Определение оккупации
С точки зрения международного права военная оккупация опре- деляется как временное занятие территории государства вооружен- ными силами противника. Причем сам факт оккупации не решает судьбы занятой территории - она определяется, как правило, по окончании войны мирным договором. Исходя из этого положения, в международном праве даны толкования основных принципов режима оккупации. Прежде всего они содержатся в приложении к 4-й Гааг- ской конвенции 1907 о законах и обычаях сухопутной войны.
В этом акте устанавливалось, что оккупированная территория остается территорией того государства, которому она принадлежа- ла до оккупации, поэтому оккупационные власти обязаны уважать законы, обычаи и традиции, существующие на занятой территории. Мирное население вправе сохранять верность своему государству; запрещаются коллективные наказания; взятие заложников, угон на- селения с места жительства. Согласно конвенции не допускается привлечение населения к военным операциям и оборонительным ра- ботам.
Особо рассматривались в Гаагской конвенции вопросы собствен- ности при оккупации. Предусматривалось, что оккупационные влас- ти могут производить реквизиции только для нужд, связанных с содержанием оккупационных войск (с учетом ресурсов занятой тер- ритории). На те же цели могут устанавливаться налоги. Личная собственность мирного населения должна уважаться. Собственность органов самоуправления, учебных заведений, религиозных и бла- готворительных учреждений должна рассматриваться как частная собственность, даже если она принадлежит государству, с тем, чтобы избежать ее разорения.
Конвенция указывала, что особо преследуется преднамеренное разрушение исторических памятников, произведений науки и ис- кусства. Конвенция также обязывает правительство, оккупировав- шее территорию неприятельского государства, принимать все зави- сящие от него меры, чтобы по возможности восстановить и обеспе- чить общественный порядок. Предписывалось не упразднять местных законов, а лишь в определенных случаях приостанавливать их действие; должны были сохраняться и функционировать прежние су- ды (оккупанту разрешалось организовать свои военные суды исклю- чительно для поддержания порядка в своей армии и охраны ее бе- зопасности).
В настоящей работе мы документально покажем, как эти осново- полагающие принципы были цинично отвергнуты фашистами, посколь- ку, как мы уже сказали выше, сущность немецко-фашистского окку- пационного режима вытекала из целей германского фашизма в войне против СССР: политической - уничтожить коммунистическую идеоло- гию и Советское государство; экономической - превратить Советс- кую страну в аграрно-сырьевой придаток, источник дешевой рабо- чей силы, во внутреннюю колонию фашистской Германии.
План "Барбаросса"
Эти цели были намечены еще до нападения на СССР. Идеологи- ческой основой оккупационной политики являлся антикоммунизм и расизм. План "Барбаросса" - план агрессивной войны фашистской Германии против СССР - имел экономический раздел под названием "Ольденбург".
Этот раздел тщательно разрабатывался задолго до того, как германские войска форсировали Буг. А для осуществление его в начале 1941 года была создана организация под кодовым названием "Штаб "Ольденбург". В дальнейшем эта организация, целью которой было экономическое ограбление Советского Союза, действовала под названием "Экономический штаб Ост".
ДОКУМЕНТ.
"Докладная записка о совещании 28 февраля 1941 г. у гене- рал-майора Томаса по вопросу создания штаба "Ольденбург" гор.Берлин 1 марта 1941 г.
Генерал приказал составить для рейхсмаршала Геринга расши- ренный проект организации.
Основное содержание:
Подпись: Гаманн" /Немецкий архивный источник/
Генерал-майор Томас, у которого состоялось это совещание был ближайшим помощником Геринга, начальником военно-экономического штаба при верховном командовании вооруженных сил Германии. Он принимал участие в разработке плана "Барбаросса". При его же участии фашистский генеральный план покорения Восточной Европы "Ост" был конкретизирован для оккупируемой части СССР и расп- ространен на нее. Причем еще до войны началось создание специ- ального Восточного министерства для управления предполагавшейся к захвату территории СССР.
О том, насколько тщательно подходили фашисты к разработке данного "мероприятия", говорит выписка из протокола совещания Гитлера с руководителями вермахта 29 апреля 1941 года.
ДОКУМЕНТ.
"Рейхсмаршалу и экономическому оперативному штабу подчиняет- ся - как высший центральный орган по осуществлению данного ме- роприятия - экономический штаб особого назначения "Ольденбург" во главе с генерал-лейтенантом Шубертом.
На местах ему подчинены :
5 хозяйственных инспекций,
23 хозяйственные команды и
12 филиалов, которые размещаются в важных местах в пределах действия хозяйственных команд.
Работа этих учреждений происходит в тыловом районе сухопут- ных сил. В районе действия каждой группы армий при начальнике тыла группы армий должна действовать хозяйственная инспекция, в задачи которой входит экономическое использование данной терри- тории.
В то время как эти части продвигаются вместе с войсками, хо- зяйственные команды и филиалы остаются на месте.
Все учреждения именуются не как военно-экономические или во- енно-промышленные, а как хозяйственные инспекции, хозяйственные команды и т.д.
Из пяти инспекций действуют с самого начала четыре, в то время как пятая с неопределенным кругом деятельности сохраняет- ся в резерве.
Учреждаются 4 инспекции:
В резерве наряду с пятой инспекцией под условным названием "Хессен" будет находится одна хозяйственная команда ("Боркум") и 2 филиала..."
/Немецкий архивный источник/
Действия оккупантов в начале войны
Начиная с первых дней вступления на советскую территорию войск фашистской Германии и ее сателлитов стал устанавливаться жестокий режим, создавались различные фашистские лагеря смерти и гетто, повсеместно проводились аресты и расстрелы граждан.
При этом гитлеровское командование заранее позаботилось о том, чтобы придать своим изуверским действиям видимость закон- ности. 13 мая 1941 года было издано " распоряжение начальника штаба верховного главнокомандования вооруженных сил Германии о военной подсудности в районе "Барбаросса" и об особых полномо- чиях войск".
В нем, в частности в разделе " отношение к преступлениям, совершенным военнослужащими и обслуживающими персоналом по от- ношению к местному населению " говорится:
ДОКУМЕНТ.
" Возбуждение преследования за действия, совершенные во- еннослужащими и обслуживающими персоналом по отношению к враж- дебным гражданским лицам, не является обязательным даже в тех случаях, когда эти действия одновременно составляют воинское преступление или проступок.
При обсуждении подобных действий необходимо в каждой ста- дии процесса учитывать, что поражение Германии в 1918 г., пос- ледовавший за ним период страданий германского народа, а также борьба против национал-социализма, потребовавшая бесчисленных кровавых жертв, являлись результатом большевистского влияния, чего ни один немец не забыл.
Поэтому судебный начальник должен тщательно разобраться, необходимо ли в подобных случаях возбуждение дисциплинарного или судебного преследования. Судебный начальник предписывает судебное рассмотрение дела лишь в том случае, если это требует- ся по соображениям поддержания воинской дисциплины и обеспече- ния безопасности войск."
/Немецкий архивный источник/
Как видим, войскам даны указания не очень-то церемониться с населением на захваченной территории.
Политическое оправдание всему этому было искусно состряпано всего за день до начала войны с СССР 20 июня 1941 года в речи назначенного затем рейхминистром по делам оккупированных вос- точных областей рейсхлейтера Розенберга "О политических целях Германии в предстоящей войне против Советского Союза и планах его расчленения".
ДОКУМЕНТ.
"...Сегодня мы ищем не "крестового похода" против большевиз- ма только для того, чтобы освободить "бедных русских" на все времена от этого большевизма, а для того, чтобы проводить миро- вую политику и обезопасить Германскую империю. Мы хотим решить не только временную большевистскую проблему, но также те прбле- мы, которые выходят за рамки этого временного явления, как пер- воначальная сущность европейских исторических сил. Сообразно с этим, мы должны сегодня систематически сознавать наше будущее положение. Война с целью образования неделимой России поэтому исключена. Замена Сталина новым царем или выдвижение на этой территории какого-либо другого национального вождя - все это еще более мобилизовало бы все силы против нас. Вместо этой, имеющей, правда, до сих пор распространение идеи единой России выступает совершенно иная концепция восточного вопроса...
...Задачи нашей политики, как мне кажется, должны поэтому идти в том направлении, чтобы подхватить в умной и целеустрем- ленной форме стремление к свободе всех этих народов и придать им определенные государственные формы, то есть органически вык- роить из огромной территории Советского Союза государственные образования и восстановить их против Москвы, освободив тем са- мым Германскую империю на будущие века от восточной угрозы. Четыре больших блока должны будут оградить нас и одновремен- но продвинуть далеко на восток сущность Европы:
Великая Финляндия.
Прибалтика.
Украина.
Кавказ..."
И далее совершенно цинично Розенберг заявлял:
" Обеспечение продовольствием германского народа в течение этих лет несомненно будет главнейшим германским требованием на Востоке, южные области и Северный Кавказ должны будут послужить компенсацией в деле обеспечения продовольствием германского на- рода. Мы не берем на себя никакого обязательства по поводу то- го, чтобы кормить русский народ продуктами из этих областей изобилия. Мы знаем, что это является жестокой необходимостью, которая выходит за пределы всяких чувств."
Из "Двенадцати заповедей обращения с русскими"
Поражает холодная расчетливость и предусмотрительность нем- цев. Так, в подписанной 1 июня 1941 года секретной Инструкции уполномоченного по продовольствию и сельскому хозяйству статс-секретаря Бакке о поведении должностных лиц на территории СССР, намеченной к оккупации, даются указания на конкретные случаи жизни. Этот документ получил название "Двенадцать запо- ведей поведения немцев на Востоке и их обращения с русскими".
ДОКУМЕНТ.
"Для вас, работников, которые направляются на Восток, глав- ное состоит в том, что все решает работа. Поэтому я требую от вас упорной и неустанной деятельности.
Для разрешения поставленных на Востоке задач требуется, од- нако, чтобы вы не подходили к вещам с узкой западноевропейской меркой.
Ввиду того, что вновь присоединенные территории должны быть надолго закреплены за Германией и Европой, многое будет зави- сеть от того, как вы поставите себя там. Вы должны уяснить се- бе, что вы на целые столетия является представителями великой Германии и знаменосцами национал-социалистической революции и новой Европы. Поэтому вы должны с сознанием своего достоинства проводить самые жесткие и самые беспощадные мероприятия, кото- рые потребует от вас государство."
Кстати, в этом документе фашистский аналитик приводит рас- суждения, которые демонстрируют так сказать "философское зна- ние" предмета. Для этого немца все тайны "загадочной русской души" очевидны. "Главное действовать". Он пишет в "Двенадцати заповедях":
"Не разговаривайте, а действуйте. Русского вам никогда не пе- реговорить и не убедить словами. Говорить он умеет лучше, чем вы, ибо он прирожденный диалектик и унаследовал "склонность к философствованию". Меньше слов и дебатов, ибо он по своей нату- ре женствен и сентиментален. "Наша страна велика и обильна, а порядка в ней нет, приходите и владейте нами". Это изречение появилось уже в самом начале образования русского государства, когда русские звали норманнов приходить и управлять ими. Эта установка красной нитью проходит через все периоды истории русского государства: господство монголов, господство поляков и литовцев, самодержавие царей и господство немцев, вплоть до Ле- нина и Сталина. Русские всегда хотят быть массой, которой уп- равляют. Так они воспримут и приход немцев, ибо этот приход от- вечает их желанию; "приходите и владейте нами.