План:
Введение
I. Теоретическая часть:
II. Экспериментальная часть.
Вывод.
Введение.
В течении многих лет советская власть боролась с нетрадиционной медициной, но не смотря на все попытки высшего руководства последняя процветает и по сей день.
Есть все основания полагать, что это - не временное явление. Поскольку она дожила до наших дней, следовательно, есть определенный часть общества, прибегающая к ее услугам и обеспечивающая ее существование, которая, вполне может быть, обладает определенными психологическими особенностями.
Официально нетрадиционная медицина в стране существует относительно недолго. На данный момент эта область мало изучена и нуждается в более полном рассмотрении.
Область нетрадиционной медицины достаточно широка, и, к сожалению, ее трудно полностью охватить в рамках одной курсовой работы, но можно выделить хотя бы одну небольшую область, и попытаться осветить ее.
Гипотеза: Клиенты духовного целителя обладают определенными социально-психологическими особенностями, как то: повышенный уровень тревожности, заниженная самооценка, внешний локус контроля, мотивация избегания неудач.
Объект исследования: клиенты духовного целителя.
Предмет исследования: качества клиента духовного целителя, такие как уровень субъективного контроля, самооценка, тревожность, мотивация избегания неудачи или достижения успеха.
Цель исследования: выявить особенности самооценки, мотивации, тревожности, уровня субъективного контроля у клиента духовного целителя.
Актуальность проблемы: Хотя литературы о способах и методах используемых в нетрадиционной медицине много, само по себе это явление мало изучено. Работ изучающих личность целителя, а также личность их клиента нет.
Тем не менее это явление не только существует, но и по-своему влияет на социум, а значит нуждается в изучении.
Теоретической базой исследования являются работы Ильин Е.П, Прихожан А. М, В. А. Семиченко.
I. Теоретическая часть
1. Локус контроля
В середине 1960-х годов Дж. Роттером была предложена концепция внутреннего и внешнего контроля подкрепления, согласно которой индивиды различаются по некоторым обобщенным ожиданиям, касающимся собственной деятельности и того, насколько человек собственными усилиями может добиться желаемого. Эксперименты, проводимые Роттером, и наблюдения, сделанные им во время клинической практики, дали ему возможность предположить, что "некоторым людям присуще постоянное чувство, что все, что происходит с ними, определяется внешними силами того или иного рода, в то время как другие считают происходящее с ними в значительной степени результатом их собственных усилий и способностей". Роттер назвал эту установку локусом контроля.
Следовательно, локус контроля - это характеристика волевой сферы человека, отражает склонность приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешней силе или себе самому.
Однако, поскольку содержание заданий его теста охватывало широкие области жизни (успехи в учебе, социальный престиж, любовь, взаимоотношения с коллегами по работе, социально-политические убеждения и общие мировоззренческие установки), предсказание с его помощью конкретных критериев успешности в различных типах деятельностей оказалось невозможным, хотя он с достаточной надежностью предсказывал такие характеристики личности как политические взгляды, "деятельность по улучшению собственной жизни", конформность и т.п.
Связь между показателями локуса контроля и мотивацией достижения (а также самими достижениями, например, в учебной деятельности) также не была подтверждена. Было показано, в частности, что и индивиды с высокими показателями по внутреннему контролю, и индивиды с высокой мотивацией достижения предпочитают задачи средней сложности, но первые, в отличие от вторых, с готовностью выбирают и легкие задачи.
Шкала локуса контроля Д. Роттера основана на двух принципиальных положениях:
1) Люди различаются между собой по тому, как и где они локализуют контроль над значительными для себя событиями. Возможны два полярных типа такой поляризации: экстернальный и интернальный. В первом случае человек полагает, что происходящие с ним события являются результатом действия внешних сил - случая, других людей и т.д. Во втором случае человек интерпретирует значимые события как результат своей собственной деятельности. Любому человеку свойственна определенная позиция на континууме, простирающемся от экстернального к интернальному типу.
2) Локус контроля, характерный для индивида, универсален по отношению к любым типам событий и ситуаций, с которыми ему приходится сталкиваться.
Один и тот же тип контроля характеризует поведение данной личности и в случае неудач, и в сфере достижений, причем это в разной степени касается различных областей социальной жизни.
Параметр локуса, прежде всего, связан с гордостью и другими самооценочными эмоциями. Когда человек считает, что причиной успеха являются его способности, усилия или какие-то другие личностные характеристики (а не помощь учителя или легкость задачи), он склонен испытывать гордость за результат деятельности. Наоборот, в случае неудачи, атрибутируемой внутренними факторами, наблюдается снижение самооценки. Есть, по крайней мере, одно хорошо документированное (хотя и непрямое) подтверждение связи параметра локуса с самооценкой. В социально-психологических исследованиях, посвященных ошибкам атрибуций, было показано, что люди имеют тенденцию считать себя ответственными за позитивные результаты своей деятельности (т.е. приписывать успех внутренним факторам) и обвинять других в произошедших с ними неудачах (т.е. приписывать неудачи внешним факторам), что способствует сохранению их самооценки.
Экспериментальные работы установили связь разнообразных форм поведения и параметров личности с экстернальностью-интернальностью. Комфорное и уступчивое поведение в большей степени присуще людям с экстернальным локусом. Интерналы же меньше склонны подчиняться давлению других, сопротивляться, когда чувствуют, что ими манипулируют, они реагируют сильнее, чем экстерналы, на утрату личной свободы. Люди с интернальными локусами контроля лучше работают в одиночестве, чем под наблюдением или при видеозаписи.
"Интерналы и экстерналы различаются по способам интерпретации разных социальных ситуаций, по способам получения информации и по механизмам их объяснения. Интерналы более активно ищут информацию и обычно лучше осведомлены о ситуации, чем экстерналы. В одинаковой ситуации интерналы атрибутируют большую ответственность индивидам, участвующим в этой ситуации. Интерналы чаще избегают ситуационных объяснений поведения, чем экстерналы.
Исследования, связывающие интеральность-экстернальность с межличностными отношениями, показали, что интерналы более популярны, более благожелательны, более уверены в себе, проявляют большую терпимость. Существует связь высокой интернальности с положительной самооценкой, с большей согласованностью образов реального и идеального "Я". У инерналов обнаружена более активная, чем у экстерналов, позиция по отношению к своему здоровью: они лучше информированы о своем состоянии, больше заботятся о своем здоровье и чаще обращаются за профилактической помощью.
Экстернальность коррелирует с тревожностью, с тревожностью с психическими заболеваниями.
Интерналы предпочитают недирективные методы психокоррекции; экстерналы субъективно более удовлетворенны поведенческими методами".
Все это дает основание полагать, что выделение личностной характеристики, описывающей, в какой степени человек ощущает себя активным субъектом собственной деятельности, и в какой - пассивным объектом действия других людей и внешних обстоятельств, обоснованно существующими эмпирическими исследованиями и может способствовать дальнейшему изучению проблем прикладной психологии личности. Описание личности с помощью трансситуативных характеристик является недостаточным. Большинству людей свойственна более или менее широкая вариабельность особенностей поведения в зависимости от конкретных жизненных ситуаций. Особенности субъективного контроля, в частности, могут изменяться у человека в зависимости от того, представляется ему ситуация сложной или простой, приятной или неприятной и т.д. Поэтому измерение локуса контроля перспективнее строить не как одномерную характеристику, а как многомерный профиль, компоненты которого привязаны к типам социальных ситуаций разной степени обобщенности.
Айзенк полагал, что экстравертность во многом связана с наследственностью. По сравнению с интровертами, экстраверты отличаются пониженным уровнем коры головного мозга и, следовательно, должны искать внешние стимулы (от сюда их общительность и импульсивность), чтобы поддержать оптимальный уровень активации.