Вход

Концепция Н.А.Бердяева об истоках и смысле русского коммунизма

Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Курсовая работа*
Код 139448
Дата создания 2009
Страниц 29
Источников 8
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 27 апреля в 12:00 [мск]
Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
1 540руб.
КУПИТЬ

Содержание

Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. Краткая аннотация книги Н.А.Бердяева
Глава 2.Суть и смысл русского коммунизма.
Глава 3. Коммунизм в своей эволюции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент работы для ознакомления

"Священники поставлены в нечеловеческие условия существования, они лишенцы, лишены элементарных человеческих прав, парии в советском государстве, - писал Н.А. Бердяев. - Служителей культа явно хотят поставить в такое положение, чтобы они не могли существовать. Невыносимо моральное и материальное положение священников, против которых не воздвигнуто никаких обвинений. Это положение бывает так тяжело, что иногда предпочитают быть посаженными в тюрьму. Но епископов и священников кроме того постоянно арестовывают, ссылают в Соловки и расстреливают. Коммунистов, посещающих церковь, исключают из партии. Советских служащих за посещение церкви лишают службы. Посещать церкви можно лишь тайно, где-нибудь на противоположном конце города, на окраине. Открытое исповедание христианской веры в советской России требует героизма, а часто и мученичества" .
В этой исчерпывающей с точки зрения фактической достоверности характеристике положения Русской Православной Церкви в советской России, написанной Н.А. Бердяевым в самом кровопролитном для русских православных христиан 1937 году, заключалось смиренное признание самым горделивым по отношению к Церкви русским религиозным философом подвига русских новомучеников, во многом еще остававшегося "под спудом" для остального христианского мира.

Глава 3. Коммунизм в своей эволюции
Начавший свое приобщение к христианству во времена св. князя Владимира с преклонения перед красотой православной храмовой культуры русский народ обрел на многовековой стезе своего воцерковления вместе с красотой православного богослужения истину православного вероучения и добро православной жизни. Отвергнув труднодостижимую истину христианской веры во имя легко воспринимавшейся лжи антихристианского коммунизма и отказавшись от преображавшего человека добра церковной жизни во имя разрушавшего человека зла обезбоженного "бессклассового" существования, русский народ лишился и красоты православной храмовой культуры, уступившей место уродству "эстетики" красноуголковского культпросвета.
Как подчеркивал уже в 1936 году Ф.А Степун, "все мало-мальски духовные люди, побывавшие в последнее время в России, единогласно свидетельствуют о том, что большевистская власть не только по злой воле, но и невольно накладывает на все проблески и побеги как будто нарождающейся новой жизни тяжелую печать убогого уныния, что весь ужас большевистской России в том, что в ней мертвы чувства красоты и поэзии".
Почти полностью уничтожив к началу 1940-х годов все легальные формы церковной жизни в России и осуществив настоящий геноцид по отношению ко всем, от духовенства до воцерковленной интеллигенции, носителям церковно-исторической памяти русского народа, коммунистический режим сформировал первое поколение советских людей, которые выросли в условиях отсутствия в стране не только формальной системы религиозно-богословского образования, но и живой традиции церковно-бытового воспитания. Это новое поколение, совмещавшее в своем сознании "зомбировавшие" интеллект идеологические стереотипы с основанными на религиозном невежестве примитивно-языческими предрассудками оказалось совершенно отчужденным как от осознанного церковного мировоззрения, так и от традиционной национальной духовной культуры.
Коль скоро коммунизм был религией, то его постигла та же участь, которая постигла все огосударствленные мировые религии, создававшие свою Церковь (КПСС), свой Синклит (ЦК КПСС), своего Первосвященника (Генерального секретаря ЦК КПСС). Особо духовно уязвимыми становились религии, бравшие в руки государственную власть напрямую, то есть теократические структуры. Коммунизм в России оказался подвержен всем духовным заболеваниям, поражающим теократию. Коммунисты заявили о своем намерении превратить страну в коммуну, то есть в коммунистический монастырь. Но жизнь внесла свои коррективы. Она показала, что вся страна не может жить одним большим монастырем по непостижимому для большинства граждан уставу, что все население не может и не хочет эффективно трудиться при стимулах к труду, не воспринимаемых этим населением как таковые. А раз так, то вскоре произошла неизбежная подмена монастыря казармой.
Кроме того, именно в 60-е-70-е годы советские коммунисты постепенно, сами того, возможно, не осознавая, начали предавать те самые идеалы и ценности, во имя которых коммунизм утверждался в России и в мире в целом, и во имя которых советский народ, собственно говоря, и осуществлял это трудовое сверхусилие. Страна оказалась включенной в потребительскую игру с ориентацией на удовлетворение потребностей населения самым лучшим образом, даже лучшим, чем способно это сделать капиталистическое общество. Как отмечал Э.Фромм, "коммунисты в Советском Союзе и за его пределами - превратили социализм в чисто экономическую теорию. Цель такого социализма - максимальное потребление в максимальное использование техники. Н.Хрущев со своей теорией "гуляш-коммунизма" по своему простодушию однажды проговорился, что цель социализма - предоставить всему населению такое же удовлетворение от потребления, какое капитализм предоставил лишь меньшинству".
Социализм и коммунизм в 60-х-70-х годах по существу стали основываться на буржуазной теории материализма. Старый идеал построения в СССР - хотя бы и в далекой перспективе - коммунистического общества был нелепо ”материализован”: его реализация теперь была объявлена достижением более высокого уровня жизни в сугубо материальном измерении в течение ближайших двух десятилетий.
С момента появления в 1961 году новой программы партии народ начал отрываться от духоборческой парадигмы труда и жить ожиданием, постоянно оглядываясь на Запад. Советский человек постепенно превратился в “совка”, т.е. в нетерпеливого иждивенца.
В конечном счете такая конкретизация идеала и погубила советскую систему. В сознании народа утопия перекочевала туда, где была видимость материального изобилия- в капиталистический мир. Все надежды трудящихся оказались связанными с “дающей” экономикой. С этого же момента ведет свое начало невиданная ранее полоса политических анекдотов, которые в конечном счете десакрализовали идеократическую власть.
Произошло, как и предсказывал Н.Бердяев, “обуржуазивание” Советской России, явившееся следствием “иссякания религиозной энергии русского народа”. Именно в эти годы возник и начал стремительно углубляться опаснейший разрыв между коммунистической теорией и практикой реального социализма, породивший впоследствии в СССР отвратительный феномен “двойной морали”: на партсобрании человек говорил то, что требовало от него партийное начальство, а затем на кухне - “за рюмкой чая” - обменивался с соседом анекдотами про “вождей”.
При этом основополагающие тезисы коммунистической теории К.Маркса повторялись лишь как ритуальные заклинания. Впрочем, так же как на Западе произносились цитаты из Библии. С этого момента система перестала быть ”тоталитарной”, поскольку народ и власть, оказавшись в разных социокультурных измерениях, начали жить взаимным обманом: ”Они делают вид, что нам платят, а мы делаем вид, что работаем. ”Такая ситуация взрывала не только общее сознание движения к единым целям и идеалам, но и традицию российской соборности, которая - пусть в извращенной форме - и нашла отражение в коммунистическом идеале.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотренные работы русского философа-идеалиста Н.А.Бердяева о сути, смысле и истоках русского коммунизма позволяют сделать следующие выводы.
Пройдя период глубокого увлечения марксизмом русские религиозные философы, в том числе и Н.А.Бердяев, именно после обращения к христианскому мировоззрению глубоко переосмыслили свое отношение к коммунистическому утопизму, придя к выводу о принципиальной несовместимости христианства и коммунизма. Трагический опыт господства в России коммунистического режима лишь утвердил их в правоте занятой ими еще до революции мировоззренческой позиции и побудил его одними из первых в проникнутой симпатиями к коммунизму западноевропейской интеллектуальной атмосфере 1920-1940-х годов выступить с обоснованием предпочтительности для христианской церковной жизни общества, опирающегося на рыночную экономику и ориентирующегося на ценности правового демократического государства.
«Измена заветам Христа, писал Бердяев, - обращение христианской церкви в средство для поддержания господствующих классов не могло не вызвать по человеческой слабости отпадения от христианства, которые принуждены страдать от этой измены и от этого извращения христианства. У пророков в Евангелии, в апостольских посланиях, у большей части учителей церкви мы находим осуждение богатства и богатых, отрицание собственности, утверждение равенства всех людей перед Богом. У Св. Василия Великого, и особенно у Св. Иоанна Златоуста, можно встретить такие резкие суждения о социальной неправде, связанной с богатством о собственностью, что перед ними бледнеют Прудон и Маркс. Учителя церкви сказали, что собственность есть кража. Св. Иоанн Златоуст был совершенный коммунист…. С большим основанием можно сказать, что коммунизм имеет христианские истоки»
Справедливо полагая, что обращение к русской культурно-исторической традиции будущих поколений "зомбированных" коммунизмом советских людей будет представлять собой важнейший этап на пути духовно-религиозного возрождения России, Бердяев обращал внимание на весьма вероятную опасность присутствия именно на этом этапе духовно-религиозного возрождения новых и весьма искусительных мировоззренческих соблазнов.
Действительно, исполненная, как всякая светская культура, многочисленных духовных противоречий и вынужденная десятилетия коммунистического периода исполнять не подобающую ей роль мировоззренческого суррогата подлинного церковного мировоззрения классическая русская культура могла привнести в рудиментарно религиозное сознание обезбоженных советских людей многие духовно исчерпавшие себя лже- или псевдо-религиозные мифологемы окутанного романтической дымкой, полузабытого исторического прошлого.
Фигура Ленина, обретая черты вождя социалистической революции, не могла не заинтересовать Бердяева. Он считал, что Ленин потому мог стать вождём революции и реализовать свой давно выработанный план, что он не был типическим русским интеллигентом. В нём черты русского интеллигента-сектанта сочетались с чертами русских людей, собиравших и строивших русское государство. Он соединял в себе черты Чернышевского, Нечаева, Ткачева, Желябова с чертами великих князей московских, Петра Великого и русских государственных деятелей деспотического типа... Ленин был революционер-максималист и государственный человек. Он соединял в себе предельный максимализм революционной идеи, тоталитарного революционного миросозерцания с гибкостью и оппортунизмом в средствах борьбы, в практической политике... Он соединял в себе простоту, прямоту и нигилистический аскетизм с хитростью, почти с коварством" .
Таким образом, стоя на позициях православного идеализма, Н.А.Бердяев был непримиримым противником коммунистического мировоззрения, считая коммунизм чуждым явлением на русской земле, способным принести народу лишь страдания.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Алексеев М.Ю., Крылов К.А. Особенности национального поведения. М/Арт Бизнес-Центр/ 2001-328с
Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. YMGA-PRESS, Париж, 1955-346с
Бердяев Н.А. Свободная Церковь и Собор. Духовные основы русской революции. Собрание сочинений. Т.4, Париж, 1990 -299с
Бердяев Н.А. Мир "буржуазный" и мир "социалистический". Духовные основы русской революции. Собрание сочинений. Т.4. Париж, 1990-189с
Кургинян С.Е., Аутеншлюс Б.Р., Гончаров П.С., Громыко Ю.В., Сундиев И.Ю., Овчинский В.С. Постперестройка: Концептуальная модель развития нашего общества, политических партий и общественных организаций. – М. /Политиздат/ 1990-244с
.Протоиерей Георгий Митрофанов Россия XX века - "восток Ксеркса" или "Восток Христа" Богословский вестник. СПбДА 2003-19с
Степун Ф.А. Чаемая Россия. СПб. /Амфора/, 1999-281с
Степун Ф.А. Мысли о России. Национально-религиозные основы большевизма: пейзаж, крестьянство, философия, интеллигенция. Чаемая Россия. СПб./Вехи/ 1999 -165с
Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. YMGA-PRESS, Париж, 1955
См. Протоиерей Георгий Митрофанов Россия XX века - "восток Ксеркса" или "Восток Христа" Богословский вестник. СПбДА 2003
Кургинян С.Е., Аутеншлюс Б.Р., Гончаров П.С., Громыко Ю.В., Сундиев И.Ю., Овчинский В.С. Постперестройка: Концептуальная модель развития нашего общества, политических партий и общественных организаций. – М. /Политиздат/ 1990
Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. YMGA-PRESS, Париж, 1955
Алексеев М.Ю., Крылов К.А. Особенности национального поведения.М/Арт Бизнес-Центр/ 2001
Здесь и далее ссылки из: Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. YMGA-PRESS, Париж, 1955
Степун Ф.А. Мысли о России. Национально-религиозные основы большевизма: пейзаж, крестьянство, философия, интеллигенция. Чаемая Россия. СПб./Вехи/ 1999 С..24.
Бердяев Н.А. Свободная Церковь и Собор. Духовные основы русской революции. Собрание сочинений. Т.4, Париж, 1990. С.207-208.
Бердяев Н.А. Мир "буржуазный" и мир "социалистический". Духовные основы русской революции. Собрание сочинений. Т.4. Париж, 1990, с.47-48, 53-55.
Бердяев Н.А. Гибель русских иллюзий. Духовные основы русской революции. Собрание сочинений. Т.4, Париж, 1990, С.120-121.
Там же.
.   Ильин И.А. О большевизме и коммунизме. Собрание сочинений. Т.7, М. /Академкнига/1998, С.170-179.
Бердяев Н.А. Религиозные основы большевизма. (Из религиозной психологии русского народа). Духовные основы русской революции. Собрание сочинений. Т.4, Париж, 1990, С.29-30.
Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. YMGA-PRESS, Париж, 1955 С.386-387.
Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. YMGA-PRESS, Париж, 1955
с.386-387.
. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. YMGA-PRESS, Париж, 1955
с.386-387.
Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. YMGA-PRESS, Париж, 1955
С.386-387.
Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. YMGA-PRESS, Париж, 1955
С.392-393.
. Степун Ф.А. Чаемая Россия. СПб. /Амфора/, 1999 С.245.
Бердяев Н.А. Свободная Церковь и Собор. Духовные основы русской революции. Собрание сочинений. Т.4, Париж, 1990. С.207-208.
Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. YMGA-PRESS, Париж, 1955
С.386-387.
Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. YMGA-PRESS, Париж, 1955
С.95
28

Список литературы [ всего 8]

Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. Краткая аннотация книги Н.А.Бердяева
Глава 2.Суть и смысл русского коммунизма.
Глава 3. Коммунизм в своей эволюции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Очень похожие работы
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.0059
© Рефератбанк, 2002 - 2024