ВСТРЕЧА С ПОЭЗИЕЙ ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО
…он делал то, что сегодня настоятельно требуется от художника и на что раньше способны были немногие. Артист и Поэт – оба эти определения по отношению к нему требуют употребления с большой буквы
( «Советская культура» -1986.-1апреля)
Владимир Семёнович Высоцкий, русский советский поэт,1938 – 1980.
Среди лучших наших поэтов, чьё творчество звучит особенно актуально, вызывает живой отклик у читателей, никого не оставляя равнодушным, -
Владимир Высоцкий.
В предисловии к сборнику стихотворений В.С.Высоцкого «Нерв» известный поэт Роберт Рождественский писал: «Вместе с нашими кораблями песни Высоцкого уходят в плавание по морям и океанам нашей планеты. Вместе с самолётами взмывают в небо. А однажды из космоса донеслось:
Если друг оказался вдруг
И не друг и не враг, а так.
Если сразу не разберёшь,
Плох он или хорош.
Парня в горы тяни – рискни.
Не бросай одного его.
Пусть он в связке с тобой одной,
Там поймёшь кто такой.
Да, пожалуй, не найдёшь сегодня среди вас ни одного, кто бы не слышал или даже не знал наизусть песен и стихотворений В. Высоцкого.
Сегодня у нас «встреча» с поэтом В.Высоцким. Это действительно « встреча», в результате которой перед вами раскроется идейно-нравственное богатство творчества поэта, 70-летие которого мы отмечаем сегодня.
Мы не вправе забывать высказывание Р. Рождественского: «Песни Высоцкого о войне – это, прежде всего, песни очень настоящих людей. Людей из плоти и крови. Сильных, мужественных, усталых и добрых. Таким людям можно доверить и собственную жизнь и Родину.
Вы должны понять, что поэзия Высоцкого гражданственна и мужественна.
Звучит песня «Сыновья уходят в бой»
Я не случайно начала нашу встречу – разговор о творчестве поэта этой песней.
В ней создан образ воина-патриота: человек падает, грудью хватая свинец, т.е. смертельно раненный, но думает напоследок не о себе, а о родине, о том, кто сменит его. Мне представляется солдат много воевавший, с сединою на висках, простой солдат из тысяч.
И слово у него характерное напоследок. Но рядом с этим старым солдатом, вернее вместо него, в строй станет другой – вон тот, одетый во всё не по росту. Может показаться странным, почему умирающий герой выбирает именно его. Ведь если форма для солдата велика, если ему всё не по росту, - значит, это совсем ещё юный воин, возможно, даже мальчишка. Почему выбран он, а не какой-нибудь мускулистый, физически сильный?
Наверное, потому, что главная черта героя – сила духовная.
Сейчас вы услышите воспоминания отца поэта Семёна Владимировича Высоцкого, участника боёв за Украину, Польшу, Берлин, освобождавшего Прагу.
Полковник, награждён 4-мя боевыми орденами и 12 медалями:
« Я, конечно, много говорил Володе о Пражской операции и о других боях, в которых мне довелось участвовать. Он вообще, когда у нас дома заходила речь о войне, напрочь забывал обо всём – об уроках, об играх с друзьями. Часами мог слушать взрослых.
После окончания войны я остался служить в небольшом красивом немецком городке.
Туда же в январе 1947 года переехали из Москвы моя жена и Володя. Прожили мы там 2 года. Каким он был тогда?
Да, пожалуй, самым обычным. Играл в «казаки-разбойники», лазил по деревьям, часами пропадал на речке Финнов, хотя купаться там было небезопасно: ещё не выловили со дна все снаряды и мины… Бывало, вместе с дружками находили в лесу патроны, бросали их в костёр… Вообще парень рос боевой. Думаю, будь он годков на 5 постарше, во время войны наверняка бы сбежал на фронт…»
В многогранном творчестве В.Высоцкого важное место занимают стихи о войне.
1. Представьте: 9 мая 1945 года. Весть о том, что фашистская Германия капитулировала, уже долетела до самых окраин нашей Родины, а в это время ещё шли тяжёлые бои за Прагу, в которых сражался и отец поэта.
Жена и сын, уже радуясь вместе со всеми, глядели в победное Москвы, расцвеченное салютом, а в этот миг их близкий человек ещё стоял на краю гибели.
Это мгновение, в котором слились уже и ещё, радость и боль, горькая память и светлые надежды, мне думается, навсегда запечатлелось в сердце поэта.
Он не только написал об этом в своих стихах и песнях, но и придал эмоциональную окраску этого мгнове6ния всему своему творчеству: грусть и надежда у Высоцкого неразделимы, как например, в «Песне о конце войны».
Звучит стихотворение «Песня о конце войны»
Звучат стихотворения «Братские могилы», «Высота», «Звёзды»
2. Это чувство беспокойства, тревоги пронизывает всё творчество поэта. Не случайно сборник назван – «Нерв». Высоцкого интересуют прежде всего такие ситуации, в которых характер раскрывается до конца. В стихотворениях и песнях военного цикла – это мгновения между жизнью и смертью. Об одном из них мы уже говорили сегодня. В другом – «Як-истребитель» - рассказывается о гибели боевого самолёта. Стихотворение посвящено двум героям, двум товарищам – погибшему в воздушном бою Николаю Горбунову и поклявшемуся на могиле друга мстить врагу до победы дважды Герою Советского Союза Н.М.Скоморохову.
Звучит стихотворение «Як-истребитель»
Давайте попробуем представить образный мир песни.
3. Это стихотворение построено на метафоре. По такому же принципу созданы многие стихотворения Высоцкого: у него есть целый цикл, посвящённый лошадям – умным друзьям человека. Лошади тоже говорят, думают и чувствуют, как люди. Говорят не только лошади, но и волки, на которых человек затеял жестокую охоту с вертолёта. У Высоцкого плачут скалы, в которых жило горное эхо, поют корабли, и судьбы этих кораблей похожи на людские.
4. Здесь и метафора и перевоплощение (в переносном смысле, конечно) поэта-певца в истребитель. В этой песне, наверное, как и во многих других, выражена личность самого поэта. «Як-истребитель» - одна из любимых его песен. Рассказывая о Высоцком, его товарищи часто цитируют её строки. Во многих из этих строк – черты его характера.
Но тот, который во мне сидит,
Опять заставляет: в штопор!
Приводя их, Алла Демидова (актриса театра на Таганке) пишет: «Он был неповторимым актёром. И при этом какая-то самосъедающая неудовлетворённость. И нечеловеческая работоспособность. Я не помню Высоцкого просто сидящим и ничего не делающим, не видела его праздногуляющим или лениво, от нечего делать болтающим с приятелями.
Всегда и во всём стремительность и полная самоотдача. Вечная напряжённость, страсть, порыв, крик. Предельные ситуации, когда надо выкладываться до конца, до изнанки.
5.Драматург А.Володарский рассказывал о том, как однажды военные лётчики уверяли его, что «Як-истребитель» написан воздушным асом. А сам Высоцкий получал письма от «однополчан», которые спрашивали: не тот ли он Высоцкий, который воевал на 1-м Украинском или выходил из окружения под Оршей… Есть у Высоцкого стихотворение о войне, которое Р.Рождественский по праву назвал лучшим.
Звучит песня «Он не вернулся из боя»
6. Исследователи называют это стихотворение одной из самых странных эпитафий. Наверное, потому, что друг погиб, а его товарищ, оставшийся в живых, перечисляет претензии к нему. С другой стороны, если бы он говорил о друге только хорошее, это был бы образ идеального человека. Но ведь так не бывает. Мы бы не поверили такой песне.
Значит, не лгать ни единой буквой. Этот девиз поэта отразился и на художественных особенностях песни. Если вспомнить то, что мы читали о войне, то можно сказать, что эти произведения и стихотворение сближает чувство человеческой связанности.
7. Хемингуэй вышел когда-то из круга подобных мыслей, написав роман «По ком звонит колокол». Маяковский ещё раньше пробовал выразить то же: «На братском кладбище, у сердца в яме, легли миллионы…» ,так определяют исследователи круг идейно близких военной лирике Высоцкого произведений. Мысль о всеобщем человеческом братстве, единстве всего живого пронизывает всё творчество Высоцкого. О том и стихотворение «К вершине», посвящённое памяти грузинского альпиниста Хергиани.
Звучит стихотворение «К вершине»
8. Стихотворение названо «К вершине». Смысл названия как бы двоится: это и альпинист, стремящийся к покорению вершины, и символ духовного совершенствования человека.
К духовному совершенствованию стремился всю жизнь и сам поэт. Нравственный максимализм – таким было его отношение к людям, но, прежде всего к себе:
Дурацкий сон как кистенём избил нещадно.
Невнятно выглядел я в нём и неприглядно -
Во сне я лгал, и предавал, и льстил легко я…
А я и не подозревал в себе такое…
Я не шагал, а семенил на ровном брусе,
Ни разу ногу не сменил, трусил и трусил.
Я перед сильным лебезил, пред злобным гнулся.
И сам себе я мерзок был, но не проснулся.
А вдруг – в костёр?! И нет во мне шагнуть к костру сил.
Мне будет стыдно, как во сне, в котором струсил.
Прообраз героя песни – грузинский альпинист Хергиани – был именно таким человеком: прекрасный спортсмен («горный тигр» - называли его друзья), смелый, мужественный, он не признавал мужской трусости. Хергиани любил свою родину, горы Сванетии, в которых родился. Там, в горах, он и был похоронен после трагической гибели в Италии. Вот в чём смысл последней строки песни: наклонятся горные хребты самым прочным в мире обелиском.
УЧИТЕЛЬ. Драгоценнейший подарок... У Высоцкого есть прекрасное стихотворение, посвящённое другу. Я прочитаю вам отрывок:
Если где-то в чужой незнакомой ночи
Ты споткнулся и ходишь по краю,
Не таись, не молчи, до меня докричи -
Я твой голос услышу, узнаю.
Может, с пулей в груди ты лежишь в спелой ржи?
Потерпи – я спешу, и усталости ноги не чуют.
Мы вернёмся туда, где и воздух, и травы врачуют,
Только ты не умри, только кровь удержи.
9. Когда размышляешь над тем, чем привлекает поэзия Высоцкого, вдруг начинаешь понимать – искренностью. В ней нет никакой фальши. Жил и писал так, как чувствовал.
Я почитаю своё любимое стихотворение, которое, по-моему, является не только одним из лучших лирических стихотворений поэта, но и отражает его яростное стремление к правде в человеческих отношениях:
Я не люблю фатального исхода,
От жизни никогда не устаю.
Я не люблю любое время года,
Когда весёлых песен не пою.
Я не холодного цинизма,
В восторженность не верю и ещё:
Когда чужой мои читает письма,
Заглядывая мне через плечо.
Я не люблю, когда стреляют в спину,
Но, если надо, выстрелю в упор.
Я ненавижу сплетни в виде версий,
Червей сомненья, почестей иглу,
Или когда всё время против шерсти,
Или когда железом по стеклу.
Я не люблю уверенности сытой,
Уж лучше пусть откажут тормоза.
Досадно мне, коль слово «честь» забыто
И коль в чести наветы за глаза.
Я не люблю себя, когда я трушу,
И не терплю, когда невинных бьют.
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более, когда в неё плюют.
УЧИТЕЛЬ. Я не люблю – нравственная формула отношения к человеческим
Порокам, но было бы ошибочно определять ею весь внутренний мир поэта.
Этот мир, на мой взгляд, полон любви и добра. Только так воспринимая жизнь, можно написать: «…Я люблю, - то же, что дышу или живу!
Звучит песня «Баллада о любви»
УЧИТЕЛЬ. Разной предстаёт перед нами страна любви Высоцкого.
Звучит песня «Лирическая»
10. В.Высоцкий не только поэт, но и актёр. Хорошо известно такое высказывание о нём:
«Поэт, рождённый театром». Мы сегодня говорили о том, что в поэзии Высоцкого чувствуются есенинские мотивы, космические масштабы Маяковского. Но, может быть, немногие знают, что Высоцкий играл Маяковского в спектакле «Послушайте!», им блистательно сыгран Хлопуша в «Пугачёве» Есенина. Вообще в его актёрско репертуаре _ в основном классика: Гамлет в трагедии Шекспира, Галилей – в пьесе Бертольда Брехта, Лопахин из чеховского «Вишнёвого сада», Свидригайлов из «Преступления и наказания». Ролей много, но любимая – одна: Гамлет. Вот, что говорит сам Высоцкий: «Вечные проблемы добра и зла, в таком очищенном виде, как они поставлены Шекспиром, звучат сегодня особенно остро. Я бы хотел, чтобы зрители, встречаясь с Гамлетом в зале нашего театра, волновались, как и я, чтобы они понимали, как труден, драматичен путь к гармонии человеческих отношений. Я вообще целью своего творчества – в кино, театре, в песне – ставлю человеческое волнение. Только оно может помочь духовному совершенствованию».
УЧИТЕЛЬ. Гражданственная взволнованность – лейтмотив нашей встречи с поэзией В.Высоцкого. Через неё постигаются глубокие философские истины, красота поэтического слова. Гражданственность – это та прочная нить, которая связывает творчество поэта с лучшими традициями русской классики:
Я освещён,
Доступен всем глазам.
Чего мне ждать:
затишья или бури?
Я к микрофону встал,
как к образам.
Нет – нет,
сегодня точно – к амбразуре.