Понятие «Опасность».
Трудности в разработке научных основ БЖД возникли в самом начале пути, поскольку даже основному понятию «опасность» до настоящего времени в научных работах не дано единого толкования.
По мнению С. В. Белова [2] в реальных условиях для возникновения и реализации опасностей необходимо соблюдение четырех условий:
наличие системы «объект защиты – источник воздействия»;
наличие источника опасности, способного создавать потоки вещества, энергии и информации;
наличие у защищаемого объекта предельно допустимой величины воздействия каждого из этих потоков;
совпадение по времени и месту пребывания источника опасности и защищаемого объекта в жизненном пространстве.
Если потоки не приносят ущерба объекту защиты, то идет нормальный жизненный процесс, и такие потоки принято называть допустимыми. Если потоки наносят ущерб (ухудшают здоровье людей, приводят к деградации природы и т. п.), то потоки называют недопустимыми или опасными. Максимальные значения потоков, при которых ущерб еще не возникает, называют предельно допустимыми.
Исходя из вышесказанного, целесообразно понятие «опасность» сформулировать в следующем виде:
Опасность – негативное свойство живой и неживой материи, способное причинить ущерб самой материи: человеку, обществу, природной среде, материальным ценностям.
Из определения следует, что опасность реализуется лишь в условиях взаимодействия источника опасности и защищаемого объекта.
Предложенное выше определение понятия «опасность» раскрывает природу опасностей, условия их возникновения и особенности реализации. На наш взгляд это определение является исчерпывающим для построения научного подхода к идентификации мира опасностей, оценке его влияния на людей и окружающий мир, разработке методов и средств обеспечения безопасности жизнедеятельности человека.
В последние годы в ряде научных публикаций предложены другие трактовки понятия «опасность». Так, А. А. Кирюшкин [3] считает, что «опасность – это факт нахождения определенного количественного параметра воздействующего фактора на уровне, выводящем состояние организма за пределы оптимума устойчивости» или « опасность – это факт наличия у объекта основной количественной характеристики на уровне, способном нанести вред организму человека».
С. В. Белов [2] считает, что автор при формулировании понятия «опасность» исходит из наличия системы «объект защиты - источник опасности», что вполне правомерно. Справедливо отмечается и то, что величина воздействия, трактуемая как опасность, должна быть способной нанести вред (ущерб) объекту защиты.
К сожалению, в формулировке А. А. Кирюшкина опасность трактуется, как «факт наличия у объекта источника воздействия основной количественной характеристики», но не конкретизируется вид этого объекта. Между тем, это очень важно, так как, говоря об опасности, необходимо оценивать не только ее величину, но и знать характерные признаки объекта – источника опасности. Опасность только тогда полностью определена, когда известны координаты ее источника и время проявления опасности. При этом они должны совпадать с координатами и временем пребывания объекта защиты.
К. В. Чернов в статье [4] так формулирует понятие «опасность»: « Воздействие вещества, энергии, информации на человека, способное приводить к негативным последствиям, называется опасным техногенным воздействием или опасностью техногенной системы». По мнению С. В. Белова [2] в этой формулировке так же отсутствует в явном виде источник опасности, нет указания на его конкретные признаки.
В словаре Ожегова [5] слово «опасность» толкуется как «возможность, угроза чего-нибудь очень плохого».
Также термин «опасность» определен в стандартах ИСО 9000 [6, 7] Международной организации по стандартизации (ИСО) в области управления качеством:
Опасность – комплекс условий изделия или системы, при которых существует возможность возникновения аварийных ситуаций.
То есть в данном определении не выявлены точно объект и источник опасности.
В качестве положительного примера А. И. Гражданкин [1] приводит ГОСТ 12.3.047-98 «ССБТ. Пожарная безопасность технологических процессов. Общие требования. Методы контроля». Термин «опасность» определяется как «…возможность возникновения процессов и явлений, способных…наносить материальный ущерб» потенциальным жертвам, хотя объектом безопасности по прежнему выступают только эти же жертвы опасности.
Однако, по мнению С. В. Белова [2], расхождение в формулировках понятия «опасность», предложенных в работах и документах, не умаляют общности взглядов их авторов на причины возникновения опасностей – потоки вещества, энергии, информации и на результат воздействия опасности на человека – вред, ущерб, негативные последствия.
Понятие «Безопасность».
Проблема безопасности в настоящее время приобрела огромное значение.
По мнению Ф. С. Клебанова [8], большое число видов опасности (безопасности) и частота обращений к этой теме создают обманчивое впечатление об изначальной ясности понятия «безопасность». В действительности это не так: понятие безопасности (любой) имеет только кажущуюся простоту и очевидность. Не смотря на то, что во всех отраслях промышленности работают «свои» системы обеспечения безопасности труда, число опасных событий, а также аварийность и травматизм на производстве и в иных сферах жизни и деятельности человека не снижаются. Одна из главных причин такого положения – отсутствие общесистемного подхода к безопасности и отсутствие четкого понятия «безопасность».
Как быть, где выход из неоднозначности понимания термина «безопасность»? По мнению С. В. Белова [2], чтобы правильно решать задачу, следует всегда исходить из структуры исходной системы «защищаемый объект – источник опасности», для которой ведется анализ.
Безопасность – состояние объекта защиты, при котором воздействие на него всех потоков вещества, энергии и информации не превышает максимально допустимых значений.
Следует отметить, что термин «безопасность» часто используют для оценки качества источника опасности, говоря о неспособности источника генерировать опасности. Настало время, когда для описания такого свойства источников опасности необходимо найти иной термин, например: «неопасность» или «совместимость», или «экологичность» и т. п.
В словаре С. И. Ожегова [5] термин «безопасность» трактуется как «состояние при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности», то есть понятие «безопасность» связывается напрямую только с потенциальными жертвами опасности.
Анализ законодательных актов РФ показывает, по мнению А. И. Гражданкина [1], что чем современные закон, тем более содержательнее и менее логически противоречивы используемые в нем определения. Так, например, термине «безопасность» в Законе РФ «О безопасности» от 05. 03. 92 №2446-1, 2446/1-1 (с изменениями от 24 декабря 1993 года, по состоянию на 1 апреля 1994 года) объектом защиты является не человек, граждане или народ, а интересы личности, общества и государства, которые в силу субъективности и чрезвычайной изменчивости не могут быть определены с требуемой для юридической практики точностью (например, не всякий ребенок – личность, а многим личностям свойственно иметь массу негативных с точки зрения социума интересов: достаточно взглянуть на личность преступника и его интересы).
Таким образом, А. И. Гражданкин [1] согласен с С. В. Беловым в том, что говоря о безопасности, мы имеем дело с системной характеристикой, учитывающей способность одних объектов угрожать, а других – парировать эти угрозы, уклоняясь, защищаясь от них, а то и уничтожая их носителя в превентивном порядке.
Термин «безопасность» так же отображен в стандартах ИСО 9000 [6, 7] Международной организации по стандартизации (ИСО) в области управления качеством как «состояние, при котором риск вреда (персоналу) или ущерб ограничен допустимым уровнем».
С 1 января 2003 года был введен новый государственный стандарт системы стандартов безопасности труда ГОСТ 12.0.006-2002, определяющий общие требования к управлению охраной труда в организации [9]. В разделе 3 стандарта дано следующее определение безопасности:
Безопасность – состояние, при котором риск для здоровья и безопасности персонала находится на приемлемом уровне.
Таким образом, по данному термину наше законодательство согласуется с определением безопасности в Международных стандартах ИСО, что, конечно, является положительным примером.
Понятие «Авария».
Авария определяется законом как разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемый взрыв и (или) выброс опасных веществ [10].
Однако это определение узкоспециализировано, так как аварии происходят не только на опасных объектах. К тому же данное определение не уточняет последствия данного происшествия и территории, на которых могут произойти аварии.
Более полное определение дает С. В. Белов в примерной лекции [11]:
Авария – происшествие в технической системе, не сопровождающееся гибелью людей, при котором восстановление технических средств невозможно или экономически нецелесообразно.
Это определение так же не уточняет территории, на которые воздействует данное техногенное происшествие, и оно не учитывает экономическую составляющую.
Наиболее полное определение термина «авария» дается в учебном пособии «Безопасность жизнедеятельности» [12]:
Авария – опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а так же к нанесению ущерба окружающей природной среде.
Понятие «Риск».
В статье В. К. Шалаева [10] говориться, что с термином «авария» тесно связано понятие «риск аварии», который в соответствии с законом оценивается при разработке декларации промышленной безопасности.
Согласно методическим указаниям по проведению анализа риска опасных производственных объектов (РД 03-418-01), риск аварии – это мера опасности, характеризующая возможность возникновения аварии на опасном производственном объекте и тяжесть ее последствий.
Следует отметить, что согласно действующим РД 03-357-00, мера опасности, характеризующая вероятность возникновения возможных аварий и тяжесть их последствий, представляет собой не риск аварии, а просто риск. Желательно привести в соответствие терминологию, используемую в двух различных, но близких по характеру документах. Хотелось бы, чтобы в названии РД 03-418-01 не применялось явно жаргонное и непонятное словосочетание «риск опасного производственного объекта», которое, правда, в тексте самого документа обнаружить не удалось.
В статье «О современной концепции безопасности» Ф. С. Клебанов [8] говорит, что цель безопасности заключается в уменьшении частоты (риска) свершения опасных событий, то есть уменьшение частоты совпадения во времени опасных ситуаций. Количественными ориентирами при этом являются допустимые и недопустимые частоты (риски) опасных событий. Риск допустимый – максимальная, нормативно-определенная, то есть установленная официальным нормативным документом (задача будущего), величина риска опасного события. Риск недопустимый – величина риска опасного события, превышающая допустимую максимальную норму.
Однако, часто при употреблении термина «риск» не дают достаточно строгого определения и количественной оценки этой величины, используя ее только в качестве синонима слова «опасность», что, конечно, не совсем правильно.
Термин «риск» определен также и в стандартах ИСО 9000 [6, 7] Международной организации по стандартизации (ИСО) в области управления качеством:
Риск – совокупный фактор вероятности возникновения нежелательного события и его последствий.
В новом стандарте ГОСТ 12.0.006-2002 [9] риск для здоровья и безопасности персонала – вероятность и последствия реализации опасного для здоровья и безопасности персонала события, что согласуется со стандартами ИСО.
Понятие «Промышленная безопасность».
Закон устанавливает промышленную безопасность опасных производственных объектов, как состояние защищенности жизненно важных интересов, личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и их последствий [10].
Однако, надо отметить, что даже в разных федеральных законах понятие «промышленной безопасности» трактуется неодинаково. Например, если сравнить определения «промышленная безопасность» из федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21. 07. 97 №116-ФЗ (с изменениями на 7 августа 2000 года) и «безопасность гидротехнических сооружений» из Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21. 07. 97 №117-ФЗ (с изменениями на 30 декабря 2001 года), то можно отметить, что в первом случае безопасность связывается главным образом с потенциальными жертвами, а во втором – с источником опасности, но это не совсем правильно, так как в этом случае должна рассматриваться целостная система «источник опасности – потенциальная жертва» [1].
Как пишет В. К. Шалаев [10] в сфере защиты от чрезвычайных ситуаций промышленная безопасность определяется ГОСТ Р22.0.05-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения», как состояние защищенности населения, производственного персонала, объектов народного хозяйства и окружающей природной среды от опасностей, возникающих при промышленных авариях и катастрофах в зонах чрезвычайной ситуации. Это определение более конкретно, чем используемое в области промышленной безопасности, так как оно связано с защитой интересов конкретных личностей (населения и производственного персонала) и тех интересов общества, которые устанавливаются функционированием объектов народного хозяйства и сохранностью окружающей среды, именно в зоне чрезвычайной ситуации.
Существует и другая точка зрения на промышленную безопасность, выраженная в методических указаниях по организации и осуществлению надзора за конструированием и изготовлением оборудования для опасных производственных объектов в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности (РД 09-167-97). В этом документе, предназначенном для работников Госгортехнадзора России, промышленная безопасность определена как состояние объекта, предприятия, производства, обусловленное комплексом технических и организационных мер, обеспечивающее стабильность параметров технологического процесса и исключающее (или сводящее к минимуму) опасность возникновения аварийной ситуации или, в случае ее возникновения, предотвращающее воздействие на людей, вызываемых ею опасных и вредных факторов и гарантирующее сохранность материальных ценностей. По существу, защищенность от аварий на опасном производственном объекте зависит от его состояния и комплекса мер, направленных на предотвращение аварий и минимизацию их последствий, однако это синтаксически несогласованное определение не соответствует закону.
Понятие «Экологическая безопасность».
Понятие «экологической безопасности» трактуется по-разному. У Ефимовой Е. И. [13] это «состояние защищенности» объекта (личности, территории, промышленного или природного объекта) от угроз со стороны загрязненных природных объектов.
У Серова Г. П. [14] определяется, как «состояние объекта» (природного или техногенного), при котором отсутствует угроза окружающей среде со стороны этого объекта.
В справочном пособии [15] экологическая безопасность трактуется как отсутствие недопустимого экологического риска, связанного с возможностью нанесения ущерба.
Из этих определений видно, что человек может выступать в качестве источника экологических рисков, а может быть жертвой обострившейся экологической ситуации. Это подтверждает ту мысль, что экологические риски всеобщи, непредсказуемы и демократичны.
Наличие стольких определений «экологической безопасности» объясняется еще и тем, что это понятие законодательно не определено, хотя ситуация, сложившаяся в этой области, требует немедленного утверждения термина «экологическая безопасность».
Тема «Анализ терминов и определений, используемых в системе управления безопасностью жизнедеятельности» на мой взгляд, остается открытой. Как показывает данная работа, существует много мнений и взглядов на эту проблему каждое из них, конечно, имеет право на существование, так как в спорах рождается истина.
Эта тема, безусловно, является актуальной на сегодняшний день, в пользу чего говорит проведение многочисленных выставок, конференций, семинаров, посвященных терминологии, используемой в системе управления безопасностью жизнедеятельности.
Все эти определения, по моему мнению, в первую очередь должны учитывать интересы человека и общества и рассматриваться в единой системе «объект защиты – источник опасности».
В настоящее время в действующих законах и нормативно-технических документах наблюдается неоднозначность определений терминов, используемых в такой важной сфере деятельности, как обеспечение безопасности, что в конечном итоге приводит к правовой неопределенности.
Однако, на данный момент уже вводятся в действие законы и государственные стандарты, согласующиеся с международными, что является несомненным успехом в области безопасности.
По моему мнению, для реализации современной концепции безопасности необходима коренная переработка соответствующей законодательной базы. Должна быть проведена работа по приведению определений основных терминов в области безопасности к единообразию, по формированию единого терминологического поля и составлению словаря терминов безопасности, используя предыдущие наработки, опыт, учитывая мнения специалистов в сфере управления безопасностью жизнедеятельности.