Политическая система Италии
Высшие органы исполнительной власти
Парламенту принадлежит решающая роль в формировании высших исполнительных органов государственной власти.
На совместном заседании обеих палат парламента, а также представителей двадцати областей Италии избирается сроком 1а 7 лет президент республики.
Президент должен быть итальянским гражданином, достигшим 50-летнего возраста, обладающим гражданской и политической дееспособностью. Для избрания кандидату в президенты необходимо во время первых трех туров голосования набрать две трети голосов выборщиков. Если это никому не удается, открывается новый этап: выбывает тот из кандидатов, кто сможет набрать 50 процентов плюс один голос от общего количества бюллетеней. Помимо представительских функций, президент имеет право досрочно распустить одну или обе палаты парламента. Этого права президент лишен только в последние шесть месяцев своих полномочий. У него есть также право отлагательного вето (до одного месяца) на законы, принятые парламентом. Кроме того, президенту принадлежит право амнистии и помилования, но на это ему каждый раз необходимо получать разрешение парламента в форме специального постановления. Президент участвует в формировании правительства. При этом точный численный состав Совета министров нигде не определен (законодательство вообще не определяет точное число и общую структуру центральных органов управления). В состав правительства входят председатель Совета министров, министры, возглавляющие определенные ведомства (министерства иностранных дел, обороны и т.д.), а также министры без портфеля. Последние не возглавляют министерства, а занимаются вопросами, связанными с определенным направлением правительственной деятельности. Пребывание в правительстве не влечет за собой отказа от депутатских полномочий (впрочем, по конституции, пребывание в парламенте вовсе не является обязательным условием при назначении на должность министра). Председателя Совета министров и, по его представлению, членов правительства назначает глава государства, однако главную роль в осуществлении контроля за образованием и деятельностью правительства играет парламент. Не позднее, чем через 10 дней после сформирования правительство должно представиться палатам парламента, чтобы получить от них вотум доверия. В отличие от других стран, одобрение парламента должен получить весь состав правительства, а не только его председатель. Вместе с тем за каждой палатой парламента признается право в любой момент выразить недоверие находящемуся у власти правительству. Правда, такая форма парламентского давления на правительство практически не нашла широкого применения из-за принадлежащего правительству контрправа - роспуска парламента. Каждая палата имеет право утверждать правительственный бюджет и отчет о расходах, а также проводить расследования по вопросам, представляющим общественный интерес.
Как правило, министерства имеют в своем составе министра, его заместителей, главу кабинета и его заместителя, общий секретариат, генеральную дирекцию по работе с персоналом, бухгалтерию. Далее идут различные подразделения (генеральные дирекции, отделы и др.), занимающиеся конкретными сферами деятельности данного органа.
Министры коллегиально отвечают за действия правительства и индивидуально - за руководимые ими ведомства. Формой ответственности министра является его отставка с занимаемого поста. Уход конкретного министра обычно не приводит к отставке всего правительства, если только это не разрушает правительственную коалицию. В соответствии с законом от 16 января 1989 г., за преступления, совершенные при дополнении своих обязанностей, министры предстают перед судом общей юрисдикции (ранее обвинения, выдвинутые против министров, рассматривались специальными судами).
Существуют и так называемые вспомогательные правительственные органы. Таковыми являются Национальный совет экономики и труда. Государственный совет и Счетная палата.
Национальный совет экономики и труда участвует в разработке законодательства по экономическим и социальным вопросам, имеет право законодательной инициативы. Он состоит из председателя, 20 экспертов и 59 представителей производственной сферы. Члены совета назначаются президентом по предложению премьер-министра после принятия соответствующего решения Советом министров (за исключением восьми экспертов, право выбора которых принадлежит главе государства).
Государственный совет является консультативным административно-юридическим органом, а также органом охраны законности в управлении. Три его секции занимаются консультативной деятельностью по вопросам, касающимся аппарата управления, три другие осуществляют административную юрисдикцию.
Особое место в системе контроля за законностью при осуществлении государственного управления отводится Счетной палате. Ее персонал (более пятисот сотрудников) частично подбирается по конкурсу, частично назначается правительством. При этом председатель, главный прокурор и советники Счетной палаты не могут быть отправлены в отставку или уволены иначе как на основании декрета президента республики с учетом мнения комиссии в составе председателей обеих палат парламента и их заместителей.
К ведению Счетной палаты относится контроль за законностью актов правительства и президента. Акты, признанные соответствующими предписаниям закона, вступают в действие после их визирования и регистрации в Счетной палате. В случае отказа в регистрации министр, не согласный с решением палаты, может вынести свои акты на рассмотрение правительства. Если оно подтверждает целесообразность принятия подобных актов, то Счетная палата разрешает их применение под политическую ответственность правительства. Однако в течение месяца эти спорные акты должны быть рассмотрены в парламенте, который и принимает окончательное решение.
Помимо этого. Счетная палата осуществляет как предварительный, так и последующий контроль за расходованием средств и соблюдением правительством государственного бюджета страны.
Органы местного самоуправления
Конституция подчеркивает, что представительная система в стране должна быть организована в соответствии с требованиями децентрализации. Таким образом, основной закон признал необходимость местной автономии в рамках единого государства. В соответствии с этим принципом, в Италии была создана стройная система демократической власти, территориально расчлененная на три инстанции: коммуну, провинцию и область. Они, согласно конституции, должны обладать широкой автономией и законодательной властью, им должно быть доверено частичное выполнение государственных функций, с тем чтобы дать народным массам возможность участвовать в местном самоуправлении.
Самыми мелкими административными единицами в Италии являются коммуны, которых насчитывается 8100. Сейчас центральные власти принимают меры по укрупнению существующих коммун. В соответствии с законом о местной автономии от 8 июня 1990 г., население образуемых коммун не должно составлять менее 10 тысяч жителей. Итальянское государство считает целесообразным выделять новым административно-территориальным единицам дополнительные финансовые средства в случае слияния коммун с населением менее пяти тысяч человек. Коммуны обладают административными полномочиями в сфере социального обслуживания, благоустройства и использования территории, а также ее экономического развития.
В начале 90-х гг. в Италии было 95 провинций, а 8 провинций находились в стадии становления (новая провинция не может иметь менее 200 тысяч населения). Провинции координируют деятельность коммун в области экономики, производства, торговли, туризма и в социальной сфере. К предметам ведения провинций относятся также охрана окружающей среды и культурных ценностей, транспорт и дорожная сеть, унитарные службы, охота и рыбная ловля.
Крупнейшие административно-территориальные единицы Италии - области. Они могут создаваться при наличии не менее одного миллиона жителей. Сейчас страна делится на 20 областей, каждая из которых имеет собственный учредительный статут, утверждаемый парламентом. Области обладают правом издавать законы в отношении строго ограниченного круга вопросов и в пределах основных принципов, установленных законами государства. Пять областей - Сардиния, Сицилия, Валле-д'Аоста, Фриули-Венеция-Джулия и Трентино-Альто-Адидже - обладают более широкой самостоятельностью и автономией. Их представители могут присутствовать на заседаниях центрального правительства и имеют право совещательного голоса, а Сицилия - даже право решающего голоса. И коммуны, и провинции, и области имеют свою систему власти, включающую представительный орган - совет, исполнительный орган совета - джунту и председателя (в коммунах его называют синдиком). В областях члены джунты и ее председатель избираются на первом заседании сове-га из числа советников. Что касается провинций и коммун, то там, в соответствии с законом 1993 г., позиции председателя провинции и синдика были усилены: они стали избираться непосредственно населением. При этом председатель провинции и синдик самостоятельно формируют состав джунты и лишь информируют совет об этом, когда представляют на одобрение общие направления деятельности джунты.
Муниципальная система Италии принадлежит к так называемому французскому типу: как и во Франции, во всех территориальных единицах Италии обязательно имеются представители центральной власти. В области эти функции исполняет правительственный комиссар, который подчиняется непосредственно премьер-министру. Правительственные комиссары назначаются декретами президента республики по представлению главы правительства, согласованному с министрами по делам областей и внутренних дел. Правительственный комиссар имеет резиденцию в главном городе области, контролирует действия областных властей и, в случае необходимости, обращается к правительству с просьбой о непосредственном вмешательстве. В провинциях представителями центральной власти являются префекты, которые входят в систему министерства внутренних дел. Префекты отвечают прежде всего за общественный порядок и безопасность. В коммунах функции представителя центральной власти возложены на синдика, который, хотя и избирается населением коммуны, обязательно приносит присягу префекту как представителю государства. Синдик не только обязан информировать префекта о состоянии общественного порядка на своей территории, но также ведет реестр актов гражданского состояния, регистрирует избирателей, военнообязанных и т. д.
Впрочем, реальная ситуация с местным самоуправлением довольно далека от положений, декларированных в конституции и в других законах. Даже по закону об областном самоуправлении, принятому только в 1970 г., области получили не так уж много прав: в государстве, где 95% бюджета распределяется через центр, автономия органов самоуправления ограничена.
В Италии доходы от большинства местных налогов (их более 30) перераспределяются через центральный бюджет, а ставки устанавливаются государством (например, надбавки к поземельному и сельскохозяйственному налогам). Более или менее реальные полномочия области имеют лишь в четырех сферах: сельском хозяйстве, общественных работах, здравоохранении и транспорте. В теории местные административные органы, представляющие министерства, предполагалось ликвидировать, а их задачи препоручить областям. Но на практике министерства общественных работ, транспорта и др. сохранили свои местные структуры. В целом доля государственных служащих в областных органах составляет всего 2% от общего числа государственных служащих Италии. Центр продолжает строго регламентировать финансовую политику областных органов власти: они могут относительно свободно распоряжаться только 8% своего бюджета.
Видимо, именно чрезмерное засилие центра и породило в разных районах Италии (Сицилия, Сардиния, Альто-Адид-же, Триест) определенные сепаратистские тенденции, которые, впрочем, не следует слишком преувеличивать.
Судебная система Италии
Авторитет судебной власти в Италии был всегда достаточно высок. В конституции 1947 г. провозглашалось, что магистратура (судьи, прокуроры, следователи и т. д.) образуют автономное и независимое от всякой другой власти сословие. Все назначения членов магистратуры на должности, их перемещения, повышения и применение к ним дисциплинарных мер осуществляются только Высшим советом магистратуры, который возглавляет президент. В состав совета входят первый председатель и прокурор Кассационного суда; две трети остальных членов избираются всеми судьями, а треть - парламентом на совместном заседании палат из числа профессоров права университетов и адвокатов, имеющих не менее 15 лет стажа. Они остаются в должности 4 года и не могут быть избраны на ту же должность сразу же по истечении этого срока. Следует подчеркнуть, что Высший совет магистратуры - это своеобразный орган судебного самоуправления, получивший максимально широкие права в области управления юстицией - главным образом за счет сужения компетенции соответствующей исполнительной власти в лице министерства юстиции.
В сложной системе юридических органов Италии особое место занимает Конституционный суд, который состоит из 15 членов, отобранных из числа судей, профессоров права университетов и адвокатов с 20-летним стажем работы. Президент и парламент назначают по пяти судей. Кассационный суд избирает трех судей, Государственный совет и Счетная палата - по одному судье. Судьи Конституционного суда назначаются на 9 лет и могут быть избраны повторно. Конституционный суд рассматривает споры о конституционности законов и актов, имеющих силу закона; споры о компетенции между законодательной и исполнительной властями, между государством и областью, между различными областями, обвинения против президента и министров.
Авторитет судебной системы особенно окреп в последние годы, когда органам по охране правопорядка удалось добиться немалых успехов в борьбе с правым и левым терроризмом, а также с мафией.
Мафия и коррумпированные структуры власти были тесно связаны между собой, и некоторые видные политические деятели на протяжении долгих лет покрывали боссов преступного мира, позволяя им выходить сухими из воды. Именно поэтому решительная борьба с коррупцией в общественных и экономических структурах, развернувшаяся в 80-90-х гг., позволила одновременно нанести существенный урон подпольным гангстерским синдикатам. Политикам было уже не до мафиози, нужно было спасаться самим. Этим в определенном плане можно объяснить успехи полиции в поимке главарей мафии, потерявших своих покровителей в коридорах власти.
По разветвленной коррумпированной системе был нанесен сокрушительный удар в результате операции . В целом в следственных списках оказалось не менее 20 тысяч имен. С февраля 1992 по май 1994 гг. по обвинению во взяточничестве было арестовано более 4 тысяч человек, свыше тысячи получили судебные уведомления. Среди них - 536 депутатов и сенаторов (из общего числа 945). По этой причине, кстати, в ноябре 1993 года был несколько ослаблен парламентский иммунитет, позволявший многим политикам уклоняться от ответственности в тех случаях, когда обычным гражданам грозило бы судебное расследование. Следственные органы получили право допрашивать любого члена парламента без специального разрешения палаты депутатов или сената. Правда, без согласия парламента по-прежнему нельзя арестовывать подозреваемого в нарушении закона парламентария, обыскивать его квартиру, подслушивать его телефонные разговоры.
вышибла из насиженных кресел вчерашних премьеров, министров, руководителей политических партий, без которых последние десятилетия казалась немыслимой политическая жизнь страны. Попали за решетку многие банкиры и предприниматели. Ушли в отставку мэры Рима, Неаполя, Милана и многих других городов. В итоге без кровопролитных столкновений, в рамках демократии из коридоров власти была изгнана погрязшая в коррупции партноменклатура, произошел развал всей правящей верхушки. Изменилось соотношение политических сил. Ряд партий вообще прекратил свое существование.