ВАРИАНТ 7
I. Семья. Семейные правоотношения. Агнатское и когнатское родство.
ПЛАН
1. Основные черты семейного строя.
2. Агнатское и когнатское родство.
1. Основные черты семейного строя. Юристы относили правовой строй римской семьи к числу специфически римских правовых институтов. И действительно, только римский гражданин, вступив в римский брак (iustum matrimonium) мог основать римскую семью.
В древнейший период, как и в других обществах на ранних ступенях развития, в Риме господствовали патриархальные отношения в семье, позже происходит их разложение, ослабление семейных уз. В поздней истории Рима, возможно, отчасти и под влиянием христианской религии, семейные отношения вновь укрепляются.
Законы XII таблиц отразили наличие в Риме крупных семейных образований с исключительно широкими правами домовладыки. Тогда условия быта, состояние сознания людей определяли широкий коллективизм в общественных отношениях и преобладание сильной единоличной власти как в семье, так и в государстве.
Древнеримскую семью в учебной литературе обозначают, как правило, термином familia. Однако familia относится к настолько специфичным институтам Древнего Рима, что употребление современного понятия "семья" для его обозначения на ранних этапах развития является не совсем корректным.
Наиболее характерной чертой римской семьи была, пожалуй, абсолютная власть pater familias и над имуществом, и над подвластными членами семьи.
Вместе с рабами, а первоначально, может быть и вместе с принадлежащими paterfamilias неодушевленными вещами, подвластные образуют familia1. Это слово, которое так или иначе сближается во всех современных языках с понятием кровной связи, в своем первоначальном значении охватывало вовсе не отношение кровной близости, а все то, что было подчинено власти одного и того же paterfamilias — не только его жену, детей, потомство сыновей, но и рабов и скот, и неодушевленные вещи. При этом в древнейшее время власть paterfamilias над женой и детьми и по существу мало отличалась от его прав на раба. Недаром думают, что в глубочайшей древности вся совокупность прав paterfamilias означалась одним словом: manus, кулак, которое в дошедших до нас памятниках означает уже только власть мужа над женой.
Существеннейшее отличие patria potestas от права собственности на раба проявлялось лишь в момент смерти paterfamilias: право собственности на раба переходило к наследнику paterfamilias, оставаясь неизменным в своем содержании, в то время как лица, бывшие in patria potestate, переживали capitus deminutio, которая в данном случае означала не умаление права, а изменение семейного состояния, заключавшееся для некоторых из членов семьи (для сыновей умершего) даже в приобретении полной правоспособности.
В самом деле, после смерти paterfamilias внуки переходили каждый под patria potestas своего отца, жены сыновей paterfamilias оказывались in manu своих мужей, над вдовой paterfamilias, ставшей persona sui iuris, устанавливалась опека сыновей; сыновья же сами становились paterfamilias — носителями полной правоспособности. И вокруг каждого из них складывался такой же круг отношений, основанных на власти и подчинении, как тот, из которого новый paterfamilias вышел. Надо, однако, заметить, что свободный от patria potestas считался paterfamilias и в тех случаях, когда у него не было ни жены, ни детей, ибо paterfamilias — это римский гражданин, не подчиненный patria potestas, это носитель семейной власти, не только осуществляемой, но и потенциальной.
2. Особого уяснения требует различение когнатического и агнатического родства. Без этого строй семейных отношений в Риме останется непонятным.
Первоначальное значение римского слова "фамилиа" (familia) — "домашнее хозяйство", совокупность данных имущественных ценностей. Затем это понятие получило расширенное толкование, и в состав "фамилии" стали включать уже и людей, которым это имущество принадлежало как совокупным собственникам. С течением времени возвышается значение главы семейства. Под его властью оказываются не только рабы, но и все домашние — жена, дети, внуки.
Когда вошло в обычай усыновление, для которого существовало немало причин (нужда в рабочих руках, родовая связь и вытекающая из нее обязанность перед осиротевшим родичем, племянником; отсутствие кровных сыновей, могущих нести заупокойные обязанности, о чем следовало беспокоиться при жизни, и пр.), наряду с детьми "натуральными" появились дети усыновленные. И те и другие получили равные права на имущество семьи и равные права на его наследование. Все они стали называться агнатами, что значит "родственник по отцу". Затем к ним причислили всех тех, кто в свое время, при жизни ближайшего предка, находился под его властью, всех, кто жил под одной крышей с патриархом, прежде всего братьев патерфамилиас (живших своими семьями).
Таким образом, по семейному положению римские граждане делились, как уже отмечалось, на лиц своего права (persona sui juris) и лиц чужого права (persona alieni juris). К первым относились домовладыки, ко вторым — остальные члены семьи, так называемые подвластные. Для полной гражданской правоспособности требовалось, чтобы лицо занимало в семье независимое, самостоятельное положение, т. е. ею обладали только домовладыки. Их сыновья независимо от возраста, семейного и общественного положения при жизни отца или деда всегда были подвластными с весьма ограниченной гражданской правоспособностью. Они не могли первоначально быть собственниками имущества. Приобретенное ими имущество автоматически становилось собственностью домовладыки. Подвластные могли заключать гражданско-правовые сделки только от имени и в пользу домовладыки, власть которого над семьей практически не ограничивалась. Он был единственным носителем и имущественных прав в семье.
Кровная связь в то время не имела правового значения. Поэтому девушка, вышедшая замуж и перешедшая жить в семью мужа, занимала в ней положение дочери его родителей, т. е. становилась сестрой братьев и сестер мужа, утрачивая при этом родственные связи с кровными родителями со всеми вытекающими отсюда последствиями (например, она уже не могла стать наследницей после их смерти). Агнатское родство сохранялось и после смерти домовладыки.
Агнаты могли быть связаны между собой и кровной связью, как, например, отец и дети, но юридическое значение имело лишь подчинение власти домовладыки. При этом агнатское родство определялось только по мужской линии, поскольку речь идет о подчинении власти отца семейства. Потомство детей также становилось агнатами своего домовладыки. Родство агнатов различалось по линиям и степеням. Агнаты одного общего предка были родственниками по боковой линии, а последовательно один от другого — родственниками по прямой линии. Степень агнатского родства определялось числом рождений образующих родство (сын — агнат отца первой степени, внук — агнат отца второй степени). Степень родства по боковой линии исчислялась количеством рождений от одного родственника до общего предка плюс число рождений от общего предка до второго родственника. Например, родные братья и сестры — агнаты второй степени по боковой линии, поскольку их разделяет по одному рождению от общего предка; дядя и племянник — агнаты третьей степени по боковой линии, так как дядя с отцом племянника — агнаты второй степени плюс племянник — третье рождение.
После смерти домовладыки его взрослые сыновья становились носителями власти в семье, а жены и дети попадали под их владычество. Однако при этом свободный от отцовской власти римский гражданин, даже не имеющий семьи, считался домовладыкой.
Глубокая зависимость подвластных от домовладыки заметно стесняет гражданский оборот. Никто не желал заключать сделку с подвластным, по которой все полученное поступало в собственность домовладыки, а тот по сделке ни к чему не обязывался. Даже по рабскому пекулию господин принимал на себя обязанности по сделке, заключенной рабом. Подвластные же сами несли ответственность по сделкам, не обладая никаким имуществом. Их двойственное положение, мягко говоря, не способствовало развитию хозяйственного оборота.
Между тем развитие производительных сил активизирует гражданский оборот, рост частной собственности, что, в свою очередь, приводит к зарождению новой когнатской (кровной) семьи. Производство материальных благ в большем количестве, чем могут потребить их производители, порождает стремление родителей закрепить накопленное на протяжении жизни имущество за кровными потомками, прежде всего детьми. Агнатское родство противоречило естественному желанию родителей оставить наследство своим кровным детям, которые стали агнатами другого домовладыки. Постепенно римляне отдают предпочтение кровному родству, послужившему основой новой, когнатской семьи, связывающей группу людей кровными узами.
Некоторое время эти два вида семьи существовали параллельно, однако когнатская семья в новых условиях вытеснила агнатскую.
Когнатская семья и когнатское родство пережили древнеримское государство. Кровное родство и сейчас лежит в основе семейно-правовых отношений. Оно также определяется по линиям и степеням. Различают две линии — прямую и боковую. Прямая делится на восходящую и нисходящую. Если родственники происходят последовательно один от другого (отец, сын, внук, правнук и т. д.), то это родственники по прямой линии. Родственники, от которых произошло конкретное лицо, называются родственниками по прямой восходящей линии (отец, дед, прадед, мать, бабушка, прабабушка и т. д.). Родственники, которые произошли от данного конкретного лица, составляют прямую нисходящую линию (дети, внуки, правнуки). Родственники, которые произошли от одного общего предка, являются родственниками по боковой линии.
Определение линии и степени родства имеет большое значение для установления права на наследство, поскольку в наследственном праве действует принцип: более близкая степень родства отстраняет от наследства последующую степень.
Характерные особенности римской семьи нашли отражение в римском семейном праве, которое отличается завершенностью, последовательностью. Многие его положения сохранили жизнеспособность и по сей день.
II. Дайте определение терминам:
1. In iure — первая часть легисакционного или формулярного процесса перед судебным магистратом, который решает, отказать ли в иске, если отсутствует какая-либо законная предпосылка, или предоставить его истцу; если ответчик подчинился этой процессуальной рамке, стороны заключают litic contestatio и следует вторая фаза производства — apud inducem.
2. Lus utendi — право пользования.
3. Legis actio — процессуально-правовой акт древнейшего права, доступный только римским гражданам, с определенными торжественно произносимыми формулами и символическими действиями, которыми также открывается судебный спор или исполнительное производство. С помощью legis actio можно было осуществить только притязания, основывающиеся на цивильном праве — непосредственно или хотя бы производно.
4. Exceptio — (вынимать) 1. Формально: экстраорд и относительно самостоятельная оговорка в виде отрицательного условия расположенная в процессуальной формуле перед кондемнацией, ставящая принуждение ответчика в зависимость от правдивости сделанного им заявления; 2. по существу: особый способ процессуальной оговорки, которой ответчик отрицает наличие права истца вообще (защита) или, по крайней мере, в настоящее время исполнять свою обязанность (возражение).
5. Dolus (тайный, злой умысел), воля, намерение совершить противоправное деяние, а впоследствии также 1. всякое действие, противоречащее гражданской порядочности и честности. В спора этого рода судья должен был непосредственно обращать внимание на возможный dolus. Так dolus при совершении договора создавал прямую обязанность возмещения вреда. 2. всякое коварное действие с целью обмануть другого или навредить ему, особенно при заключении какого-либо обязательства.
6. Capitis deminutio media — утрата гражданства.
7. Aegutas — справедливость, важнейший творческий принцип толкования и созидания римского правда. Его отправной точкой было формальное равенство граждан перед законом (правом).
8. Sine ira et studio — "без гнева и пристрастия"; без предвзятого мнения.
9. Animus posessionis — animus — (дух, душа, мысль), намерение, умысел, воля. Posessionis — сижу как господин, владение, фактическое господство над телесной вещью.
10. Ius vindicandi — право отца семейства предъявлять иск против того, кто удерживает подвластного ему (отцу) лицо.
III.Задача-казус.
Дикий олень, раненный клейменной стрелой, был уже почти схвачен охотником, но сумел вырваться и убежать. Почти тотчас же его застрелили другой охотник.
Вопрос:
Кто собственник добычи? Почему?
Установление фактического господства над вещью, по условиям задачи, дикого оленя — является завладение. К применению этого вида права — приобретение никому не принадлежащих вещей, относится и дикий олень.
Так, диким оленем завладеть можно не путем ранения, а по окончательной поимке, т. к. в промежутке времени после ранения зверя может случиться много такого, что помешает поймать зверя.
Исходя из этого, собственником добычи является охотник, застреливший дикого оленя.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бартошек М. Римское право: (Понятия, термины, определения). — М.: Юрид. лит., 1989. — 448 с.
2. Косарев А. И. Раннее римское право. — М.: Юрид. лит., 1989. — 160 с.
3. Косарев А. И. Римское частное право: Учебник для вузов. — М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1998. — 254 с.
4. Новицкий И. Б. Римское право. — М.: МГУ им. Ломоносова, 1997. — 245 с.
5. Подопригора А. А. Основы римского гражданского права. — К.: Вентури, 1994. — 288 с.
6. Римское частное право / Под ред. Н. Б. Новицкого. — М.: Юристъ, 1996.
7. Харитонов Е. О. Основы римского частного права. — Х.: ООО "Одиссей", 1998. — 288 с.
8. Хвостов В. М. Система римского права. — М.: Спарк, 1996. — 522 с.
9. Хутыз М. Х. Римское частное право. — М.: Былина, 1997. — 170 с.
10. Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права. — М.: Юристъ, 1996. — 576 с.
11. Черниловский З. М. Лекции по римскому частному праву. — М.: Юрид. лит., 1991. — 206 с.
1 В памятниках позднейшего периода слово familia часто обозначает совокупность рабов, принадлежащих определенному лицу.