Жемчуг
Жемчуг, органогенные известковые конкреции, образованные в теле некоторых двустворчатых морских и пресноводных моллюсков – жемчужниц. Жемчуг традиционно относится к драгоценным камням. Они являются продуктами аномального роста мантии моллюска. Жемчужины состоят из карбоната кальция – минерала арагонита, в исключительных случаях – кальцита; они обязательно содержат конхиолин – органическое вещество белкового типа. Клетки конхиолина образуют каркас жемчужины – тонкую сетку, в мелких ячейках которой (не различимых простым глазом) осаждаются микроскопические кристаллики арагонита. Средний химический состав жемчуга: CaCO3 – 91,72%, конхиолин – 5,94%, вода – 2,23%; потери при прокаливании 0,11%.
Название «жемчуг» произошло от китайского «чжень-чжу», трансформировавшегося через старорусское «зеньчуг». В России в 18–19 вв. жемчужины нередко именовали перлами (от нем. Perlen и англ. Pearl, производное «перламутр» – слегка искаженное нем. Perlmutter, «мать жемчуга»).
Форма жемчужины – округлая, нередко каплевидная или грушевидная, эллипсоидальная либо неправильная, причудливая («барочный жемчуг»). Размер от первых миллиметров до первых сантиметров (очень редко крупнее). «Сортовой» жемчуг достигает размеров более 3 мм, «бисер» – 3–2 мм, «жемчужная пыль» – менее 2 мм. Самая крупная жемчужина, найденная на Филиппинах в 1934, имела овальную форму, размеры 24?16 см и массу 6,4 кг.
Если жемчужина растет не в мантии моллюска, а непосредственно прирастает ко внутренней поверхности створки раковины, то в месте прикрепления у нее отсутствует перламутровый слой; такой жемчуг носит название «блистер», или «пузырчатый жемчуг», и меньше ценится. В отличие от круглого или барочного жемчуга, не требующего иной обработки, кроме просверливания сквозных отверстий, блистер-жемчуг обычно подвергают обработке для вставок в кольца, серьги, браслеты и другие украшения. Окраска жемчуга разнообразна: белая, розовая, кремовая, черная, бронзовая, коричневая либо пастельных оттенков лавандового, голубого, желтого, зеленого, розовато-лилового цветов. В ювелирной торговле предпочитают розовый, кремовый, белый и черный жемчуг. Считается, что жемчужина заимствует свою окраску от внутреннего перламутрового слоя раковины, точнее – от того участка перламутрового слоя, вблизи которого она формировалась, т.е. цвет жемчуга зависит от вида моллюска-хозяина. Кроме того, на окраску жемчуга влияют температура и состав воды, состояние здоровья моллюска и даже характер пищи, которую он переваривает.
Жемчужина построена из нескольких тысяч тончайших концентрических слоев арагонита и конхиолина. Своеобразный иризирующий блеск, нежные мерцающие переливы радужных цветов на поверхности жемчужины, придающие ей неповторимую прелесть, составляют особое свойство зрелого жемчуга «ориент», или «люстр», за которое он в основном и ценится. Это свойство обусловлено его многослойным строением, явлениями отражения и преломления, дифракции и интерференции света на просвечивающей поверхности жемчужины. Блеск черного жемчуга – металлический. Твердость жемчуга 3,5–4 (такая же, как у арагонита). Средняя плотность натурального жемчуга 2,685.
Натуральный жемчуг образуется в результате случайного попадания внутрь раковины постороннего предмета. Это может быть крошечная песчинка или червячок-паразит, который, проникнув в тело моллюска, вызывает раздражение. Жемчужница, не в силах избавиться от непрошенного гостя, обволакивает постороннее тело перламутровым веществом. Жемчужина растет от центра к периферии концентрическими слоями, последовательно отлагающимися вокруг центрального ядра.
Однако многие натуральные жемчужины в разрезе не обнаруживают никаких следов постороннего раздражителя. Предполагается, что в таких случаях ядро имело органическую природу, но после начала осаждения карбоната кальция разложилось, не оставив следов.
Наиболее высоко ценится морской жемчуг «ориенталь», менее ценен – пресноводный жемчуг.
В США в Айове имеется центр изготовления перламутровых пуговиц на базе регулярного вылавливания в р.Миссисипи и ее притоках пресноводных двустворчатых моллюсков рода Unio. Их раковины служат материалом для пуговиц. Это очень трудоемкий промысел. Чтобы найти жемчужину, пригодную для продажи, необходимо вскрыть десятки и сотни килограммов раковин.
Лучший в мире розовый и кремовый жемчуг добывают в Персидском заливе, где он вырастает в мелких жемчужницах Pinctada vulgaris. Этот моллюск редко бывает крупнее 8 см в поперечнике. Жемчужницы, обитающие у северного побережья Австралии, формируют красивые серебристо-белые жемчужины, более крупные, чем моллюски Персидского залива. Австралийская жемчужница Pinctada maxima иногда достигает в диаметре 30–36 см. Основной бизнес ловцов жемчуга в Австралии – сбор раковин на перламутр.
Другие известные места добычи жемчуга – Шри-Ланка, Венесуэла (у ее берегов жемчуг находил еще Колумб), Таити, архипелаг Мергуи в Мьянме и Калифорнийский залив в США. Каждый регион характеризуется жемчугом определенного типа (в частности, специфической окраски). Высококачественный жемчуг из Персидского залива определяет максимальный уровень цен на любой натуральный жемчуг.
Речной жемчуг некогда водился в Англии и Ирландии; римляне привозили его с Британских островов. Сейчас добыча речного жемчуга ведется только в Германии (Бавария) и США. Северные и северо-западные реки Европейской части России прежде тоже изобиловали жемчугом. Жемчуг издревле высоко ценили на Руси; им расшивали женскую одежду и головные уборы (сарафаны, кокошники и т.п.), облачения духовенства, а иногда и одеяния вельмож, украшали оклады икон, переплеты рукописных церковных книг, церковную утварь и т.д. Особенно ценился скатный (т.е. круглый) жемчуг из Кафы (древнее название Феодосии в Крыму) – кафимский (великий, велий), который привозили туда с Востока. В большом почете был жемчуг в Древнем Риме. Плиний Старший (77 н.э.) помещал его в иерархии драгоценных камней на второе место после алмаза и перед изумрудом. На средневековом Востоке, где особенно ценили красные камни, первое место, естественно, отводилось рубину, за ним следовали алмаз и жемчуг (тоже перед изумрудом). В настоящее время натуральный жемчуг относится к числу самых дорогих ювелирных камней.
К сожалению, жемчуг недолговечен. По прошествии 150–200 лет жемчуг «заболевает», т.е. тускнеет и трескается вследствие высыхания конхиолина, теряя свой иризирующий блеск и утрачивая таким образом основное достоинство как ювелирного камня. Однако известны жемчужины, сохранившие свои блеск и красоту, несмотря на весьма солидный возраст – 300–400 лет и больше (такие жемчужины были найдены при археологических раскопках города Помпеи, погребенного под вулканическим пеплом при извержении Везувия в 79 н.э.).
Культивированный жемчуг
В 1894 японцы усовершенствовали китайское искусство выращивания жемчуга, имеющее 700-летнюю историю, и приступили к получению культивированного жемчуга. Для этого в осуществляющую секреторную деятельность (выделение карбоната кальция и конхиолина) паренхиму мантии жемчужницы Pinctada martensi внедряют искусственно выточенный маленький перламутровый шарик. Этот раздражитель оставляют в теле моллюска, который затем возвращают на подвеске в Японское море. Через 7 лет моллюск вынимают из воды и извлекают из него готовую культивированную жемчужину. Она имеет идеально круглую форму. Основную ее часть (по данным измерений, в типичном случае 75–90% общего линейного диаметра жемчужины) составляет перламутровый шарик, вокруг которого жемчужница отлагает слой перламутра толщиной ок. 1 мм. После просверливания культивированный жемчуг окрашивают, придавая ему желаемый оттенок, например розовый, имитирующий цвет натурального жемчуга «ориент» из Персидского залива. Массовое производство японского культивированного жемчуга началось в 1915, но только после окончания Первой мировой войны он поступил на мировой рынок. Сейчас такой жемчуг стоит примерно в 10 раз дешевле натурального. Япония поставляет на рынок до 100 т в год культивированного жемчуга. Свыше 80% жемчуга, обращающегося на ювелирном рынке США, представлено культивированным жемчугом. Плотность культивированного жемчуга 2,75± 0,03, т.е. он заметно тяжелее натурального. Его отличие от натурального жемчуга четко прослеживается на рентгенограммах. Японцы выращивают не только морской, но и пресноводный жемчуг «бива» (название происходит от оз. Бива на о. Хонсю, где его культивируют), а также блистер-жемчуг («мабэ»).