Код | 207068 | ||
Дата создания | 2017 | ||
Страниц | 33 ( 14 шрифт, полуторный интервал ) | ||
Источников | 16 | ||
Файлы
|
|||
Без ожидания: файлы доступны для скачивания сразу после оплаты.
Ручная проверка: файлы открываются и полностью соответствуют описанию. Документ оформлен в соответствии с требованиями ГОСТ.
|
Вопреки распространенным идеологизированным представлениям о российском самодержавии как исключительно репрессивной политической машине на всем протяжении его истории исследователи показывают, что социально-политическая система дореволюционной России, несмотря на свой изначально авторитарный характер, зигзаги, периоды «застоя», в новое и новейшее время в целом неуклонно эволюционизировала в направлении гражданского общества и правового государства. Кульминация этого процесса – либеральные реформы 1860 – 1870-х гг., создавшие правовую основу социально-политической трансформации общества в направлении политической демократии:
Перестройка образования затронула все ступени- высшую, среднюю, начальную. Начальные школы могли открываться общ. учреждениями и частными лицами (так начали появляться государственные, земские, воскресные школы).
С 1864 года основным типом среднего учебного заведения стали гимназии, которые делились на классические и реальные. В классических внимание уделялось древним языкам, благодаря чему можно было получать дальнейшее высшее образование. В реальных изучали естественные науки, математику, технические предметы. Доступ в университеты был запрещен, можно было продолжать образование в высших технических заведениях.
Начало свое развитие и женское образование. Правда, объем знаний отличался от того, чему обучали юношей. В качестве продолжения образования для девушек были открыты курсы женские в Москве и Петербурге, а в дальнейшем их стали допускать и в университеты, но в качестве вольнослушателей.
Перед Александром II стояла задача вывести страну из кризиса, отстоять ее пошатнувшийся авторитет в цивилизованном европейском мире, не бороться с влиянием Европы, а учитывать ее исторический опыт в предстоящих преобразованиях. Столкновение старых традиций и новых требований ставило Россию перед неизбежностью радикальных реформ. Александр II и его просвещенные бюрократы ввели Россию в основное русло прогресса ХIХ в., осуществив освобождение крестьян, проведя реформу местного самоуправления, внедрив систему земств, провозгласив независимость судебной власти.
Александр даровал амнистию девяти тысячам заключённых, в том числе и декабристам, которые возвратились из Сибири
Реформы, проведённые Александром II в 1860 1870 годах одно из главных явлений в истории нашего государства. Они способствовали росту производительных сил России, гражданского самопознания, улучшению жизни, распространению просвещения. Но эти реформы не коснулись верхних этажей власти, оставались многие дворянские привилегии, полицейский произвол и самодержавие.
Упадок дворянства и демократизация общества - это первое последствие реформ 60-х гг. XIX века. Следующим последствием реформ было изменение сознания людей в пользу радикальной политики. Преобразования государственного и общественного строя, предпринятые императором Александром II, не были направлены на изменение в России образа правления. За появлением новых учреждений, судебных и земских, в которых действовали выборные представители, не последовало реформы, которая бы привлекла этих представителей общества к управлению государством
Внутренние реформы Александра II сравнимы по своему масштабу разве что с реформами Петра I. Царь-реформатор совершил действительно грандиозные преобразования без социальных катаклизмов и братоубийственной войны. С отменой крепостного права «воскресла» торгово-промышленная деятельность, в города хлынул поток рабочих рук, открылись новые сферы для предпринимательства. Между городами и уездами восстановились былые связи и создались новые.
1 Расширение вольной русской прессы в 1860 годы
Помимо герценовских изданий с конца 1850-х годов в разных городах Западной Европы появляются и другие русские журналы и газеты. «Русская литература за границей, – писал Герцен, – растет не по дням, а по часам – как ясное доказательство, что нам есть что сказать и что нам нельзя говорить дома» (XIV, 328). Росту числа изданий благоприятствуют и соответствующие издательские возможности. В 1856 г. в Берлине открылась русская типография К. Шультце, в 1857 г. – типография Тровича и сына.
В Лейпциге в это время русские издания печатались в типографиях Ф.А. Брокгауза и Г. Бера, а в Наумбурге с 1858 г. – в типографии Г. Пеца (Петца). Не случайно поэтому русские эмигранты стремятся по примеру Герцена открывать свои периодические органы. В конце 1850-х и в 1860-е годы за границей появляется целый ряд изданий, которые по своим задачам и направлениям во многом отличались от герценовских: это либерально-буржуазные газеты И.Г. Головина «Стрела» (Лейпциг, 1858–1859) и «Благонамеренный» (Берлин, 1859–1862); оппозиционные, с конституционно-монархической программой газеты кн. П.В. Долгорукова «Будущность» (Лейпциг-Париж, 1860–1861), «Правдивый» (Лейпциг. 1862) и «Листок» (Брюссель, 1862–1864); либерально-политические газеты Л.П. Блюммера «Весть» (Берлин, 1862), «Свободное слово» (Берлин, 1862–1863) и «Европеец» (Дрезден, 1864) и многие другие, представлявшие весь спектр оппозиционной мысли России. В этом ряду особое место принадлежит изданиям кн. П.В. Долгорукова.
...
2 Полемика гласности. Травматическая эпидемия
Самоубийство стало предметом общественного внимания в России в 1860-е годы, причем русские публицисты усматривали в этом явлении знаменательный факт переживаемой эпохи: “Самоубийство так же старо, как и само человечество. <...> Но ни в одну эпоху истории человечества оно не было так распространено <...> как в наш просвещенный и гуманный XIX век. Теперь самоубийство сделалось какой-то эпидемической болезнью и, притом, болезнью хронической, которая вырывает тысячи жертв из среды населения решительно всех цивилизованных стран Европы. Так говорит статистика, это же может сказать всякий, кто следит за городской хроникой” [1]. И городская хроника, и статистические обзоры в периодической печати говорили читателю одно: в последние годы Россия, как и Западная Европа, переживает эпидемию самоубийств.
Именно в эти годы, в ходе Великих Реформ, информация о самоубийствах и преступлениях, впервые в России, стала достоянием публики. В результате реформ новые муниципальные органы и земства взяли на себя заботу об общественном благосостоянии [2]. Судебная реформа сделала доступной деятельность судов. Реформа печати и ослабление цензуры создали условия для увеличения числа публикаций и тиражей. В целом, политика так называемой гласности приоткрыла работу социальных механизмов и течение бытовой жизни рядового человека для широкой публики.
...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
И хотя по таланту и общественной значимости Г. Благосветлов, В. Зайцев и Н. Соколов уступали Н. Чернышевскому или Н. Добролюбову, А. Герцену или Д. Писареву, тем не менее, они входили в круг «властителей дум» молодежи второй половины XIX века.
Чтобы оценить значение их деятельности, надо представлять, чем был в ту пору для русского общества литературный журнал.
«Журналистика в наше время все, — говорил Белинский. — Журнал стоит кафедры…»
Журнал в прошлом веке был той единственной трибуной, с которой публицист, литературный критик, писатель мог обратиться к людям. Каждый из передовых русских журналов в течение ряда лет был центром освободительной борьбы. Журналы содействовали формированию общественной и революционной мысли, направляли развитие литературы, воспитывали вкус публики.
...