Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Курсовая работа*
Код |
291375 |
Дата создания |
12 июля 2014 |
Страниц |
25
|
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 23 декабря в 12:00 [мск] Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
|
Описание
Половая свобода и неприкосновенность личности охранялась, охраняется и всегда будет охраняться как одно из самых главных прав и свобод человека и гражданина. Являясь важной проблемой современности, распространение изнасилования как самого тяжкого и распространенного из половых преступлений, не может остаться без внимания ни одного человека, хоть как то заинтересованного в своей судьбе и судьбе своей страны. И может именно поэтому, я заинтересовалась данной темой и посвятила ей свою курсовую работу. ...
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. НАСИЛЬСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ СЕКСУАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА 5
1.1 Общая характеристика половых преступлений 5
1.2 Уголовно-правовые вопросы насильственных половых преступлений 9
1.3 Насильственные действия сексуального характера и их отграничение от изнасилования 12
2. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПОЛОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ 19
2.1 Предупреждение половых преступлений с точки зрения лиц мужского пола 19
2.2 Предупреждение половых преступлений с точки зрения лиц женского пола 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24
Введение
ВВЕДЕНИЕ
Человек имеет место на свободное самоопределение в области половых отношений. Общество не может терпеть в этой сфере насилия, в какой бы оно не проявилось в форме ли грубой физической силы или тонких увещеваний, направленных на обман другого лица. Поскольку законом охраняется жизнь, здоровье и свобода личности, постольку он должен защищать от посягательства на один из важнейших видов свободы свободу половых отношений. Ни одна сфера человеческих отношений не претерпела столько различных стадий правового развития, как сфера половых отношений. Изнасилование является наиболее тяжким и самым распространенным из половых преступлений, примерно 3/4 от общего числа. При этом большинство изнасилований остается нераскрытым. Некоторые процессы последних лет, даже негативные, действительно сд ерживают рост половых преступлений, но опять же действительное положение дел далеко от статистического благополучия. Дестабилизация обстановки в стране, рост тяжких насильственных преступлений, безнаказанность многих преступлений, свидетельствующая о неэффективности обращений потерпевших с заявлениями в правоохранительные органы, боязнь мести со стороны преступников - все это свидетельствует о том, что реальное количество таких наиболее тяжких половых преступлений, каким является изнасилование, в два-три раза больше их официально зарегистрированного количества. Многие потерпевшие опасаются скомпрометировать свое имя и избегают огласки. Все делает цифры статистики довольно относительными. К тому же, раскрытие изнасилований часто представляет значительную трудность. Это связано с тем, что преступление совершается, как правило, без свидетелей, кроме потерпевших, а последние, из-за чувства стыда нередко сообщают о совершенном изнасиловании спустя определенное время, когда многие следы преступления исчезают. Не следует забывать, что уголовное дело об изнасиловании совершенном без отягчающих обстоятельств, относится к делам частно-публичного обвинения, т.е. возбуждается только по жалобе потерпевшей.
Цель моей работы - исследование и анализ проблематики половых преступлений, а именно изнасилования, предусмотренного статьей 131 УК РФ. На пути к достижению поставленной цели представляется целесообразным решить следующие задачи:
1. Провести исследование понятия изнасилования, его состава, отграничить от насильственных действий сексуального характера.
2. Дать характеристику квалифицированного и особо квалифицированного состава изнасилования.
3. Получить представление о психологических аспектах совершения данного преступления, а в частности о личности преступника и потерпевшей.
Хотелось бы, чтобы к данному составу проявлялось большее внимание со стороны правоохранительных органов, т.к. половые преступления затрагивают именно ту глубокую часть общественных отношений, которую мы так тщательно охраняем - половую неприкосновенность несовершеннолетних и половую свободу личности.
Фрагмент работы для ознакомления
Как следует из разъяснений Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N№ 11 «О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 131 и 132 Уголовного кодекса Российской Федерации», под половым сношением следует понимать совершение полового акта между мужчиной и женщиной, под мужеложством – сексуальные контакты между мужчинами, под лесбиянством – сексуальные контакты между женщинами.5
Под иными действиями сексуального характера следует понимать удовлетворение половой потребности другими способами, включая понуждение женщиной мужчины к совершению полового акта путем применения насилия или угрозы его применения.
Невольно возникает вопрос, не противоречит ли последняя фраза названного постановления его же формулировке полового сношения, чем это вызвано и в чем принципиальное отличие активной роли нежелательного партнера-мужчины от партнера-женщины.
Указанное противоречие можно было бы объяснить намерением законодателя в большей степени защищать половую свободу женщины, поскольку в результате насильственного полового сношения может наступить нежелательная для потерпевшей беременность, разрушение девственной плевы. Однако ни законодатель, ни Пленум Верховного суда не относят эти обстоятельства к иным тяжким последствиям или другим квалифицирующим признакам изнасилования (признавая, вероятно, беременность и дефлорацию, в том числе в результате изнасилования, как физиологическую необходимость) и не называют каких-либо оснований для разделения данных преступных посягательств.
Более того, в ст. 131, 132 УК РФ указаны абсолютно одинаковые квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки и предусмотрены идентичные санкции за совершение аналогичных составов преступлений.
Между тем непосредственным объектом изнасилования является половая свобода женщины, и если признать существование множества способов удовлетворения половой страсти (что является бесспорным), необходимо согласиться и с тем, что выделение одного из них в отдельный состав является искусственным.
При таких обстоятельствах единственным объяснением искусственного разделения (отделением части от общего) фактически одного преступления, является нахождение законодателя под воздействием ранее имевшихся на бытовом уровне стереотипов о сексуальности, без учета существующего многообразия форм и способов сексуальной активности партнеров, не противоречащих нормам закона и морали.
К сожалению, этот вопрос касается не только правильного осознания вопросов сексологии и теоретических споров, но и имеет существенное практическое значение.
Так, до принятия УК РФ и, в определенной степени, вышеуказанного Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации судебная практика рассматривала попеременное сексуальное насилие в естественной форме как единичное преступление, именуемое изнасилованием. Однако Пленум Верховного суда разъяснил, что «если умыслом охватывается совершение им (в любой последовательности) изнасилования и насильственных действий сексуального характера в отношении одной и той же потерпевшей, содеянное следует оценивать как совокупность преступлений, предусмотренных ст. 131 и 132 УК РФ», однако «…в тех случаях, когда несколько половых актов либо насильственных действий сексуального характера не прерывались либо прерывались на непродолжительное время и обстоятельства совершения изнасилования или насильственных действий сексуального характера свидетельствуют о едином умысле виновного лица на совершение указанных тождественных действий, содеянное следует рассматривать как единое продолжаемое преступление, подлежащее квалификации по соответствующим частям ст. 131 и 132 УК РФ».6
Следовательно, если виновное лицо совершило множественные половые акты с женщиной только в естественной форме или только в иных формах, либо в отношении лица мужского пола, его действия будут рассматриваться как одно преступление, и максимальное наказание может составлять 15 лет лишения свободы, но стоит ему допустить одновременное половое сношение с любым из насильственных действий сексуального характера или, наоборот, указанное образует совокупность преступлений, и наказание может быть назначено в виде 22 лет 6 месяцев лишения свободы.
Указанное противоречит здравому смыслу: столь существенное различие в размере наказания не соответствует принципам его назначения, справедливости, характеру и степени общественной опасности исследуемых преступлений, а фактически искусственно и значительно усиливает уголовное наказание за указанные преступления.
При таких обстоятельствах представляется целесообразным и необходимым исключить из Уголовного кодекса ст. 131, а диспозицию ч. 1 ст. 132 УК РФ (насильственные действия сексуального характера) изложить в следующей редакции: «Насильственные действия сексуального характера (изнасилование), то есть половое сношение, мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера с применением насилия или угрозой его применения к потерпевшему (потерпевшей) или к другим лицам либо с использованием беспомощного состояния потерпевшего (потерпевшей)».7
Далеко не однозначно практическими сотрудниками правоохранительных и судебных органов воспринимается диспозиция ст. 133 УК РФ – понуждение к действиям сексуального характера.
В УК РСФСР существовала ст. 118, предусматривавшая уголовную ответственность за понуждение женщины к вступлению в половую связь или к удовлетворению половой страсти в иной форме лицом, в отношении которого женщина являлась материально или по службе зависимой.
Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 133 УК РФ, – понуждение к половому сношению, мужеложству, лесбиянству или иным действиям сексуального характера, совершенное путем:
а) шантажа;
б) угрозы уничтожения или повреждения имущества;
в) угрозы изъятия имущества;
г) использования материальной или иной зависимости.
В этой связи представляются следующие сравнения.
Условно выделенные п. «а», «б», «в» практически соответствуют способам совершения вымогательства, изложенным в диспозиции ч. 1 ст. 163 УК РФ, за исключением угрозы применения насилия, которая применительно к преступления против половой свободы включена в иные диспозиции – ч. 1 ст. 131 и ч. 1 ст. 132 УК РФ.8
Таким образом, при вымогательстве законодатель уравнивает по степени общественной опасности угрозы имущественного характера и шантаж с угрозой применения насилия, в то время как при совершении преступлений против половой свободы выделяет указанные способы в различные составы преступлений, максимальное наказание за которые отличается в шесть раз: санкция ч. 1 ст. 131 и ч. 1 ст. 132 УК РФ составляет до 6 лет лишения свободы, за понуждение к действиям сексуального характера (ст. 133 УК РФ) – до одного года.
Более того, в соответствии со ст. 20 УК РФ уголовная ответственность за преступления, предусмотренные ст. 131, 132, наступает с 14 лет, а по ст. 133 УК РФ – с 16 лет.
Указанные различия можно было бы объяснить тем, что изнасилование и насильственные действия сексуального характера предполагают возможность причинения вреда здоровью, а понуждение к действиям сексуального характера – лишь имущественный и моральный вред.
Однако при сопоставлении названных способов принуждения с угрозой применения насилия, представляется спорным, что причинение побоев потерпевшему (потерпевшей) представляет для него (нее) большую опасность, чем уничтожение жилого дома, дорогостоящего автомобиля, изъятия имущества.
Вероятно, в нынешних непростых условиях реальная угроза потерять работу, жилье, бизнес, значительные суммы денежных средств, полученных в кредит, лишиться единственной материальной или иной необходимой помощи и поддержки может рассматриваться как создающая опасность не только для здоровья, но и жизни зависимого лица, в отличие от той обстановки, которая существовала несколько десятков лет назад.
Следует признать, что диспозиция ч. 1 ст. 117 УК РСФСР, не отделявшая угрозу применения насилия от других угроз, рассматривавшая изнасилование, т.е. половое сношение с применением физического насилия, угроз (фактически любых) или с использованием беспомощного состояния потерпевшей, как обеспечивавшая половую свободу потерпевшей, а потому требовавшая обязательного согласия полового партнера, являлась более правильной и соответствовавшей степени общественной опасности исследуемых преступлений.
Уголовные кодексы ряда стран (Австрии, Мавритании, Бельгии и др.) фактически отождествляют изнасилование (насильственные действия сексуального характера) с любым сексуальным актом, если он совершен без свободы согласия на половые отношения.
Не следует рассматривать как преступления, обещание вступить в брак с последующим за совершением полового акта отказом от выполнения обещания, совершение полового акта с женщиной, которая в силу каких-либо обстоятельств ошиблась в партнере и т.д., однако если виновное лицо, действуя умышленно в целях принуждения к действиям сексуального характера, высказывает какие-либо угрозы, осуществление которых существенно затронуло бы права и интересы потерпевшего (потерпевшей), при том что последний воспринимает их реально и лишь по этой причине уступает требованиям виновного, такие действия необходимо признавать насильственными действиями сексуального характера, а потому в диспозиции ч. 1 ст. 132 УК РФ в предложенной выше редакции слова «или угрозой его применения» дополнительно следует заменить словами «либо угроз» и дополнить фразой «а равно зависимого положения».9
Пленум Верховного суда Российской Федерации в своем постановлении мог бы разъяснить содержание терминов угроз, указанных выше (с возможными дополнениями), и зависимого положения, включив в него, кроме общепризнанного понимания, отношения: педагог – ученик (воспитуемый), врач – больной, священник – верующий, сотрудник правоохранительного органа (охранник) – задержанный, подозреваемый, обвиняемый (осужденный).
Таким образом, имеет смысл исключить из Уголовного кодекса Российской Федерации и ст. 133, а диспозицию ч. 1 ст. 132 УК РФ изложить в следующей окончательной редакции: «Насильственные действия сексуального характера (изнасилование), то есть половое сношение, мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера с применением насилия либо угроз к потерпевшему (потерпевшей) или к другим лицам, а равно с использованием беспомощного состояния или зависимого положения потерпевшего (потерпевшей)».10
2. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПОЛОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
2.1 Предупреждение половых преступлений с точки зрения лиц мужского пола
1. Ужесточение наказания – отрезание половых органов и конечностей (рук и ног);
расстрел;
пожизненное заключение;
смертная казнь.
Данной точки зрения придерживаются 80% респондентов.
2. Воспитательное воздействие – отбить желание у молодых когда-либо пробовать алкоголь и наркотики;
повышать моральное воспитание населения;
ввести государственную программу по половому воспитанию детей и подростков;
предпринимать различные «пропагандистские» меры в СМИ;
развивать все виды культуры.11
3. Создание справедливого и честного общества – правовое воспитание населения;
воспитание у граждан желания сотрудничать с правоохранительными органами, сообщать им о преступлениях.
2.2 Предупреждение половых преступлений с точки зрения лиц женского пола
1. Ужесточение наказания – смертная казнь;
химическая кастрация насильников.
За данные меры предупреждения высказались 25% респондентов.
2. Усиление работы правоохранительных органов в направлении профилактики половых преступлений. Например, вести контроль за лицами, ранее привлекавшимися за такие преступления.
3. Воспитательное воздействие – проводить профилактические беседы с лицами, у которых наблюдается виктимное поведение;
изменить программу ТВ и СМИ (меньше показывать боевики сексуального характера), ограничить доступ в Интернете на сайты, содержащие информацию сексуального характера;
правильно воспитывать детей, больше уделять внимания им в подростковом возрасте и самим быть хорошим примером для детей;
внимательно подбирать персонал, который работает в детских учреждениях (детсады, детдома, приюты, школы);
проводить различные воспитательные мероприятия с молодежью.
4. Нравственное воспитание – изменить образ жизни самим женщинам (менее вызывающе себя вести, менее вызывающе одеваться).
5. Применение мер самозащиты: не ходить по безлюдным и неосвещенным улицам одной;
выучить основы самообороны;
быть более бдительными с незнакомыми людьми;
иметь при себе предметы самозащиты (например, газовый баллончик).
Список литературы
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антанян, Ю.М., Ткаченко, А.А. Сексуальные преступления. – М., 1993. – С. 151.
2. Ветров Н.И. Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности // уголовное право. Особенная часть. М., 2000г.
3. Гаджиев X. Квалификация изнасилования, повлекшего особо тяжкие последствия // Советская юстиция. 1986. № 15.
4. З. Фрейд «К теории полового влечения»
5. Закон и право 2004 г. № 12
6. Игошин В.Н. Криминалистическое изучение личности преступника по делам об изнасилованиях и его тактическое и методическое значение.- Ижевск, 1993 г.
7. Побегайло, Э.Ф. Насильственная преступность // Криминология: Учебник / под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – М., 2009. – С. 424.
8. Побегайло, Э.Ф. Насильственная преступность...– С. 446.
9. Постановление Пленума Верховного суда от 15 июня 2004 г. N№ 11 «О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 131 и 132 УК РФ» // Бюллетень Верховного суда РФ. – 2004. – N№ 8.
10. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2004 г. N 11 "О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 131 и 132 Уголовного кодекса Российской Федерации"
11. Российская юстиция 2001 г. № 8
12. Структура преступности в Российской Федерации // Криминологический журнал Байкальского гос. университета экономики и права. – 2009. – № 1. – С. 56.
13. Уголовный кодекс РФ: Принят Государственной думой РФ 24 мая 1996 г. Одобрен Советом Федерации РФ 5 июня 1996 г. Вступил в действие 1 января 1997 г. (по состоянию на 15.11.2009 г.) // СЗ РФ. – 1996. – N№ 25. – Ст. 2954.
14. Центров Е.Е. Криминалистическое учение о потерпевшем. М., 1988.
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.00431