1 ВВЕДЕНИЕ
2 ЭТИОЛОГИЯ
3 ЭПИДЕМИОЛОГИЯ
4 ПАТОГЕНЕЗ
5 КЛИНИКА
6 ТЕЧЕНИЕ И ОСЛОЖНЕНИЕ
7 ДИАГНОСТИКА
8 ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ
9 ЛЕЧЕНИЕ
10 ПРОФИЛАКТИКА
11 ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Протейная инфекция
ВВЕДЕНИЕ
Заболевания, вызываемые протеями, составляют одну большую группу под общим названием протеозы. Впервые протеи выделены Дж. Хаузером (G Hauzer) в 1885г.
Длительное время протей рассматривали как сапрофит, распространенный в окружающей среде. О причастности протея к паталогическим состояниям у человека сообщение в литературе стали появляться в 30-40х годах, а в 60-80-х годах сформировалось положение о протеях как условно патогенных микроорганизмах, возбудителей внутрибольничных инфекций.
ЭТИОЛОГИЯ
Возбудители протейной инфекции относятся к роду Proteus семейства Enterobacteriaceae. Это грамотрицательные подвижные бактерии размерами 0,5-0,6х1-3мкм, часто полиморфные, не образующие капсулы. Различают 5 видов представителей рода Proteus: P.vulgaris, P.mirabilis, P.morganii, P.retgeri и P.inconstans (providencia). Бактерии каждого вида различаются по антигенной структуре, на основе которой разработана диагностическая схема, включающая определение числа О-групп и сероваров (Kauffman G., 1996). Как возбудители патологических процессов P.mirabilis и P.vulgaris занимают ведущее положение среди всех видов протеев. Антигенная структура этих микробов сложная и многокомпонентная. Оболочка бактериальной клетки состоит из клеточной стенки и двух мембран – наружной и цитоплазматической. В наружной мембране сосредоточены основные антигенные компоненты бактерии: О-соматический антиген – общий антиген энтеробактерий, несколько главных специфических белков, фосфолипиды, липопротеин, а также 10-20 редких белков в малых количествах. О-соматический антиген представляет собой липополисахарид по химической структуре и эндотоксин по биологическим свойствам. Бактерии рода Proteus обладают подвижностью и развитым жгутиковым аппаратом. В жгутиках локализован H-жгутиковый антиген, обладающий высокими специфическими свойствами. Это определяет более высокий уровень иммунного ответа по отношению Н-антигена, по сравнению в уровнем такого к другим анигенам микробной клетки. Согласно антигенной диагностической схеме P.mirabilis и P.vulgaris подразделяется на 49 О-серогрупп и 110 сероваров. Протеи хорошо растут на питательных средах Плоскирева, Вильсон-Блэра и слабощелочном агаре с добавлением 0,3-0,4% раствора карболовой кислоты.
Протеи обладают патогенным потенциалом. В частности у P.mirabilis выявлено наличие гиалуронидазы, гемолизина, совокупности протеолитических ферментов, способность к проникновению внутрь клетки на модели фибробластов куриных эмбрионов.
ЭПИДЕМИОЛОГИЯ
Бактерии рода Proteus распространены повсеместно. Они выделяются из почвы, воды и атмосферного воздуха. В стационарах протеи могут обнаруживаться на предметах ухода за больными, медицинской аппаратуре, санитарно-гигиеническом оборудовании и дезрастворах. К причинным, определящих повсеместное распространение этих бактерий и госпитальных штаммов, относят широкое применение антибиотиков и высокую резистентность протея большинству из них. В отделениях для новорожденных детей протеи могут вызвать экзогенную нозокомиальную инфекцию. В целом же, среди возбудителей госпитальных инфекций на долю протеев приходится около 10%.
Источником инфекции является больной или здоровый бактериовыводитель. Наибольшую опасность представляют больные с кишечной протейной инфекцией, так как при этом возбудителей выделяется с испражнениями в огромных количествах: (до 107-108 бактерий в 1г фекалия). Однако и при гнойно-воспалительных процессах (нагноение операционных ран, ожоговые поверхности, остеомиелит, отит, флегмоны и др.), а также при заболевании мочевыводящих путей протейной этиологии значительное выделение протея во внешнюю среду.
Восприимчивы к протейной инфекции новорожденные и дети раннего возраста, лица с аномалиями и поражением мочевыводящих путей, а также ослабленные различными заболеваниями и хирургическими вмешательствами.
Передается инфекция контактным и пищевым путем. Посредниками передачи являются инфицированные пищевые продукты (мясо, рыба, творог, фруктово-овощные смеси), а также предметы ухода, медицинская аппаратура, инструменты. Сезонности в заболеваемости протеозами не отмечаются – заболевание регистрируется в течение года. Спорадическая заболеваемость преобладает над групповой.
ПАТОГЕНЕЗ
Входными воротами при протеозах являются: желудочно-кишечный тракт, мочевыводящие пути, раневые и ожоговые поверхности. В месте внедрения протеи подавляют сопутствующую флору и выделяют ряд токсически действующих факторов (бактериоцины и лейкоцидин), угнетающих барьерные функции клеточных систем макроорганизма (фагоцитоз); формируется устойчивость микробов к бактерицидной активности сыворотки крови. Колонизация мочевыводящих путей облегчается за счет выработки протеями урезы – фермента, расщепляющего мочевину, что приводит к ощелачиванию мочи и нарушению целостности эпителия мочевыводящих путей и снижению его резистентности.
Не удалось установить наличие энтеротоксигенности у P.mirabilis. вместе с тем, энтеропатогенный потенциал у данного микроба выражен слабее, чем у сальмонелл, – протеи быстрее элиминируются из кровотока и обладают более низкой инвазивностью. При поражении желудочно-кишечного тракта отмечается сходство в характере взаимодействия с энтероцитами у P.mirabilis и сальмонелл (по результатам экспериментальной кишечной протейной инфекции): адгезивность, разрушение микроворсинок, индукция «эпителиита», с последующим вовлечением в воспалительный процесс глубоких слоев кишечной стенки, возникновение микроизъязвлений, отсутствие заражения соседних клеток, генерализация инфекции.
Концепция патогенеза висцеральной протейной инфекции представляется в следующем виде: P.mirabilis проникая в тонкий кишечник, может вызвать развитие субклинической или выраженной токсикоинфекции, энтерита, энтероколита, в зависимости от дозы и вирулентности конкретного штамма возбудителя и состояния макроорганизма.
В ближайшие от момента инфицирования часы часть бактерий, благодаря инвазивности проникает в стенку кишки и гематогенным, возможно и лимфогенным путем диссеминирует в органы, где сохраняется и возможно размножается в течение нескольких дней. При наличии условий возникают вторичные очаги, которые при снижении резистентности организма могут проявиться как локальные инфекционные процессы или как вторичная бактеремия. Таким образом, при экзогенном заражении протеи могут при определенных условиях вызывать не только кишечную инфекцию, но и сделать кишечник резервуаром потенциальной эндогенной инфекции различной локализации.
КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ
Клинические варианты протейной инфекции включают в себя гнойно-воспалительные процессы на коже, в костной ткани, поражение мочевыводящих путей, желудочно-кишечного тракта, мозговых оболочек, уха, придаточных пазух, легких и др. У детей доминирующее положение занимает инфекция пищеварительного тракта. На втором месте по частоте – инфекция мочевыделительной системы.
Кишечная инфекция. Заражение происходит в результате контакта с больным диареей или при приеме инфицированной протеем пищи. Инкубационный период до 2 суток. Заболевание развивается остро с общеинфекционных симптомов и проявлениями со стороны желудочно-кишечного тракта. В первый день болезни температура тела повышается в пределах 37,5-38,50С и сохраняется 5-7 дней и дольше. Аппетит ухудшается, у части больных – вплоть до анорексии. Основными вариантами поражения являются гастроэнтерит и энтерит, реже наблюдается гастроэнтероколит и энтероколит. Рвота повторная – 3-5 раз в сутки – длится первые 2-3 дня. Стул имеет водянистый характер, желто-зеленого цвета, зловонный, с непереваренными комочками пищи, с непостоянной примесью слизи. Частота стула колеблется от 5 до 10 раз в сутки. У каждого третьего больного выражен метеоризм и отмечаются боли в животе. У половины больных регистрируется увеличение размеров печени и у трети – увеличение селезенки.
У детей первого года жизни развитие кишечного токсикоза с эксикозом 1-2 степени. Это проявляется потерей массы тела, сухостью кожи и слизистых оболочек, уменьшением эластичности кожных покровов и снижением тургора мягких тканей. Со стороны сердечно-сосудистой системы отмечается приглушение тонов сердца, относительная тахикардия, иногда – систолический шум. Со стороны легких патологические изменения могут проявляться токсической одышкой или развитием пневмонии. В разгар заболевания наблюдается олигурия, наличие умеренного количества белка в моче. В периферической крови у половины больных регистрируется лейкоцитоз нейтрофилез, палочкоядерный сдвиг и умеренное увеличение СОЭ.
Продолжительность кишечной инфекции – от 10 до 14 дней; наиболее долго из всех симптомов сохраняется дисфункция кишечника с вторичными нарушениями процессов пищеварения (дисахаридазная недостаточность и др.).
Морфологические изменения в кишечнике характеризуются как острый энтерит. Гистологически выявляется полнокровие, отек стенок кишок и поверхностные дефекты. В слизистой оболочке и подслизистом слое кишки обнаруживается лимфогистиоцитарные инфильтраты. В остальных внутренних органах дистрофические процессы; может развиться пневмония, имеющая склонность к абсцедированию. При затяжном энтероколите нередко возникают множественные язвы диаметром 0,2-0,5 см с приподнятыми краями, глубокие, в отдельных случаях располагающиеся в области лимфатических фолликулов.
Поражение мочевыводящих путей.
При аномалиях развития почек и органов мочевыводящей системы протейная бактериурия у детей обнаруживается в 24,3%, а при пиелонефрите протей высевается из мочи в 45,1%. Излюбленная локализация протеев – в мочевыводящих путях – в значительной степени объясняется, как указывалось выше, выработкой уреазы, способствующей нарушению в целостности эпителия мочевых путей и внедрению возбудителя в эти ткани. Всякое нарушение пассажа мочи создают условия для инфекции мочевых путей, в том числе протейной этиологоии. Протейная уроинфекция с частотой возникает при мочекаменной болезни, опухолях мочеполовых органов, аномалиях почек и мочевых путей. Фиксация протеев в почечной паренхиме способствуют врожденные дисплазии почек на уровне нефрона, недостаточность кровообращения вследствие аномалии внутриорганного строения почечных артерий и деформации собирательных трубочек – все это, в конечном счете, приводит к застою мочи. Пиелонефриты, обусловленные протейной инфекцией, в большинстве своем хронические процессы.
Клинические протейные пиелонефриты проявляются тупыми болями в почечной области, субфебрильной температурой тела и утомляемостью; может возникать транзиторная гипертензия. В моче отмечается наличие умеренного количества лейкоцитов, небольшого числа эритроцитов 2-3-кратное повышение уровня белка. Изменение мочевого осадка сопровождается упорной бактериурией, достигающей 105 и более протейных микробов в 1л мочи. Рентгенологически выявляется уменьшение в размерах тени почек, «изъеденность» паренхимы чашек, изменение их конфигурации.
ТЕЧЕНИЕ И ОСЛОЖНЕНИЕ
Протейная кишечная инфекция протекает остро, но может принимать затяжной характер в 2-19% случаев. Хронизации не наступает. Для поражения мочевыводящих путей свойственно длительное хроническое, с рецидивами течение. В последующие годы преобладают вялотекущие формы пиелонефрита, трудно поддающиеся лечению. В качестве осложнений протейной инфекции могут быть пневмония и септические процессы (уросепсис и др.).
Особенности у новорожденных и детей первого года жизни
Протейная инфекция в отделениях для новорожденных детей нередко протекает виде вспышек. Инфицирование происходит во влажных инкубаторах или через аппаратуру. Возможны самые разнообразные локализации протейной инфекции в периоде новорожденности. Протейная диарея у новорожденных детей развивается бурно, с подъема температуры тела до 37,5-38,20С, появления рвоты и жидкого стула с зеленью и слизью. Отмечается вздутие живота, болезненность, урчание по ходу кишечника. В течение первых 2-3 суток на фоне обще инфекционного токсикоза развивается дегидратация. Дети отказываются сосать, становятся вялыми, у них появляется токсическая одышка.
Может возникнуть инфекция пупочной ранки – омфалит в сочетании с инфекцией пупочных сосудов в виде септического артериита и флебита, захватывающего пупочную и портальную вены. Омфалит проявляется наличием скудного или обильного гнойного отделяемого из пупка; в части случаев в воспалительный процесс вовлекается окружающая кожа и подкожножировая клетчатка. Пупочный флебит обнаруживается по наличию уплотненной пупочной вены в супраумбилкальной области. Омфалит служит источником пупочного сепсиса.
Протейная инфекция у новорожденных может развиваться в виде острого гнойного менингита с септицемией. Заболевание начинается внезапно, с подъема температуры тела до 380С, беспокойства, нарушения ритма дыхания, появления цианоза. У детей резко ослабевает сосательный рефлекс, возникают спастические судороги в конечностях, гемипарезы; дети пронзительно кричат. В крови отмечается лейкоцитоз – более 109. В спинномозговой жидкости – плеоцитоз с преобладанием нейтрофилов. Если дети выживают, то у них наблюдается отставание в психомоторном развитии и судорожные припадки.
ДИАГНОСТИКА
Бактериологическому исследованию подвергается материал от больных, испражнения, рвотные массы, моча, кровь отделяемое из воспалительных очагов на коже. Кроме того, на наличие бактерий исследуются пищевые продукты, вода, смывы с окружающих больного предметов, медицинской аппаратуры, лекарственные растворы. При повторном обнаружении у больного с кишечной дисфункцией более 105 колониеобразующих протейных клеток в 1г испражнений можно диагностировать протейную инфекцию. При поражении мочевыводящих путей наличие 105 и более протейных бактериальных клеток в 1 мл мочи также свидетельствует о протейной этиологии патологического процесса. Большое диагностическое значение придается данным серологических исследований. Антитела к аутоштамму протея начинают выявляться в реакции агглютинации с 5-6 дня болезни в титрах 1:200 и 1:400 с максимумом к 9-15 дню от начала заболевания – 1:400-1:1600. Применяются также РСК и РПГА.
При гнойно-септических заболеваниях протейной природы титры антипротейных антител бывают очень высокими, достигая 1:800-1:25000. Диагностическими титрами постановки протейной кишечной инфекции у детей в возрасте до 7 лет считаются: в РА – 1:80, в РПГА 1:80, в РСК – 1:10.
Заболевания мочевыводящих путей с протейной бактериурией сопровождаются появлением антипротейных антител в титрах от 1:160 до 1:640. При пиелонефритах и септических состояниях диагностическое значение придается титрам антипротейных антител 1:320 и выше.
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ
Кишечную протейную инфекцию дифференцирует от сальмонеллеза, эшерихиоза, и других поражений желудочно-кишечного тракта бактериальной этиологии. При проведении дифференциального диагноза учитывают, что для шигеллеза особенно характерны спазмированность и болезненность сигмы, скудный стул с примесью гноя и крови. Сальмонеллезу свойственны выраженная интоксикация, упорная рвота, обильный, пенистый, нередко цвета болотной тины стул. Эшерихиозную инфекцию отличает ранний возраст ребенка, вздутие живота, жидкий энтеритный стул без существенных патологических примесей.
В пользу стафилококковой инфекции свидетельствуют наличие гнойных очагов (отит, пиодермия, пневмония и др.). Нередко – стойкое повышение температуры тела с размахами до высоких фебрильных значений.
ЛЕЧЕНИЕ
Принципы терапии при кишечной инфекции протейной этиологии те же, что и при других бактериальных кишечных инфекциях. При легких назначают колипротейный бактериофаг. При тяжелых формах дают антибактериальные препараты. (гентамицин, амоксиклав, уназин). Для нормализации микрофлоры кишечника в реконвалисцентном периоде рекомендуют бифидобактерии, линекс, энтерол, ббификол, другие бактерийе препараты.
Для больных с протейной инфекцией мочеполовых путей и почечной паренхимы важно восстановление нормального пассажа мочи. Показанием к назначению антибактериальной терапии в этих случаях служит бактериурия в количестве более 105 микробных тел в 1 мл мочи и признаки пиелонефрита. Уроштаммы протея устойчивы к пенициллину, олететрину, эритромицину, полимиксину и сохраняют высокую чувствительность к обновляемому ряду нитрофурановых препаратов, налидиксовой кислоты (невиграмон, 5-НОК и др.). Для усиления эффективности препаратов целесообразно применение сочетание их, например фурадонина с эритромицином, ампииллина с гентамицином, невиграмона с левомицетином. При вялотекущих процессах хорошо зарекомендовал себя использование в комплексной терапии иммуномодуляторов типа метилурацила, нуклеината натрия, препаратов тимуса (тималин, тактивин), а также вакцина из рода Proteus или аутовакцина. В лечении больных с тяжелыми формами протейной инфекции используются колипротейная плазма и антипротейная сыворотка.
ПРОФИЛАКТИКА
Специфической профилактики протеозов не разработано. Важное значение имеет соблюдение санитарно-гигиенических правил для предупреждения кишечной инфекции. Большие трудности представляет борьба с нозокомиальной протейной инфекцией, особенно в палатах для новорожденных детей и в урологических стационарах. Поэтому для снижения степени риска инфицирования протеем в указанных медицинских учреждениях необходимо наряду с применением дезинфекции и антисептических средств ограничивать до минимума (необходимого) применение инвазивных манипуляций.
ПРОГНОЗ
Тяжелые генерализованные формы протейной инфекции у новорожденных недоношенных детей, могут закончиться неблагоприятным исходом. Острые кишечные инфекции протейной этиологии заканчивается, как правило, благоприятно. Протейная инфекция мочевыводящей системы отличается упорным течением, рецидивами; в последние годы характерны формирование вялотекущих форм пиелонефрита, трудно поддающихся лечение.