Вход

Гештальт - консультирование. Гештальт - психология

Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Курсовая работа*
Код 260800
Дата создания 16 июля 2015
Страниц 28
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 24 апреля в 12:00 [мск]
Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
1 330руб.
КУПИТЬ

Описание

Цель: определить главные особенности, определяющие ход психологического консультирования с использованием методик гештальт-психологии. ...

Содержание

Введение.
Глава 1. Теоретические аспекты гештальт-консультирования
1.1. Возникновение и развитие гешташльт-психологии
1.2. Возможности применения гештальт-подхода в работе с людьми
1.3. Базовые принципы гештальт-методологии в психологическом консультировании
Глава 2. Практические аспекты гештальт-консультирования
2.1. Организация работы консультанта в ходе гештальт-консультирования
2.2. Реализация конкретных техник в процессе гештальт-консультирвания
Заключение.
Литература

Введение

Гештальт-терапия — экзистенциально-феноменологическое направление психотерапии третьей волны. Это философия, теория и практика, дающая доступ как к глубинным слоям личностной структуры (с возможностью ее изменения), так и к социальной «поверхности» личности. Слово «gestalt» (нем.) — переводится как «образ» или «фигура». В психологии под гештальтом понимают некую целостную структуру. В гештальт-терапии под гештальтом понимают цикл контакта с окружающей средой: от момента возникновения желания или намерения до его удовлетворения. Вся жизнь человека и общества собирается из таких гештальтов. Это влечет за собой два важных следствия. Первое: пока гештальт не завершится, т.е. пока дело не сделано, мы не свободны. Мы хорошо это знаем и замечаем, когда это касается мелких бытовых дел, но не всегд а отдаем себе отчет, когда это касается дел внутренних. И мечемся, не можем понять, что же удерживает нас от следующего шага или заставляет .............

Фрагмент работы для ознакомления

Другой важнейший принцип гештальттерапии - это принцип расширения сознания.
Расширение сознания
Этот термин, так же как «здесь и теперь», получил распростране­ние и в других видах психотерапии и даже в философии и педагогике. Сущность его состоит в том, чтобы позволить клиенту увидеть, казалось бы, неразрешимую ситуацию с другой стороны (или с разных сторон), и тем самым выход из нее. В более широком смысле расширение сознания позволяет человеку в целом взгля­нуть по-другому на всю свою жизнь и на себя в этой жизни, увидеть не только пути преодоления препятствий, но и возможности более полной самореализации.
Часто приемы расширения сознания целенаправленно исполь­зуются, чтобы поменять местами фигуру и фон, то есть фон (или его фрагменты) сделать фигурой (вывести на первый план, в центрвнимания), а фигуру (неоправданно занимавшую центральное ме­сто в сознании и мешавшую правильному видению ситуации) пе­ревести в фон.
Работа с противоположностями
Следующий принцип - работа с противоположностями.
Наше восприятие «зашлаковано» штампами. Мы вольно или невольно относим людей и их поступки (включая наши собствен­ные) к различным оценочным категориям типа «добрый - злой», «хороший - плохой», «полезный - вредный», «защищающийся -нападающий», «мы - они» и т.д.
В гештальттерапию включены упражнения, которые позволя­ют нам убедиться в необъективности наших оценок, а нередко и в их двойственности. Такая двойственность эмоционального вос­приятия одного и того же человека, поступка, события в психоло­гии называется амбивалентностью чувств.
Амбивалентность чувств
Амбивалетность (двойственность) чувств - совсем не обяза­тельно признак каких-либо психических отклонений. Это совер­шенно нормальное свойство любого психически здорового чело­века: так, при ревности мы можем одновременно любить и нена­видеть. То же самое периодически может встречаться в отноше­нии детей к родителям и родителей в отношении к детям, в отно­шениях братьев и сестер и др. Или, например, человек, получив­ший помощь, может испытывать одновременно чувство благо­дарности и чувство унижения [4].
Возвращаясь в любимый дом из отпуска, мы можем в одно и то же время одновременно чувствовать и радость и грусть, что от­пуск кончился.
У любого выдающегося писателя, музыканта, художника, спорт­смена, у любого профессионала, фанатично любящего свое дело, бывают моменты или даже полосы неудач или перенапряжения, когда он буквально с отвращением заставляет себя продолжать ра­боту, но если его лишить этой работы, он станет еще несчастнее.
А разве не бывает так, что мы радуемся чьему-то успеху, гор­димся за этого человека (особенно если это наш близкий) и одно­временно завидуем ему?
Все это нормальные для каждого человека периоди­чески возникающие настроения, которые, как правило, не создают нам серьезных проблем, по крайней мере таких, с которыми мы не можем справиться сами.
Работа консультанта начинается там, где эта двойствен­ность чувств становится «неотвязной», они вступают в мучаю­щее человека противоречие, которое он самостоятельно разре­шить не может. Перлз считает, что главная задача на этом этапе — помочь клиенту найти что-то «третье», лежащее где-то между этими мучительными для него эмоционально противоположными отношениями и примиряющее их.
В идеальном случае может быть сформировано «третье отно­шение», которое вообще «из другого измерения» и устраняет из сознания оба предыдущих крайних чувств (одновременной любви и ненависти, благодарности и униженности и т.п.).
Последовательные фрейдисты видят в таком вытеснении из сознания травмирующих чувств причины усугубления невроза, но Перлз так не считает и приводит тому достаточно примеров из своей терапевтической практики. (Справедливости ради надо отметить, что выводы Фрейда также базируются на большом практическом опыте.) Перлз согласен с Фрейдом в том, что соз­нание индивида имеет определенные механизмы защиты от стресса и других психологических проблем в виде различных форм ухода от них, необъективного восприятия, притупления чувствительности к ним и т.п. Однако он подчеркивает не толь­ко негативную, но и активную приспособительную роль таких уходов, даже в бред и галлюцинации. Индивид неосознанно прекращает контакт с реальной, травмирующей его действи­тельностью.
Негативным, по мнению Перлза, может считаться лишь такой «уход» (такая защита), который вместо того, чтобы охранять пси­хику, лишь усугубляет проблему, уклоняясь от ее решения в само­обман. Поэтому психотерапевт должен отличить нормальную за­щиту (даже в виде самообмана) от негативной, усугубляющей невроз, и помогать клиенту освобождаться не от любой, а только от такой негативной защиты, которая мешает лучше понять себя и проблему. И лишь после этого начинается работа по решению проблемы, ставшей причиной невроза.
Как известно, понятие психического здоровья весьма условно и имеет различные определения.
В гештальттерапии состояние психического здоровья характе­ризуется так называемой зрелостью. Можно сказать, что речь идет о социальной зрелости, которая далеко не всегда коррелиру­ет с биологической и даже с тем, что в быту называют зрелым возрастом. Социальная зрелость характеризуется в первую оче­редь реализмом отношения к себе, к другим, к окружающей действительности, способностью и готовностью нести ответствен­ность за свои поступки.
Именно этого не хватает многим невротическим личностям, для которых типичен независимо от возраста «детский» уход от проблем, перекладывание ответственности за них и за выход из них на других людей и обстоятельства. А это, разумеется, не толь­ко не решает проблемы, но и усугубляет ее.
Важное условие обретения социальной зрелости - обретение индивидом с помощью психотерапевта поддержки в окружающем мире и нахождение такой поддержки в себе самом [3].
Одним из признаков пробуждающейся зрелости можно считать готовность принять на самого себя определенный риск предпри­нятая активных попыток самостоятельного (хотя и при консуль­тативном руководстве психолога) выхода из фрустрационного тупика. Фрустрационный тупик отличается от реального тупика тем, что данное положение не является объек­тивно безвыходным, а лишь так воспринимается данным челове­ком. Поэтому психотерапевт должен довести до сознания клиен­та, что его тупик - фрустрационный, а не реальный, и что из него есть выходы, но они возможны только при решительности и ак­тивности его самого. Это выходы к реальности восприятия себя и проблемы из того надуманного состояния, которое оправдывало уход от принятия собственных решений и действий. При этом те­рапевт сводит свою поддержку к необходимому минимуму, посте­пенно передавая все больше ответственности самому клиенту.
Поддержка заключается главным образом в создании для клиен­та (как в группе, так и в индивидуальной терапии) атмосферы ком­форта, безопасности и в то же время благожелательной критично­сти, не позволяющей уходить в самообман безвыходности от ре­альной ответственности за самого себя и решения своих проблем.
Терапевтическое взаимодействие создает безопасную критиче­скую ситуацию благодаря тому, что ситуация одновременно и ре­альная, и модельная, а также благодаря формируемой в индиви­дуальной терапии или в группе атмосфере безопасности, позво­ляющей принимать рискованные решения.
Глава 2. Практические аспекты гештальт-консультирования
2.1. Организация работы консультанта в ходе гештальт-консультирования
Рассматривая процесс консультирования в качестве эмпирического исследования, в нем можно выделить этапы, соотносимые с теми целями, к достижению которых консультант стремится на каждом из них.
Выделяются следующие этапы в ходе гештальт-консультирования:
1. Консультант присутствует на сеансе.
2. Консультант воспринимает происходящее.
3. Консультант задает вопросы.
4. Консультант дает обратную связь.
5. Консультант экспериментирует.
Суть использования данной схемы крайне проста: выполнив задачу одного этапа, консультант переходит к следующему. Если в своей работе консультант ощущает «затор», он возвращается на шаг назад. Иными словами, движение вперед осуществляется лишь тогда, когда этому сопутствует легкость и естественность [11].
Рассмотрим каждый из перечисленных способов подробнее.
1. Консультант присутствует на сеансе.
Здесь имеется в виду просто присутствие физическое. Если консультант не пришел, то терапия не состоится. Выполнение данного условия гарантирует первый эффект терапии – эффект исповеди, эффект, основанный на том, что само проговаривание мыслей вслух способствует саморефлексии и осознанию.
На этом этапе консультант имеет возможность позаботиться о себе, о комфортном пребывании в ситуации, что в свою очередь, рождает в нем интерес к клиенту. Наличие у консультанта исследовательского интереса позволяет ему избежать манипулировать клиентом. Этот же обычный человеческий интерес к происходящему приближает консультанта к следующему этапу процесса консультирования.
2. Консультант воспринимает все происходящее.
На этом этапе консультант постоянно удерживает свое восприятие в ситуации «здесь и теперь». Для овладения этим искусством хорошим тренингом может явиться любая форма медитации, требующая постоянной концентрации внимания. Чем дольше удается удерживать внимание, тем более детальным и углубленным становится восприятие объекта. Оставаясь в ситуации «здесь и теперь», удерживая свое внимание на клиенте, консультант узнает о нем гораздо больше, чем когда его внимание отвлечено внутренним просмотром различных авторитетных теорий. Если внимание консультанта постоянно переключается с клиента на него самого, то ему следует вернуться назад и настроить единственный имеющийся в его распоряжении инструмент восприятия – себя.
3. Консультант задает вопросы.
Консультант следует за своим восприятием. Замечая, что какое-то из проявлений клиента вновь и вновь захватывает его внимание, он с помощью вопросов сможет остановиться более подробно на происходящем.
Задаваемые вопросы должны отвечать двум правилам:
a) Не содержать в себе скрытых советов, оценок или суждений. В противном случае, вопросы являются хорошо замаскированными высказываниями. Если это условие нарушается, то скорее проявляются личные желания и предпочтения консультанта, чем открытое восприятие происходящего.
b) Предполагать ясность и точность формулировок и возможность односложных ответов: «да» или «нет». Задавая четкие и ясные вопросы, консультант проясняет происходящее не только для себя, но и для клиента. В противном случае он скорее запутается, чем внесет ясность в терапевтическую ситуацию. Консультант заранее убережется от путаницы, если прежде, чем спросить клиента, попробует сам ответить: «да» или «нет».
4. Консультант дает обратную связь
Обратная связь по форме является высказыванием, по сути – вопросом, ответом на который служит реакция клиента. Она позволяет прямо и открыто обратить внимание клиента на психотерапевтические события. Однако надо учесть, что содержание обратной связи является продуктом субъективных восприятий консультанта. В этот момент опасность манипулирования клиентом, скрытого навязывания ему своего мнения значительно возрастает. Чтобы избежать этих явлений, обратную связь следует рассматривать как один из видов вопросов, оказывающих более сильное воздействие на восприятие клиента. Другими словами, консультант как бы спрашивает: «Есть нечто, что привлекло мое внимание. Вот оно. Как ты к этому относишься?»
Обратная связь по содержанию может касаться либо клиента, либо консультанта. По форме – быть вербальной или невербальной.
Вербально
Невербально
О клиенте
1
2
О консультанте

Список литературы

1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М., 2013.

2. Алешина Ю.Е. Консультативная беседа // Введение в практическую социальную психологию. Учебное пособие для высших учебных заведений. / Под ред. Ю.М.Жукова, Л.А.Петровской, О.В.Соловьевой. М., 2012, с.230-248.

3. Атватер И. Я вас слушаю. М., 1988.

4. Байярд Р., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток. М., 1991.

5. Добрович А.Б. Глаза в глаза. М., 1982.

6. Иванов М.А., Мастеров Б.М. Саморегуляция во взаимодействии // Введение в практическую социальную психологию. Учебное пособие для высших учебных заведений. / Под ред. Ю.М.Жукова, Л.А.Петровской, О.В.Соловьевой. М., 2012, с.334-364.

7. Копьев А.Ф. Психологическое консультирование: опыт диалогической интерпретации // Вопросы психологии, 1990, № 3.

8. Копьев А.Ф. К методологии краткосрочного психологического консультирования // Вопросы психологии, 2012, № 4.

9. Кочунас Р. Основы психологического консультирования. М., 2013.

10. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. М., 2013.

11. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М., 2011.

12. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб., 2014.

13. Орлов А.Б., Хазанова М.А. Феномены эмпатии и конгруэнтности // Вопросы психологии, 1993, № 4.

14. Основы возрастно-психологического консультирования. М., 1991.

15. Роджерс К.Р. Консультирование и психотерапия. М., 2014.

16. Семья в психологической консультации: опыт и проблемы психологического консультирования. М., 1989.

17. Хазанова М.А. Феномен принятия в психотерапевтическом консультировании // Вопросы психологии, 1993, № 2.

18. Шостром Э. Анти-Карнеги, или человек-манипулятор. Минск, 1992.
Очень похожие работы
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.00515
© Рефератбанк, 2002 - 2024