Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Курсовая работа*
Код |
181917 |
Дата создания |
2013 |
Страниц |
29
|
Источников |
11 |
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 23 декабря в 12:00 [мск] Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
|
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1. ХАРАКТЕРИСТИКА
1.1 СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ
1.2.Основные черты разных форм собственности
2. ПРОБЛЕМЫ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
2.1 ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ
2.2 ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Фрагмент работы для ознакомления
На «микроуровне» важным организационным принципом выступает самоопредение индивидами совокупности своих социокультурных свойств (национальности, образования, вероисповедания, жизненных целей и т.д.), их символизации и использования в интеракциях. По наблюдению М.Кастельса, «отличительная социальная и политическая тенденция 1990-х годов – это построение социального действия и политики вокруг первичных идентичностей, либо приписанных, укоренившихся в истории и географии, либо построенных заново в тревожном поиске смыслов и духовности» [3, с. 43]. Подтверждением этого наблюдения являются и выводы отечественных авторов. По словам В.А. Ядова, в стране «происходит сдвиг от прозрачной ясности социальных идентификаций советского типа…к групповым солидарностям, где решительно все амбивалентно, неустойчиво, лишено какого бы то ни было определенного вектора» [4, с. 171].
В ходе многоступенчатого комбинированного опроса, проведенного специалистами Института социологии РАН в 1997 г., в 11 социально-профессиональных группах занятого городского населения было выделено 9 факторов, которые, по мнению опрошенных, влияют на социальное расслоение современного российского общества. На первом месте оказались традиционные для стратификационного анализа факторы: власть (91,3% респондентов), доход (91,2%), собственность (64,8%), далее следовали незаконные действия (52,7%), образование (35,6%), талант, способности (34,8%), профессия (30,1%), происхождение (25%), национальность (14,5%) [5, с. 27]. Специфическими факторами расслоения в постсоветской России стали коррупция и криминал, а также национальность и происхождение. Распределение ответов по социально-профессиональным группам выявило любопытный феномен. Так, вместе с представителями группы наемных работников – гуманитариев, медиков, ИТР, финансовых служащих, предприниматели признали важным фактором расслоения собственность, деньги, добавив еще и талант, что полностью соответствует либерально-рыночной социальной структуре и свойственной ей стратификации. Для гуманитариев, финансовых служащих, медиков и юристов, наряду с факторами собственности и денег, значился фактор профессии, а ИТР и высококвалифицированные работники выделили еще и фактор национальности [5]. Таким образом, в постсоветском структурировании и социальном расслоении наблюдается влияние ранее не доминирующих обстоятельств, а именно – собственности, противозаконных действий, национальной принадлежности и креативности («таланта»).
Заметим, что по данным социологических опросов уже в 1994 г. наблюдался рост профессиональных и креативных предпочтений в тех областях, которые отвечают рыночным тенденциям в развитии экономики. Происходило смещение предпочтений от государственных структур к частным и коммерческим организациям, в сферу финансов и бизнеса.
Показательно в связи с этим распределение ответов желающих сменить специальность. 19,1% опрошенных хотели бы стать предпринимателями, 15,6% предпочли бы гуманитарные профессии, 13% стали бы бухгалтерами, экономистами, работниками банка, 11,7% хотели бы работать в сфере торговли и материально-технического снабжения. Среди мотивов перемены специальности на первом месте неудовлетворенность низкой зарплатой (55,7%), на втором – отсутствие самостоятельности и разнообразия в работе (12,4%), далее идут неблагоприятные условия труда, а также недовольство руководителем или неопределенность профессионального положения [6].
Социологические опросы, проводившиеся в конце 90-х – начале 2000-х гг., выявили уже иную тенденцию. Из 100% опрошенных лишь 11% идентифицировали свое социально-экономическое положение социально-профессиональным статусом, большая часть в качестве критериев самопричисления указывала на доход, модальные показатели или личные связи. 23% респондентов характеризовали себя как «бедных, бесправных, обреченных», 19% – «обыкновенными», «нормальными», «простыми», 18% – нравственными людьми, 10% – «оптимистами» и т.п. [7, с. 15].
Созданная российскими социологами иерархия стратификационных факторов не только подтвердила присущее любому современному обществу социальное неравенство, но и выявила ее специфический социокультурный характер. Реальное бытие предметных форм культуры все более тесно связано не с образованием или профессией, а с властью, доходами и собственностью. Как же предметные формы культуры в такой связке существуют? С какой целью востребуются той или иной социальной группой? Вот вопросы, на которые, мы полагаем, следует отвечать, используя социокультурный подход. В современной России социальное расслоение меняет траекторию и характер в силу структурной перестройки экономики. «Ее сложность, – по словам Л.А. Беляевой, – состоит в том, что она протекает одновременно в двух направлениях: как перестройка форм собственности в виде их плюрализации с разнообразными модификациями и как перестройка отраслевой структуры хозяйства. Эти два фундаментальных экономических процесса оказывают доминирующее воздействие на социальную стратификацию общества, определяя собой глубинные и долговременные социальные сдвиги» [6, с. 80].
Нынешний плюрализм форм собственности обозначили, прежде всего, новые социальные группы. Это не только новая бюрократия, олигархи, предприниматели среднего и малого бизнеса, свободные профессионалы, фермеры, но и группы наемных работников в частном секторе экономики, работники смешанных предприятий и др. К этим группам следует добавить тех людей, которые приобретают доходы или формируют собственность в «теневом» секторе экономики (по последним социологическим данным около 35-40% населения страны) [8]. Иные, чем в советские времена, социальные общности вырабатывают и собственные представления о своих социально-экономических и статусных позициях. Как показывают социологические исследования, принадлежность к той или иной профессиональной группе ныне приобретает ярко выраженное социальное свойство. З.Т. Голенкова и Е.Д. Игитханян предлагают определять его как результат агрегирования (объединение, суммирование однородных показателей в целое для получения более общих показателей). Они отмечают, что, наряду с формированием классов бедных, зажиточных, богатых, происходит агрегирование социальных групп по отношению к собственности, обладанию или распоряжению ею [5].
Но мы не считаем, что обладание или распоряжение собственностью каким-либо индивидом сопряжено лишь с формальной процедурой, т.е. с агрегированием. Этот термин ничего нового не вносит в стратификационный анализ, по содержанию он созвучен термину «ранжирование». Объективация ранжирования не в последнюю очередь осуществляется за счет престижа той или иной социально-профессиональной группы. В теоретическом плане понятие престижа разрабатывается в рамках проблемы формирования механизмов социальной идентичности [9]. Престиж характеризует признание обществом достижений и достоинств какой-либо социально-профессиональной группы. Показатель социально- профессиональной престижности – важное эмпирико-описательное средство в выяснении форм и свойств социокультурной трансформации общества.
При сравнении данных социологических опросов советского и постсоветского времен видна кардинальная смена социально-профессиональных предпочтений и достоинств группы. Ученые, врачи, рыбаки, хлеборобы, летчики, моряки, космонавты, писатели, музыканты, преподаватели школ и вузов – представители престижных групп советского времени - ныне претерпели инверсию. Артисты, наряду с журналистами, сохранили престижные позиции, к ним добавились адвокаты, бизнесмены, политики. Зато престижный статус утратили шахтеры, хлеборобы, рабочие, педагоги, врачи, военные. Социальные аутсайдеры советских времен – квазипредприниматели, служители культа, уголовные элементы - сегодня важные деятели социального структурирования.
Так или иначе, все социальные общности расслаиваются относительно доступа к жизненным ресурсам и привилегиям. Этот существенный фактор расслоения проявляется не столько в формализации социального слоя, сколько в том, что, взаимодействуя со своими или с чужими ресурсами и привилегиями, люди вынуждены адаптироваться к наличным условиям жизни и объединяться друг с другом с целью сохранения общности своих интересов (буквально по лат. формуле communitas et conjuncto humana «объединение и связь присущего человеку», «общность человеческих интересов»). Так, в российском обществе имущественная поляризация сопровождается поляризацией форм поведения, которые его носителями рассматриваются как «свои» в противоположность «чужим». По наблюдению Н.Ф. Наумовой, оправдание богатства, как и бедности, строится на дискредитации противоположной группы. Либеральная концепция, согласно которой, «богатые люди – залог богатства страны», в нашей стране не подтверждается ни очевидными фактами, ни социо- логическими выводами [10]. Активизация элементарных социальных связей в обществе – это показатель кризиса институциональных связей и поиска новых жизненных ресурсов.
Именно адаптационно-коммуникативный момент социокультурной трансформации общества попадает в поле зрения российских авторов. Л.А. Беляева пишет: «Переход к обществу, где действуют рыночные механизмы, в российских условиях особенно труден.
Сдвиг в общественных отношениях должен произойти гигантский. Бремя прошлого развития, традиционно сложившаяся структура ценностей накладывает свой отпечаток на все процессы, в том числе на преобразование социальной структуры в целом и ее отдельных элементов. Преодоление сословной структуры общества в России сопровождается своеобразными процессами трансформации элитного слоя, формирования классовой стратификации, изменением социального статуса российской интеллигенции и глубокой имуще-ственной дифференциацией населения» [6, с. 117-119]. Такой достаточно распространенный вывод об изменениях социальной структуры подтверждают прикладные исследования многих российских социологов.
Не менее важным фактором социокультурной трансформации в стране является действие глобальной массовой культуры. Не останавливаясь здесь на теории массовой культуры, отметим, что векторы ее развития напрямую связаны с массовой коммуникацией и индустриализацией культурной деятельности, с формированием «экрана знаний», выступающего главным источником средств и способов консолидации и социального взаимодействия. Массовая коммуникация и индустриализация культуры породили две противоречивых и противостоящих друг другу тенденции – интеграцию различных социо- культурных пространств и диверсификацию социокультурных общностей. По словам К.Э. Разлогова, в ходе этих процессов «главным исходным моментом стала глобальная массовая культура, объединяющая людей общими мелодиями, текстами, представлениями, общеизвестными произведениями, распространенными по всей территории земного шара культурными стереотипами и даже учреждениями… По отношению к этой потенциальн глобальной культуре все остальные культурные общности являются субкультурами с ограниченным кругом приверженцев, со своими ценностями и представлениями, которые вступают в достаточно сложные и противоречивые взаимодействия с культурой массовой» [11].
Зафиксированный момент в реальном бытии культуры – сегодня центральный угол зрения на общественную жизнь, ее развитие и человеческий потенциал.
Социокультурная трансформация, в отличие от социально-экономической и социально-политической, с которыми она, конечно же, сплетена и взаимообусловлена, содержит противоречия, во-первых, между прежними культурными формами и нарождающимися новыми, во-вторых, между их реальным и аскриптивным существованием. Диалектическая природа социокультурной трансформации проявляется в иной, чем в советские времена, иерархии факторов социального расслоения: в имущественно-властном престиже, востребованности коммуникативных возможностей и в самостоятельном формировании адаптационно-коммуникационных стратегий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тема моей курсовой работы достаточно обширная, в данной работе я постаралась рассмотреть основные вопросы, актуальные для наших дней.
Собственность занимает господствующее положение в системе общественных отношений. Отношения собственности определяют характер производства, распределения, обмена и потребления благ. Собственность во многом определяет социальную структуру общества, положение отдельных слоев населения, характер стимулов трудовой деятельности.
Собственность подразделяется на частную и государственную, которые, в свою очередь, имеют свои типы. На современном этапе развития наблюдается многообразие форм собственности с преобладанием частной.
Проведя исследование, можно сделать выводы, что существует множество проблем в отношениях собственности, и особенно актуальны проблема эффективности государственной собственности, проблема защиты интеллектуальной собственности и проблема частной собственности.
Подводя итог, отметим, что собственность - это отношение между людьми, классами и социальными группами общества, а также хозяйствующими субъектами по поводу присвоения ресурсов, условий производства, технического и технологического, научного и интеллектуального потенциала, произведенных в обществе материальных и духовных ценностей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Алексеев С.С. Право собственности. Проблемы теории. – 2-е изд., перераб. Т доп. – М.: Норма, 2007. – 239с.
Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. — 3_е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт_Издат, 2005. — 399 с.
Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник / В.Я. Иохин. – М.: Экономистъ, 2006. – 861.
Курс экономической теории: Учеб. пособие / под ред. А.В. Сидоровича. - М. Изд-во ДИС, 2005. 832 с.
Курс экономической теории: Учебник / под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселёвой. Киров АСА, 2006. - 752 с.
Мазаев В.Д. Развитие собственности в современном социальном государстве // Новая правовая мысль. - 2003. - № 2 (3). - С. 17 - 27.
Максимов С.Н. Развитие отношений собственности в современной экономике: различия и общие черты классического и институционального подходов // Проблемы современной экономики. – 2005. – №3/4 (15/16).
Россия в цифрах – 2011: Федеральная служба государственной статистики.
Тарандо Е.Е. Проблемы повышения эффективности управления государственной собственностью // Проблемы современной экономики. – 2004. - №3 (11).
http://www.arbitr.ru/_upimg/31A9503B4A3DE7CFBFC5E12F7A834401_F...
http://www.market-pages.ru/makroec/10.html - информационный бизнес портал.
3
Собственность
Экономическая категория (отношения между людьми и объектами собственности)
Присвоение
Владение
Пользование
Распоряжение
Юридическая категория (закрепление правомочий на объекты собственности между людьми)
Список литературы [ всего 11]
1.Алексеев С.С. Право собственности. Проблемы теории. – 2-е изд., перераб. Т доп. – М.: Норма, 2007. – 239с.
2.Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. — 3_е изд., пере-раб. и доп. — М.: Юрайт_Издат, 2005. — 399 с.
3.Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник / В.Я. Иохин. – М.: Экономистъ, 2006. – 861.
4.Курс экономической теории: Учеб. пособие / под ред. А.В. Сидоровича. - М. Изд-во ДИС, 2005. 832 с.
5.Курс экономической теории: Учебник / под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселёвой. Киров АСА, 2006. - 752 с.
6.Мазаев В.Д. Развитие собственности в современном социальном государстве // Новая правовая мысль. - 2003. - № 2 (3). - С. 17 - 27.
7.Максимов С.Н. Развитие отношений собственности в современной экономике: различия и общие черты классического и институционального подходов // Проблемы современной экономики. – 2005. – №3/4 (15/16).
8.Россия в цифрах – 2011: Федеральная служба государственной статистики.
9.Тарандо Е.Е. Проблемы повышения эффективности управления государственной собственностью // Проблемы современной экономики. – 2004. - №3 (11).
10.http://www.arbitr.ru/_upimg/31A9503B4A3DE7CFBFC5E12F7A834401_F...
11.http://www.market-pages.ru/makroec/10.html - информационный бизнес портал.
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.00468