Вход

Древняя месопотамия:культурные особенности

Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Курсовая работа*
Код 305344
Дата создания 08 июля 2013
Страниц 27
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 17 апреля в 12:00 [мск]
Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
1 310руб.
КУПИТЬ

Содержание

1. Введение
2. Возникновение государство Месопотамии
3. Письменность (клинопись)
4. Литература и науки
5. Религия народов Месопотамии
6. Угасание культуры Месопотамии
7. Заключение
8. Библиография

Введение

Древняя месопотамия:культурные особенности

Фрагмент работы для ознакомления

Некоторые сочинения представлены в этой библиотеке в пяти-шести экземплярах. Пространные тексты составляли целые «серии», включавшие иногда до 150 табличек. На каждой такой «серийной» табличке стоял ее порядковый номер; заглавием служили начальные слова первой таблички. На полках «книги» размещались по определенным отраслям знаний. Здесь были собраны тексты «исторического» содержания («анналы», «хроники» и др.), судебники, гимны, молитвы, заговоры и заклинания, эпические поэмы, «научные» тексты (сборники примет и предсказаний, медицинские и астрологические тексты, рецепты, шумеро-аккадские словари и т.п.), сотни книг, в которых «отложились» все знания, весь опыт древнемесопотамской цивилизации. Большая часть того, что нам известно о культуре шумеров, вавилонян и ассирийцев, была получена при изучении этих 25 тысяч табличек и фрагментов, извлеченных из руин дворцовой библиотеки, погибшей при разрушении Ниневии.
«С первых веков существования письменности правители шумерских городов создавали царские надписи, в которых докладывали богам и потомкам о совершенных ими героических деяниях, о построенных храмах и хозяйственных строениях, об изменениях в законодательстве. Каждый из правителей твердо верил в то, что всей своей жизнью он призван выполнить особую миссию, возложенную на него богами еще при рождении. Поэтому в царских надписях подчеркивался совершенный облик правителя, состоявший, впрочем, из довольно стандартного набора качеств. Шумерский царь должен был обладать недюжинной силой, огромной энергией, внешней привлекательностью, которая вызывала любовь, преклонение и трепет народа, беспощадностью к врагам и повышенной внимательностью к советам богов и старейшин (именно неукоснительное следование советам в ранней древности называлось мудростью)»7.
Древнемесопотамская словесность включает как памятники фольклорного происхождения - «литературные» обработки эпических поэм, сказок, собрания пословиц, так и авторские, представляющие письменную традицию. Самым выдающимся памятником шумеро-вавилонской словесности, по мнению современных исследователей, является аккадский «Эпос о Гильгамеше», в котором повествуется о поисках бессмертия и ставится вопрос о смысле человеческого существования. Найден целый цикл шумерских поэм о Гильгамеше и несколько более поздних аккадских версий эпоса. Этот памятник, очевидно, пользовался заслуженной славой и в древности; известны его переводы на хурритский и хеттский языки, упоминание о Гильгамеше есть и у Элиана.
Огромный интерес представляют старовавилонская «Поэма об Атрахасисе», повествующая о сотворении человека и всемирном потопе, и культовый космогонический эпос «Энума элиш» («Когда вверху…»). Дошла из Месопотамии и поэма-сказка о проделках хитреца, трижды отомстившего своему обидчику. Этот сказочный сюжет широко представлен в мировом фольклоре (тип 1538 по системе Аарне-Томпсона). Широко распространен в мировом фольклоре и мотив полета человека на орле, впервые встречающийся в аккадской «Поэме об Этане». Шумерские «Поучения Шуруппака» (середина III тыс. до н. э.) включают ряд пословиц и сентенций, повторяющихся позже во многих ближневосточных литературах и у античных философов.
Из произведений нефольклорного, изначально письменного, авторского происхождения следует указать несколько поэм о невинном страдальце, так называемую «Вавилонскую теодицею» и «Разговор господина с рабом», предвосхищающих темы библейских книг Иова и Екклесиаста. Некоторые покаянные псалмы и плачи вавилонян также находят параллели в библейских псалмах. В целом можно утверждать, что древнемесопотамская словесность, ее тематика, поэтика, само видение мира и человека оказали значительное воздействие на литературы соседних народов, на Библию и через нее - на литературы Европы.
По-видимому, месопотамские истоки имела и арамейская «Повесть об Ахикаре» (древнейшая запись датируется V в. до н. э.), переведенная в средние века на греческий, арабский, сирийский, армянский и славянский языки («Повесть об Акире Премудром»).
Глубокий след в современной культуре оставили шумеро-вавилонская математика и астрономия. По настоящий день человечество пользуется позиционной системой цифр и шестидесятеричным счетом шумеров, деля круг на 360 градусов, час - на 60 минут, а каждую из них - на 60 секунд. Особенно значительны были достижения вавилонской математической астрономии.
Самый творческий период вавилонской математической астрономии приходится на V в. до н.э. В это время существовали знаменитые астрономические школы в Уруке, Сиппаре, Вавилоне и Борсиппе. Из этих школ вышли два великих астронома: Набуриан, разработавший систему определения лунных фаз, и Киден, установивший продолжительность солнечного года и еще до Гиппарха открывший солнечные прецессии.
Первая в мире школа, в которой учили наукам и искусствам, возникла в начале III тысячелетия - в шумерском городе Уре8. Большую роль в передаче грекам вавилонских астрономических знаний играла школа, основанная вавилонским ученым Беросом на острове Кос около 270 г. до н.э. Таким образом, греки имели прямой доступ к вавилонской математике, уровень которой во многих отношениях не уступал уровню Европы эпохи раннего Возрождения.
Шумерская астрономия и математика были точнейшими на всем Ближнем Востоке. Мы до сих пор делим год на четыре сезона, двенадцать месяцев и двенадцать знаков зодиака, измеряем углы, минуты и секунды в шестидесятках - так, как это впервые стали делать шумеры. Мы называем созвездия их шумерскими именами, переведенными на греческий или арабский язык и через посредство этих языков попавшими в наш язык. Известна нам и астрология, вместе с астрономией впервые появившаяся в Шумере и на протяжении столетий не утратившая своего влияния на человеческий разум.
Игра на музыкальных инструментах относится к сфере высших искусств. В шумерской школе обучали музыке, сохранились сведения о школьных хорах и пении. К искусствам магическим относится умение предсказывать события по внутренности жертвенной овцы.
В месопотамской медицине следует четко различать два основных направления, что важно для понимания ее как науки. Оба направления возникли в старовавилонский период и описываются в текстах, поступивших в основном из двух крупных источников документов: коллекции, обнаруженной в Ашшуре, и собрания документов из библиотеки в Ниневии.
Месопотамская медицина была типично народной медициной, описанной некогда в древнеанглийских лекарских книгах. Materia, medica состоит главным образом из различных местных трав и таких животных продуктов, как жир, кровь, молоко, кости и небольшое количество минеральных веществ.
Медицинские инструменты редко упоминаются в рассматриваемой группе текстов. Говорится о шпателях, металлических трубках, а также ланцетах, которые, возможно, недаром названы брадобрейскими ножами. Они использовались для различных разрезов при хирургических операциях. Шприцы в текстах не упоминаются. Возможно, что ряд простых приборов и инструментов употреблялся, но в текстах о них не упоминается, потому что названия их и способ употребления были очевидны. Ввиду примитивного характера медицинских знаний в этой области, неудивительно, что к хирургии обращались только в критических случаях.
Жители Месопотамии верили в эффективность двух способов, двух фронтов действия при лечении заболевания - применения медикаментов и использования магии. Между этими двумя способами не было жесткого разделения; медицинское лечение, как правило, содержит только незначительные примеси магических процедур, в то время как магические меры против болезней используют традиционную фармакопею, хотя причины этого обычно неясны.
«Месопотамская медицина всегда оставалась на низкой ступени развития. Геродот (III, 1) высказывает свое мнение о ней, когда говорит о вавилонянах, приносящих своих больных на рынок для того, чтобы узнать у прохожих, какие средства они бы предложили для лечения. Хотя ассириологи находят удобным не верить этому рассказу Геродота, совершенно очевидно, что греческий путешественник, говоря о Вавилонии, не проявлял того восхищения, которое он испытывал к египетской медицине и египетским врачам».
5. Религия народов Месопотамии
«Источниками для изучения месопотамской религии, если употребить термин grosso modo («в общей форме»), служат археологические и письменные памятники. Археологические источники - развалины зданий и других построек, служивших некогда культовым целям (алтари, храмы, храмовые башни), и обожествляемые предметы в самом широком понимании этого слова (от всякого рода культовых изображений до амулетов).
Величественные развалины храмовых башен в крупных городах, особенно в Южной Месопотамии, не только прославили в свое время вавилонскую цивилизацию, но и увековечили ее славу»9.
Поклонение в Ларсе
Ларса (Вавилон)
Первая половина XVIII-го столетия до н.э.
Статуэтка, бронза и золото
Высота 19,6 см.
Сановник по имени Авил-Нанна, из древнего Шумерского города Лагаша, посвятил эту бронзовую статуэтку «жизни Хаммурапи», королю Вавилона. Изображает бога Амурру, которого переняли Шумеры у кочевников Аморитов. Эта бронзовая фигурка была размещена в храме бога Аммуру. Возможно, что стоящая на коленях фигура в королевском головном уборе и есть Хаммурапи. На барельефе, выполненном на основании статуэтки, изображен Хаммурапи молящийся богу, сидящему напротив него.
В месопотамской религиозной практике молитвы всегда были связаны с сопутствующим им ритуалом, который тщательно описан в конце молитвы, в разделе, адресованном либо самому молящемуся, либо совершающему богослужение жрецу - так сказать, «техническому исполнителю» - и регламентирует движения и жестикуляцию, а также характер жертвоприношения, его время и место. Ритуал и сопровождающие его молитвы равны по значению и вместе составляют религиозный акт; истолкование молитв без учета ритуала неминуемо исказит религиозную концепцию, которую они выражают. Все действия во время молитвы, включая акты жертвоприношения, строго регламентированы (допускаются лишь незначительные изменения и отклонения от небольшого числа существующих образцов). Это же можно сказать и о словесном оформлении молитвы, сводящемся к ограниченному числу заклинаний, просьб, жалоб и выражений благодарности.
«Магическая деятельность - попытки воздействовать на олицетворенные закономерности природы эмоциональным, ритмическим «божественным» словом, жертвоприношениями, обрядовыми телодвижениями - казалась столь же нужной для жизни общины, как и любой общественно полезный труд»10.
Религия не предъявляла сколько-нибудь серьезных притязаний ни на тело, ни на время, ни на богатство индивидуума. Отсюда отсутствие конфликтов с религией, которые могли бы смутить или потрясти человека. Смерть воспринималась как нечто само собой разумеющееся, а участие гражданина в культе городского божества было чрезвычайно ограниченным: он был просто зрителем на некоторых траурных или праздничных публичных церемониях. Человек жил в чрезвычайно умеренном религиозном климате, определявшемся скорее социальными и экономическими, чем культовыми координатами. Его надежды и страхи, так же как и его моральные представления, не распространялись за пределы узкого городского или сельского общества.
В молитвах преобладают две темы: рассказы о божествах и изложение в квазимифологическом стиле собственного опыта верующего. Последняя тема особенно важна и характерна; она заслуживает пристального внимания. Первая является не менее важной, но, по-видимому, она не представляет собой формы религиозного творчества, типичной только для Месопотамии.
Метафизически божество в Месопотамии воспринимается как ужасное, повергающее в трепет явление, наделенное неземным устрашающим сиянием, которое считается божественным атрибутом и присуще в различной степени интенсивности любому предмету или лицу, считающемуся божественным и священным, следовательно, также и царю. Внушительный набор определенных терминов, отмечающих эту особенность божественного, постоянно встречается в молитвах и других текстах.
Лев у входа в храм
Мари, Даганский Храм
XIX век до н.э.
Бронза с инкрустацией
Высота 0,38 м.; Ширина 0,10 м.
Коллекция Лувра
Даган был великим богом Симитских Аморитов; его храм был построен в Мари за королевским дворцом принцем и независимым правителем Иштуп-Илумом. Два льва (второй находится в музее Аллепо) стояли как привратники у его дверей, вселяя ужас в возможного противника. Они были сделаны из бронзовых бляшек прибитых к деревянной основе, которая впоследствии пропала.
«Возникает новое, такое важное явление как личные индивидуальные боги-покровители конкретного человека. Их не нужно путать с духами предков семьи, которым тоже поклонялись весьма активно. Бог берется из общего пантеона, он всем известен, храмы его стоят в разных городах, но в силу различных причин человек считает, что именно данный бог является его личным покровителем, а не деревни или семьи. Это принципиально новое явление отражает несколько испорченное представление об истинном характере отношений человека и Бога. Индивидуальная молитва, когда верующий остается у себя дома в одиночестве, также является следствием подобного восприятия истинного отношения к Богу в той мере, в какой это было дано семитам Двуречья того времени»11.
Вторая группа текстов содержит мифы и литературные произведения с ярко выраженной мифологической окраской. Истории о богах и их деяниях, окружающем нас мире и о том, как он возник, морализирующие и одновременно развлекательные истории, рассчитанные на эмоциональное воздействие, обычно рассматриваются как главные и любимые литературные темы месопотамской цивилизации.
Все эти произведения, которые называют мифологическими, относятся скорее к сфере истории литературы, нежели к истории религии. Они содержат упрощенные и часто примитивные переложения древних мифологических сюжетов для читателей позднейшего времени дающие лишь отдаленное представление о мифах, унаследованные от далекого прошлого и имевших хождение среди определенны) групп населения Месопотамии. Хотя мифы (шумерские и аккадские) в клинописной записи, несомненно, древнейшие из письменно засвидетельствованных, сами, как таковые, они отнюдь не «старше» тех, которые можно найти где угодно и когда угодно.
Третья группа текстов - многочисленные описания специфических ритуалов, которые совершали жрецы и служители святилищ. В них перечисляются, часто весьма детально, отдельные акты ритуала, молитвы и формулы, которые нужно произносить (они либо даются полностью, либо приводятся только их начальные слова), необходимые подношения, жертвенные приспособления и т.п.
«Месопотамская религия, будучи типично традиционной, не определяющаяся историческими переменами, представляется сложным комплексом, состоящим из многих слоев. Месопотамская религия и религиозные обычаи могут предстать перед нами в более ясном освещении, если иметь в виду важный принцип социальной стратификации, отразившийся в известной степени в текстах всех периодов и районов. Если отделить религию царей от религии простого человека, а обе эти религии от жреческой, то мы, возможно, приблизимся к правильной перспективе. Большая часть того, что принято считать месопотамской религией, обретает смысл лишь постольку, поскольку она связана с личностью царя, а это сильно искажает наши представления. Жреческая религия сводилась главным образом к обслуживанию идола и его храма. Жрецы несли положенную службу, не только принося жертвы богу, но и воспевая его в гимнах; на них также лежала обязанность использовать апотропеические функции божеств в интересах общины»12.
Предположительно статуэтка представляет вавилонскую богиню плодородия
Вавилон
III век до н.э. - III век нашей эры
Алебастр, золото, рубины
Высота 25 см
Коллекция Лувра
Фигурка обнажённой женщины с полумесяцем в волосах была привезена из районов Вавилонии. Глаза и пупок статуэтки инкрустированы рубинами. Фигурка принадлежит к целой серии небольших изображений, выполненных в алебастре с детально проработанными руками. Традиционно на востоке такие фигурки обнаженных женщин изображали великих богинь, и скорее всего связывались с культом плодородия. Для этих произведений искусства характерно переплетение местных традиций сельюкидского и парфянского периодов и влияние эллинской культуры.
6. Угасание культуры Месопотамии

Список литературы

1.Александрова Л. История письменности: больше вопросов, чем ответов // «Зеркало недели», № 21 (242), 29.05.99-04.06.99.
2.Васильев Л.С. История Востока: Учебник. - М.: Высшая школа, 1994. Т.1. - 495 с.
3.Глебкин В.В. Мир в зеркале культуры. История древнего мира / М.: Добросвет, 2000. - 256 с.
4.Деопик Д.В. История Древнего Востока. - М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 1998-2001. - 210 с.
5.Емельянов В.В. Древний Шумер: очерки культуры. - СПб., 2001. - 368 с.
6.Емельянов В.В. Культура и культурность в шумерском царском гимне (Shulgi B) Miscellanea humanitaria philosоphiae. Очерки по философии и культуре. К 60-летию профессора Юрия Никифоровича Солонина. Се-рия «Мыслители», выпуск 5. - СПб.: Санкт-Петербургское философ-ское общество, 2001.
7.История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А и проф. Жидкова О.А. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА • М, 1998. - 480 с.
8.История древнего мира. Книга 1. Ранняя древность. Академия Наук СССР. Издание второе, исправленное. Отв.ред. И.М. Дьяконов. М.: Наука, ГРВЛ. 1983. - 384 с.
9.Любимов Л.Д. Искусство древнего мира. - М.: «Просвещение», 1971 г.- 319 с.
10.Оппенхейм А. Лео. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивили-зации. - Изд. 2-е, испр. и доп. Пер. с англ. М. Н. Ботвинника. Послесл. М. А. Дандамаева. - М.: Наука, Главная редакция восточной литерату-ры, 1990. - 319 с.
Очень похожие работы
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.01086
© Рефератбанк, 2002 - 2024