Субкультура
Субкультура - это особая сфера культуры, целостное суверенное образование внутри господствующей культуры, отличается собственным целостным строем, обычаями, нормами. Культура любой эпохи обладает относительной цельностью, но сама по себе она неоднородна. Внутри конкретной культуры городская среда отличается от деревенской, официальная - от народной, аристократическая - от демократической, христианская - от языческой, взрослая - от детской. Обществу грозит опасность разбиться на группы и атомы. Любая культурная эпоха предстает нам в виде сложного спектра культурных тенденций, стилей, традиций и манифестаций человеческого духа.
Даже в античной культуре, которая казалась Гельдермину однородной, Ницше разглядел противостояние аполлонического и дионисийского первоначал, "два действительных средоточия единого бытия", порождающие восхождения и спады потока жизни.
В культурной эпохе сосуществуют разные тенденции и образования, эзотерическое и профанное, элитарное и массовое, официальное и народное и т.д. Так, в средневековом миросозерцании и жизненном строе новое духовное, т.е. христианское начало, сосуществовало со старым, языческим.
В эпоху возрождения необозримый мир смеховых форм карнавального творчества противостоял официальной и серьезной культуре средневековья. Народная культура представала в предельном многообразии субкультурных феноменов, обладающих единым стилем и составляющих нечто относительно целостное - народно-смеховую, карнавальную культуру.
Культура различных эпох демонстрирует сложный спектр субкультурных феноменов. Отдельные отсеки как бы отгорожены от магистрального пути духовного творчества. В самом деле, какое отношение имеет карнавальная атмосфера мистерий, "праздники дураков", уличные шествия к прославлению турнирных победителей, посвещению в рыцари и т.д.? в сложном игровом социокультурном аспекте эти компоненты, как показывает Бахтин, взаимодействуют. Но официальная, серьезная культура определяет собой как бы главенствующее содержание эпохи. Она отделена от площадной культуры смеха. И за пределами эпохи Возрождения эта оппозиция официальной и народной культуры не исчезает. Культурное творчество при всей своей динамике вовсе не приводит к тому, что народная культура вдруг оказывается более значимой или определяющей доминантой эпохи. В этом смысле можно провести различие между контркультурой и субкультурой. Через них можно разглядеть механизмы социокультурной динамики.
Некоторые образования культуры отражают социальные или демократические особенности ее развития. Внутри различных общественных групп рождаются специфические культурные феномены, они закреплены в особых чертах поведения людей, сознания, языка. По отношению к субкультурному явлению возникла характеристика особой ментальности как специфической настроенности определенных групп. Субкультурные образования в известной мере автономны, закрыты и не претендуют на то, чтобы заместить собою культуру, вытеснить ее как данность. Можно об особом кодексе правил и моральных норм внутри этноса. Цыгане, например, не считают зазорным воровать у "чужих", но такой поступок, совершенный внутри табора, оценивается как преступление. Здесь не практикуется также строго правовая жизнь. Судьбу человека, который нарушил заветы, решают старейшины, руководствуясь традициями и собственным разумением. Непочтительное отношение к старому человеку не будет воспринято на Кавказе как добродетель.
Среди заключенных, говорящих на особом жаргоне, также складывается своеобразные стандарты поведения, типичные только для данной среды.
Подобного рода феномены мы называем субкультурой, это обозначение фиксирует герметичность данного явления. Цыгане вовсе не претендуют на всеобщность их жизненных и практических установок, напротив, они заинтересованы в том, чтобы сохранить лишь собственные законы в противовес господствующей культуре, которую они воспринимают как "чужую". То же самое можно сказать и о криминальном мире. Смеховая карнавальная культура остается субкультурным образованием и вовсе не стремиться превратиться в официальную. Субкультура призвана держать социокультурные признаки в определенной изоляции от "иного" культурного слоя.
В современном мире примером субкультры можно считать религиозные секты. Эти культовые объединения нередко называются авторитарными, во главе сект обычно стоят харизматические лидеры, которые мнят себя пророками или даже божествами. Во многих сектах царят единомыслие, строжайшая дисциплина, дух свободного общества здесь зачастую утрачен. Однако, несмотря на жесткие меры, которые применяются к адептам "новых религий", прокурорские заключения и угрозы, многолетняя работа с культовыми объединениями не дала ощутимых результатов. Напротив, она нередко вызывает эффект бумеранга: сторонники эксцентрических верований предстают жертвами, мучениками, страдальцами.
Субкультурные тенденции в обществе вызваны к жизни стремлением официальной культуры заполнить собой все поры социального организма. Партийная идеология автоматически рождала дессидентство. Тотальный рационализм не может не вызвать аналогичную ответную реакцию.
Субкультура обладает стойкостью и в то же время не оказывает воздействия на генеральный ствол культуры, они рождаются, живут и устраняются, а ведущий ствол культуры при этом сохраняется. Мангейм осмыслил эту проблему в традиционных рамках философии жизни. Решение сводилось к тому, что субкультура обуславливает различия поколений.
Проблема субкультуры рассматривается в культурологии в рамках концепции социализации. Предполагается, что приобщение к культурным стандартам, вхождение в мир господствующей культуры, адаптация к ней - процесс сложный и противоречивый, насыщенный психологическими и иными трудностями. Это и порождает особые жизненные устремления молодежи, которая из духовного фонда присваивает себе то, что отвечает ее жизненному порыву, ценностным исканиям.
Так, по мнению многих культурологов, рождаются определенные культурные циклы, обусловленные сменой поколений. Юношество воплощает в себе новую историческую реальность, творит собственную субкультуру, которая хоть и не вызывает немедленных ощутимых изменений в магистральном пути культуры, вместе с тем влияет на многообразные срезы культуры, моду, стиль жизни, поведения и в целом на стиль культурной эпохи.
Массовая культура
Неотъемлемой частью массового общества является массовая культура, которая формирует "массового человека", инертно поглощающего не только популярные широко рекламируемые товары, но и покорно без усилий сглатывающего жвачку из информационных и культурных суррогатов, что предлагают ему средства массовой коммуникации.
Средства массовой коммуникации служат для систематического распространения информации среди численно больших рассредоточенных аудиторий. Это пресса, радио, телевидение, телефонная связь, кино, звуко - и видеозапись, компьютерные сети. Легко представить, какое огромное влияние на аудиторию могут оказывать средства массовой коммуникации. Преподносимая ими информация может быть строго дозирована и соответственно обработана. Не требуется даже грубого обмана или недостоверности. Чтобы манипулировать общественным мнением, достаточно бывает неполной информации или расстановки соответствующих акцентов. Огромна роль средств массовой коммуникации в распространении агитации и пропаганды, в формировании определенного отношения сообщества к событиям общественно-политической жизни и отдельным деятелям. Недаром средства массовой информации называют четвертой властью, и борьба за контроль над ними по существу является борьбой за умы людей.
С развитием средств массовой коммуникации произошел переход количества в качество: культура стала не просто массовой, т.е. охватывающей подавляющее большинство членов общества, но возникло новое социальное явление - "массовая культура". "Массовость" коснулась не только материальной, но и духовной культуры, привела к стандартизации жизни членов общества. Явление это существенно затронуло и очень ярко проявилось в искусстве.
В отличие от классического искусства, произведения которого были единичными, воплощали в себе индивидуальность автора, имели успех или отвергались в зависимости от таланта их создателя, актуальности темы, массовое искусство в значительной степени стало отраслью экономики, индустрией развлечений, "фабрикой грез". Это не просто журналистские штампы, они отражают поточность изготовления произведений массового искусства, их индустриальный характер. Зачастую произведения массового искусства - коллективные творения, требующие современных технологий и вложения огромных финансовых средств.
Изготовлению и внедрению их в массы обычно предшествует серьезная научная работа в социально-психологической области. Выявляются симпатии и антипатии различных слоев общества, выбирается целевая аудитория для каждого конкретного произведения. Иначе говоря, проводятся чисто маркетинговые исследования и вырабатываются рекомендации, касающиеся не только содержания, но и формы выпуска и способа распространения будущего произведения для обеспечения широкого на него спроса и большего его влияния на аудиторию. Таким образом, определяется репертуар театров, структура телевизионных программ, рынок литературы, аудио- и видео записей. Маркетологи осуществляют четкое расслоение духовной продукции по типам потребителей: мультики - для детей, "мыльные оперы" - для домохозяек, дискотеки - для тинейджеров, карманные издания - для находящихся в пути.
Безусловно, массовая культура имеет и свои минусы, причем достаточно существенные. Прежде всего, это отчуждение личности, ее духовная несвобода от навязанных идей. Происходит также снижение среднего уровня произведений искусства или примитивизация их интерпретации до уровня среднего потребителя. Как и на рынке товаров, здесь все подчинено спросу. Яркий пример этого - киноискусство. Огромную популярность приобрели так называемые "мыльные оперы" - бесконечные сериалы с примитивными характеристиками отношений между людьми, с поверхностными психологическими оценками, с сентиментальной банальностью сюжетных ходов. Очень часто обыгрываются современные варианты сказки о Золушке, о чудесном превращении "гадкого утенка" в прекрасного лебедя. Полное подчинение произведения массовой культуры диктату потребителя обуславливает традиционный "happy end" вне зависимости от реалистичности и жизненности ситуации. Эти издержки компенсируются азартным действием: ни минуты экранного времени на размышления, созерцание, проникновение. Очень важно не дать заскучать потребителю. Action, action, action; триллеры, остросюжетные ленты, бесконечные спонтанные и срежессированные скандалы, взлеты и падения новых "звезд" и "идолов".
Пиком примитивизации в литературе можно считать комиксы - книги для не умеющих читать. Яркие забавные комиксы преследуют одну цель - развлечение без малейших усилий.
Чаще всего произведения массовой культуры ориентированы на подсознание, инстинкты - жажда обладания, чувство собственности, национальные и расовые предрассудки, культ успеха, культ сильной личности - вот что питает их, диктует содержание и форму. И в то же время, в ней присутствует культ посредственности, примитивная символика и условность.
Восприятие объектов массовой культуры, как правило, пассивное, вся информация подается в "разжеванном" и даже "полупереваренном" виде, комментаторы все объяснят, сформируют твое собственное мнение. Нет необходимости критически осмысливать увиденное и услышанное, напрягаться, задумываться.
Массовая культура существенно изменила логику общественного сознания: на фоне бурного развития научно-технического прогресса сформировалась вера во всемогущество науки, в то, что наука может изменить мир людей. Человек ощущает себя лишь малой частицей технократического общества, подчиняющейся математическим законам. Духовность отошла на второй план. Как следствие этого наступает кризис религии и религиозной нравственности. Если прежде жизненным руководством для индивида был внутренний закон, сформированный не одним поколением искренне верующих предков, то теперь он рухнул, лишив человека поддержки и уверенности. Но человеку необходимо во что-то верить, чтобы обрести устойчивость в постоянно меняющемся мире. Вот и появляются всевозможные суррогаты веры: поклонение вождям, политическим партиям и движениям, НЛО, национальным идеям, звучным лозунгам, кумирам.
Лишенная индивидуальности, стандартизованная массовым обществом личность, стремясь сохранить себя, погружается в эгоизм, подменяя им индивидуальные черты. Человек растворяется в массе, в толпе и начинает жить по ее законам, становится ее частью.
Харизматический лидер
Кумир или лидер должен выражать определенные идеи и чаяния, близкие и понятные массам. Хорошо, если лидер сделает шаг в сторону мифологизации, т.е. или он олицетворяет собой идеал толпы, ожившую сказку, или обладает, хотя бы гипотетически, какими-то экстраординарными способностями. Так появляются харизматические лидеры - новые пророки и мессии, провидцы, основатели сект, вожди нации и т.д. Явление это достаточно распространенное, варьируется только масштабность лидера, а исступленное, безоглядное поклонение толпы фанатиков присутствует во всех случаях.
Антикультура (контркультура)
Антикультура - понятие в современной культурологии и социологии, используется для обозначения социокультурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, господствующим в конкретной культуре, а также отождествляется с молодежными субкультурами 60х гг., отражающих критическое отношение к современной культуре и отвержение ее как "культуры отцов".
Термин "контркультура" появился в западной литературе в 60 гг. и отражал либеральную оценку ранних хиппи и битников; принадлежал американскому Т. Роззаку, который попытался объединить различные духовные веяния, направленные против господствующей культуры, в некий относительно целостный феномен - Контркультуру.
в конце 20 века культурологи обратили внимание на феномен контркультуры, его роль в исторической динамике; тема эта перестала восприниматься как периферийная, частная, затрагивающая боковые сюжеты общекультурного потока. К обсуждению проблемы присоединились не только социологи и культурологи, но и культурфилософы. Многие исследователи пришли к убеждению, что именно данный вопрос позволяет приблизиться к постижению самой культуры как специфического явления, к распознаванию механизма ее обновления и преображения.
В истории культуры складывались такие ситуации, когда локальные комплексы ценностей начинали претендовать на некоторую универсальность. Они выходят за рамки собственной культурной среды, возвещая новые ценностные и практические установки для широких социальных общностей. В этом случае это уже не субкультура, а скорее контркультурные тенденции.
Стойкость и возобновляемость молодежных субкультур как будто делает излишним термин контркультура. Между тем в контексте современных исканий он обретает глубокий культурфилософский смысл. Культура вовсе не развивается путем простого приращения духовных сокровищ. Если бы процесс культурного творчества шел плавно, без поворотов и мучительных мутаций, человечество располагало бы сегодня разветвленной монокультурой. В Европе, в частности, все еще экспансионистски развертывала бы себя античная культура.
В культуре постоянно происходят парадигмальные сдвиги. Это глубинные преобразования порождают контркультуру. Культурфилософия не располагает другим понятием, которое указывало бы на общесоциальный характер такого рода преобразований.
В истории постоянно меняются социальные реалии, рождаются новые духовные ценности. Распад старых форм жизни и появление новых ценностных мотивов приводят к интенсивному брожению, которое требует своего выражения. Эти искания рождают новые культуры, но чтобы возникла новая принципиально иная эпоха, нужны новые ценностные ориентации, меняющие структуру всей жизни.
Контркультура, в культурфилософском истолковании, постоянно проявляет себя в виде механизма культурных новаций. Она, следовательно, обладает огромным потенциалом обновления. Рождение новых ценностных ориентиров есть провозвестие новой культуры. Общим местом стало повторение мысли, что контркультура - уже исторический факт, архаика. Официальная, господствующая культура устояла, сумев вобрать в себя элементы контркультурных тенденций и сохранив собственное ядро. Натиск новых ценностных ориентаций оказался недолговечным.