ВВЕДЕНИЕ
Шизофрения остается одним из самых загадочных медицинских заболева-ний, так как до сих пор неизвестны этиология, патогенез данной болезни. А эта неизвестность, в свою очередь, приводит к возникновению таких проблем, как проблема эффективного лечения и проблема более точного прогноза дальней-шего течения заболевания.
В настоящее время проведено большое число научных исследований ши-зофрении с целью изучения психофизиологических механизмов этого заболе-вания. В основном, речь в них идет о четырех моделях соотношения психопа-тологии и функций полушарий головного мозга (Gaebel W., 1988): "модель ги-пофронтальности", "модель дефицита", "модель когнитивного стиля", "модель взаимодействия полушарий".
Но ни одной из моделей как общепризнанной в литературе не отдается предпочтения, так как сама по себе эта проблема является сложной и противо-речивой. Более того, критики этих моделей отмечают, что исследования прово-дились без учета возможного влияния на результаты таких важнейших пара-метров, как тип течения шизофрении, длительность заболевания, ведущий пси-хопатологический синдром. Тем не менее, в этих работах было показано, что нейропсихологические данные коррелируют со структурой психопатологиче-ских расстройств при шизофрении (Вовин Р.Я., Меерсон Я.А., 1976; Столяров Т.В. с соавторами, 1976).
Актуальность темы. Основное внимание в работах, посвященных шизоф-рении, уделяется выявлению отличий нейропсихологического статуса больных шизофренией и пациентов других нозологических групп и здоровых испытуе-мых. Но также очень важно прослеживать выраженность симптоматики в ди-намике терапии. Так как динамическая оценка дает возможность судить об эф-фективности того или иного метода лечения, и той же динамической оценкой следует руководствоваться при дальнейшем подборе терапии. Таким образом, изучение характера и структуры нарушения высших психических функций с позиций синдромного анализа у больных шизофренией во взаимосвязи с кли-ническими данными на разных этапах лечения имеет существенное значение как для понимания патофизиологических механизмов дефекта у этих больных, так и для разработки подходов к терапии данных расстройств, что делает акту-альным выбор темы нашего исследования.
Цель исследования. Цель нашего исследования заключается в изучении нейропсихологических особенностей у больных шизофренией в процессе пси-хофармакотерапии.
Гипотеза исследования. Гипотеза исследования состояла в том, что суще-ствует положительная динамика нейропсихологических особенностей у боль-ных шизофренией на фоне психофармакотерапии.
Задачи исследования. В соответствии с гипотезой исследования предпола-галось решить следующие задачи:
Объект исследования. Объектом исследования являлись больные с диагно-зом: Шизофрения, параноидная форма, непрерывный тип течения. Галлюцина-торно-параноидный синдром.
Предмет исследования. Предметом данного исследования являются пси-хопатологические симптомы (позитивные, негативные, экстрапирамидные), нейропсихологические симптомы, аффективные процессы у больных шизофре-нией.
ГЛАВА I
Нейропсихологические особенности больных шизофренией.
1.1. Шизофрения. Параноидная форма.
ШИЗОФРЕНИЯ - психическое заболевание с тенденцией к длительному не-прерывному волнообразному или приступообразному течению, приводящее к особым, отличным от органических, изменениям личности в виде снижения энергетического потенциала, эмоционального обеднения и нарастающей интро-вертированности. Наряду с этим у больных шизофренией отмечается разнооб-разная симптоматика, не являющаяся абсолютно специфической для этой бо-лезни, - бред, галлюцинации, кататонические или гебефренные расстройства, депрессия или мания, неврозо- и психопатоподобные расстройства. Характерна для этой болезни дискордантность психических функций - рассогласование и дисгармоничность мышления, эмоций, моторики (своеобразно "расщепление" - термин, от которого произошло название: "шизо" по-гречески "расщепляю", а "френ" - "разум").
Выделение шизофрении как самостоятельного психического заболевания связано с созданием первой нозологической классификации психозов и перехо-дом от симптоматологического к нозологическому периоду развития психиат-рии.
Непрерывнотекущая шизофрения. Эта форма отличается хроническим, не-прерывным течением без склонности к фазам или приступам. Волнообразность, свойственная шизофрении вообще, проявляется лишь периодическими обост-рениями и ослаблениями симптоматики без полноценных ремиссий. Это не оз-начает фатального тяжелого исхода, так как возможна спонтанная или под влиянием лечения стабилизация, приостановка дальнейшего развития болезни, а также неполные ремиссии.
По степени прогредиентности и синдромальной характеристике выделяют злокачественную, прогредиентную (параноидную) и вялопротекающую формы.
Прогредиентная (параноидная) шизофрения. Эта форма непрерывнотекущей шизофрении развивается у лиц старше 25 лет, нередко в возрасте 30-35 лет и старше, хотя возможно более раннее начало. Один из наиболее характерных для шизофрении феноменов - бред здесь преобладает на всем протяжении за-болевания, поэтому в психиатрической литературе и общепринятым названием является параноидная или галлюцинаторно-параноидная форма.
В типичных случаях параноидная шизофрения начинается исподволь (ост-рые дебюты больше характерны для приступообразных форм).
Начальный период характеризуется отдельными навязчивыми явлениями, ипохондрией, психопатоподобными расстройствами. Уже в этом периоде обна-руживается аутизация, эмоциональная нивелированность. На этом фоне появ-ляются нестойкие, эпизодические, но в дальнейшем повторяющиеся и фикси-рующиеся бредовые идеи (отношения, ревности и др.). Постепенно ограничи-вается круг интересов, мышление становится негибким, ригидным. Больные становятся недоверчивыми, угрюмыми. Временами возникают эпизоды трево-ги, беспокойства, тогда больные начинают говорить о своих опасениях. Иногда такие явления возникают в трудной психогенной ситуации или, например, в со-стоянии легкого опьянения. Длительность такого начального периода от 5-6 до 20 лет, и в это время больные обычно не попадают в поле зрения психиатров, а их странные высказывания расцениваются окружающими как случайные. Что касается изменений личности, то они еще не настолько значительны, чтобы дать повод для подозрения о душевном заболевании.
Манифестация заболевания происходит в дальнейшем и болезнь годами протекает с преобладанием бредовых или галлюцинаторных (псевдогаллюци-наторных) расстройств.
При параноидном варианте с периода манифестации преобладают бредовые расстройства. Вначале развивается паранойяльный синдром в виде системати-зированного бреда без галлюцинаций и явлений психического автоматизма. Длительность этого этапа различна и зависит от степени прогредиентности бо-лезни. При ее относительно медленном развитии и нерезких изменениях лично-сти в течение многих лет преобладает бред обыденных отношений и наиболее выражена его систематизация. В таких случаях говорят об особой форме болез-ни - паранойяльной шизофрении, при которой чаще встречаются экспансивные формы бреда - изобретательство, реформаторство. При этих формах отчетливо выступает аффективная насыщенность бреда, охваченность ими больных, одержимость. Аналогичная аффективная реакция, но нередко с отрицательным знаком отмечается при бреде любовном, ревности и ипохондрическом (бред болезни). Обыденность тематики, ее внешняя правдоподобность, "психологи-ческая понятность" позволяют говорить об особом сверхценном бреде, зани-мающем в психопатологическом плане промежуточное положение между сверхценными идеями и бредом [Смулевич А.Б., 1979]. Содержание бреда не носит явно абсурдного характера, а в гротескно искаженном виде отражает ре-альные жизненные ситуации и конфликты. Развитие психоза постепенное, рас-тянуто на много лет. Тем не менее происходит расширение фабулы бреда, ино-гда ее смена, появление идей величия. Больные крайне активны, обращаются во многие инстанции, засыпают письмами и требованиями газеты и правительст-венные учреждения. Если болезнь не развивается дальше, то через десятилетие происходит снижение активности. В других случаях возможно развитие бреда преследования, в который вовлекаются соседи, родственники, милиция, другие государственные учреждения. Больные становятся напряженными, подозри-тельными, их поведение определяется бредом. Спасаясь от преследования, они меняют работу, местожительство, но это помогает ненадолго. Некоторые начи-нают бороться с "преследователями", пишут многочисленные послания в раз-личные правоохранительные и общественные организации. Присоединение синдрома Кандинского - Клерамбо в таких длительно текущих случаях проис-ходит редко.