МОЛОДЕЖЬ: ОТНОШЕНИЕ К СМЕРТИ
Проблема смерти в социологической литературе обсуждалась не часто. Cоциологам показалось интересным выяснить, как современная молодежь, "фильтруя" воздействие общества, относится к смерти. Лавриковой Ириной Николаевной, киндидитом философских наук был проведен социологический опрос, который стал источником любопытной информации, укрепившей меня во мнении, что отношение к смерти – верный индикатор отношения к жизни как конкретноного человека, так и общества в целом. Опрос состоялся в мае 1997 г. среди студентов Тверского государственного технического университета по тестам У. Шибла, опубликованным в сборнике И.Т. Фролова. В анкетировании приняло участие 150 респондентов: 90 юношей и 60 девушек, преимущественно в возрасте 18-19 лет. Ниже ознакомлю вас со статёй И.Н.Лавриковой,в которой подробно рассказывается и о самом соцопросе,и о её мнении в частности.
“Вполне допускаю возражения: "подобные опросы могут ранить психику", "рано в таком возрасте говорить о смерти" и т.д. Такая реакция естественна, так как наше общество длительное время тщательно "закрывалось" от проблем, связанных со смертью и умиранием. Но в прогнозах я не ошиблась: студенты были готовы к разговору. Традиционная русская открытость и потребность высказаться, поделиться мыслями на сложную тему, желание разобраться в том, что не дает покоя, выплеснуться, – все это присутствовало в опросе и дало интересный материал для размышлений.
Заранее оговорюсь, что описания подобных исследований в доступной литературе не встречались, хотя сравнение с ответами студенчества советского периода, скажем, 70-х годов.было бы интересно. Ниже приведена краткая характеристика результатов анкетирования.
На вопрос "Что такое смерть" у молодых людей преобладали ответы: "переход в более совершенный мир" (19,3% от числа опрошенных); "процесс отделения души от тела" (18%); "прекращение биологического существования" (12%); "подведение итогов жизни" (7,3%); кроме того: "начало вечной жизни", "свобода", "жизнь после жизни". Интересно,что американские студенты, согласно литературе,чаще всего отвечали, что смерть – "остановка функций человеческого тела", "прекращение существования", "конец всего", "начало и конец одновременно" и т.д.
На прямой вопрос: "Можете ли Вы представить себе свою собственную смерть?" положительно ответили 30% респондентов, отрицательно – 54,7%; 3,3% опрошенных заявили, что не хотят представлять, страшно об этом думать, а 2% признали, что "мы живем в таком мире, где практически ничего нельзя предугадать – можно умереть от старости, а можно окончить свое существование с пулей в голове"; лишь единицы собираются "умереть достойно", "в глубокой старости, в окружении детей, внуков и правнуков". "Является ли смерть необходимостью или же она представляет собой разновидность недуга, с которым человек сможет когда-нибудь справиться?". У американцев ответы на этот вопрос разделились почти поровну. Одни считали, что смерть может быть элиминирована полностью или частично; не может быть побеждена, является необходимой для эволюции души, для определения жизни, для контроля за народонаселением. Другие считали, что смерть ни необходима, ни не может быть побеждена – она просто существует. По данным проведенного мной опроса, смерть – это: "необходимость; закономерность; все имеет начало и конец" (71,3% ответов); "она ильнее человека" (5,3%); "все во власти Бога" (0,7%); только б,7% указали, что это едут и 4% верят, что с развитием НТР "возможно продление жизни".
"Хороша или плоха смерть? Почему?". В ответе на данный вопрос поразили подробости описания причин того или иного отношения к смерти. "Хороша" – ответили 4,7% опрошенных, объясняя следующим образом: "так как дается свыше"; "необхоима для человечества, так как природные ресурсы ограничены"; "заставляет быть человечным", "благо, которое избавляет от физических и душевных мук"; "как логиеское завершение жизни", "после смерти будет лучше". Противоположный ответ дали 2б,7% опрошенных, формулируя следующие причины: "порождает страх перед неизвестностью", "неизбежна", "если умирает ребенок", "влечет за собой разрыв с одными". Другие варианты ответа: "закономерна", "естественна как сон, дыхание", не хороша и не плоха", "зависит от конкретной ситуации" (17%). В ответах читается определенное отношение к религии как реальной опоре в наше суетливое время; оно дает мне основание не соглашаться с выводами о том, что: "Будущее, во всяком лучае то будущее, которое можно увидеть, экстраполируя теперешние тенденции – не за религией..."
Любопытны ответы на вопрос: "Что Вы думаете о связанных со смертью церемониях?'. У нас – 25,3% тудентов считают, что это традиция, к которой нужно относиться с уважением; 2,7% – что "традиции более нужны живым, чем мертвым"; около 10% заявляют, что современные церемонии не нравятся", "кощунственны", "усугубляют горе живых", не нравится застолье после похорон".
А вот в ответах на вопрос: "Не было ли у Вас желания умереть? Если да, то почему?", давших 28% положительных ответов (при б0% отрицательных), студенты не были оригинальны в перечислении причин подобных настроений: "из любопытства", испугать", "жизнь – наказание Господне", социальные и личные неурядицы (включая повестку в армию).Последняя причина не случайна: война в Чечне (опускаем "дедов- щину" и прочие беспорядки в Вооруженных Силах) – это ли не реальная угроза для жизни молодого человека?
Отвечая на вопрос: "Обдумывали ли Вы когда-нибудь или пытались покончить жизнь самоубийством? Если да, то почему?" – 18% опрошенных дали положительный ответ. Одной из "социальных" причин такого поступка указывается заболевание 'СПИДом. И только около 5% ответили: "Никто не вправе лишать себя жизни, так как это грех".
Страх смерти испытывают около 28% опрошенных, 39,3% его отрицают. Даны следующие комментарии: "от смерти не уйти, надо радоваться ее приходу", "в последнее время многие боятся жить", "боюсь процесса умирания, но не смерти", "бояться бессмысленно, легче не станет, а позже от этого она не придет". Видимо, характерно для молодых, что некоторые боятся не смерти, а разрыва с близкими.
В бессмертие верят Зб,7% респондентов, не верят – 44,7%. Не удивляет (при наших оциальных неурядицах), что только 2% опрошенных представляют свое бессмертие в детях и внуках, большинство же верят именно в бессмертие души. Очевидно поэтому на вопрос: "Верите ли Вы, что у Вас есть душаТ' подавляющее большинство (87,3%) ответили утвердительно. Итак, несмотря на многолетнюю пропаганду атеизма в России, вера в загробную жизнь как составляющая нашей религиозной традиции по прежнему распространена.
Был задан вопрос: "Думаете ли Вы, что наука может сделать человека полностью или отчасти бессмертным?'. С этим утверждением согласились около Зб%, не согласились – 42,7% с комментариями: "бессмысленно", "это будет не человек". Для равнения: по результатам опроса У. ”ибла, ответов, подтверждающих веру в науку, 3 раза больше, чем ответов, не признающих ее возможности. Полагаю, что результаты подобного рода – косвенное свидетельство дискредитации науки в нашем обществе. Дату своей смерти хотели бы знать только 15%, большинство (80%) не проявили к этому интереса. И далее на вопрос: "Хотели бы Вы, чтобы врач сообщил Вам о том, что Вы смертельно больны (если бы это было действительно так)?" ответили согласием 53,3%, против этого – 40% опрошенных. Некоторые отмечали, что хотели бы получить подобную информацию в зависимости от болезни: если она опасна для окружающих – "да", не опасна – "нет". Ответы на вопрос:" Необходимо ли поддерживать жизнь умирающего человека при любых условиях?" разделились почти поровну – "да" – 31%, "нет" – З2%. Невольно задумываешься о причинах такой жесткости: что это – озлобление или обесценивание человеческой жизни? В то же время студенты считают, что поддерживать жизнь умирающего следует: "при малейшем шансе выжить" (около 20%); "когда человек хочет жить" (около 20%); "всегда" (около 12%); "зависит от желания человека" (8,7%); кроме того: "если он молод", "если гений", "если нужен обществу" – 5,3%; "если он не болен СПИДом" (!) – около 2%. Возникает тема платежеспособности: "независимо от возможности оплатить услуги врачей".
На завершающий вопрос: "Были ли Вы честны в своих взглядах и оценках?' 85% респондентов ответили положительно. При этом часть из них допускают, что "со временем отношение к смерти изменится".
Безусловно, эти ответы не являются показательными в силу небольшой выборки, однако определенный эмоциональный фон для анализа представлений о смерти в среде наиболее думающей части молодежи они задают. Признаться, впечатление от прочитанных анкет было угнетающим: респонденты в большинстве случаев подробно описывали причины самоубийств, способы, какими планировали это сделать.
Результаты исследований позволяют сделать некоторые выводы: у четвертой части опрошенных наблюдается несколько пессимистическое отношение к жизни, а смерть представляется "освобождением от физических и душевных мук"; приблизительно пятая часть высказала склонность решать возникающие проблемы самым легким способом: "уйти из жизни". Ощущается дефицит психологической поддержки среди молодежи. Если принять во внимание, что опрос делался в студенческой среде, то налицо "больные" темы нашего общества. Опрошенные в массе своей выглядят растерянными перед жесткостью современности. Все это усугубляется тем, что в нашей культуре больной и умирающий человек считается проигравшим . Старость и смерть воспринимаются как поражение, за которым следует социальная незащищенность и унижение, вместо заслуженного уважения и покоя в конце жизненного пути.
Эти ребята – недалекое будущее нашего общества. Полагаю, что данная работа позволяет чуть-чуть заглянуть в это будущее... или речь идет об уже настоящем?”
Вот, собственно, мнение и факты. Рассмотрим теперь причины, которые во многом могли бы объяснить результаты социологического опроса среди студентов России
За последнее десятилетие Россия с ее самыми богатыми в мире природными ресурсами очутилась на грани экономического краха. Объем внутреннего валового продукта упал наполовину, чего не произошло даже в Великую Отечественную войну. Россия стала похожа на страну третьего мира, которая распродает свое сырье – нефть, газ, драгоценные металлы – в обмен на импорт потребительских товаров.
Одновременно в 90-е годы объем инвестиций в экономику России сократился ~на 80%. Из-за недостатка инвестиций многие секторы российской индустрии, влючая авиастроение, машиностроение, пищевую промышленность, производство текстиля и микроэлектронику, практически находятся на грани полного исчезновения. Из страны начали вывозить в огромных количествах капиталы. По оценке МВД, за эти годы из России нелегально было вывезено около 350 млрд. долл. Их переправляли, в частности в чемоданах через таможню аэропорта "Шереметьево-2" ("черный рынок"), переводили в счет оплаты подставным фирмам якобы за услуги, которые на самом деле никогда не оказывались ("серый рынок"), что стало мощной основой для формирования теневой и криминальной экономики, уже с середины 90-х годов включавших в орбиту своего воздействия, по оценкам экспертов, от 45 до 55% валового национального продукта.
Экономические трудности сопровождаются демографической катастрофой. Средняя продолжительность жизни мужчин сократилась более чем на шесть лет по сравнению с 1985 г. В конце 90-х гг. она составляла 57 лет, что является самым низким показателем в индустриальном мире. Из ста русских мальчиков, которые в 1999 г. достигли шестнадцатилетнего возраста, только 54 смогут, согласно статистике, отпраздновать свой шестидесятилетний юбилей. Для сравнения: сто лет назад 56 из каждой сотни шестнадцатилетних ребят из российской провинции имели шанс дожить до шестидесяти.
Разрушительный характер экономической и социальной политики серьезно подорвал здоровье нации. Свыше двух миллионов людей в России больны туберкулезом, причем, количество официально зарегистрированных случаев открытой стадии туберкулеза увеличилось вдвое – с 50 тыс. в 1991 г. до 100 тыс. в 1997 г. Количество больных сифилисом возросло в 57 раз – с 8 тыс. в 1990 г до 450 тыс. в 1997 г. Другие тяжелые заболевания: полиомиелит, холера и даже чума говорят об угрожающем состоянии здоровья общества и всей системы общественной гигиены.
Все это привело к тому, что многие люди живут в условиях постоянного стресса. Задержка в выплате зарплаты от трех до восьми месяцев является результатом спекуляций на всех уровнях экономики. Спасают приусадебные участки, на которых выращивают до 40% общего объема продуктов питания. Отчаяние, вызванное экономической ситуацией, стало причиной роста самоубийств и насилия в обществе.
Информация об экономическом беспределе, о грубом и беззастенчивом грабеже народа, о финансовых аферах, становясь достоянием общественного сознания, приводила одних в изумление, других в потрясение, третьи испытывали чувство растерянности. Немало было возмущенных, протестующих и просто теряющих ориентиры, что имело следствием апатию и безразличие. Иначе говоря, шоковая терапия в экономике привела к шоку общества. Да и как не могло не деформироваться общественное сознание, когда, по мнению советолога, американского профессора С. Коэна, "современная Россия – это страна, в которой 75% населения обнищали или близки к обнищанию, где сирот больше, чем после второй мировой войны... это нищее государство, которому грозят голод, холод и разруха... мы должны говорить о беспрецедентном итоге: о буквальной демодернизации страны"
Делая выводы, нельзя не отметить, что не столь уж и писсимистически смотрит на жизнь современная российская молодёжь и это вдохнавляет.
Используемая литература:
Журнал “Социм” №6 2001г с.3-14
№4 2001г. С.134-136