Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Курсовая работа*
Код |
163531 |
Дата создания |
2007 |
Страниц |
30
|
Источников |
16 |
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 4 декабря в 12:00 [мск] Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
|
Содержание
Введение. Музыка как вид искусства Глава I. Происхождение музыки Глава II. Стадии развития музыки Глава III. Виды музыки
Глава IV. Воздействие музыки на человека Глава V.Восприятие музыки
Глава VI. Использование музыки для психологической регуляции
Глава VII. Значение текста в вокально-инструментальных композициях
Заключение. Музыка в системе культур Библиография
Фрагмент работы для ознакомления
Особый метод музыкальной психотерапии представляет собой совместное исполнение песен и коротких «попевок» с формулами самовнушения.
В заключение перечислим, как может использоваться при словесно-музыкальном воздействии известный в кино, театре и цветомузыке принцип синхронизма (в нашем случае – словесного и музыкального ряда).
На уровне целого произведения (время звучания слов совпадает с длительностью музыкального произведения). Так построены композиции, например, аудиокурса эмоционально-волевой саморегуляции «Щит» для сотрудников вневедомственной охраны;
На уровне смысловых частей текста и музыки. Например, в упоминавшемся альбоме «Млечный сад», когда в композиции начинается фрагмент с эксцентричными, юмористическими звучаниями, голос произносит: «Наступит миг, когда обязательно захочется пошутить…»);
На уровне отдельных фраз. Можно применить этот способ тогда, когда устанавливается определенный ритм дыхания и т. п., чаще всего при расслаблении, успокоении;
На уровне темпоритмической структуры, отдельных нот (песни, попевки, «речевки», рэп). Наиболее применим при мобилизующем воздействии, для «поднятия боевого духа», сплочения совместно действующих людей.
Глава VII. Значение текста в вокально-инструментальных композициях
Воздействие любого текста на человека содержит несколько уровней, в частности, общее эмоциональное впечатление от написанного, которое неосознанно переносится на то, о чем или о ком идет речь. Сегодня успешно решается задача составления текстов, «правильных» не только с точки зрения содержания, но и в плане «эмоций».
Оказывается, на восприятие текста массовой аудиторией влияет ряд скрытых факторов – эмоциональное впечатление от его звучания, степень нагрузки на различные сенсорные каналы (системы), созвучность выражаемого мироощущения психологическим особенностям слушателя, ритмические характеристики текста, уровень его агрессивности, архетипичности, сексуальной нагруженности, звуковая окраска.
Множество экспериментов подтверждают, что фонетическая значимость текста увеличивает вероятность тех или иных суждений и оценок слушателя, причем этим процессом можно управлять.
В качестве примера приведем выдержку из газеты:
«Нашему корреспонденту стали известны причины, побудившие 15-летнюю жительницу Тюмени днем 28 октября выброситься с балкона своей квартиры на девятом этаже.
Старшеклассница была фанаткой музыкальной группы «H.I.M.» из Финляндии. Ее название в переводе с английского языка звучит как «Его Дьявольское Величество». Все тексты песен группы мрачного содержания и пропагандируют смерть: «…давай умрем вместе», «мне нравится, как ты умираешь», «счастье в смерти», «устроим похороны сердец» и тому подобное.
По всей видимости, девушка была легковнушаемой и до такой степени прониклась «заманчивыми» предложениями Вилли Валло, солиста группы, что решила обрести счастье в смерти. Надев наушники, она с плеером в руках под песни любимых музыкантов бросилась с балкона. Кстати, в предсмертной записке она просила положить в свой гроб плеер с кассетой полюбившихся музыкантов».
А теперь проанализируем текстовое наполнение некоторых модных музыкальных течений.
1. «Oi» – в 1969 году в Англии появились первые скинхеды, тогда же у них и появилось свое музыкальное направление под названием «Оi». Данное направление по своему звучанию похоже на рок-н-ролл. Изначально эта музыка не отличалась политизированностью текстов песен, хотя скинхеды и боролись против нелегальных цветных иммигрантов и гомосексуалистов. Первые «Oi»-группы пели об уличной жизни бритоголовых, выходцев из рабочих семей, проживающих в промышленных районах больших городов. Но все изменилось с появлением нового направления музыки – RAC.
2. «RAC» (rock against communism – рок против коммунизма).
В 1986 англичанин Ян Стюарт Даналдсон создал свою рок-группу под названием «Skrewdriver» («Отвертка»), которая играла в более качественном, нежели «Oi», стиле. Тексты песен группы «Skrewdriver» отличались от всех остальных политической окраской. Музыку Ян Стюарт предполагал использовать только как инструмент пропаганды национализма. Надо заметить, что музыка RAC оказывала на подрастающее поколение сильное влияние. Благодаря усилиям Яна Стюарт и его группы, скинхед-движение перестало быть аполитичным, а в качестве руководящей идеологии в среде бритоголовых утвердился национализм.
В современной России в стиле RAC играют следующие группы: «Коловрат», «Вандал», «ТНФ». Также в России есть рок-группы, играющие политизированный «Oi» (Oi-RAC). Среди них: «Ультиматум», «Циклон Б», «Моя дерзкая правда», «Банда Москвы», «Киборг», «СпецСшкола» и др.
3. «Hate core» – это по сути тот же RAC, но только Hate core-музыка тяжелее музыки RAC. В тексах музыки Hate core, так же как и в RAC-стиле, присутствуют темы социально-расового протеста, непримиримой борьбы со всеми инакомыслящими. Два последних альбома группы «Коловрат» («Эра правой руки» и «Пробивая молотом дорогу к победе») исполнены в стиле Hate core.
4. «NSBM» (National-socialist black metal) – Национал-социалистический блэк металл).
Изначально в направлении Black metal господствовали две идеи. Первая – откровенный сатанизм, а вторая – католический мистицизм (идеи рая, ада, чистилища), втиснутый в тексты песен, сюжеты которых похожи на сценарии фильмов ужасов. Впоследствии в блэк-металле появляется и третья идея – национализм. Национал-социалистический блэк-металл представляет собой очень тяжелую музыку с политизированными текстами песен, которые пропагандируют национализм и фашизм.
В стиле NSBM исполняют музыку норвежская группа «Burzum» (исполнитель Варг Викернес), греческая «Der sturmer», немецкая «Absurd», украинские «Astrofaes», «Dub Buk», «Aryan terrorism», российские коллективы «На распутье», «Родовест», «Forest», «Темнозорь», «Темноярь» и другие.
Одна из проблем для направления NSBM – это появление «оборотней» на сцене. Так, например, музыканты из группы «Мор» вроде как поют о славянских богах, но, тем не менее, носят футболки «Церковь Сатаны». То же самое относится к группам «Ashen light» (заявляли в интервью, которое расположено на НС портале «Брангольф» о том, что в их группе есть сатанисты), «Satarial» (у них есть песня «Ave satanas» – «Слава сатане»).
5. Рagan metal
Slavonic pagan metal (славянский языческий металл) представляет собой древнерусские народные мотивы, положенные на тяжелый металл с боевыми текстами песен об Отчизне, славных предках, древнеславянском мировоззрении. Одна из самых известных в России pagan metal групп – это «Северные врата». Также в России в стиле pagan metal играют группы «Butterfly temple», «Лихолесье» и др.
6. Народная музыка (folk music)
Здесь сразу нужно заметить, что некоторые команды, которые официально считаются исполнителями русской народной музыки, на самом деле таковыми не являются. Среди них наиболее популярны «Золотое кольцо» и «Балаган Лимитед».
Их музыка не является истинно народной не только потому, что во многих песнях современных эстрадных коллективов, пытающихся изображать для нас русское народное творчество, содержится большое количество элементов других музыкальных стилей и направлений. Но даже те композиции, которые можно было бы причислить к народным, имеют своей основой кабацкие песни XVIII–XIX веков. И, как следствие, соответствующее качество текстов.
Пропаганда насилия в фильмах и на телевидении, в компьютерных играх и современной музыке – одна из причин всеобщего ожесточения нравов нынешней молодежи. Однако ввиду поголовного приобщения массового сознания к продукции именно такого характера перспективы ее запрета обречены на провал.
Сегодня психологи и социологи всего мира бьют тревогу по поводу насилия в масс-медиа, изощренных убийств на экране, кровавых компьютерных игр, цинизм которых превосходит все мыслимые и немыслимые нравственные барьеры. Не отстает и современная поп-музыка с ее безумными текстами и соответствующей музыкой. Специалисты до сих пор не могут дать точного ответа, как в действительности действует на психику человека изображение насилия: провоцирует ли оно подражание или же, напротив, вызывает неприятие агрессии. И есть ли в современном обществе тенденции, которые в будущем позволят снизить массовое тиражирование насилия и заставят человечество вернуться к пропаганде гуманистических ценностей.
Лишь немногие специалисты сегодня сомневаются, что насилие виртуальное способно в определенном случае вызвать насилие реальное. Как быть в этой ситуации? Очевидно, что с помощью простого запрета этой проблемы не разрешить, поскольку она давно уже имеет глобальный характер и вышла на межгосударственный уровень. Кроме того, именно запрет, как правило, и провоцирует повышенный интерес людей к теме.
Многие американские СМИ атаковали наиболее одиозных поп и рок-идолов, таких, как например, Мерилин Мэнсон, музыка которого наравне с немецкой группой «Рамштайн» очень популярна среди молодых людей, многие из которых склонны к насилию. Кстати, свою сценическую фамилию Мэнсон позаимствовал у религиозного фанатика Чарльза Мэнсона, который в 1969 г. вместе с членами своей секты зверски умертвил 5 студенток.
Что касается России, то у нас давно уже махнули рукой на «творчество» таких музыкальных групп, как «Коррозия металла», призывающая в своих песнях к сатанинскому шабашу. За последнее десятилетие возникла целая плеяда молодежных рок-групп, пропагандирующих насилие и разжигающих национальную и религиозную рознь. Достаточно посетить концерт рок-группы «Террор», популярной в определенных кругах молодежи, и понаблюдать за ее поклонниками, дабы ужаснуться глубиной их морально-нравственного падания. Вообще удивляет сама возможность реализации у нас в стране проектов типа «Бритоголовые идут» некоего Олега Гастелло. Стоит ли после этого удивляться кровавым вспышкам агрессивности у молодежи во время футбольных матчей или тому, что происходило в центре Москвы после трансляции футбольного матча Россия-Япония?
Фактически же все протесты старшего поколения, поборников формирования здоровой морали среди юношества, вызывают у подростков лишь раздражение и стойкое неприятие всех запретов. А в ультрасвободном, ломающем все стереотипы и запреты обществе все это вызывает только появление новых экстремистов.
Заключение. Музыка в системе культур
К концу 20 в. меняется отношение к музыке в целом. Она перестает рассматриваться европейцами как явление, стоящее в ряду с другими европейскими искусствами, а осмысляется как часть культуры (молодежной, народной, крестьянской, городской, массовой, элитарной, европейской, американской, африканской, японской, восточной, русской и др.). Традиционно европейское понимание музыки, сформированное в рамках искусствоведения – музыкальной эстетики, теории музыки и истории музыки, музыкальной этнографии (фольклористики), было дополнено новыми представлениями о музыке, возникшими в новых научных дисциплинах – сравнительном музыкознании, музыкальной антропологии и музыкальной культурологии.
С появлением музыкального авангарда и таких стилей как атональности, додекафонии, алеаторики, хэппенинга наши представления о музыке существенно изменились. Музыкальные структуры, которые определяли язык классической музыки, разрушились. Новые стилистические направления, когда в качестве художественного «произведения» начал выступать исходный материал музыки – нетрадиционным образом организованный во времени звук и ритм – способствовали расширению концепции музыки. Она получила эпохальное определение современной (модерн), отделяясь от классической (музыка 17–19 вв.) и старинной (музыка древней и средневековой Европы).
Редкий период в истории культуры заслуживает эпитета «переломный» с такой ошеломляющей убедительностью, как эпоха ХХ века с его сперва «Новой», а далее и «Новейшей» музыками. Конечно, то, что совершается рядом, всегда кажется современникам особенно значительным, тем более, если они сами затронуты переменами. Поэтому при поверхностном взгляде может показаться, что и катаклизмы ХХ века в искусстве – явление того же ряда, что и новации Бетховена (ноты квартета которого исполнители бросали на пол) или Мусоргского (музыку которого великий композитор П. И. Чайковский «от души» посылал к черту...). И в самом деле, сегодня в одном концерте подряд исполняются произведения Глазунова и Прокофьева (о Первом концерте которого тот сказал, что это «музыка для собак»), Гайдна и Шнитке, даже Штокхаузена и Моцарта.
Но верно здесь лишь то, что даже Новейшая музыка ХХ века постепенно входит в толщу потока музыкальной практики, становится эстетически приемлемой для слушателя. Сто лет назад эта музыка вызывала скандалы в публике. Так было с Прокофьевым, Стравинским, Шенбергом, Веберном, позже Волконским, Денисовым. Сегодня ясно, что Новая музыка уже прочно закрепилась в художественной жизни общества, в исполнительской практике. Мы переживаем очевидный факт: новые музыкально-эстетические парадигмы распространяются и укрепляются в общественном сознании.
Изучение музыкально-эстетических парадигм ХХ века, их движения и смен, приоткрывает завесу над сокрытыми в глубине движущими силами духовной истории. Попытка осторожного их раскрытия может опираться на рекомендацию из древней книги: «Если хочешь понять невидимое, смотри пытливо на видимое».
Библиография
Алексеев Э., Волохов В., Головинский Г., Зараковский Г. На путях исследования музыкальных вкусов // Сов. музыка. 1973. – № 1.
Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей: Учебн. пособ. для студ. высш. учеб. заведений. М., 2002.
Брунер Дж. Процесс познания. М., 1977.
«Вслух», 31.10.2003.
Иванов-Борецкий М. Материалы и документы по истории музыки. В: 2-х тт. М., 1934.
Медушевский. В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., 1976.
Назайкинский Е. О. О психологии музыкального восприятия. М., 1972.
Недева А. М. О гармонизации информационного биополя с помощью музыки в пространстве Козырева. М., 1997.
Ражников В. Г. Партитурная транскрипция // Вопр. психол. 1980. – № 1.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.
Семиотика и искусствометрия: Сб. переводов / Сост. и ред. Ю. М. Лотман, В. М. Петрова. М., 1972.
Сокальский П. П. О механизме музыкальных восприятий // М. С. Старчеус. Музыкальная психология. Хрестоматия. М., 1992.
Стретт Дж. В. (Лорд Рэллей). Теория звука: В 2 тт. М., 1955.
Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. М., 1975.
Цеханский В. М. Психологические особенности восприятия музыки // Психологические и педагогические проблемы музыкального образования / Под ред. М. М. Берлянчик. Новосибирск, 1986.
Шестаков В. П. От этоса к аффекту. М., 1975.
Иванов-Борецкий М. Материалы и документы по истории музыки. Т. I. М., 1934. С. 324–338.
Алексеев Э., Волохов В., Головинский Г., Зараковский Г. На путях исследования музыкальных вкусов // Сов. музыка. 1973. – № 1.
Медушевский В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., 1976. С. 45.
Стретт Дж. В. (Лорд Рэллей). Теория звука: В 2 тт. Т. I. М., 1955. С. 384.
Ражников В. Г. Партитурная транскрипция // Вопр. психол. 1980. – № 1. С. 137–147.
Шестаков В. П. От этоса к аффекту. М., 1975. С. 138.
Семиотика и искусствометрия. С. 167.
Недева А. М. О гармонизации информационного биополя с помощью музыки в пространстве Козырева. М., 1997.
Назайкинский Е. О. О психологии музыкального восприятия. М., 1972. С. 21.
Брунер Дж. Процесс познания. М., 1977. С. 76.
Цеханский В. М. Психологические особенности восприятия музыки // Психологические и педагогические проблемы музыкального образования / Под ред. М. М. Берлянчик. Новосибирск, 1986. С. 12.
Сокальский П. П. О механизме музыкальных восприятий // М. С. Старчеус. Музыкальная психология. Хрестоматия. М., 1992. С. 46.
Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. М., 1975. С. 213.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1999. С. 189.
Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей: Учебн. пособ. для студ. высш. учеб. заведений. М., 2002. С. 320.
«Вслух», 31.10.2003.
5
Список литературы [ всего 16]
1.Алексеев Э., Волохов В., Головинский Г., Зараковский Г. На путях исследования музыкальных вкусов // Сов. музыка. 1973. – № 1.
2.Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей: Учебн. пособ. для студ. высш. учеб. заведений. М., 2002.
3.Брунер Дж. Процесс познания. М., 1977.
4.«Вслух», 31.10.2003.
5.Иванов-Борецкий М. Материалы и документы по истории музыки. В: 2-х тт. М., 1934.
6.Медушевский. В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., 1976.
7.Назайкинский Е. О. О психологии музыкального восприятия. М., 1972.
8.Недева А. М. О гармонизации информационного биополя с помощью музыки в пространстве Козырева. М., 1997.
9.Ражников В. Г. Партитурная транскрипция // Вопр. психол. 1980. – № 1.
10.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.
11.Семиотика и искусствометрия: Сб. переводов / Сост. и ред. Ю. М. Лотман, В. М. Петрова. М., 1972.
12.Сокальский П. П. О механизме музыкальных восприятий // М. С. Старчеус. Музыкальная психология. Хрестоматия. М., 1992.
13.Стретт Дж. В. (Лорд Рэллей). Теория звука: В 2 тт. М., 1955.
14.Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. М., 1975.
15.Цеханский В. М. Психологические особенности восприятия музыки // Психологические и педагогические проблемы музыкального образования / Под ред. М. М. Берлянчик. Новосибирск, 1986.
16.Шестаков В. П. От этоса к аффекту. М., 1975.
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.005