Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Курсовая работа*
Код |
120073 |
Дата создания |
2010 |
Страниц |
27
|
Источников |
17 |
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 25 декабря в 12:00 [мск] Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
|
Содержание
Введение
Глава 1. Русская мемуарная литература II половины XVIII – начале XIX века
1.1.Место «Мемуаров» В.Н.Головиной в русской мемуаристике
Глава 2. Век Екатерины II женской мемуарной литературе II половины XVIII – начале XIX века
1.1 Екатерина II в воспоминаниях камер-фрейлины В.Н.Головиной
1.2. «Золотой век» в «Записках императрицы Екатерины II» и «Записках княгини Екатерины Романовны Дашковой»
Заключение
Источники
Список литературы
Фрагмент работы для ознакомления
Да простят мне эти слова и выражения моего самолюбия; я употребляю их, считая их истинными и не желая прикрываться ложной скромностью. Впрочем самое сочинение это должно показать, правду ли я говорю о моем уме, сердце и характере».
Дашкова пишет воспоминания по просьбе близкой подруги и «названной дочери» Марты Вильмонт. При этом как замечает А. Тартаковский, «о публичном назначении «Записок Дашковой» позволяют судить не только неоднократные обращения к читателю, но и «проговорки» автора относительно их цели. В одном из примечаний Е. Р. Дашкова, например, пишет: «Предупреждаю читателей, что мои записки, если они вообще увидят свет, будут изданы только после моей смерти». Обе мемуаристки стремятся запечатлеть для истории желательную самоверсию.
Чтобы оправдать свое преимущественное право на русский престол, Екатерине II приходится прибегать к гендерному маскараду, например, повествовательница рассказывает о маскарадах при дворе Елизаветы, на которые «все мужчины являлись в женских нарядах и все женщины в мужских, и при том без масок на лицах». И в других местах текста не раз встречается мотив переодевания героини в мужской костюм, в охотничий костюм, в военную униформу, при этом подчеркивается, что она прекрасно справляется с такими мужскими занятиями, как верховая езда, охота, владение ружьем. В этих эпизодах в самоописании акцентируются мужские качества - любовь к риску, решительность, самостоятельность, выносливость, бесстрашие.
Подобный же мотив мы можем видеть и в мемуарах Дашковой. Этот подробно анализирует в своей статье А. Воронцофф-Дашкофф, замечая, что в публичной (государственной) сфере Дашкова изображает себя как представителя мужской жизни, она описывает свою жизнь через те «роли», которые были возможны в то время для мужчины-дворянина (государственный деятель, устроитель имения, путешественник, ученый, администратор, дипломат).
Переживая на закате дней новую сильную дружбу Дашкова обращалась воспоминаниями к своему первому, во многом горькому опыту дамской преданности. Рассказывая о своей пылкой любви к Екатерине II и последовавшем затем охлаждении между ними, Екатерина Романовна совершенно естественно описывает себя как невинную жертву чужих интриг и неблагодарности той женщины, которой она отдала все, ради которой готова была идти на плаху.
И это была правда. Та правда, которую видела глазами любви и ревности сама Екатерина Романовна. Ее «Записки» -- первый в истории русской литературы женский феминистический роман, рассказывающий о том, как две молодые дамы, готовые пожертвовать собой, ради Отечества, смогли перевернуть историю целой страны. Рассказ о дружбе, любви и предательстве, о праве женщин на свой особый мир, такой же сложный и героический, как у мужчин, о желании и умении «слабого пола» быть сильным, испытывать те же гражданские чувства, исповедовать те же идеалы свободы, что и мужчины их поколения. А еще -- о праве дам жить в своем, недоступном мужчинам мире. У Дашковой мир женских взаимных чувств возвышен, чист и благороден, но хрупок -- он ломается под напором именно мужской грубости, вульгарности, тупой неодухотворенной силы, воплощением которой в «Записках» становятся братья Орловы. Не важно, какими реальными качествами обладали эти люди, для Дашковой каждый из них -- мужчина, чужой, враг. Из-за их вторжения рушится утонченный и нежный мир взаимной жертвенности и доверия, возможный по Дашковой только между женщинами.
В мемуарах Дашковой огромную, если не решающую роль играет фигура Екатерины Великой, она - постоянный фон для сравнения и самоинтерперетации. Дашкова акцентирует такие свои свойства, как образованность, ум и политическую активность: «Я просиживала за чтением иногда целые ночи, с тем умственным напряжением, после которого следовали бессоницы ; «Мой ум постепенно мужал среди своих ежедневных трудов»; «Политика с самых ранних лет особенно интересовала меня»; «В ту эпоху, о которой я говорю, наверное, можно сказать, что в России нельзя было найти и двух женщин, которые бы подобно Екатерине и мне, серьезно занимались чтением; отсюда между прочим возродилась наша взаимная привязанность».
Государственный ум, смелость, решительность, талант организатора и руководителя - эти свойства Дашкова приписывает себе, изображая свое участие в событиях 1862 года. Здесь она в определенной мере антагонист Екатерины, которая ведет себя как слабая женщина (плачет и боится), в то время, как Дашкова действует по-мужски решительно, заслуживая уважение всех «наперекор моей юности и пола».
Дашкова очень настойчиво и самоуверенно подчеркивает свою ведущую, главную роль в этой революции. Это «наш заговор»; «мой замысел»; «...мне принадлежала первая доля в этом перевороте», она описывает свой гнев «против самовольного замедления моих приказаний, данных Алексею Орлову».
Именно в момент удачного завершения авантюры Дашкова и Екатерина переоделись в военную униформу: в гвардейские мундиры Преображенского полка. Автор не только отмечает этот факт как символический, но и описывает себя в эти моменты как мужчину, мальчика, видит себя как мальчика. Подчиняясь логике развития образов, великая княгиня под пером своей старой подруги предстает в виде «прекрасной дамы», попавшей в беду и нуждающейся в помощи и защите «благородного рыцаря». Именно такое распределение ролей и обусловливает замеченную всеми исследователями мемуаров Дашковой «пассивность» Екатерины II в организации заговора и «активность» главной героини. Однако, по мнению исследователей, «пассивность», и «активность» эти мнимые, они мало согласуются с другими источниками.
Таким образом, в рассмотренных выше мемуарах присутствует прежде всего авторское «Я», которое позволяет мемуаристу обозначить позицию по отношению к миру. Если Екатерина II и Екатерина Дашкова подчеркивают , прежде всего, свою роль, то воспоминания Головиной в части, касающейся правления Екатерины II ценны, прежде всего, подробностями современного ей быта придворного двора.
Заключение
Мемуары современников имеют непреходящее значение для изучения истории XVIII века, особенно потому, что они дошли до нас в количестве несоразмерно большим, чем вся литература предыдущих эпох. Река времени безжалостно и методично превращает настоящее в прошлое, безвозвратно унося в небытие все существующее в данный момент — материальное и духовное, сделанное и сказанное. Поэтому так интересен и ценен для нас жанр мемуаров, позволяющий хоть в какой-то степени воскресить былое, сохранить историческую и культурную преемственность. Для читателя мемуары особо привлекательны тем, что история предстает не в виде отвлеченной схемы или внешнего описания, а представлена через чувства, эмоции и переживания живого, конкретного человека.
«Мемуары» В.Н.Головиной часто использовались в качестве исторических источников: их цитировал П.А.Вяземский, использовали историки для характеристики нравов для характеристики нравов и отношений при дворе Екатерины и Павла, к ним прибегали как к источнику романисты. Несущие отпечаток своего века и в изображаемых картинах, и в личности автора, они давно уже стали мемуарной классики. По словам самой мемуаристки «Сопоставление прошлого с настоящим может быть нам очень полезно. Прошлое похоже на книгу счетов, которую надо подсчитать, чтобы быть спокойным в настоящем и уверенным в будущем».
Источники:
Болотов А. Т. Мысли о романах// Литературное наследие, 1933, № 9–10.
Головина В. Н.Мемуары графини Головиной. Записки князя Голицына/ Сост. предисл., подгот. текста, коммент. С.А.Никитина. - М.:Три века истории, 2000.
Дашкова Е.Р. Записки княгини Е.Р.Дашковой. – М.: Наука, 1990.
Записки императрицы Екатерины И.- М.: Наука, 1990.
Список литературы:
Бокова В.М. Три женщины// История жизни благородной женщины. – М.: Новое литературное обозрение, 1996.
Гаранин Л. Я. Мемуарный жанр советской литературы. Минск, Наука и техника, 1986.
Елизаветина Г. Становление жанров автобиографии и мемуаров// Русский и западноевропейский классицизм. Проза. М., 1982.
Елисеева О.И. Повседневная жизнь благородного сословия в золотой век Екатерины. – М.: Молодая гвардия, 2008.
Лазарчук Р. М. Проза Радищева и традиция эпистолярного жанра // XVIII век, Сб. 12. - Л.:«Наука», 1977.– С. 72.
Моисеева Г.Н. Записки и воспоминания русских женщин XYIII- первой половины XIX века и их культурно-историческое значение// Записки и воспоминания русских женщин XYIII- первой половины XIX века. – М.: Современник, 1990. – С.5-40.
Найдыш В. М. Философия мифологии.- М.: «Гадарики», 2002.
Савкина И.Пишу себя…: Автодокуменгтальные женские тексты в русской литературе первой половины XIX века. – Тампере, 2001.
Тартаковский А.Г. Мемуаристика как феномен культуры // Вопросы литературы.- 1999. - Янв.–февр.-С.33-55.
Тартаковский А.Г. Русская мемуаристика и историческое сознание XIX века. - М.: Археографический центр, 1997.
Тартаковский А. Г. Русская мемуаристика XVIII — первой половины XIX в.- М., 1991.
Чайковская О. «…И в прозе глас слышен соловьин…» (заметки о документальной литературе XVIII века) // Вопросы литературы. – 1980. - № 11.– С. 208-212.
Чечулин Н. Мемуары, их значение и место в ряду исторических источников. - СПб., 1891
Найдыш В. М. Философия мифологии. М., 2002, «Гадарики».– С. 410.
Елизаветина Г. Становление жанров автобиографии и мемуаров// Русский и западноевропейский классицизм. Проза. М., 1982.– С. 148.
Чайковская О. «…И в прозе глас слышен соловьин…» (заметки о документальной литературе XVIII века) // Вопросы литературы, 1980, № 11.– С. 210.
Лазарчук Р. М. Проза Радищева и традиция эпистолярного жанра // XVIII век, Сб. 12, Л., из-во «Наука», 1977.– С. 72.
Савкина И.Пишу себя…: Автодокуменгтальные женские тексты в русской литературе первой половины XIX века. – Тампере, 2001.- С.33.
Болотов А. Т. Мысли о романах// Литературное наследие, 1933, № 9–10.
Гаранин Л. Я. Мемуарный жанр советской литературы. Минск, Наука и техника, 1986.– С. 51.
Тартаковский А.Г. Мемуаристика как феномен культуры // Вопросы литературы.- 1999. - Янв.–февр.-С.49
Там же, С.50.
Цит.по: Савкина И.Пишу себя…: Автодокуменгтальные женские тексты в русской литературе первой половины XIX века. – Тампере, 2001.- С.46.
Цит. По: Савкина И.Пишу себя…: Автодокуменгтальные женские тексты в русской литературе первой половины XIX века. – Тампере, 2001.- С.47.
Моисеева Г.Н. Записки и воспоминания русских женщин XYIII- первой половины XIX века и их культурно-историческое значение// Записки и воспоминания русских женщин XYIII- первой половины XIX века. – М.: Современник, 1990. – С.23.
Шумигорский Е.Предисловие// Записки графини В. Н. Головиной // Исторический вестник. - № 1.- 1899.
Головина В. Н.Мемуары графини Головиной. Записки князя Голицына/ Сост. предисл., подгот. текста, коммент. С.А.Никитина. - М.:Три века истории, 2000.- С.128.
Елизаветина Г. Становление жанров автобиографии и мемуаров// Русский и западноевропейский классицизм. Проза. М., 1982.- С.78.
Цит.по: Бокова В.М. Три женщины// История жизни благородной женщины. – М.: Новое литературное обозрение, 1996.- С.7.
Савкина И.Пишу себя…: Автодокуменгтальные женские тексты в русской литературе первой половины XIX века. – Тампере, 2001.- С.72.
Головина В. Н.Мемуары графини Головиной. Записки князя Голицына/ Сост. предисл., подгот. текста, коммент. С.А.Никитина. - М.:Три века истории, 2000.- С.128.
Цит.по: Чайковская О. «…И в прозе глас слышен соловьин…» (заметки о документальной литературе XVIII века) // Вопросы литературы. – 1980. - № 11.– С. 209.
Там же, С.210.
Там же.
Бокова В.М. Три женщины// История жизни благородной женщины. – М.: Новое литературное обозрение, 1996.- С.10.
Цит.по: Елисеева О.И. Повседневная жизнь благородного сословия в золотой век Екатерины. – М.: Молодая гвардия, 2008.- С.136.
Елизаветина Г. Становление жанров автобиографии и мемуаров// Русский и западноевропейский классицизм. Проза. М., 1982.- С.47.
Цит.по: Савкина И.Пишу себя…: Автодокуменгтальные женские тексты в русской литературе первой половины XIX века. – Тампере, 2001.- С.57.
Записки императрицы Екатерины И. М.: Наука, 1990.- С.38.
Там же, С.156.
Там же, С.156.
Там же, С.157
Там же, С.220.
Записки императрицы Екатерины И. М.: Наука, 1990.- С.220.
Там же, С.239.
Записки императрицы Екатерины И. М.: Наука, 1990.- С.239.
Тартаковский А. Г. Русская мемуаристика XVIII — первой половины XIX в.- М., 1991.- С.117.
Дашкова Е.Р. Записки княгини Е.Р.Дашковой. – М.: Наука, 1990.- С.56.
2
Список литературы [ всего 17]
Источники:
1.Болотов А. Т. Мысли о романах// Литературное наследие, 1933, № 9–10.
2.Головина В. Н.Мемуары графини Головиной. Записки князя Голицына/ Сост. предисл., подгот. текста, коммент. С.А.Никитина. - М.:Три века истории, 2000.
3.Дашкова Е.Р. Записки княгини Е.Р.Дашковой. – М.: Наука, 1990.
4.Записки императрицы Екатерины И.- М.: Наука, 1990.
Список литературы:
5.Бокова В.М. Три женщины// История жизни благородной женщины. – М.: Новое литературное обозрение, 1996.
6.Гаранин Л. Я. Мемуарный жанр советской литературы. Минск, Наука и техника, 1986.
7.Елизаветина Г. Становление жанров автобиографии и мемуаров// Русский и западноевропейский классицизм. Проза. М., 1982.
8.Елисеева О.И. Повседневная жизнь благородного сословия в золотой век Екатерины. – М.: Молодая гвардия, 2008.
9.Лазарчук Р. М. Проза Радищева и традиция эпистолярного жанра // XVIII век, Сб. 12. - Л.:«Наука», 1977.– С. 72.
10.Моисеева Г.Н. Записки и воспоминания русских женщин XYIII- первой половины XIX века и их культурно-историческое значение// Записки и воспоминания русских женщин XYIII- первой половины XIX века. – М.: Современник, 1990. – С.5-40.
11.Найдыш В. М. Философия мифологии.- М.: «Гадарики», 2002.
12.Савкина И.Пишу себя…: Автодокуменгтальные женские тексты в русской литературе первой половины XIX века. – Тампере, 2001.
13.Тартаковский А.Г. Мемуаристика как феномен культуры // Вопросы литературы.- 1999. - Янв.–февр.-С.33-55.
14.Тартаковский А.Г. Русская мемуаристика и историческое сознание XIX века. - М.: Археографический центр, 1997.
15.Тартаковский А. Г. Русская мемуаристика XVIII — первой половины XIX в.- М., 1991.
16.Чайковская О. «…И в прозе глас слышен соловьин…» (заметки о документальной литературе XVIII века) // Вопросы литературы. – 1980. - № 11.– С. 208-212.
17.Чечулин Н. Мемуары, их значение и место в ряду исторических источников. - СПб., 1891
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.00542