Вход

Красный террор как социальное явление и его отражение на страницах прессы

Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Курсовая работа*
Код 156432
Дата создания 2006
Страниц 36
Источников 4
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 29 марта в 12:00 [мск]
Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
680руб.
КУПИТЬ

Содержание

Введение
Глава I. “Красный террор” как социальное явление и его распространение.
Глава II. Распространение “красного террора” в сфере православного духовенства
Глава III.Отражение “красного террора” на страницах прессы.
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Фрагмент работы для ознакомления

Из миллионов убитых в России коммунистами многие миллионы умерли с верою, молитвою и покаянием на устах и в сердце. Многие из них убиты за политическую неблагонадежность к советской коммунистической власти. Благонадежность для власти безбожников, врагов веры и правды Христовой - это измена Богу, Христовой Церкви и нравственному закону. Если Церковь благославляет воинов с оружием в руках защищать веру и правду, то подлинно мученики и те, кто убиты как явные противники безнравственной и богоборной коммунистической власти.
Мученики и невинные жертвы суть и все пострадавшие и умервщенные за одно только свое происхождение или за принадлежность к известному общественному классу. Эти никогда не предполагали, что быть военным, носить высокий титул, быть дворянином, купцом, помещиком, фабрикантом, казаком или только родиться в этих семьях уже является в глазах чекистов преступлением, достойных смерти.
Глава III.Отражение “красного террора” на страницах прессы.
После общего анализа информации со страниц «желтой» прессы, попытка которого была произведена в предыдущих главах, ниже мы попытаемся проанализировать позицию официальной прессы периода красного террора на примере "Еженедельника Чрезвычайных комиссий по борьбе с контрреволюцией и спекуляцией" - уникального издания, выпускавшегося Всероссийской Чрезвычайной Комиссией в сентябре-октябре 1918 года.
Вместе с некоторыми другими аналогичными изданиями - "Бюллетенем Пермской окружной комиссии по борьбе с контрреволюцией и спекуляцией", "Бюллетенем Царицынской ЧК", журналами "Власть Советов" и "Вестник НКВД", он является ценным источником по истории “красного террора”.
В редакционной статье "Наш журнал", помещенной в его первом номере, датированном 22 сентября 1918 года, отмечается (здесь и далее при цитировании текстов сохранена стилистика оригиналов):
"Приступая к изданию настоящего "Еженедельника", редакция ставит своей целью ряд задач, которые вытекают из самого хода русской революции, которая обусловливает создание и работу таких органов, как Чрезвычайные комиссии, нуждающиеся в связи и руководстве, в выработке общих планов и энергичное проведение последних. Таковым органом должен являться наш журнал. И, наконец, "Еженедельник" будет представлять из себя историческую ценность, поскольку в нем будут разрабатываться и вскрываться все виды и планы наших врагов".
Всего вышло 6 номеров "Еженедельника", каждый объемом 31 лист. Главным редактором издания являлся член Иногороднего отдела ВЧК В.Фомин. Каждый выпуск "Еженедельника" уведомлял: "Адрес редакции и конторы: Москва, Большая Лубянка, д.9. Принимается подписка на "Еженедельник Чрезвычайных комиссий". Подписная цена - на 12 месяцев 48 рублей" (подписка была также возможна на 1, 3 и 6 месяцев).
Содержание выпусков имело следующие разделы: - редакционная статья - публикации сотрудников Всероссийской и периферийных ЧК как о деятельности комиссий в целом, так и по отдельным вопросам их работы;
"официальный отдел", где публиковались (повторная перепечатка) некоторые декреты СНК, циркуляры ВЧК; - из архивов царской охранки;
по Советской России;
разное.
В статье члена коллегии ВЧК С.Никольского "Революция и контрреволюция" в первом выпуске "Еженедельника" отмечалось: "Что касается непосредственно белогвардейских стратегических операций, то они происходят по инструкциям из тайного штаба, опять-таки в расчете исключительно на пробуждение упомянутой "стихии", (народного недовольства.). Отсюда, историческая задача Ч. К. по борьбе с контрреволюцией и спекуляцией заключается в создании мощной организации, способной конкурировать с организацией белогвардейских тайных штабов. Залог успеха в ней - привлечение к этой активной борьбе с контрреволюцией самих трудящихся масс, в объединении их на лозунгах пролетарской революции...".
Вопросам гласности в деятельности Чрезвычайных комиссий уделялось большое внимание руководством ВЧК и редакцией "Еженедельника".
В рецензии на № 2 бюллетеня Пермской окружной ЧК, помещенной в первом выпуске "Еженедельника", отмечалось:
"Издание бюллетеней Чрезвычайными комиссиями можно только приветствовать. Освещая приемы и методы борьбы с контрреволюционными явлениями и спекуляцией, Чрезвычайные комиссии взаимообразно обогащаются полезными знаниями, опыты одной из них могут оказаться полезными и плодотворными для многих других. По отношению к населению освещение деятельности Ч.К. подкупает симпатии и доверие широких слоев народных масс и вместе с этим увеличивает число помощников и защитников Советской власти...".
В третьем выпуске "Еженедельника" опубликовано следующее обращение ко "Всем губернским Ч.К.": "Настоящим редакционная коллегия "Еженедельника" обращается ко всем комиссиям в целом, а также к их отдельным ответственным работникам, работающим по следствию, присылать статьи и главным образом документы контрреволюционного характера, как старого времени, так и времен Керенского, и возможные документы, имеющие общественное значение, отобранные у контрреволюционеров. Присылать характеристики, заключения следователей и комиссий по спекулятивным делам. Вообще шлите все материалы и документы (можно в копиях), имеющие общественный интерес. Только при дружном сотрудничестве самих Ч.К. и их сотрудников журнал сумеет обслуживать и общество, и комиссии".
В № 5 "Еженедельника" помещено извещение о созываемой 15 ноября Всероссийской конференции Чрезвычайных комиссий, а в следующем выпуске, в силу ряда причин ставшем последним - отчет о конференции Чрезвычайных комиссий Северной коммуны, с публикацией докладов членов коллегии ВЧК Г.И.Бокия и Г.И.Мороза, выступления Г.Е.Зиновьева, резолюцией конференции. Вот что говорилось в приказе № 7 Мартина Лациса, возглавлявшего Чрезвычайную комиссию по борьбе с контрреволюцией на Восточном (Чехословацком) фронте: "Предписывается обращаться со всеми заложниками корректно, щадя их здоровье и жизнь, не забывая, что своим отношением к заложникам мы улучшаем или ухудшаем участь наших товарищей, находящихся у неприятеля в качестве заложников.
Расстрел заложников производить лишь в том случае, когда неприятель применяет эту меру к нашим товарищам, и то лишь с моего разрешения".
Этот приказ был опубликован в первом и ставшем единственным номере журнала "Красный террор", изданным в Казани ранее названной ЧК, упоминание о котором часто, причем совершенно безосновательно, используется для иллюстрации "кровожадности Лациса".
В том же номере журнала приводятся следующие данные о мерах наказания, применявшихся ЧК на Восточном фронте с момента ее образования в середине июля по конец октября 1918 года. Напомним при этом, что деятельность этой комиссии распространялась на 8 приволжских губерний и Арзамасский уезд Нижегородской губернии.
Всего по приговорам было расстреляно 66 человек, из них 13 человек - за выдачу коммунистов белочехам, а другие - в ходе подавления вооруженных восстаний. В то же время заключены в тюрьму 146 человек, отправлены на передовые позиции - 104, оштрафованы на сумму свыше 5000 рублей, взамен заключения в тюрьму, - 23 человека, оштрафованы на сумму менее 5000 рублей - 50 человек. За участие в контрреволюционных вооруженных выступлениях разыскивалось 403 человека.
И, по нашему мнению, нет оснований сомневаться в объективности этих данных, ибо официальная публикация их выполняла функцию устрашения противников большевиков.
Уместно напомнить и о так называемой "дискуссии о ВЧК", начавшейся в августе 1818 года, после V съезда членов губернских исполкомов. В № 3 "Еженедельника" было помещено в этой связи циркулярное указание № 47.
"Всем губернским ЧК. Копии - наркомвнудел Петровскому, наркомюст Курскому, всем председателям губернских исполкомов: За последнее время происходят в многих местах большие трения между отделами управления (губернских исполкомов) и ЧК. Отделы управления во многих местах пытаются подчинить ЧК себе, ссылаясь на резолюцию съезда представителей губисполкомов. Поясним, что это только резолюция, которая не утверждена ни Совнаркомом, ни ВЦИКом. А приему Иногородний отдел в дальнейшем предлагает руководствоваться следующим: ВЧК подчиняется СНК. Комиссары юстиции и внутренних дел имеют контроль над ней. В своей деятельности ВЧК совершенно самостоятельно, проводя обыски, аресты, расстрелы, давая отчет Совнаркому и ВЦИК".
Думается, что в этом одном из первых "парадов суверенитетов", совпавшем по времени с проведением политики "красного террора", приведшем к фактическому выводу из подчинения ВЧК ряда губернских комиссий и переподчинению их местным губисполкомам, и кроется немало драм и ошибок "красного террора".
В этой связи представляется целесообразным привести еще одну циркулярную телеграмму НКВД от 3 октября:
"По поступающим в Наркомвнудел сведениям, значительным большинством Советов не приняты достаточно решительные меры по обеспечению тыла наших армий от всевозможных провокационных выступлений и контрреволюционных заговоров. С другой стороны, некоторыми Советами нередко "красный террор" направляется не против крупных представителей буржуазии и отарой власти, а против мелкого мещанства и интеллигентной обывательщины. Подтверждая настоящим свое распоряжение от 2 сентября о "красном терроре" по отношению к врагам рабоче-крестьянской власти, Наркомвнудел предлагает всем губисполкомам принять меры к выяснению целесообразности арестов Советами губернии тех или иных лиц в качестве заложников. Мелкое мещанство и обывательская интеллигенция может быть освобождена с возложением на нее трудовой повинности, образуя трудовые роты. Списки заложников из представителей крупной буржуазии, старой власти и правых эсеров должны быть опубликованы в местных газетах с предупреждением о расстреле при повторении контрреволюционных выступлений. Выполнение настоящего распоряжения возложите на отделы управления с губернскими чрезвычкомами.
Наркомвнудел Петровский ".
Опасность, говоря современным политическим языком "парада суверенитетов" была настолько велика, что VI Всероссийский чрезвычайный съезд Советов 8 ноября 1918 г. принял специальное постановление "О точном соблюдении законов", предписывавшее всем должностным лицам строжайше соблюдать законы РСФСР, а также издаваемые высшими органами власти постановления, положения и распоряжения.
Интерес вызывают и публиковавшиеся в журнале очерки о деятельности белогвардейских организаций, в частности, о малоизвестном "Союзе возрождения России", сыгравшем важную роль в создании правительства Северной области во главе с известным народником Н.В.Чайковским.
Любопытна также публикация материалов из архива охранки. Например, доклада начальника Петербургского отделения по охранению общественной безопасности и порядка министру внутренних дел от 23 июля 1907 года о состоявшейся в Териоках (Финляндия) конференции РСДРП "с целью выяснения отношения партии к предстоящим выборам в третью Государственную Думу". В докладе цитируются слова Ульянова (Ленина) о том, что причинами отступления революции являются "понижение революционного настроения среди рабочих и буржуазии, недостаток средств и систематические постоянные провалы". Причиной же закрытия журнала стала публикация в его четвертом номере письма председателя Чрезвычайного штаба по борьбе с контрреволюцией г. Нолинска Вятском губернии. "Почему вы миндальничаете?", в котором требовалось ужесточение репрессий. Эта публикация рассматривалась в октябре на совещании в ЦК РКП(б) и была признана ошибочной. Редакции "Еженедельника" было указано на то, что она поместила письмо, "не выразив своего отношения к его содержанию". Чуть позже СНК принял решение о приостановлении издания "Еженедельника".
Это, однако, не означает, что сообщения о деятельности Всероссийской и иных чрезвычайных комиссий ушли со страниц прессы.
Заключение
В результате государственного переворота в октябре 1917 года власть в Петербурге, а затем и по всей России перешла в руки большевиков, начался новый этап революции, ввергнувший Россию в гражданскую войну. Первые мероприятия большевистского режима показали особенную враждебность по отношению к военным старого режима и Русской Православной Церкви. Начались расстрелы, поругание святынь, поношение и истязание духовенства.
В зарубежной печати получили широкое хождение такие, например, данные, характеризующие общие итоги красного террора: 28 епископов, 1219 священников, 6 тыс. профессоров и учителей, 9 тыс. врачей, 54 тыс. офицеров, 260 тыс. солдат, 70 тыс. полицейских, 12 950 помещиков, 355250 интеллигентов, 193290 рабочих и 815 тыс. крестьян (т.е. всего около 1777 тыс.чел.). Деникинская комиссия также насчитала 1,7 млн. жертв.
Список использованной литературы
1. «Красный террор»// Санкт-Петербургский университет. – 2003. - № 4. – 13 февраля.
2. Мельгунов С.П. Красный террор в России. – М., 1990.
3. Тополянский В. Красный террор: 8 месяцев 1918 года// Континент. – 2000. - № 103.
4. Фельштинский Ю. Красный террор в годы Гражданской войны. – М., 1995. Приложение
Синодик известных новомученников Российских, жертв коммунистического террора для храмового молитвенного поминовения во исполнение постановления Всероссийского Церковного Поместного Собора 1917-18 гг от 5/18 апр. 1918 г..
Протоиерея Иоанна Кочурова, ноябрь 1917 г; служил в Америке, построил собор в Чикаго. В Царском Селе обличал вооруженную толпу за злодеяния; зверски замучен, стал первомученником духовенства.
Архимандрита Родиона и иеромонаха Анастасия, 1917 г., Отец Родион - настоятель Спасова скита Змиевского уезда Харьковской губ. и благочинный духовник; казначей и эконом обители о.Анастасий- зверски убиты.
Протоиерея Петра Скипетрова. + 1/14 февраля 1918 г. 84-летний настоятель церкви Бориса и Глеба с чудотворной иконой Божией Матери "Всех скорбящих Радости" в Петербурге. Застрелен на паперти собора Александро-Невской Лавры, когда с крестом в руках пытался остановить вооруженный отряд, ломившийся в храм.
Митрополита Владимира (Богоявленского). + 26 янв/7 февр. 1918 г. , митрополит Киевский, ранее занимал Московскую, затем Петербургскую кафедру. Зверски убит у стен Киевско-Печерской Лавры.
Тринадцати мучеников Тульских и исповедника епископа Тульского Корнилия. +15 фев. 1918 г. При расстреле крестного хода в г.Туле убито 13 православных христиан, епископ ранен.
Иерея Михаила Лисицына, +22фев./7 марта 1918 г. в станице Усть-Лабинской, после 3 х дневных мучений и глумлений был убит.
Иерея Иоанна Краснова. + апр. 1918 г., Станица Долженская Кубанской обл.(ст. Данкайская), сожжен живьем в паровозной топке.
Иерея Николая Златомрелова. + май 1918 г. Томск.
Иерея Алексея Мелиоранского. +май 1918 г. Застрелен в станице Новощербинской Кубанской обл.
Протоиерея Философа Орнатского. +весня 1918 г. Настоятель Казанского собора в Петрограде, проповедник, строитель детских приютов для бедных.Убит под Петроградом на берегу Финского залива.
Иерея Иоанна Пригоровского. +Пасхальная ночь 1918 г. Убийцы выкололи о.Иоанну глаза, отрезали язык и уши и закопали живьем в навозной яме. Станица Незамаевская (Неломаевская)
Иерея Александра Подольского и иже с ним. +весна 1918 г. О.Александр в станице Владимирской Кубанской обл. , после глумлений и избиений, был зарублен на свалке. Пытавшийся его похоронить прихожанин- застрелен на месте.
Иерея Григория Дмитриевского.+весна 1918г. Убит  в селе Соломенском Ставропольской губернии. Перед  казнью коленопреклоненно  молился. Отрублены нос и уши, потом голова.
Иерея Григория Никольского. +27 июня 1918 г. Магдалинский монастырь Кубанской обл. После литургии убит за оградой выстрелом в рот с криками: "И мы тебя приобщим"
 
Всего 8100 новомученников

Фельштинский Ю. Красный террор в годы Гражданской войны. – М., 1995. – С. 96.
Мельгунов С.П. Красный террор в России. – М., 1990. – С. 45.
Мельгунов С.П. Красный террор в России. – М., 1990. – С. 67.
Фельштинский Ю. Красный террор в годы Гражданской войны. – М., 1995. – С. 85.
Мельгунов С.П. Красный террор в России. – М., 1990. – С. 87.
«Красный террор»// Санкт-Петербургский университет. – 2003. - № 4. – 13 февраля. – 21.
Мельгунов С.П. Красный террор в России. – М., 1990. – С. 198.
Тополянский В. Красный террор: 8 месяцев 1918 года// Континент. – 2000. - № 103. – С. 38.
Фельштинский Ю. Красный террор в годы Гражданской войны. – М., 1995. – С. 178.
Тополянский В. Красный террор: 8 месяцев 1918 года// Континент. – 2000. - № 103. – С. 28.
«Красный террор»// Санкт-Петербургский университет. – 2003. - № 4. – 13 февраля. – С. 13.
Тополянский В. Красный террор: 8 месяцев 1918 года// Континент. – 2000. - № 103. – С. 34.
36

Список литературы [ всего 4]

1. «Красный террор»// Санкт-Петербургский университет. – 2003. - № 4. – 13 февраля.
2. Мельгунов С.П. Красный террор в России. – М., 1990.
3. Тополянский В. Красный террор: 8 месяцев 1918 года// Континент. – 2000. - № 103.
4. Фельштинский Ю. Красный террор в годы Гражданской войны. – М.,
Очень похожие работы
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.00477
© Рефератбанк, 2002 - 2024