Проблема личной ответственности человека за свою судьбу.
(По рассказам А.П. Чехова.)
План.
Высокое звание человека, гражданина, художника.
Проблема личной ответственности человека за свою судьбу в рассказах Чехова.
Осуждение обывательщины в рассказе « Крыжовник ».
Печальная история Старцева в рассказе « Ионыч».
Разоблачение беликовщины.
Пробуждение высших стремлений у героев рассказа « Дама с собачкой».
Пока «молоды, бодры, сильны» … « делайте добро» !
Воспитывай себя, предъявляй к себе
почти непосильные моральные требования
и строго следи за тем, чтобы они были выполнены.
А.П. Чехов
Творчество Антона Павловича Чехова продолжает великий труд предшественников и в то же время несёт в себе черты нового художественного открытия мира русской жизни на грани двух веков.
Время Чехова требовало большого мужества, чтобы выстоять в единоборстве с мещанством и пошлостью, которые, «как ржа» , разъедали русскую интеллигенцию тех лет. Нужно было обладать зорким взглядом и чутким сердцем, чтобы по достоинству оценить пустопорожнюю болтовню либералов, реакционных народников и , оставаясь сыном своего времени, сохранить высокое звание человека, гражданина, художника. Чехову это удалось в полной мере. Его не захлестнула война обывательщины – он стал её непримиримым врагом.
Обладая необыкновенным умением поднимать в крошечном рассказе большие вопросы современности, писатель сумел заострить внимание читателя на проблеме личной ответственности человека за свою судьбу, потому что рано осознал парадокс: краткость жизни и бесконечность человека, не умеющего всерьёз распорядиться ею. Не потерять время, не проворонить жизнь, не очнуться, когда уж поздно будет, для этого нужно жить зорко, работать, сколько можешь, даже в последние черты.
Только тогда жизнь приобретает смысл, если она прожита не зря. Проблема личной ответственности человека за свою судьбу ставится остро и обобщённо в рассказе А.П. Чехова « Крыжовник ». Центральная фигура произведения – чиновник Чимша – Гималайский. Он всю жизнь жил одной мечтой – купить усадьбу, где мог бы развести свой крыжовник. Мечта эта осуществилась. Но во что превращается Чимша – Гималайский? Обладание собственностью перерождает этого маленького чиновника, сына солдата. Он, теперь уже землевладелец, помещик, начинает барственно рассуждать о необходимости телесных наказаний для крестьян, целиком уходит в мир хозяйственных забот об усадьбе и постепенно превращается в тупого, самодовольного обывателя, бездумного эгоиста, скупца, тирана, равнодушного ко всем духовным и общественным интересам.
По моему мнению, это равнодушие сытых к голодным, мрачными красками изображённое в произведении, обрекает людей на замкнутость, эгоизм. Человеку нужно не это, нет! «Человеку нужно не три аршина земли : не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности свободного духа.» Задача и обязанность человека – не уход в мир своего «я», а борьба с общественным злом, движение вперёд.
Рассказ полон страсти, гнева и боли о людях, погрязших в тесноте, в бедности и в невежестве; полон гнева против условий, которые обрекают людей на скотоподобную жизнь и вымирание.
Ярким примером нежелания и неумения бороться за свою судьбу является Дмитрий Старцев – главный герой новеллы «Ионыч». Автор показывает, как мертвенные силы обывательщины и пошлости засасывают в своё болото даже культурного, образованного, целеустремлённого человека, если он им не сопротивляется.
Чехов поведал нам печальную историю Старцева, превратившегося в провинциальной глуши в угрюмого, нелюдимого и чёрствого эгоиста. В который раз понять, как это произошло.
Вначале перед нами живой, энергичный, деловой молодой земский врач. Он много работает в больнице около города С. и полон бодрого желания трудиться для общества. Старцев пытается противостоять соблазнам городской жизни, очень ценит свою работу, мечтает о бескорыстной врачебной практике, хочет войти в жизнь горожан, найти отклик на мысли и чувства, которыми живёт.
Но скоро «опыт научил его мало-помалу, что пока с обывателем играешь в карты или закусываешь с ним, то это мирный, благодушный и даже неглупый человек, но стоит только заговорить с ним о чём-нибудь несъедобном, например, о политике или науке, как он становиться в тупик или заводит такую философию, что остаётся только рукой махнуть и отойти».
Был в жизни Старцева момент, когда он почувствовал очарование жизни, власть поэтической мечты. Дмитрий влюбился в дочь Туркиных. Но любовь не стала ему опорой в судьбе. Котик, не ответив на его чувство, уехала в столицу, и Старцев снова остался без поддержки в кругу серых провинциалов.
Не потому ли с Екатериной Ивановной через четыре года встречается уже другой человек? Даже огонёк любви, снова вспыхнувший в его душе, сразу погас, «что-то уже мешало чувствовать ему, как прежде»…
Старцев безнадёжно опускается, его интересуют только деньги, карты да сытый ужин. Отсутствие смысла жизни, высоких, облагораживающих порывов и стремлений превращает его в обывателя, в грубого, жадного эгоиста, без стеснения признающегося: «Старимся, полнеем, опускаемся. День да ночь – сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей…» Так и хочется спросить у Старцева, какие были у него радости, кого он утешил, кому добрый совет подал, кого защитил.
Мне думается, он сумел бы ответить только на первый вопрос, ибо радость у него теперь была одна: «… по вечерам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой, и, случалось, бумажек – жёлтых и зелёных, от которых пахло духами, и уксусом, и ладаном, и ворванью, - было понапихано во все карманы,,,» Осуждающе звучит приговор Чехова земскому доктору-обывателю: «…жадность одолела … В Дялиже и в городе его зовут уже просто Ионычем.»
Причина этого перерождения в Ионыча, на мой взгляд, заключается в том, что Старцев, презирая «общество картёжников, алкоголиков, хрипунов», ничего не делает для того, чтобы возвыситься над ним. Безответственность за свою судьбу превратила его из человека в «Языческого бога», в «мёртвую душу».
Окаменела душа и учителя Беликова, главного героя рассказа «Человек в футляре», который живёт по инструкциям. Он раб своего «футляра» - своей тёмной, похожей на гроб спальни, своих тёмных очков, калош, шарфа, фуфайки, своего страха перед всем новым, будь то смелая мысль педагога, драматический кружок или проказы гимназиста, раб всех ограничений, предрассудков, которыми ион себя окружил.
С помощью точных деталей Чехов убеждает нас, что Беликов нежизнеспособен, потому что «футляр» - удел трупа, а не человека. Он не менее отвратителен , чем унтер Пришибеев, с его чисто беликовским автоматизмом мышления.
Читая о тусклой жизни трусливого интеллигента-обывателя, приходишь к выводу, что жить по принципу «как бы чего не вышло!» нельзя, потому что Беликовы мешают тем, кто пытается сделать жизнь осмысленной, бодрой, красивой, полезной для окружающих. Таких людей с симпатией показывает Чехов в образах брата и сестры Коваленко, сыгравших роковую роль в судьбе Беликова. Они живут совершенно по-другому, в них заложены черты характера и поведения, которые противоречат беликовским, - духовное и физическое здоровье, широта и непосредственность натуры, самостоятельность суждений. Эти жизнерадостные люди, умеющие не только хорошо трудиться, но и интересно отдыхать, чистые и искренние, с «большим удовольствием» хоронят Беликова. Такой многозначительной развязкой разоблачает Чехов беликовщину как духовное рабство и провозглашает право ответственного за свою свободу человека на внутреннюю раскованность: «Ах, свобода, свобода! Даже намёк, даже слабая надежда на её возможность даёт душе крылья…»
Подобная окрылённость возвышает моих любимых героев из рассказа «Дама с собачкой». Анна Сергеевна и Гуров волей случая поставлены в неразрешимую ситуацию. Полюбив друг друга, они борются за свою любовь, несмотря ни на что.
Автор показывает нам воскресение человека, осознание им ненормальности общепринятого порядка, пробуждение высших стремлений, чуждых фальшивой жизни обывателей. Постепенно растёт неудовлетворённость Гурова, недовольство собой, отчуждённость от окружающих.
«Какие дикие нравы, какие лица! Что за бестолковые ночи, какие неинтересные, незаметные дни! Неистовая игра в карты, обжорство, пьянство, постоянные разговоры всё об одном». Не правда ли, жизнь обывателей в Москве похожа на жизнь в городе С.? И если старцы, поворчав, принимают её, то Гуровы, понимая, что им достаётся какая-то «куцая, бескрылая жизнь», стремятся убежать от неё или изменить.
Таким образом, говоря о личной ответственности за свою судьбу, Чехов показывает в одних рассказах процесс восхождения, духовного выпрямления нероев, а в других – их опошление, моральное падение.
Я думаю, что секрет нашего интереса к Чехову в том, что он умел о важных проблемах сказать точно, кратко, не поучая. Писатель верит в силу разума своего читателя, который становится чище, благороднее.
Осмысливая чеховские произведения, осознаёшь, что ты хозяин своей судьбы, способный воспитать себя человеком, в котором «должно быть всё прекрасно…»
В наше трудное время по-особому понимаешь личную ответственность за себя и страну, в которой не должно быть ионычей, беликовых, пришибеевых… Для этого мы, пока «молоды, бодры, сильны», будем следовать совету Чехова: «Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чём-то более разумном и великом. Делайте добро!»