, что она с XI века хранилась в библиотеке французских королей, которую привезла во Францию из Руси дочь Ярослава Мудрого Анна, когда вышла замуж за французского короля Генриха 1 Капета.
А.С. Строганов был одним из тех трех высших масонов (наряду с Шевальри и бароном Туссэном), которые учреждали в 1773 году высшие степени в только что образованной ложе «Великий Восток Франции». Эта ложа с тех пор и поныне оказывает весьма заметное влияние на политику в мире. И ведь буржуазно-демократические идеи «Великого Востока» были отчасти выражением идей и самих русских промышленников Строгановых. Очевидно, сии идеи были унаследованы Строгановыми от их пращуров, новгородских купцов, помнивших о вечевой власти, прославляемой и в родовых книгах из их рунического архива.
Возвратившись в Россию, А.С. Строганов также занимался делами ордена. Он был одним из учредителей российского «Капитула Феникса», управлявшего всеми российскими масонами. Он также собрал вокруг себя крупных ученых; все они принадлежали к просветительскому Ордену розенкрейцеров.
Но тут следует особо отметить, что для А.С. Строганова учение масонства было важно не само по себе. Факты свидетельствуют: в политических масонских делах, как и в деятельности промышленника или мецената, А.С. Строганов прежде всего искал средства для усиления могущества и влияния, но не своего лично, а России. И если в политике масоны лож, ориентированных на интересы Запада, вскоре начали переигрывать «русских зиждителей», то в области культурной интересы их еще долго во многом совпадали. И А.С. Строганова все более интересовало именно просветительское направление в масонстве8.
Все имеющиеся в его распоряжении средства он направлял на развитие российской науки и культуры. И это было не просто меценатство, но широчайшая культурная деятельность. В России он возглавлял Императорскую Академию художеств и был директором Императорских публичных библиотек. Он открыл картинную галерею, первую общедоступную библиотеку в саду при своем дворце. Он покровительствовал скульптору Мартосу, художникам Левицкому, Боровиковскому, Щукину, Венецианову. На его средства жил поэт Гнедич; и именно благодаря покровительству Строганова он составил знаменитый перевод «Илиады» Гомера, доныне считающийся классическим. Строганов был дружен с Фонвизиным, с Державиным.
Благодаря Александру Сергеевичу Строганову, а также его сыну Павлу, Россия приобрела прославленную коллекцию древнейших рукописей. Часть их вошла в царское собрание Эрмитажа, а часть (и прежде всего славянские рунические рукописи) перешла в «Музеум» А.И. Сулакадзева.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Последним деянием А.С. Строганова было строительство Казанского собора в Санкт-Петербурге. И кстати, в сем строительстве в качестве членов попечительского совета участвовали все «российские розенкрейцеры», «русские зиждители», приближенные к А.С. Строганову, в том числе П.П. Дубровский и А.И. Сулакадзев.
Заканчивал дела по строительству сего собора Александр Сергеевич, уже будучи тяжело больным. После торжественного молебна по случаю освящения собора 15 сентября 1811 года А.С. Строганов подошел за благословением к митрополиту и, как бы предчувствуя свою скорую кончину, произнес: «Ныне отпущаещи раба Твоего, Владыка, с миром...»
Сосредоточение в одних руках огромных богатств позволило Строгановым тратить значительные средства на возведение в своих вотчинах церквей и хором, для убранства которых организовывались различные художественные промыслы. Так появились Строгановская школа в иконописи, Строгановское шитье, эмальерное и ювелирное искусство. Особое внимание уделяли они своему родовому гнезду — Сольвычегодску. Их городские хоромы, возведенные в 1564 году, а затем в течение XVI—XVIII вв. неоднократно перестраивавшиеся, отличались монументальностью и пышным декором, а дворня насчитывала свыше 600 человек. В конце XVI века Строгановы возвели домовую церковь — «по себе память и на поминок ныне и впредь» — огромный каменный Благовещенский собор и усыпальницу, сохранившиеся до сих пор. Обращает на себя внимание одна характерная деталь — молельное ктиторское место Строгановых неподалеку от царских ворот. По своим формам оно напоминает тронное место Ивана Грозного в Успенском соборе Московского Кремля, — так высоко ставили себя эти русские купцы, дававшие взаймы царскому двору.
Широкая публика в Александре Сергеевиче Строганове видела лишь мецената, любителя искусств, далекого от политики. И хотя он всегда сопровождал, к примеру, императрицу Екатерину II, это объяснялось будто бы лишь тем, что он был любезным и остроумным партнером по игре в бостон... Только почему-то после подобных партий императрицей принимались решения, которые перекраивали политическую карту Европы.

Список литературы

"1.Андреев А. Р. Строгановы: Энцикл. изд. М., 2000.
2.Гавлин М.Л. Из истории российского предпринимательства: династия Строгановых: Аналит. обзор / М.Л. Гавлин; Рос. акад. наук, Ин-т науч. информ. по обществ. наукам, [Центр социал. науч.- информ. исслед.]. - М.: ИНИОН, 2003. – 132 с.
3.Головчанский Г.П. Строгановские городки, острожки, села / Г.П. Головчанский, А.Ф. Мельничук. - Пермь: Книжный мир, 2005. – 229 с.
4.Именитые люди, бароны и графы Строгановы /Ассоц. генеалогов-любителей; [Авт.-сост. А.Н. Онучин]. - 2-е изд., испр. и доп. - Пермь: Изд-во Ассоц. генеалогов-любителей, 1996. - 95 с.
5.Кузнецов С.О. Дворцы Строгановых / С.О. Кузнецов. - СПб: Алмаз, 1998. – 159 с.
6.Меттерних Т. И. Строгановы: История рода. СПб., 2003.
7.Строгановские чтения, Усолье, 16 мая 2002: [Материалы]. - Соликамск: СГПИ, 2002. - 144 с.
8.Строгановы: Меценаты и коллекционеры: Кат. выст.: [К 300-летию Санкт-Петербурга / Авт. ст.: В.И. Богдан и др.; Авт. аннот.: Е.Б. Ананьич и др.]. - СПб.: Славия, 2003. – 310 с.
9.Чуприянова М.Н. Чермозские заводовладельцы и землевладельцы / М.Н. и В.И. Чуприяновы. - Пермь: Перм. кн., 2002. - 159 с.
10.Эйриян Т.Г. Из рода Строгановых: Истории XVI-XIX веков в лицах / Татьяна Эйриян. - Екатеринбург: Урал. рабочий, 2003. – 415 с.
11.Эйриян Т.Г. Пермские Строгановы: родословная роспись / Т. Эйриян. - Изд. 2-е, испр. и доп. - Пермь: [б.и.], 2003. - 32 с.
Очень похожие работы
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.00502
© Рефератбанк, 2002 - 2024