1. Введение.
2. Общая характеристика живописцев II пол. XIX – нач. XX вв.
3. И.Е.Репин «Осенний букет» 1892г. (сравнение с картиной В.А.Серова «Девушка, освещенная солнцем» 1888г.).
4. «Девушка, освещенная солнцем» 1888г.
5. Список использованной литературы.
I
В данной теме я решила сравнивать работу Ильи Ефимовича Репина «Осенний букет» с Валентином Александровичем Серовым «Девушка, освещённая солнцем» с, так как Валентин Александрович – ученик Ильи Ефимовича, хотя Репинский портрет написан позже Серовского. Но было бы несправедливо сравнивать наоборот. Хотя оба они грандиознейшие живописцы своего времени. Оба портрета написаны на фоне пейзажа, и оба несут в себе элементы жанровой картины.
Илья Ефимович четко понимал острые социальные проблемы и разделял глубокие духовные искания эпохи, Репин определял своими произведениями самые существенные черты русского реализма II половины XIX века и способствовал тому, чтобы изобразительное искусство самого Репина заняло заметное место в общеевропейской культуре.
II
Глубокие сдвиги, происшедшие в русском обществе после Отечественной войны 1812 года и восстания декабристов, нашли свое отражение в новых требованиях к искусству, сформулированных В. Г. Белинским в словах: “Все прекрасное заключается только в живой действительности”. В это время в Академии художеств царили ложно-классические идеалы, далекие от реальной жизни. В 1863 году произошел открытый разрыв группы художников с реакционным руководством Академии. В России интеллигенция традиционно находится в оппозиции к власти. Это событие открыло новые пути в развитии реалистического искусства. Молодые художники, руководимые И. Н. Крамским, отказавшись участвовать в конкурсе на получение золотой медали, вышли из Академии и организовали “Артель художников” — первую общественную организацию художников в России. “Артель” подготовила возникновение в 1870 году “Товарищества передвижных художественных выставок”, объединившего основные силы русских художников-реалистов. Произведения “передвижников”, правдиво и многосторонне отражавшие русскую действительность, показывались во многих городах страны и приобрели огромную популярность у зрителей.
Во 2-й половине 19 века Петербург оставался местом деятельности многих крупнейших передовых художников. В 60-х годах здесь работали зачинатель реализма в русской исторической живописи В.Г.Шварц, карикатурист Н.А.Степанов. В Петербурге жили и многие передвижники. Организатором и вождем “Артели художников” и “Товарищества передвижных выставок” был И. Н. Крамской — крупнейший русский портретист и непримиримый борец за новое реалистическое искусство. Большую роль в художественной жизни Петербурга играли пейзажисты-передвижники.
Илья Ефимович Репин (1844-1930).
И.Е. Репин в письме П.М.Третьякову высказал главную идею реалистической живописи и тайну собственного творчества: «В картине можно оставить только такое лицо, какое ею в общем смысле терпится, это тонкое чувство, никакой теорией его не объяснить, и умышленное приукрашивание сгубило бы картину <…> Картина есть глубоко сложная вещь и очень трудная. Только напряжением всех внутренних сил в одно чувство можно воспринять картину, и <…> Вы почувствуете, что выше всего правда жизни, она всегда заключает в себе глубокую идею».
«Как в жизни» - такими словами нередко формулируется основное достоинство репинских произведений, причина их художественной убедительности. В этом впечатлении, отражаются, в самом деле, существенные принципы поэтики и стилистики его творчества. И вместе с тем, подобное впечатление, если превратить его в характеристику, значительно упрощает суть репинского реализма. От такого взгляда на репинские картины ускользает главное – могучая творческая воля художника, активность идейной концепции и огромное мастерство живописца, то есть всё то, что делает жизнь в его полотнах преображённой по законам большого искусства.
Творчество Ильи Ефимовича Репина – это сложное, многомерное явление, рожденное и творческой индивидуальностью художественного сознания эпохи.
Персонажи репинских полотен принадлежат своему времени – подобное свойство можно наблюдать в любых работах. Люди в картинах и рисунках Репина – это сама историческая действительность, её боль и надежда, её духовная энергия, её тягостные противоречия. Человек в портретах Репина обладает в гораздо большей степени самостоятельным, суверенным бытием.
Портретным образам этого мастера меньше всего свойственна некая «духовность», существующая вне реального человеческого облика. Художник писал чаще всего легко и свободно, иногда с видимым напряжением, но всегда желал воплотить естество модели, её манеру держаться перед зрителем, свой способ обращения с окружающим миром. Это в равной степени и относится к парадным композиционным портретам, и к камерным изображениям. Здесь следует отметить то, что и в ученике его – Валентине Александровиче Серове чувствуется некая схожесть манеры письма произведений искусства, подробнее остановимся ниже.
К портретному роду живописи Репин чувствовал особую привязанность. Капитальные живописные произведения этого жанра постоянно соседствовали с портретными графическими листами, взаимодействовали с ними, и поэтому представляется необходимым сказать несколько слов о Репине – рисовальщике.
С нарастанием живописных тенденций в рисунках Репина усиливается психологическая напряженность, форма лепится с помощью пятен, мелкой штриховкой и растушкой пальцем. Эта живописность, однако, не съедает формы; ее пластическая основа не растворяется, она сохраняет свою прочную основу.
«Я не мастер на эффектные рисунки и делаю их только как этюды к своим работам, и они интересны только мне», - писал он искусствоведу и художнику С.П.Яремичу.
У Ильи Ефимовича все наполнено буйной жизненной силой. Его женские образы, выражавшие силу как «Царевна София», портрет дочери Надежды Ильиничны и др. – подтверждают эту особенность преобладания в творчестве Репинской силы.
Центральным же пунктом, наивысшим в репинской технике, была лепка мазками. Как и в рисунке, Илья Ефимович наносил штрих свободно, вкривь и вкось, точно так же на полотно он клал мазки. В них репинское горение и пламень! Мы можем это видеть в одной из его картин «Осенний букет».