Епископ |
|
Будущий Апостольский Администратор Ленинграда Антоний Малецкий родился в Санкт-Петербурге 17 апреля 1861 года и был вторым ребенком в семье полковника инженерных войск Владислава Малецкого. Получив хорошее домашнее образование, а затем, окончив гимназию Аннен-Шуле, Антоний, повинуясь воле отца, желавшего видеть сына военным, поступает в Кадетский корпус. Но карьера офицера, по всей видимости, его не прельщала. Так и не окончив военное училище, 19-летний юноша поступает в Санкт-Петербургскую Духовную Семинарию. Как и водится, четыре года учебы пролетели почти незаметно, и в мае 1884 года Могилевский митрополит Александр Гинтовт рукополагает его во священники и назначает викарием церкви св.Антония в Витебске, а через год викарием Минского кафедрального собора. Много лет спустя о.Антоний напишет о своем призвании к священству: "Я родился в старой, богатой дворянской семье. Отец мой, бывший военным инженером во времена Николая I, научил меня любить и уважать всех людей. Когда мне было 12 лет, я был очень праздным ребенком. Был очень невежлив к сторожу нашего дома и назвал его дураком. Вскоре отец мой, узнав об этом, позвал меня. Когда я оказался у него в кабинете, старый сторож сидел напротив него, а мой отец сказал: "Встань на колени, поцелуй ему руку и извинись перед ним!" Что я и сделал. Случай этот повлиял на всю жизнь. Бог использовал такой способ, чтобы призвать меня к священству и научить любви к бедным".
В Минске молодой священник, вместе со своим настоятелем о.Александром Сипаылло посвящает всего себя работе с самыми обездоленными. Все же работа в Минске не продлилась долго. Заразившись тифом во время визита к больному, умирает настоятель - о.Александр. Его преемником назначается о.Антоний Малецкий. Государственная власть не соглашается с этим назначением и ставит на эту должность другого священника. Возникает конфликт, так как церковные власти этого решения не признают. Тогда о.Антония арестовывают под тем предлогом, что священник отказался выдать ключи от церкви "для проведения ревизии", и приговаривается к ссылке в Оренбургскую губернию. Впоследствии ссылка заменяется на трехлетнюю изоляцию в Аглонском монастыре. Через два года стараниями епископа Козловского, который любил о.Антония как собственного сына, молодой священник покидает Латвию и назначается викарием петербургской церкви св.Станислава.
Здесь, в столице Российской Империи, священник много времени посвящает детям, обучая их Закону Божию и молитве. Ужасающие условия, в которых живут ребята из бедных рабочих семей, их горестное положение побуждают о.Антония к действию. Он отправляется в Турин к легендарному опекуну беспризорных детей Иоанну Боско. Проведя некоторое время у салезианцев, Малецкий возвращается в Петербург, снимает помещения и создает приют для 6 мальчиков. Вскоре находятся люди, желающие помочь в этом начинании, и число воспитанников начинает расти, а само убежище становится ремесленной школой, появляются столярная и переплетная мастерские. Прежние помещения уже тесны, и в 1896 года покупается дом на улице Кирилловской, в районе города, называемом Пески. Вскоре после этого строится просторная часовня Пресвятого Сердца Марии, а рядом с уже действующими мастерскими появляются слесарно-механическая, кузнечная и литейная.
В 1900 году все мастерские переносятся в просторное и оснащенное по последнему слову техники каменное здание. В этой школе-фабрике дети из бедных польских, латышских и немецких семей могли не только получать профессию и образование, но и, что самое главное, - сердечную заботу и любовь. "Я скорблю, по причине испорченности молодежи огромного города... и рад был бы всех приять в этом единственном католическом заведении России... Мечта наша - дойти когда-нибудь до такого развития, какое есть в подобном заведении в Турине в Италии... С кем особенно работать нужно, в ком надо засеять основы веры... и нравственности, если не в молодежи?" - писал о.Антоний.
Помимо ремесла ребята изучают Закон Божий, русский и польский языки, арифметику, рисование, черчение, есть даже свой оркестр. В 1905 году появляется имение в пригороде Луги, где старшие ребята проводят лето, а младшие живут круглый год под опекой сестер из тайной монашеской конгрегации, настоятельницей которой была сестра о. Антония - Паула. В том же году пастырь молодых основывает школу для детей из бедных польских семей. В 1912 году на пожертвования Михаила Кербедза строится новое 5-этажное здание для воспитанников о.Малецкого, а через три года под Псковом появляется школа для обучения детей сельскохозяйственным профессиям. Отдающий все свои силы детям о.Антоний получает от друзей прозвище "петербургский дон Боско".
Казалось, что все идет благополучно, но наступил 1917 год и революционные бури снесли так кропотливо создававшийся дом в Песках. Все заведения, основанные Малецким, были вскоре национализированы, единственное, что было оставлено, - это часовня, в которую он по-прежнему ежедневно приходил, чтобы совершить богослужения. Но поддаваться о. Антоний не собирался. Он по- прежнему среди детей и молодежи, обучает их катехизису, основывает кружок "Христианских демократов".
В 1921 году архиепископ Иоанн Цепляк назначает о.Антония ректором подпольной семинарии, и он руководит ею вплоть до своего ареста в 1923 году. В марте этого года он, обвиненный по делу "Чепляка и Будкевича" в контрреволюционной деятельности, приговаривается к трем годам тюремного заключения. Пережив в тюрьме очередной инфаркт, о.Антоний освобождается из заключения и, возвратившись в Ленинград в 1925 году, служит в соборе св.Екатерины.
В 1926 году жизнь приходского священника существенно меняется. Прибывший в город на Неве епископ Мигель д'Эрбии в абсолютной тайне 13 августа в часовне церкви Французской Богоматери совершает епископскую хиротонию о.Антония, поставив его титулярным епископом Дионизианы и назначив главой Ленинградской Апостольской Администратуры.
Позднее епископ Антоний Малецкий писал: "По воле Апостольской Столицы я стал епископом... во времена ужасные... Не рад, грустно мне, что ныне у нас в Питере уже никого нет для помощи. Один мне остался Христос Господь". Времена действительно были нелегкие, священников не хватало, велась борьба с верой. 65-летний епископ все силы отдает пастве. Исповедовав, совершив Литургию и прочитав проповедь в одной церкви, он отправляется в другую, чтобы там все это повторить, а после полудня, он отправлялся в третью, чтобы отслужить Вечерню и укрепить верующих Словом Божиим. Владыка является вдохновителем катехизации в городе и области. При церквах, несмотря на сложность, действуют молодежные кружки, на квартирах его бывших воспитанников детвора разыгрывает театральные представления. В октябре епископ совершает дерзкую попытку основания подпольной семинарии; 8 семинаристов живут в квартире одного из священников, где вечерами с ними проводят занятия оставшиеся в городе священники, в том числе и владыка Антоний. Увы, ГПУ, узнав о существовании этого учебного заведения, ликвидирует его. "Мы бессильны, абсолютно бессильны, теряем молодежь...", - писал епископ. Хиротония о.Антония недолго оставалась тайной, в октябре 1926 года власти узнали о ней. В конце апреля 1927 года ему было предложено выехать в Архангельск. Если нет, то "вышлем туда по этапу" - сказали Малецкому. Епископ подписал бумагу о своем "добровольном" отъезде и повиновался.
Обеспокоенные внезапным исчезновением епископа прихожане отправились в Губисполком, где узнали об его отъезде. "Если он добровольно выехал, то может и добровольно вернуться?" - спросили верующие. "Да", - прозвучал ответ. Извещенный о необдуманно брошенном слове властей Малецкий вернулся к своей пастве, считая это не иначе, как чудом. Но положение было шатким. И в декабре 1928 года, опасаясь ареста, епископ совершил хиротонию о. Теофила Матуляниса, назначив его своим заместителем. Об этом долгое время не знал никто, даже близкое окружение. Но тайный епископ Теофил был арестован гораздо раньше самого епископа Малецкого.
Сам же владыка Антоний был арестован после торжественного богослужения на храмовом празднике в церкви св.Екатерины 20 ноября 1930 года и сослан в Иркутскую область, в село Дубинино. Там Антоний Малецкий жил в избушке у бурятов вместе с еще одним ссыльным студентом. Вот отрывок из письма этого времени: "Живу в хате среди гор высоких, обросших кустарником - где медведи живут, на прекрасном берегу реки Ангары; есть возможность в абсолютном одиночестве общаться с Богом. Желал я под конец жизни поселиться где-нибудь в монастырской тиши. Нашел этот уголок, но так далеко, далеко от всех и от работы приходской, так милой мне. Тут нет ни одного католика... Творись Воля Божия! Живи теперь, как будто в монастыре".
Буряты, жившие вокруг, полюбили епископа и называли его "дедушкой". Оставшиеся в Ленинграде католики не забывали своего пастыря, иногда пересыли ему посылки, за что часто и сами отправлялись по этапу. Жизнь была трудной, престарелый епископ страдал от болезней и уже ждал смерти.
В это время польское правительство добилось разрешения на выезд ссыльного иерарха с территории СССР. Малецкий был выпущен на свободу. Прибывший за епископом человек нашел его на Иркутском вокзале, истощенного, голодного, полубезумного, жившего там уже 10 дней и не понимавшего, где он находится и почему он на свободе. Надо сказать, что часть пути от деревни - 150 верст - Малецкий прошел пешком. 6 марта 1934 года епископ прибыл в Ленинград и категорически отказался покинуть город и свою паству. Увезти его удалось, только убедив в том, что необходимо посетить Рим, чтоб лично сообщить Святейшему Отцу о состоянии дел в России. В действительности же состояние здоровья 73-летнего владыки было ужасающим, и о визите к Апостольскому Престолу не могло быть и речи. Меньше чем через год, 17 января 1935 года в 9 часов 40 минут утра Антоний Малецкий скончался в одной из варшавских больниц. Владыка был торжественно погребен в соборе св.Яна, а затем его тело было перенесено на кладбище при церкви св.Карла на Повонзках. Там и лежит, в общей могиле среди викарных епископов варшавской епархии, "Петербургский дон Боско", "Ленинградский Епископ" Антоний Малецкий.
Михаил Фатеев