Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Курсовая работа*
Код |
167757 |
Дата создания |
2012 |
Страниц |
34
|
Источников |
20 |
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 4 декабря в 12:00 [мск] Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
|
Содержание
Оглавление
I. Время и основные предпосылки для появления классицизма в истории искусства и литературы. Характерные особенности и история его становления.
II. Карта распространения классицизма в Европе
III. Основные представители классицизма в изобразительном искусстве
IV. Основные представители классицизма в литературе
V. Основные представители классицизма в архитектуре
VI. Основные представители классицизма в музыке
VII. Основные представители классицизма в декоративно-прикладном искусстве
Заключение
Список литературы
Фрагмент работы для ознакомления
В результате родился торжественный ансамбль в честь воинских побед. Юношеская мечта Карла Росси претворилась в жизнь. Он создал памятник, который превзошел «своим величием все, что создали европейцы нашей эры».
Начиная с 1828 года Росси был занят новой градостроительной задачей: он создает площадь у западной границы сада Аничкова дворца, которую архитектор решил превратить в Форум муз. Замысел возник у него еще в 1818 году, после завершения павильонов Аничкова дворца. На южной границе огромного прямоугольника площади, открытого северной стороной к Невскому проспекту, Росси возвел мощный объем театра, названного Александринским в честь жены Николая I, императрицы Александры Федоровны. Гладь фасада, обращенного к проспекту, украсили эффектная шестиколонная лоджия, заменившая классический портик, и две ниши по краям, в которых замерли Мельпомена и Терпсихора. На восточной границе площади поднялось здание Императорской публичной библиотеки с протяженной колоннадой, как бы повторяющей колоннаду театра. Стоящие в ней статуи мыслителей и писателей античности вторили фигурам воинов у павильонов Аничкова дворца. Решив площадь в едином стилевом и цветовом ключе, архитектор превратил ее в огромный открытый вестибюль театра.
По первоначальному плану Росси, театр с восточной, западной и южной стороны должны были окружать своеобразные кулисы - здания с открытыми галереями па первом этаже. Но император Николай I отверг предложенный вариант. Осталась только прямая улица, ведущая от заднего фасада театра к круглой площади. Совершенные пропорции улицы, век спустя получившей имя зодчего, архитектор разрабатывал на основе принципов «золотого сечения». По обеим сторонам улицы Росси воздвиг одинаковые корпуса с рустованной аркадой первых этажей и парными дорическими полуколоннами на уровне второго и третьего, в промежутках между которыми поместил огромные окна с полукруглыми завершениями. Этот ансамбль явился завершающим аккордом в архитектуре русского ампира. Далее, как заметил один из знатоков зодчества этой эпохи, «ни Росси, ни кто-либо другой из его современников уже не пошли».
Последней же работой блистательного архитектора стали здания Сената и Синода, возведенные в начале 1830-х годов. Росси использовал здесь ранее опробованный им на Дворцовой площади прием - объединил торжественной аркой два протяженных корпуса. Но излишняя перегруженность декоративными элементами зданий Сената и Синода уже возвещала близкую смерть ампира. Классицизм, вступивший в Россию через арку Новой Голландии, покинул ее именно через арку Сената и Синода.
VI. Основные представители классицизма в музыке
Главный жанр XVIII в. — комическая опера. Тексты для опер создавали известные драматурги — А. П. Сумароков, М. М. Херасков, Я. Б. Княжнин, А. О. Аблесимов, И. А. Крылов. Первые оперы представляли собой чередование разговорных диалогов и песенных номеров. Образцом для многих народно-бытовых опер конца XVIII в. послужила песенная опера Михаила Матвеевича Соколовского (гг. рожд. и смерти неизв.) «Мельник — колдун, обманщик и сват» (1779). Веселый и хитрый Мельник одурачивал простодушных героев, выманивал у них деньги и содействовал общему благополучию, выступая в роли свата. Комедийное действие было тесно связано с сатирой. В операх Василия Алексеевича Пашкевича (ок. 1742-1797) метко высмеивался старый скряга-ростовщик («Скупой», ок. 1782), обличался жестокий самодур-помещик, пытавшийся разлучить влюбленных крестьян («Несчастье от кареты», 1779). Злая проделка пройдохи Фильки Пролазы, пытающегося подсунуть в рекруты вместо себя ямщика, раскрывалась в опере Евстигнея Ипатовича Фомина (1761 — 1800) «Ямщики на подставе» (1787).
Высоким достижением явилась также мелодрама Фомина «Орфей и Эвридика» (1792), музыкальный язык которой близок произведениям В. А. Моцарта, К-В. Глюка и других европейских композиторов. В пламенной, страстной и трагической музыке Фомин передал протест Орфея против слепой воли судьбы и подчеркнул мысль о великой силе искусства и любви.
Самым универсальным композитором своего времени стал Дмитрий Степанович Бортнянский (1751 — 1825). Он — классик хоровой музыки, ему принадлежат 35 концертов для 4-голосного смешанного хора, 10 концертов для 2 хоров, патриотическая хоровая песня «Певец во стане русских воинов» на слова В. А. Жуковского. Бортнянский — автор 3 опер, сонат для фортепьяно, инструментальных ансамблей («Концертная симфония»).
В области инструментальной музыки выделяется творчество Ивана Евстафьевича Хандошкина (1747—1804), который был не только талантливым композитором, но и скрипачом, альтистом, гитаристом. Он создал 50 циклов вариаций на русские песни, сонаты (для скрипки, 2 скрипок, скрипки с басом). В вариациях на народные темы Хандошкин свободно трактует народную мелодию, обогащает ее, раскрывает образное содержание. Его вариации — развернутые концертные пьесы с тонко разработанной виртуозной фактурой.
Выдающимся мастером хорового концерта был Максим Созонтович Березовский (1745— 1777).
Пашкевич, Березовский, Фомин, Бортнянский, Хандошкин — первые представители национальной композиторской школы, формирование которой было главным итогом развития русской музыки XVIII в.
VII. Основные представители классицизма в декоративно-прикладном искусстве
Возрождение античных традиций во второй половине XVIII в. имело свою реальную подоплеку: еще в период расцвета рококо были вновь раскопаны римские города Геркуланум и Помпеи. Европа начинает насыщаться античными раритетами, которым суждено было сыграть в формировании нового стиля столь же существенную роль, как произведениям китайского искусства — в возникновении рококо. Европа активно интересовалась римскими и греческими древностями. Еще маркиза Помпадур в свое время пыталась ввести в обиход «греческий стиль». Но свое развитие он получил уже при дворе Марии-Антуанетты.
«Благодаря австрийской крови и совершенно иному, не французскому воспитанию супруга Людовика XVI внесла в общество своих подданных дух сентиментальной чувственности, практически заменившей эротичность стиля рококо. Разумеется, глубинная причина такой перемены была не в личности новой королевы, а в объективном состоянии культуры Франции, потерявшей к тому времени свой энергетический потенциал, во многом определивший стиль рококо».
Гораздо более «добропорядочным» пристрастиям двора Марии-Антуанетты оказались весьма созвучны простые, гармоничные формы греческой античности. Эпицентром формирования нового стиля стал маленький (по версальским параметрам) дворец Малый Трианон, отданный во владение королевы, который она обустраивала по своему вкусу. Новый стиль стал своего рода гибридом рококо и античной классики. Более строгие линии, пропорции, очертания теперь служат тому, чтобы сгруппировать, объединить, организовать мелкие детали, придав общему образу вещи более строгие формы. И в то же время в стиле Марии-Антуанетты ощущается округлость, мягкость, лишенная манерности и выразительности рококо. Классические идеи в этом стиле далеко не полностью вступили в свои права. Он вполне созвучен с рококо и в колористических решениях, сохраняя пристрастие к разбеленным тонам, которые в новом контексте приобретают еще большую мягкость. Борясь за падающий престиж французского двора, который даже в моде с середины XVIII века стал уступать Англии, королева Франции Мария Антуанетта при помощи своей портнихи Розы Бертэн разжигает страсти к нововведениям придворного туалета, начиная с ежедневного обновления форм чепцов и причесок и кончая новыми фасонами панье. Именем Розы Бертэн французская история костюма откроет список законодателей моды — кутюрье, ибо уже при жизни именитую портниху звали «министром мод».
В декоре этого стиля популярность приобретают античные мотивы — как орнаментальные, так и сюжетные. Вместо рокайлей новому стилю гораздо более созвучным оказался второй тип декора рококо, о нем мы упоминали ранее, — в виде мелкого цветочно-предметного натуралистического орнамента с ленточками, бантиками, в который эклектично включены самые разнообразные античные мотивы: маскароны, вазоны, факелы, триумфальные венки, лиры, канделябры, кадуцеи, здесь же и изображения купидонов, сфинксов, антефиксов с личинами и проч. Часто встречаются изображения сельскохозяйственных инструментов — кос, граблей, серпов и т.п., поскольку королева имела большое пристрастие к сельской жизни.
С декором оказалась органично связанной и декоративная живопись, во многом утратившая свою эротичность и приобретшая пасторально-слащавый характер. Ее произведения уменьшились в размерах и превратились во вставки в общем цветочном декоре. При этом вместо элементов в живописно-рокайльном духе стали употребляться вставки в стиле античных камней (например, в декоре шкатулки, подаренной королеве гражданами Парижа).
В это же время возникает целая отрасль фарфорового производства так называемого бисквита — неглазурованного фарфора. В стиле классицизма изделия из бисквита стали активно подражать античным камеям. Это были маленькие плакетки, медальоны, вставки для мебели, ювелирных вещей, часто имевшие характерный синий цвет фона (за счет применения так называемой французской синьки) и чистый белый рельеф.
Заключение
Рассматривая вторую половину XVIII столетия, внимательно изучая художественное наследие, оставленное нам этой эпохой в области архитектуры, скульптуры и живописи, понимаем, что деятельность мастеров культуры в этот период заслуживает в высшей оценки.
Творчество ряда писателей конца века (Фонвизина, Радищева, Державина, Карамзина) органически влилось в развитие живого литературного процесса начала следующего столетия. С Фонвизиным связано становление в русской драматургии жанра общественной комедии: от «Недоросля» прямая дорога к «Горю от ума» Грибоедова и «Ревизору» Гоголя.
В круг литературы начала XIX века уже непосредственно войдут сочинения Державина. Их первая часть вышла из I печати в 1808 году, и вскоре творчество поэта предстало перед читателем с недоступной ранее полнотой.
Особое воздействие на дальнейшее развитие литературы и общественной мысли окажут не прекращавшие свое «потаенное» распространение «Путешествие из Петербурга в Москву», ода «Вольность» и прибавившееся к ним Собрание сочинений А.Н. Радищева, изданное его I сыновьями в 1806—1811 годах.
В XVIII веке намечаются некоторые пути решения таких существенных проблем развития литературы, как вопросы народности и историзма. В последних десятилетиях XVIII века в связи с окончанием монополии античной литературы как единственного образца для подражания и признанием за искусством «гиперборейцев» (северных народов) большой ценности наблюдается повышение интереса к фольклору (у Н. Львова, А. Радищева, Г. Державина, Н. Карамзина и др.).
В орнаменте классицизма мы видим множество эклектических, прямых цитат из античности — пальметты, меандры, аканфы, виноградные лозы и т.п. Четкие соединительные линии, организующие декорируемое пространство, совершенно очистились от всяких орнаментальных элементов и приобрели характер простых геометрических фигур, из которых классицизм предпочел овалы и прямоугольники, создававшие дополнительное впечатление удлиненности, зрительно облегчавшие композицию. Декор располагается на поверхности свободно, пространно. Мотив картуша совершенно упразднился, зато сохранилась идея медальона — прямоугольного, круглого, линзообразного, который часто разрабатывался в «камейном» духе. Все эти изменения нашли свое отражение и в формировании образа костюма и аксессуаров.
Список литературы
Белова Н.И. Русская литература XVIII века. - М.: Просвещение, 1987. – 382 с.
Брун В. История костюма: от древности до Нового времени. [Пер. с нем. Г. Cветличной]. – М.: Эксмо, 2005. – 462 с.
Буранок О.М. Русская литература XVIII века: Петровская эпоха. М.: Спецлит, 2005. – 564 с.
Грабарь И. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках. – Спб: Лениздат, 1994. – 384 с.
Гуковский Г.А. Русская литература XVIII века. - М., 1998. – 344 с.
Зонова З. Т. Григорий Иванович Угрюмов, 1764-1823. - М.: Искусство, 1966. – 48 с.
Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. — М.: Искусство,1993. – 568 с.
Калашников В. И. Историческая картина/ В. И. Калашников. - М.: Белый город,2001. - 48 с.
Калитина Н.Н. Французское изобразительное искусство конца XVIII-XX вв. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. – 276 с.
Коваленская Н. Н. История русского искусства XVIII века/ Н. Н. Коваленская; [худож. И. С. Клейнард]. - М.: Изд-во Московского университета, 1962. - 382 с.
Культура и искусство России XVIII века: новые материалы и исследования : сб. ст./ Гос. ордена Ленина Эрмитаж ; [науч. ред. Б. В. Сапунов, И. Н. Уханова]. - Л.: Искусство, Ленингр. отд-ние,1981. - 152 с.
Кэссин-Скотт Д. История костюма и моды: Нагляд. Эволюция стилей одежды с 1066 г. до настоящего времени : Ил. энцикл. - М.: ЭКСМО-пресс, 2002. – 190 с.
Лапшина Н. П. Русское искусство XVIII века/ Н. П. Лапшина; Акад. Худож. СССР. - М.: Изд-во Акад. Худож. СССР, 1963. - 76 с.
Лисовский В.Г. Архитектура Петербурга. Три века истории. – СПб: Славия, 2004. – 356 с.
Памятники архитектуры Ленинграда. – Л.: Лениздат, 1989. – 384 с.
Петинова Е. Ф. Русские живописцы XVIII века: Биографии/ Е. Ф. Петинова; Оформ. О. Н. Олиной, С. Л. Пилипенко. - СПб.: Исскуство-СПБ, 2002. - 336 с.
Пунин А. Архитектура Петербурга середины XIX века. Л.: Лениздат, 1990. – 350 с.
Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников. Первая половина девятнадцатого века. / Под ред. А.Леонова. - М.: Изогиз, 1954. – 126 с.
Сергушева С.В. Русская литература XVIII века. - С-Пб.: Русское слово, 2006. – 282 с.
Тумилович Е.В, Алтунин С.Е. Мосты и набережные Ленинграда. М.: Стройиздат, 1963. – 318 с.
Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. — М.,1993. - С. 183.
Культура и искусство России XVIII века: новые материалы и исследования : сб. ст./ Гос. ордена Ленина Эрмитаж ; [науч. ред. Б. В. Сапунов, И. Н. Уханова]. - Л.: Искусство, Ленингр. отд-ние,1981. – С. 72.
Калашников В. И. Историческая картина/ В. И. Калашников. - М.: Белый город,2001. – С. 65.
Петинова Е. Ф. Русские живописцы XVIII века: Биографии/ Е. Ф. Петинова; Оформ. О. Н. Олиной, С. Л. Пилипенко. - СПб.: Исскуство-СПБ, 2002. – С. 225.
Там же. – С. 228.
Петинова Е. Ф. Русские живописцы XVIII века: Биографии/ Е. Ф. Петинова; Оформ. О. Н. Олиной, С. Л. Пилипенко. - СПб.: Исскуство-СПБ, 2002. – С. 229.
Лапшина Н. П. Русское искусство XVIII века/ Н. П. Лапшина; Акад. Худож. СССР. - М.:Изд-во Акад. Худож. СССР,1963. – С. 58.
Гуковский Г.А. Русская литература XVIII века. М., 1998. - С. 257
См. Сергушева С.В. Русская литература XVIII века. С-Пб., 2006. - С.189.
Буранок О.М. Русская литература XVIII века: Петровская эпоха. М., 2005. - С. 68
Сергушева С.В. Русская литература XVIII века. С-Пб., 2006. - С. 91
Некрасов А. И. Русский ампир. - С. 41.
Лисовский В.Г. Архитектура Петербурга. - С. 64.
Лисовский В.Г. Архитектура Петербурга. - С. 71.
Пунин А. Архитектурные памятники Петербурга 2-я половина XIX в. - С. 62.
Брун В. История костюма: от древности до Нового времени. [Пер. с нем. Г. Cветличной]. – М.: Эксмо, 2005. – С. 123.
Кэссин-Скотт Д. История костюма и моды: Нагляд. Эволюция стилей одежды с 1066 г. до настоящего времени : Ил. энцикл. - М.: ЭКСМО-пресс, 2002. – С. 118.
34
Список литературы [ всего 20]
Список литературы
1.Белова Н.И. Русская литература XVIII века. - М.: Просвещение, 1987. – 382 с.
2.Брун В. История костюма: от древности до Нового времени. [Пер. с нем. Г. Cветличной]. – М.: Эксмо, 2005. – 462 с.
3.Буранок О.М. Русская литература XVIII века: Петровская эпоха. М.: Спецлит, 2005. – 564 с.
4.Грабарь И. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках. – Спб: Лениздат, 1994. – 384 с.
5.Гуковский Г.А. Русская литература XVIII века. - М., 1998. – 344 с.
6.Зонова З. Т. Григорий Иванович Угрюмов, 1764-1823. - М.: Искусство, 1966. – 48 с.
7.Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. — М.: Искусство,1993. – 568 с.
8.Калашников В. И. Историческая картина/ В. И. Калашников. - М.: Белый город,2001. - 48 с.
9.Калитина Н.Н. Французское изоб¬разительное искусство конца XVIII-XX вв. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. – 276 с.
10.Коваленская Н. Н. История русского искусства XVIII века/ Н. Н. Коваленская; [худож. И. С. Клейнард]. - М.: Изд-во Московского университета, 1962. - 382 с.
11.Культура и искусство России XVIII века: новые материалы и исследования : сб. ст./ Гос. ордена Ленина Эрмитаж ; [науч. ред. Б. В. Сапунов, И. Н. Уханова]. - Л.: Искусство, Ленингр. отд-ние,1981. - 152 с.
12.Кэссин-Скотт Д. История костюма и моды: Нагляд. Эволюция стилей одежды с 1066 г. до настоящего времени : Ил. энцикл. - М.: ЭКСМО-пресс, 2002. – 190 с.
13.Лапшина Н. П. Русское искусство XVIII века/ Н. П. Лапшина; Акад. Худож. СССР. - М.: Изд-во Акад. Худож. СССР, 1963. - 76 с.
14.Лисовский В.Г. Архитектура Петербурга. Три века истории. – СПб: Славия, 2004. – 356 с.
15.Памятники архитектуры Ленинграда. – Л.: Лениздат, 1989. – 384 с.
16.Петинова Е. Ф. Русские живописцы XVIII века: Биографии/ Е. Ф. Петинова; Оформ. О. Н. Олиной, С. Л. Пилипенко. - СПб.: Исскуство-СПБ, 2002. - 336 с.
17.Пунин А. Архитектура Петербурга середины XIX века. Л.: Лениздат, 1990. – 350 с.
18.Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников. Первая половина девятнадцатого века. / Под ред. А.Леонова. - М.: Изогиз, 1954. – 126 с.
19.Сергушева С.В. Русская литература XVIII века. - С-Пб.: Русское слово, 2006. – 282 с.
20.Тумилович Е.В, Алтунин С.Е. Мосты и набережные Ленинграда. М.: Стройиздат, 1963. – 318 с.
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.00463