День назначения Совета Народных Комиссаров - 27 октября 1917 года - не мог не запомниться первым советским наркомам, тем более такой впечатлительной, эмоциональной натуре, как Анатолий Васильевич Луначарский. В 1918 году был опубликован его яркий, взволнованный очерк "Смольный в великую ночь". "Весь Смольный ярко освещен. Возбужденные толпы народа снуют по всем его коридорам... Вспоминаешь, как какую-то особен- ную музыку, как какой-то особенный психологический запах, эту тогдашнюю взрывчатую атмосферу. Это были часы, в которые все казалось гигантским и в которые все висело на волоске, часы и каждая минута которых приносили с собой огромные известия... Кто пережил это, тот никогда этого не забудет, для того Смольный останется центром его жизни".
В такой атмосфере в одной из комнат Смольного, "где стулья были забросаны пальто и шапками и где все теснились вокруг плохо освещенного стола... выбирали руководителей обновлен- ной России". Особенно запомнился Владимир Ильич, "веселый, не покладая рук работающий", который "с изумительным равно- весием душевным всматривался в исполинские задачи и брался за них руками так, как берется опытный лоцман за рулевое колесо океанского гиганта-парохода". В ответ на сомнения Луначарского, боявшегося, по его словам, слишком большого несоответствия между гигантскими задачами и людьми, выбираемыми народны- ми комиссарами, Владимир Ильич говорил: "Нужны ответствен- ные люди на все посты; если не пригодятся - сумеем переме- нить".
В числе "ответственных людей" был и А. В. Луначарский - нарком по просвещению. Ему, единственному из первого состава Советского правительства, довелось проработать на этом посту 12 лет. Этот феномен имеет целый ряд объяснений.
А. В. Луначарский родился в Полтаве, воспитывался в семье прогрессивно настроенной интеллигенции. Семнадцатилетним гимнзистом вступил в революционное движение. Это закрыло ему дорогу к высшему образованию в России. В 11,95 году он при- ехал в Цюрих, где интенсивно звнялся в университете вопросами философии, истории, сойиологии. Зйакомство с Г. В. Плехановым, видпыми деятелями соцналистического движения Евpопы расши- рило диапазон его марксистского образования. В 1896 году вернул- ся в Россию, работал в социал-демократических оpганизациях Москвы, Калуги, Вологды, причем в последних двух городах, как ехал в Цюрих, где интенсивно занялся в университете вопросами философии, истории, социологии. Знакомство с Г. В. Плехановым, видными деятелями социалистического движения Европы расши- рило диапазон его марксистского образования. В 1895 го¦ вернул- ся в Россию, работал в соцнал-демократических организацнях Москвы, Калуги, Вологды, причем в последних двух городах, как и в Тотьме, А. В. Луначарский был в качестве ссыльного. Несколь- ко раз пришлось ему сидеть в царской тюрьме, в том числе четыре месяца в Таганской - в одиночном заключении.
В 1903 году А. В. Луначарский стал больщевиком. В коице 190¦ года В. И. Ленин вызвал его за границу для работы в боль- шевистских газетах "Вперед" и "Пролетарий". Партийная кличка Воинов была не случайной - Анатолий Васильевич проявил себя в эти годы как непримиримый борец, блестяший полемист, пропа- гандист идей большевизма. По поручению В. И. Ленина он высту- пал как участник революций 1905-1907 годов с докладом о воору- женном восстании на 111 съезде партии.
¦оды реакции на время отделили А. В. Луначарского от боль- шевиков - он стал участником группы "Вперед", увлекся идеа- листическими идеями в философии, "богостроительством". Однако надежда В. И. Ленина на его возврашение оправдалась уже в 1918 году, когда А. В. Луначарский занял интернационалистиче- ские позиции в вопросах войны и мира. Вернувшись после фев- ральской революции из эмиграции, он вощел в группу "межрайон- цев" и вновь был принят на съезде в ряды РСДРП(б). По пору- чению ЦК А. В. Луначарский вел активную агитационно-пропа- гандистскую работе в Петрограде: заведующий литературным отделом "Правды", лектор ПК, заместитель городского головы от большевистской фракции. На всех этих постах он блестяще пропагандировал программу и тактику большевиков, звал к свер- жению буржуазного Временного правительства. Этому была посвящена и его яркая речь в городской думе вечером 24 октября. А через сутки, вечером 25 октября, Луначарский был избран в со- став президиума 11 Всероссийского съезда Советов на котором от имени большевистской фракций огласил написанное В. И. Лени- ным воззвание "Рабочим. солдатам и крестьянам!".
В ночь на 27 октября А. В. Луначарского избирают в состав Совета Народных Комиссаров в качестве народного комиссара по просвещению. На этом посту он работает до своего назначения в 1929 году председателем Ученого комитета при ЦИК СССР Совета Народных Комиссаров в качестве народного комиссара по просвещению. На этом посту он работает до своего назначеиия в 1929 году председателем Ученого комитета при ЦИК СССР до 1923 года). А. В. Луначарский был членом ВЦИК и ЦИК СССР всех созывов. В последние, как и в предыдущие, годы жизни он вел большую научную и популяризаторскую работу. Библиографический указатель его опубликоваиных трудов 1975 год) насчитывает свыше 3 тысяч названий, в том числе - Собрание сочинений в восьми томах. Эти труды охватывают широ- чайший круг проблем истории, литературы и литературоведения, истории искусства и критики, этики и эстетики. Анатолий Василье- вич - автор пьес и рассказов, стихотворений и мемуаров, солид- ных научных книг, рецензий и фельетонов.
Тяжелая болезиь сердца и глаз омрачила последние годы жиз- ни А. В. Луначарского. Назначенныи в 1923 году первым совет- ским полпредом в Испании, он умер 25 декабря на пути к месту новой работы в Ментоне Франция , где ему воздвигнут памятник. 2 января 1935 года прах А. В. Луначарского был захоронен в Кремлевской стене.
"Умирающие на посту в нашей партии не умирают целиком, в самой лучшей своей части, в той. в которой при жизни им было дороже всего,- они остаются бессмертиыми". Эти слова А. В. Лу- начарского подтверждаются примером его жизии и деятельности. Сначала несколько фактических данных. А. В. Луначарский входил в четверку членов Совнаркома, которые отличались от остальных по возрасту и стажу революционной работы. Ровесни- ками были В. И. Ленин и И. И. Скворцов-Степанов, на 5 лет моложе и тоже ровесниками были А. В. Луначарский и И. А. Тео- дорович. Их возраст - возpаст зрелости среди молодых, тридца- тилетних, наркомов. Только В. И. Лепин, А. В. Луначарский и И. А. Теодорович имели партийный стаж с 1895 года. Жизненный и партийиый опыт, естественно, не могли не сказываться в работе. И все-таки главным представляется иное.
Миоголетний соратник А. В. Луначарского по Наркомпросу П. И. Лебедев-Полянский вспоминал в 1926 году, что еще в первые дни февральской революции в разговоре с ним Анатолий Василье- вич "строил планы": с победой рабочего класса Ленин будет премьер-министром, Троцкнй - министром иностранных дел, я - министром народного просвещения. В этом полушутливом прогно- зе все оказалось верным. И это не случайно. В отношении себя А. В. Луначарский с самого начала стези профессионального революционера сознательно сделал выбор - его всегда интере- совали проблемы культуры, искусства, образования.
В начале 90-х годов А. В. Луначарский приступил к активной литературно-публицистической деятельности, появились его пер- вые крупные работы по эстетике, философии. Преподавательская работ¦в цартииных школах и кружках на Капри, в Белонье, Париже, где он читал курсы всеобщей истории искусства, истории русской литературы, сопровождалась особым интересом к пробле- мам народного образования.
В Швейцарии Луначарский посещал школы и народные дома, изучал спецнальную литературу. Постепенно в результате огром- ¦ой целенаправленной работы по самообразованию, знакомству с культурными центрами Европы, пристальному вниманию ко всем сторонам современной культурной жизни до Октября в русских и инострапных газетах и журналах Луначарский опубликовал сотни статей и рецензий на темы литературы, театра, искусства, просвещепия) рождался органический сплав поистине эициклопе- дических знаний Анатолия Васильевича в области культуры, при- чем знаний, осмысленных. по его словам, "под углом зрения рево- люции и ее великих задач".
Глубокие раздумья над судьбами культуры и грядушей рево- люции привели Луначарского к осознанию культурной миссии пар- тии, передовой партийной интеллигенции. В ноябре 1907 года в письме к Горькому, как известно также размышлявшему над этой "просто и крепко", по словам Горького, сформулировал принци- пиально важный тезис: "Мы - единственный мост, соединяющий культуру с народными массами".
Прошло десять лет, победила февральская революция, принес- шая народу власть, хотя и неполную, и А. В. Луначарский получил возможность работать на ииве народного просвещения. Избран- иый от большевистской фракции заместителем петроградского городского головы, он одновременно стал председателем культур- но-просветительной секции думы. В секции, а также в районных думах в это время работала значительная группа большевиков: Н. К. Крупская, П. И. Лебедев-Полянский, Л. Р. Менжинская, В. М. Познер, H. И. Калинин, Е. Л. Книпович и другие. Просвети- тельная деятельность широко велась среди рабочих, военных, интеллигеиции. 15-19 октября была созвана 1-я конференция пролетарских культурно-просветительных обществ, избравшая А. В. Луначарского почетным председателем Центральиого коми- тета оргаиизации, которая позднее стала называться Пролеткуль- том. Выступления Луначарского в печати, на заседаниях в думе, на митингах создавали ему большой авторитет и в рабочих крутах, и среди творчесиой интеллигенции. Показателен такои факт: неза- долго до Октябрьских дяей известный актер О. М. Юрьев попро- сил Анатолия Васильеяича изложить культуриую программу боль- шевиков в кругу театральных деятелей. С альтернативой предло- долго до Октябрьских дней известный актер О. М. Орьев попро- сил Анатолия Васильевича изложить культурную программу боль- шевиков в кругу театральных деятелей. С альтернативой предло- жили выступить известному кадету В. Д. Набокову, который, однако, уклонился от доклада, признав широту планов оппонеита- большевика.
Бесспорно, А. В. Луначарский сознательно и целеустремленно готовился к реализации культурной программы большевиков. И еще одним доказательством этого может служить его работа "Культуриые задачи рабочего класса", выпущенная в 1917 году, незадолго до Октября. В ней - концентрат взглядов А. В. Луна- чарского на культуру и вместе с тем политическая программа. И сегодня, 70 лет спустя, поражает глубина и зрелость его мыслей о культуре обшечеловеческой и классовой, отношении пролета- рната к культуриому наследию, о роли интеллигенции, о соцна- листической культуре. Пророчески звучат слова: "В области искус- ства пролетарнат тоже обретет своих Марксов, рядом со своими Бебелями". И как будто сегодня+шним бурным спорам отвечает А. В. Луначарский утвеpждением, что интернационализация куль- туры отнюдь не предполагает уничтожения национальных моти- вов в общечеловеческой симфонии, а лишь их более богатую и свободную гармонизацию.
В. И. Ленин знал и высоко ценил именно эту, главную особен- ность, определяющую своеобразие личности Анатолия Василье- вича, и его ценность как партийного руководителя. Поэтому назна- чение Луначарского наркомом по просвещению было одновремен- но и закономерным, и перспективиым актом. Нарком не только хорошо знал дело, но и умел широко мыслить и мечтать о культуре и человеке будущего. Вот как представлял он себе подлинно обра- зованного, интеллигентного человека в "правильном" соцналисти- ческом обшестве: "Такой человек слышит весь концерт, который играют вокруг него, все звуки для него доступны, все они сливают- ся в одну гармонию, которую мы называем культурой. И в то же самое время сам он играет на одном очередном инструменте, играет хорошо и делает свой ценный вклад в общее богатство, а это общее богатство все в целом отражается в его сознании, в его сердце". Так Луначарский рисовал идеал в 1918 году, выступая на открытии курсов инструкторов по внешкольному образованию.
Умел мечтать, выработал программу, долго готовился к вопло- щениюзамыслов, но, конечно, ие мог, как и остальиые члены моло- дого Советского правительства, предвидеть тех огромных трудно- стей, с которыми им пришлось столкнуться уже в самом начале деятельности Совнаркома.
27 октября состоялись первые два - утром и днем - заседа- ния Совнаркома. Среди трех его решений, наряду с постановле- нием правительства о созыве Учредительного собраиия в назначен- ный срок и проектом Положения о рабочем контроле, был Декрет о печати, определивший позиции Советскои власти в отношении буржуазной печати. А первым документом наркома А. В. Луна- чарского стало воззвание к гражданам России "О народном просвешении", опубликованное 29 октября. В нем провозглаша- лись общие направления просветительной деятельности: "добить- ся в кратчайшии срок всеобщей грамотности", организация "еди- ной для всех граждан абсолютно светской школы", поддержка вся- ческих форм культурио-просветительного движеиия рабочих и крестьян. Объявляя о том, что общее руководство просвещеиием поручается виовь организуемой Государствениой комиссии по народному просвешению, председателем которой является нарком по просвешеиию, воззвание подчеркивало искреннее желание со- трудничать не только с широкой обществениостью, но и с создаи- ным после февраля Государственным комитетом по народному об- разованию и с аппаратом бывшего министерства народного про- свещения.
Обнародовав программу действий, нарком сразу же приступил к формированию Государствениой комиссии по народному просве- щению. Уже 9 ноября ее состав и функции были утверждены декре- том ВЦИК и СНК. В комиссии было 15 отделов, в том числе по вве- дению всеобщей грамотности, министерских учебных заведений, дошкольного воспитания и внешкольного образования, научный, искусств и другие. Ядро в комиссии составили большевики, рабо- тавшие до Октября в области просвещения,- Н. К. Крупская, П. И. Лебедев-Полянский, Л. Р. Менжинская, В. М. Боич-Бруевич, Д. И. Лещенко, Д. А. Лазуркина, В. М. Позиер и другие. Позднее комиссия трансформировалась в руководящий орган Наркомпро- са - его коллегию. Оценивая в 1923 году работу Наркомпроса и наркома, его заместитель А. Н. Покровскии отметил стабильный состав коллегии, которая "всегда была одной из -самых дружный коллегий", и объяснил это "личным характером" Луначарско- го, его умением "без сбоев" вести дело, постоянно воодушевлять коллег своим энтузиазмом. Другой заместитель наркома - Н. К. Крупская нашла для обозначения роли Луначарского в Наркомпросе, в том числе сpеди опытнейших партийцев, еще более коллег своим энтузиазмом. Другой заместитель наркома - Н. К. Крупская нашла для обозначения роли Луначарского в Наркомпросе, в том числе среди опытнейших партийцев, еще более важное определение. В труднейших условиях после Октября, гово- рила она, в Наркомпросе можно было работать только при усло- вии, что "есть человек, который знает, куда надо идти". Уже в де- кабре 1917 года был в основном сформирован аппарат Наркомпро- са. Таким образом, формирование советского государственного органа по народному просвещению прошло быстро и организо- ванно.