Районный центр – село Тоцкое – одно из первых поселений в нашей области. Оно было заложено первым начальником Оренбургской экспедиции Кириловым в августе 1736г. в устье речки Сороки в качестве военного укрепления на “Московской дороге”. Дорога связывала Оренбург на Ори с центром России. Место для постройки крепости выбрано было неудачно, весной ее заливало водой, поэтому в 1746 г. крепость перенесли на современное место.
Тоцкая крепость была названа по имени реки Ток которая за 30 верст ниже впадает в реку Самару с правой стороны. Она была построена за полверст от реки Самары на высоком берегу реки Нижней или Большой Сороки. Крепость представляла собой четырехугольную земляную насыпь, внутри которой была построена деревянная башня. Все работы по строительству были закончены к 26 октября 1736 года по старому стилю.
Гарнизон Тоцкой крепости состоял из 1 роты драгунской и полутора пехотных. Всего в крепости насчитывалось более 200 человек. Во главе крепости стоял комендант.
Все эти укрепленные поселения первоначально представляли из себя простые стратегические пункты с военным укладом жизни, но с течением времени они постепенно принимали характер военных поселений, где казаки стали заниматься рыболовством, скотоводством и земледелием.
19 июня 1743г. был заложен г.Оренбург, а 15 марта 1744г. издан приказ правительства об образовании новой губернии Русского государства, которая была названа Оренбургской.
Как и все прочие крепости по реке Самаре, она заселялась очень быстро. Первые начальники Оренбургских экспедиций и комиссий – Кирилов, Татищев, Урусов на основании указов правительства принимали на поселение в крепостях по реке Самаре людей, которые показывали о себе, что они не крепостные и, что не положены “в подушный оклад”. Услышав об этом, в Самару, местопребывание первых начальников будущего Оренбургского края, устремился самый разнообразный люд. Переселенцам выдавалась небольшая денежная ссуда и провиант. В Тоцкое было направлено также 30 ссыльных вместе со своими семьями. По переписи с 1740 в крепости числилось 398 человек. Почти половина казаков были родом с Поволжья, остальные – из Московских уездов, а также Петербурга, Твери, Углича и др.
Перепись показывает, что первые жители были детьми бывших крепостных крестьян. Почти все русские. Из 148 казаков расписались под своими показаниями только трое, остальные были неграмотные.
За исключением ссыльных, насильно поселенных в Тоцкой крепости, все были самым обездоленным людом, который в условиях феодально-крепостнического строя надеялся найти себе лучшую долю в Оренбургских степях. Недаром вр время Крестьянской войны 1773-1775г.г. казаки крепости активно поддерживали Пугачева, а атаман Чулошников стал видным участником восстания.
Несмотря на громкое название “крепость”, укрепления ее были примитивны и в 60-х г. 18 века находились в запущенном состоянии. По данным Рычкова, в ней в это время было до полутораста дворов. Население состояло из военно-служивого сословия.
В течение 18 века население крепости удвоилось. В 1795 г. оно достигло 744 человек. В 30-х г. прошлого века большинство казаков Тоцкой станицы были переведены в стапи левобережья Урала выше Орской крепости, в так называемый Новолинейный район. Казачья станица была упразднена.
С середины 19 века село стало волостным центром Бузулукского уезда Самарской губернии. На казачьих земля бывшей Тоцкой станицы стали селиться русские крестьяне, переселенцы из европейской части России.
Население Тоцкого стало быстро увеличиваться, особенно после проведения железной дороги Самара – Оренбург. В 1910г. здесь насчитывалось 1072 двора с населением 6700 человек. Первые жители крепости с большим трудом осваивали девственную степь. Академик Паллас писал: “Здешние жители по причине худой пашни едва имеют пропитание. Почти вся земля содержит в себе соль и в иных местах так много, что никакой хлеб на оных не родиться”. Но он ничего не писал о том, что для обработки земли беглые крестьяне и казаки имели лишь сохи да деревянные бороны, с помощью которых невозможно было поднять богатые целинные земли. Лишь со временем жители бывшей Тоцкой крепости и крестьяне-переселенцы приспособились к местным природным особенностям и с\х, стало их основным занятием. В настоящее время Тоцкое – один из крупных районных центров области.
Рядовые казаки должны были на свои деньги покупать оружие, лошадей и с\х инвентарь, не получая жалование от государства.
Крестьяне, искавшие воли и счастья, снова попадали в зависимость от царских градоначальников и комендантов крепостей, которые собирали с них налоги.
За казаками и солдатами шли помещики из центральных районов, захватывая лучшие земли, водоемы и леса.
В жалких домах жили большие семья, доходившие до 20-25 человек. Такая скученность поражала различные эпидемические заболевания, уносившие десятки жизней, особенно детей. Всю зиму женщины на самодельных станках ткали холсты, из которых шили одежду. Мужчины плели лапти, которые крестьяне носили во все времена года.
Единственным украшением с.Тоцкого была церковь, которая защищала интересы господствующих классов.
Царское правительство не заботилось об образовании населения. Только через 100 лет после основания села была открыта школа. Учащиеся занимались не более 5-и месяцев в году, и то не все, так как многие из них вместе с родителями до глубокой осени были заняты на полевых работах, а зимой не могли ходить в школу из-за отсутствия одежды и обуви.
Игры в карты, кулачные бои – вот все “развлечения” жителей Тоцкого в то время.
Время нищеты и бесправия, неграмотности и бескультурья кануло в вечность после победы Великой Октябрьской социалистической революции.
Под руководством коммуниста Жилякова в феврале 1918г. на сельском сходе крестьян-бедняков в Тоцком был выбран сельский Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.
Сельский Совет развернул кипучую деятельность: организовал библиотеку для общего пользования в доме выселенного кулака, организовал дружину для подавления сопротивления кулачества.
Но классовый враг не дремал. Кулак Деваев Гаврила, организовав вокруг себя несознательную часть крестьян, переизбрал сельский совет и пытался восстановить старые порядки. Кулацкий совет существовал не долго. Из г.Бузулука в с. Тоцкое приехал представитель уездного комитета РКП (б) и усилкома товарищ Полшков, который помог разоблачить кулацкий совет и провести новые выборы.
В конце марта 1918 г. состоялись выборы Совета, в который было избрано 50 депутатов из середняков и бедняков. Советом были организованы различные комитеты. Комитет земледелия возглавлял Курдюков Ф.Д. Этим комитетом были установлены нормы землепользования, ликвидировано неудобное для крестьян десятиполье и введено трехполье. Но решение Совета не пришлось реализовать: началось наступление мятежного корпуса чехов и белоказаков.
Осенью 1918г. контрреволюционные силы были разгромлены, и часть дружинников-красноармейцев вернулось в родное село.
В октябре 1918г., после одного из заседаний сельского Совета с речью выступил инструктор уездного комитета партии Солопов, который призвал депутатов Совета вступать в Коммунистическую партию. После проведенной беседы 11 депутатов вступили в ряды РКП(б). Так впервые была создана партийная организация в селе. К февралю 1919г. в парторганизации насчитывалось уже 80 коммунистов.
В 1920г. парторганизацией с.Тоцкого была организованна коммуна “Маяк” недалеко от Погроминского техникума. В августе 1921г. на нее налетела банда Сарафанчикова. Для защиты коммуны, партийная организация послала отряд из 25 человек, который под прикрытием бронепоезда и с помощью отряда чрезвычайного назначения, посланного из с.Андреевки, должен был разгромить банду.
После разгрома этой банды и кулацких элементов наступила новая жизнь для бедняков села.
В 1929г. крестьяне с.Тоцкого объединились в 3 колхоза: “Маяк Ильича”, “Искра”, “Магнит”.
В 1959г. колхозы “Маяк Ильича” и “Искра” объединились в крупную сельхозартель, названную “Россией”. Колхоз “Манит” объединился с другими артелями и был назван “Родиной”.
Передовые колхозники являются депутатами местных Советов, награждены медалями, орденами, почетными грамотами.
С развитием и укреплением артельного хозяйства повышается материальное благосостояние, и культурный уровень тружеников села. Радио и электросвет, книги и газеты вошли в быт каждой семьи. Никелированные койки, диваны, полумягкие стулья, тюлевые шторы стали обычным убранством домов колхозников. Когда-то крестьяне хлеба досыта не наедались, сейчас же колхозники не только сыта, обуты и одеты, но имеют возможность приобретать такие ценные вещи, как мотоциклы, велосипеды и т.д.
Здесь имеются 2 средние школы – дневная и вечерняя, Дом культуры, 3 библиотеки с книжным фондом более 50000 томов и насчитывающие более 3000 читателей.
Пышным цветом цветет жизнь тружеников села под солнцем Советской Конституции.
Героизм советских людей в годы Отечественной войны стал подлинно массовым явлением. Каждый из 1419 дней и ночей войны рождал героев. Но были среди них и храбрейшие их храбрых.
Более 600 наших летчиков таранили в небе боевые фашистские машины, 500 экипажей направили горящие самолёты на скопления врагов.
Свыше 300 воинов(солдат, сержантов, старшин, офицеров) представителей многих национальностей стали боевыми побратимами Александра Матросова.
Римма Шершнева родилась в небольшом городке Добруш Гомельской области, училась в минской школе, куда переехала с родителями в возрасте 8 лет.
Римма окончила 9 классов, когда началась война с фашистами. В первый день войны ушел на фронт ее отец, а Римма с мамой эвакуировалась в далекий тыл село Тоцкое Оренбургской области.
В Тоцком Римма окончила 10 класс и работала в колхозе. Юные мысли с каждым днем тревожно беспокоили Римму: она хотела на фронт, поделилась желанием с мамой, подругами, много раз писала в Москву, в ЦК комсомола с просьбой направить в действующую армию.
Наконец, ее пригласили в столицу нашей Родины – Москву. Девушку направили в специальную школу, где готовили людей для работы во вражеском тылу. Преподаватели удивлялись, откуда у этой невысокой, кареглазой девушки столько силы и энергии. Не всякому парню по плечу было такое опасное и ответственное дело.
После успешного окончания спецшколы Римма оказалась в белорусском комсомольско-молодежном партизанском отряде имени Гастелло.
Отряд отправился в Белоруссию их Подмосковья, через линию фронта. Нелегким был этот поход в 50 дней и ночей. Двигались пешим порядком, обоженным войной деревням, по пепелищам, мимо виселиц, по дорогам и тропинкам.
Потом ЦК комсомола Беларуссии утвердил ее связной. Ходила она по лесам и пущам от отряда к отряду, от населенного пункта к другому, расклеивала листовки, пересказывала сводки Совинформбюро, устанавливала связь с подпольными партийными и комсомольскими организациями.
Наступил август 1942г… Партизаны отряда имени Гастелло, в котором она снова оказалась, решили разгромить крупный гарнизон противника в деревне Ломовичи Октябрьского района на Гомельщине. На рассвете 24ноября этого огненнго года завязался бой.
Перекресток улиц прикрывал немецкий дзот с круговым обстрелом. Он не давал возможности продвинуться 2 группам партизан и в этой обстановке впереди всех оказалась Римма Шершнева…
Разбирая потом подробности боя, партизаны недоумевали: как? Ей следовало находиться в другом месте, но случилось именно так - Римма впереди всех. Вот она пробежала шагов 15-20, упала в снег, поползла к дзоту. Вскочила, взмахнула гранатой-лимонкой “Ф-1”, но дзот продолжал поливать партизан свинцовым дождем и, тогда девушка решительно бросилась на пулемет, закрыла его своим телом.
Партизаны в ярости рванули вперед, и гарнизон противника пал.
Я подбежал к дзоту, залез на него, - вспоминал боевой товарищ Риммы, Чистов. – Гляжу: наша маленькая Рима безжизненно повисла на вражеском пулемете, закрыв своим телом смертельный квадрат амбразуры. Осторожно подтащил ее наверх, на купол дзота. Смотрю – она дышит.
После этого боя населенный пункт Ломовичи был освобожден, - дополнила его рассказ фронтовая подруга Риммы, Кирова, - а Римму, в теле которой еще теплилась жизнь, ребята перенесли в избу, где расположился медпункт доктора Швец. Он все, чтобы спасти Римму. Мы с Ниной Макаровой были постели и не могли, не хотели верить, что смерть находиться у ее изголовья… Тяжело раненная, обессилившая от большой потери крови Римма металась в бреду. Лишь однажды, очнувшись, она сказала нам: “Вот, девочки, и повоевала я… Только, пожалуйста, не пишите маме, что меня ранило”.
Римма Ивановна Шершнева посмертно награждена орденом Красного Знамени.