Запрещенныеметоды и средства ведения военных действий
Средства ведения военных действий - это оружие и иная военная техника, применяемые вооруженными силами воюющих для уничтожения живой силы и материальных средств противника для подавления его сил и способности к сопротивлению.
Современное международное право ограничивает государства в применении средств, необходимых для достижения целей войны.
Источники регулирования этого вопроса - Петербургская декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1868г., Гаагские конвенции 1899 и 1907 годов о законах и обычаях сухопутной войны, о бомбардировании морскими силами во время войны, о правах и обязанностях нейтральных держав в случае морской войны и др. (всего 13) [первоначально в них существовала «оговорка всеобщности», от которой в дальнейшем отказались]. Дальнейшее распространение - Женевские конвенции 1949 г. о защите жертв войны. Позднее к ним были приняты два дополнительных протокола, в соответствии с которыми стороны обязуются направлять военные действия только против комбатантов и военных объектов.
Современное международное право запрещает следующие средства ведения войны:
-снаряды, которые при весе менее 400 г имеют свойство взрывчатости или снаряжены ударным или горючим составом (1868 г.);
-пули, легко разворачивающиеся или сплющивающиеся в человеческом теле, к которым относятся пули с твердой оболочкой, не покрывающей всего сердечника или имеющей надрезы (1899 г.);
-любое оружие, основное действие которых заключается в нанесении повреждений осколками, которые не обнаруживаются в теле человека с помощью рентгеновских лучей, а также мин ловушек, напоминающих детские игрушки (Конвенция о запрещении применения конкретных видов обычного оружия 1981 г.);
-снаряды, единственное назначение которых - распространять удушающие или вредоносные газы (1899 г.);
-яды или отравленное оружие (1907 г.);
-автоматически взрывающиеся от соприкосновения морские мины, которые не делаются безопасными через час после потери над ними контроля (1907 г.);
-самодвижущиеся мины, которые не попав в цель не делаются безопасными (1907 г.);
-автоматически взрывающиеся от соприкосновения мины, поставленные у берегов и портов противника с единственной целью прерывать торговое мореплавание;
-удушливые, ядовитые и другие газы равно как и всякие аналогичные жидкости, вещества и процессы (1925 г. - Женевский протокол);
-бактериологические (биологические) средства ведения войны и токсины (Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления;
в условиях военно-технического прогресса исключительно актуальной становится проблема сокращения оружия массового истребления, причем вовсе не обязательно, чтобы применение этого оружия имело немедленный уничтожающий эффект;
в 1995 г. к Конвенции 1981 года был принят протокол, запрещающий применять и передавать лазерное оружие, специально предназначенное для причинения постоянной слепоты.
1998 г. - Конвенция о запрещении противопехотных мин (РФ не прис.)
Рассмотрим подробнее международное регулирование применение или неприменение конкретных видов ОМП.
Яд иотравленное оружие
Согласно ст. 23 а IV Гаагской конвенции, кроме ограничений, установленных особыми соглашениями, воспрещается применять во время вооруженных конфликтов яд и отравленное оружие.
Аналогичное положение существовало ранее в обычном МП и существуют различные точки зрения об соотношении: ст. 23 отражает ранее действующую обычную норму. ст. 23 вошла в общее МП и как таковая обязательна как для участников так и для неучастников этой конвенции.
ряд юристов вообще не высказываются по поводу обязательности для неучастников, лишь упоминая ст. 23.
Химическое ибактериологическое оружие
Запрещение использовать на войне удушливые и иные ядовитые газы было предусмотрено еще Гаагскими конвенциями начала века. Уже они брали под свою защиту как мирное население так и комбатантов.
В список военных преступлений, подготовленный Комиссией по установлению ответственности виновников войны, созданной союзными державамина Мирной конференции в Париже в 1919 г., было внесено примерение вредных и удушливых газов.
Наиболее универсальный запрет использования химического оружия содержится в Женевском протоколе 1925 года. Стороны исходили из того, что «применение на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов, равно как и всяких аналогичных жидкостей ,веществ и процессов, справедливо было осуждено общественным мнением всего мира (особенно после WWI)». Ввиду этого они соглашаются распространить это запрещение и на бактериологические средства ведения войны. Кроме того, в этом протоколе дано более детальное понятие химического и бактериологического оружия с учетом всей правтики использования. Формулировки протокола достаточно гибки, чтобы под них позднее могли попасть и новые виды химического оружия.
При подписании Женевского протокола некоторые страны сделали оговорки. Их смысл сводится к тому, что Протокол обязателен только для тех государств, которые его подписали и ратифицировали или которые к ниму присоединились. В случае вооруженного конфликта участники протокола считают себя связанными его требованиями до тех пор, пока противник не нарушает положений протокола.
Некоторые юристы считают, что на химическое оружие распространяется и вышеуказанная статья 23 Гаагской конференции.
В 1971 г. была принята Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) оружия.
Зажигательноеоружие
Широкое применение напалма во время вооруженных конфликтов во Вьетнаме и в Корее вызвало значительный интерес к юридическим нормам, относящимся к зажигательному оружию вообще. Вопрос этот был затронут еще в 1868 г. (см. п. 1 выше). В Гаагском проекте Правил воздушной войны было установлено, что использование снарядов весом до 400 г является законным, если оно носит оборонительный характер. В уставах некоторых стран содержится положения о возможности применения и более тяжелых снарядов при огне с самолетов или против самолетов.
Постепенно зажигательное оружие получило такое большое развитие, что заняло видное место в иерархии современных вооружений (особенно напалм).
В докладе Генсека ООН по вопросу о боевых зажигательных средствах. Наиболее важные выводы сводятся к следующему:
Последствия неприменения напалма носят неизбирательный характер.
Ожоги, полученные в результате его применения причиняют мучительные страдания.
Повреждения в большинстве случаев являются чрезмерными.
Поражающее воздействие дополняется токсическим воздействием.
Широкое применение ведет к непоправимым экологическим изменениям.
В целом доклад стоит на той позиции, что необходимо выработать меры по запрещению использования производства, разработки и накопления напалма. Такое пожелание выразила и Генеральная Ассамблея ООН в своей резолюции от 29 ноября 1972 г.
Оружиеэкоцида
Экоцид включает в себя запрещенные международным правом методы ведения войны и имеет своей целью разрушить окружающую жизненно важную для человека природную среду и подорвать нормальные связи между человеком и природой.
МП регулирование этого вопроса мы находим также в Женевском протоколе 1925 г., т.к. он касается, очевидно, не только оружия, которое непосредственно направлено на отравление человека или причинение вреда его здоровью, но и оружия, которое имеет своим последствием создание условий для последующего массового отравления людей.
В Декларации Мартенса (принятой вместе с Женевским протоколом) указывается, что при возникновении ситуаций, непосредственно не предусмотренных правом вооруженных конфликтов, они должны регулироваться общепризнанными гуманитарными принципами МП.
По мнению известного американского юриста-международника Ричарда Фолка это следующие:
необходимости
гуманности
пропорциональности (поражение чисто военных объектов, но не более)
дискриминации (избирательности)
В соответствии с Гаагской конвенцией 1907. государства, захватившим неприятельскую территорию, обязаны сохранять недвижимость, земельные угодья, культурные объекты.
NB Возможны управляемые смерчи, искусственные землетрясения…
Ядерноеоружие
В 1996 году Международный Суд ООН вынес консультативное заключение по вопросу о применении ядерного оружия. Заключение сводилось к тому, что суд, учитывая права государств на отражение агрессии (в т.ч.) ядерной и т.п. не может сделать вывод о недопустимости применения ядерного оружия или противоречии его международному праву. Т.е., как сказал Колосов, это плохо, но можно.