Нужен нормативный документ, в соответствии с которым работникам государственных и муниципальных учреждений, в частности работникам дома-интерната, запрещается принимать в дар и совершать сделки в отношении имущества поступивших в дома-интернаты граждан.
В законодательстве РФ отсутствует понятие дома-интерната. В соответствии с ОКОНХ в ред. от 7.06.95 г. интернаты бывают двух типов: дома-интернаты для престарелых и инвалидов и школы-интернаты и школы-интернаты для детей с недостатками умственного и физического развития. Обычно под словом «интернат» понимаются специализированные лечебно-профилактические и учебно-воспитательные заведения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В данном случае необходимо установить, имеют ли право работники вышеуказанных учреждений совершать сделки или принимать в дар имущество граждан, поступивших в интернаты.
В соответствии со ст. 575 ГК РФ «не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда:
работникам лечебных, воспитательных учреждений, учреждений социальной защиты и других аналогичных учреждений гражданами, находящимися в них на лечении, содержании или воспитании, супругами и родственниками этих граждан...»
Таким образом, работникам вышеуказанных учреждений ГК РФ прямо запрещено принимать подарки, размером более 5 МРОТ, от содержащихся в этих учреждениях граждан.
Вопрос относительно других сделок с имуществом содержащихся в учреждениях граждан не может быть решен так однозначно совершение сделок с имуществом граждан зависит от объема дееспособности этих граждан и наличия у них законных представителей, опекунов или попечителей.
Согласно ГК РФ опека назначается над малолетними и лицами, признанными судом недееспособными, попечительство — над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет и лицами, признанными судом ограниченно дееспособными. Согласно ч. 2 ст. 32 ГК РФ «опекуны являются представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки». Согласно ч. 2 ст. 33 ГК РФ «попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно». Т.е. совершать сделки с имуществом граждан работники интернатов имеют только в том случае, если они являются опекунами этих граждан. При этом они обязаны действовать в интересах подопечного — сделка, совершенная не в интересах подопечного, будет являться оспоримой и может быть оспорена в суде.
Согласно п. 4 ст. 35 «опекунами и попечителями граждан, нуждающихся в опеке или попечительстве и находящихся или помещенных в соответствующие воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения или другие аналогичные учреждения, являются эти учреждения».
Т.е. сначала необходимо установить, какие граждане в каких из указанных выше учреждений являются нуждающимися в опеке.
Правовое положение домов-интернатов для престарелых и инвалидов регулируется ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.95 N122-ФЗ. Однако в этом законе не установлено, являются ли престарелые и инвалиды, поступающие в такие интернаты ограниченно дееспособными или недееспособными. В ч.1 ст.21 указанного закона говорится, что «администрация стационарного учреждения социального обслуживания обязана исполнять возложенные на нее функции опекунов и попечителей в отношении граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в опеке или попечительстве», из чего следует, что в интернат могут быть помещены как дееспособные, так и недееспособные престарелые люди, имеющие или не имеющие опекуна. В случае, если в интернат помещены недееспособные престарелые, не имеющие опекуна, обязанности такого опекуна в соответствии с п.4 ст.35 ГК РФ будет выполнять интернат, который и будет иметь право распоряжаться имуществом подопечного на основании ГК РФ. Также интернат будет выполнять обязанности опекуна, если в него помещен малолетний или недееспособный инвалид, не имеющий родителей или законных представителей.
Под школой-интернатом согласно абз. 2 п. 1 «Типового положения об общеобразовательной школе-интернате», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 №612 в ред. Постановлений Правительства от 14.10.1996 №1203 и от 28.08.1997 №1117, понимаются «общеобразовательные школы-интернаты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, в том числе с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии-интернаты, лицеи-интернаты». Согласно п.26 этого же Положения «зачисление детей в школу-интернат производится по заявлению родителей (законных представителей), а в отдельных случаях — по решению органов опеки и попечительства, муниципальных органов управления образованием». Т.е. большинство обучающихся в школах-интернатах уже имеют либо родителей, либо иных законных представителей, которые и распоряжаются имуществом подопечных, и, соответственно, интернат не имеет права распоряжаться их имуществом. Однако, в соответствии с абз. 2 п. 27 Типового положения «в тех районах, где отсутствуют образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в школу-интернат могут быть приняты данные категории детей». О правовом положении этих детей и их имущества в Типовом положении ничего не говорится. Однако, вероятно, в данном случае следует применить аналогию гражданского закона и в отношении этих детей и их имущества руководствоваться п. 4 ст. 35 ГК РФ и соответствующими нормативными актами.
Под интернатами для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно абз. 2 п. 1 «Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 1.07.1995 №676 в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.10.1996 №1203, 28.08.1997 №1117, 30.03.1998 №366, понимаются «детские дома (для детей раннего (с 1,5 до 3 лет), дошкольного, школьного возрастов, смешанные), детские дома-школы, школы-интернаты для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальные (коррекционные) детские дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии, специальные (коррекционные) школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии». В соответствии с письмом Минсоцзащиты РФ от 25.01.1995 №318/1-34 «О понятии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к числу детей-сирот относятся дети, у которых умерли оба или единственный родитель (одинокая мать). К числу детей, оставшихся без попечения родителей, относятся те, кто остался без попечения единственного или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, признанием родителей безвестно отсутствующими или недееспособными, объявлением их умершими, длительной болезнью родителей, препятствующей выполнению ими родительских обязанностей, отбыванием наказания в местах заключения и нахождения под стражей в период следствия. В соответствии с п. 24 Типового положения в учреждение принимаются дети-сироты, дети, отобранные у родителей по решению суда, дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а также местонахождение родителей которых не установлено. Указанные категории детей, как правило, поступают в интернаты без назначенного опекуна, а соответственно функции опекуна будут выполняться данными учреждениями. Согласно ст. 25 Типового положения «в учреждения могу временно приниматься дети одиноких матерей (отцов), а также дети безработных, беженцев, вынужденных переселенцев, а также из семей, пострадавших от стихийных бедствий и не имеющих постоянного места жительства, на срок не более одного года». Такие дети имеют родителей или других законных представителей, а соответственно их имуществом будут распоряжаться их представители.
Таким образом были выяснены категории граждан, которые находятся под опекой соответствующих учреждений.
Распоряжение имуществом подопечного должно происходить в строгом соответствии с ГК РФ и другими нормативными актами РФ. В ГК РФ распоряжению имуществом подопечного посвящены ст. ст. 37 и 38.
«Статья 37. Распоряжение имуществом подопечного
1. Доходы подопечного гражданина, в том числе доходы, причитающиеся подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, расходуются опекуном или попечителем исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства.
Без предварительного разрешения органа опеки и попечительства опекун или попечитель вправе производить необходимые для содержания подопечного расходы за счет сумм, причитающихся подопечному в качестве его дохода.
2. Опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель — давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного.
Порядок управления имуществом подопечного определяется законом.
3. Опекун, попечитель, их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками.
Статья 38. Доверительное управление имуществом подопечного
1. При необходимости постоянного управления недвижимым и ценным движимым имуществом подопечного орган опеки и попечительства заключает с управляющим, определенным этим органом, договор о доверительном управлении таким имуществом. В этом случае опекун или попечитель сохраняет свои полномочия в отношении того имущества подопечного, которое не передано в доверительное управление.
При осуществлении управляющим правомочий по управлению имуществом подопечного на управляющего распространяется действие правил, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 37 настоящего Кодекса.
2. Доверительное управление имуществом подопечного прекращается по основаниям, предусмотренным законом для прекращения договора о доверительном управлении имуществом, а также в случаях прекращения опеки и попечительства.»
Согласно п. 10 ст. 12 ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» граждане пожилого возраста и инвалиды имеют право на «сохранение занимаемых ими по договору найма или аренды жилых помещений в домах государственного, муниципального и общественного жилищных фондов в течение шести месяцев с момента поступления в стационарное учреждение социального обслуживания, а в случаях, если в жилых помещениях остались проживать члены их семей, - в течение всего времени пребывания в этом учреждении». Из этого можно сделать вывод, что жилые помещения, занимаемые по договору найма или аренды гражданами пожилого возраста и инвалидами, в течение 6 месяцев с момента поступления гражданина в интернат освобождаются и возвращаются в государственный, муниципальный или общественный фонд, т.е. не относятся к имуществу гражданина, которым может распоряжаться интернат, выступающий в роли опекуна.
Согласно ч. 1 ст. 148 СК РФ дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на «сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением», т.е. при поступлении в интернат дети не могут быть лишены жилого помещения.
Согласно ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ от 21.12.1996 г. в ред. от 8.02.1998 г.:
«1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
4. Требование законодательства о необходимости предварительного разрешения органов опеки и попечительства на совершение сделок в отношении приватизированных жилых помещений, собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, распространяется также на жилые помещения, в которых несовершеннолетние временно отсутствуют, однако на момент приватизации имеют на это жилое помещение равные с собственником либо нанимателем права.
5. В случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители или иные законные представители несовершеннолетних в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договоры передачи жилых помещений в собственность несовершеннолетним, не достигшим возраста 14 лет, оформляются по заявлениям их законных представителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства или при необходимости по инициативе таких органов. Указанные договоры несовершеннолетними, достигшими возраста 14 лет, оформляются самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства.
7. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гарантируется право собственности на земельные участки, ранее предоставленные их родителям на правах собственности, постоянного (бессрочного) пользования для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, индивидуального жилищного строительства, дачного хозяйства, а также на земельные доли, права на которые были получены родителями в ходе приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса».