История Кубани – "Горячий Ключ"
В 65 километрах от Краснодара, в живописной долине реки Псекупс, раскинулся небольшой курортный городок Горячий Ключ. Его улицы и окрестности утопают в бурной зелени. На склонах Коткха, Пшафа и горы Абадзехской еще сохранились могучие зеленые патриархи прошлых веков. Стройные стволы бука и граба, развесистые, в два обхвата, дубы подпирают вершинами голубой купол неба. Заросли ясени и клена, каштаны и липы нередко соседствуют с дикими яблонями, грушей и грецким орехом, занесенными в горы человеком. В древности местные племена верили, что, если за свою жизнь кто - то не посадил на земле хотя бы несколько деревьев, он никогда не попадет в рай. Поэтому весной и осенью, уходя в горы, люди захватывали с собой саженцы.
В местных лесах встречаются деревья и кустарники, несвойственные этому региону. Среди них реликтовая сосна, можжевельник и даже тис - древнейший представитель третичной эпохи.
Горы, с трех сторон окружающие Горячий Ключ, с трех сторон защищают его от холодных ветров. Климат здесь умеренно теплый. Среднегодовая температура чуть выше + 10 . Весна приходит в город рано. По количеству солнечных дней Горячий Ключ приближается к Анапе. Но и в жаркую погоду нет изнуряющего зноя. Его заглаживают восточные слабо увлажненные ветры и обильные утренние росы. Осадки выпадают равномерно, в среднем за год от 858 до 1000 миллиметров.
Определенное влияние на климат оказывает и горная речка Псекупс. Она рождается на северо - западном склоне горы Агой и на своем 146 - километровом пути принимает в себя многочисленные притоки. Более значительные из них Чепси и Каверзе.
Когда - то Псекупс мчался по своему руслу многоводным бурным потоком, но безоглядная вырубка леса в его верхнем и среднем течении, десятилетиями проводимая нашими лесозаготовителями, привела к такому обмелению, что в летнюю пору около санаториев, его может перейти “курица вброд”. Правда, в районе города запланирован лесозаказник.
В переводе с адыгейского Псекупс - значит “голубая вода”. В бассейне реки много сернистых источников, они придают ей зеленовато голубой цвет.
По данным исследователей, человек жил в долине Псекупса еще 300 тысяч лет назад. Это подтверждают проведенные археологические изыскания. В 5 километрах от станицы Саратовской найдены ручные рубила. На реке, близ станицы Имеретенской, и на реке Апцас, недалеко от Черноморской, обнаружены предметы времен палеолита. Во многих пунктах по реке Псекупс, от впадения в нее Каверзе и ниже, открыты каменные орудия и кости животных той же эпохи.
Не менее интересны памятники времен бронзы-дольмены, датируемые серединой III-II тысячелетия до нашей эры. Они обнаружены в селе Фаногорийском, недалеко от села Безымянного и станицы Пятигорской. Что-то похожее на дольмен было раскопано у станицы Саратовской. В захоронении обнаружен скелет, покрытый красной краской, медный топор, тесло, браслет, и небольшой глиняный сосуд.
Находили в раскопках и остатки примитивного оборудования для лечебной водой. С незапамятных времен древние люди использовали ее для врачевания. Раньше всего было обращено внимание на сероводородные источники. Около выхода их на поверхность больные копали ямы, проводили туда ручейки целебной воды и лечились каждый по своему разумению. При раскопках близ горы Абадзехской обнаружены незатейливые украшения, древнегреческие монеты, которые оставляли больные на месте “ванн” в дар богов, принесшим им исцеление.
Благодатный климат, удивительная природа с незапамятных времен привлекали в долину Псекупса племена и народы. Еще в третьем тысячелетии до нашей эры здесь находились кавказские хатты. Позднее в античных источниках фигурируют фаты (фатеи). Знали эти земли времена меотов, всесметающей лавиной проходили здесь гунны, оседали авары, хазары и готы, не миновали их скифы и татаро-монголы.
Долгое время долина Псекупса принадлежала темиргоевским князьям Болотковым. Но в 1631 году сюда пришли с верховьев реки Туапсе абадзехи. Их привели братья Керкан и Хамыш. В трехдневной битве Болотковы потерпели поражение и ушли в более отдаленные горные края. Хамыш с подданными расселился в верховьях реки Белой, а Керкан занял долину Псекупса.
Сведения о горячеключевских минеральных источниках появились давно. Но заговорили о них с 1829 года, когда поручик Новицкий посетил долину Псекупса. Прошло 19 лет, и лишь в 1848 году наказной атаман Кубанского казачьего войска генерал Рашпиль поручил армянину Каспару Миесерову исследовать минеральные источники.
“Армянин этот осмотрел верховья Псекупса, - пишет Рашпиль, - почерпнул минеральной воды и с склянкой чудотворной воды, явился ко мне.”
В 1863 году образцы псекупской воды удалось отправить на анализ в Пятигорск. Результаты показали, что в районе реки Псекупс находятся минеральные источники самого разнообразного химического состава: сероводородные, соляно-щелочные, йодобромные. Им было предсказано большое будущее.
10 мая 1862 года царь утвердил положение о заселении предгорий западной части Северного Кавказа. Кроме денежного пособия, оно представляло переселенцам право приобретать в частную собственность землю. Принятое “Положение” явилось большим стимулом к освоению этих мест.
Особенно интенсивное заселение началось с 1864 года. Возникают станицы Саратовская, Бакинская, Ключевая, Мартанская, Имеретинская, поселки Суздальский и Черноморский. Многие из этих поселков именовались по названию полков, некогда здесь расквартированных.
1 апреля 1894 года, за несколько месяцев до окончания Кавказской войны, полковник Кубанского казачьего войска И.Д. Попко назначается командиром только что созданного Псекупского полка. Его подразделения как раз и располагаются во многих вновь создаваемых станицах (Ставропольской, Ключевой, Фанагорийской и др.) Забот у командира полка было более чем достаточно, и тем более удивительно, что уже тогда он нашел время для организации музея горцев.
До сих пор можно слышать о притеснении и колонизации русским царизмом коренных жителей Северного Кавказа. Но какой колонизатор когда-либо занимался сохранением культур колонизированных народов ?! А вот представитель победившего государства, полковник царской армии, нашел для этого и время, и средства.
4 июня 1864 года он обращается со специальным письмом ко всем начальникам станиц, в котором считает “...полезным приостановить окончательное истребление следов, оставленных в районе полка абадзехами и шапсугами”.
“Памятники эти, конечно, бедны, - отмечает Попко, - как бедна и сама жизнь закубанксих горцев, но они составляют драгоценным материал для изучения народа, для определения его умственного и промышленного развития”.
После этого в штаб - квартиру Псекупского полка в станице Ключевой (ныне Горячий ключ) начали поступать первые экспонаты для будущего музея. Их количество увеличивалось, и встал вопрос о месте хранения.
Решение пришло простое и оригинальное. На полковой двор привезли горскую саклю, где и разместили музей. Перед его фасадом врыли уцелевшие надгробные памятники. Через три года в музее уже насчитывалось тридцать единиц хранения. Часть из них представляла предметы мастеров того времени, другая относилась к эпохе древних греков и генуэзцев. Были предметы быта, земледельческие орудия и другие экспонаты.
Это был первый музей на всем Кавказе. Даже в Тифлисе подобное научно - просветительское учреждение официально было открыто лишь 1 января 1867 года, хотя там находилось наместничество России на Кавказе.
Не удивительно, что уже 17 августа 1864 года к Попко пришла просьба оказать содействие Московскому публичному и Румянцевскому музеям в пополнении их коллекций предметами, в “...которых наглядно выражаются характеристические особенности племен Кавказского края”. А два года спустя у Псекупского музея просили экспонаты для Русской этнографической выставки в Москве.
Попко не хотел расставаться с памятниками горской жизни и предлагал для выставки сделать с них “фотографические рисунки на месте”.
Посетивший 12 мая 1867 года Псекупский музей великий князь Михаил Николаевич застал в нем уже три отделения: кроме бытового, - палеонтологическое и минералогическое.
Проявляя заботу о подрастающем поколении, Иван Диомидович Попко находит “приличным основать при полковой школе музей достопримечательных предметов, преимущественно принадлежащих здешнему краю”. Присылает экспонаты и приказывает “блюсти за их сбережением”.
Прошли годы. С ликвидацией штаб - квартиры Псекупского полка и переводом двух активных организаторов музея “по войску”. И. Д. Попко и Н. Л. Каменева музей оказался бесхозным. Судьба собранных экспонатов неизвестна. То же произошло и со школьным музеем. Сейчас имеется музей при Горячеключевской школе, но экспонатов времен Попко в нем не найти.
После окончания войны обратило на себя внимание местечко близ горы Абадзехской, и не только красотой и щедростью природы, но и выходящими здесь на поверхность минеральными источниками. В середине 1864 года начальник главного штаба Кавказской армии сообщил атаману Сумарокову - Эльстону, что поступило разрешение о благоустройстве источников и о раздаче земельных участков под индивидуальную застройку.
Инициатором использования Псекупских источников для лечебных целей стал старший врач Екатеринодарского войскового госпиталя М. А. Рымашевский. В своих заметках в “Кубанских войсковых ведомостях” он писал: “... в 1864 году начальник области первый обратил внимание на значение псекупских минеральных вод, и в то время (апрель месяц), когда еще ни один из новых поселенцев не вступал на эту землю, я был командирован графом (Ф.Н. Сумароковым - Эльстоном - наказным атаманом Кубанского казачьего войска) для обозрения устройства пятигорских вод, чтобы, возвратясь оттуда, мог немедленно, хотя отчасти, применить тамошнее устройство с псекупским минеральным водам”.
В распоряжение Рымашевского выделяется 500 рублей, на которые в два месяца он построил лазарет и общую купальню. 15 июля 1864 года в лазарет поступили первые 15 больных. Лазарет стал летним отделением Екатеринодарского войскового госпиталя. В нем размещалось 50 коек.
Спустя 4 года это отделение преобразовали в псекупскую войсковую больницу. Ее возможности быстро расширялись. Вскоре она уже имела 200 коек и три купальни.
Немного позднее полковник Каменев, назначенный смотрителем псекупского госпиталя, вместе с главным врачом, доктором медицины Клюковским, убрали старые купальни и заменили их новыми - общей и офицерской с номерами. Общая состояла из передней, раздевалки и бассейна, огражденного решеткой. Со дна его били ключи целебной воды. Объем бассейна состоял 1467 ведер. В нем могли поместиться одновременно 20 человек. Офицерская купальня имела 4 номера с ваннами и комнатой для отдыха.
Лечебная база и возможности приема больных расширялись. За первые четыре сезона здесь прошли курс лечения 392 человека. О самом госпитале заботились, а вот об источниках забыли. Серно - щелочные потоки воды, выходящие из купален, превратили прекрасную долину в грязное, зловонное болото, покрытое тиной или илом. Внешнее благоустройство началось лишь спустя десятилетия.
Поскольку стоки пролегали недалеко друг от друга, инженер А.В. Конради открытой траншеей захватил их в одну струю с выбросом в Псекупс. Саму реку это, конечно, не украсило. Вода на значительном протяжении стала мутной с характерным сероводородным запахом. Были очищены от камней, песка и др. предметов и сами источники. Строятся дренажи, устанавливается пять резервуаров для сбора минеральной воды.
В том же 1864 году граф Сумароков - Эльстон выделил близ источников 15 плановых мест для частной застройки, а верховные власти начинание графа одобрили. Услышав об этом, еще 18 человек подали прошение об отведении им участков. С этого времени и отсчитывается день рождения местечка Горячий Ключ.
Известно, с каким скрипом двигалась дальше и движется сейчас чиновничья колесница. Лишь в августе 1866 года ходатайство кубанских властей об учреждении поселка при псекупских минеральных водах дошло до императора и он его утвердил. А 27 мая 1868 года вышло “высочайшее” положение “О временных правилах для образования поселка Горячий Ключ”.
А еще ранее, в июле 1876 года, землемер Гуков и таксатор Зенегин произвели топографическую съемку территории курорта вплоть до станции Ключевой. В соответствии с положением об образовании местечка Горячий ключ выделялось 3000 десятин удобной земли и 200 неудобной. К заселению допускалось как казачье население, так и неказачье. Однако ставилось условие: закончить дворовые постройки и перебраться в них в течении двух лет. За невыполнение этого условия участки отбирались.
Каждое плановое место составляло 800 квадратных сажен. В дальнейшем жителям разрешалось строить гостиницы, магазины, мастерские, открывать в горах в долине Псекупса каменоломни без арендной платы в течении десяти лет.
В 1870 году был заложен курортный парк, который сейчас является самым красивым и уютным местом Горячего Ключа.
В 1872 году начальник Кубанской области генерал Цакни разрешил раздавать еще 124 плановых участка для застройки. Причем оговаривалось, что дома должны возводится по типу швейцарских коттеджей с приставными верандами.
Не знаю, как соблюдалось это правило тогда, но сейчас домики города выглядят хотя и не в швейцарском стиле, но довольно прилично. Утопающие в зелени, они едва видны за фруктовыми деревьями и шпалерами виноградников. Лишь кое-где выделяются кирпичные дворцы с арками и колоннами в два - три этажа, возведенные современными нуворишами.
Несмотря на льготы, первые годы заселения местечка шло медленно. Из 32 лиц, давших заявки на участки, обустроились лишь врач Рымашевский да еще три человека.
Более интенсивное строительство началось в конце семидесятых годов. К 1879 году расширяется и лечебная база. Вводятся в строй два новых ванных здания - деревянное и каменное на 6 номеров каждое. Первое для бедных людей, второе для более состоятельных, с кафельными ваннами.
В 1894 году была образована комиссия, которую возглавил сам наказной атаман Кубанского войска генерал Я. Малама. Ею было принято решение о дополнительной раздаче плановых участков под застройку, о строительстве нового ванного здания и о дальнейшем обустройстве местечка.
Началась расчистка территории от старых деревьев и кустарников, в которых еще обитали волки и дикие кабаны. Осушаются заболоченные участки. Там, где сейчас улицы Свердлова, Школьная и Мальцев ерик, пролегли канавы собирающие подпочвенные воды.
Горячий Ключ быстро растет. Плановые места, раздаваемые ранее бесплатно, в конце прошлого века уже продавались по цене 200 рублей. В числе домовладельцев оказались не только местные жители, но даже состоятельные люди из Москвы и Петербурга.
Наплыв желающих увеличился, когда прошел слух о строительстве железной дороги Екатеринодар - Туапсе. В восточном направлении пролегла улица Михайловская (ныне имени Ленина), названная в честь посещения курорта Великим князем Михаилом Николаевичем. Шириной в 40 метров, обсаженная деревьями, с тротуарами и водоотливными кюветами, она стала лицом курортного поселка. Параллельно ей протянулись еще две улицы: подгорная и Псекупская.
К тому времени в Горячем ключе насчитывалось 129 дворов с населением 484 человека.
В развитие Горячего Ключа большой вклад внес врач войсковой больницы И.Ф. Косинов. При его активном участии и частично на его средства в 1906 году была построена школа. Больных бедняков он лечил бесплатно. После выезда в Славянск - на - Кубани свой дом с кабинетом врача, большой библиотекой и пианино он безвозмездно подарил местным властям.
Перед первой мировой войной Горячий Ключ уже был заметным поселком. Лечебная база курорта расширилась, но попасть в здравницу могли только лица казачьего сословия. Даже состоятельная часть неказачьего населения получала на лечение только разовые талоны. Простонародье “изгоняло недуги” прежним способом - парясь в стоке купален, нередко вместо исцеления получая новую болезнь.
В годы гражданской войны, Горячий ключ и прилегающие к нему станицы оказались под властью белогвардейцев. Активисты Горячего ключа ушли в горы, где создали партизанский отряд. Его бойцы к январю 1920 года освободили от белогвардейцев станицы Пятигорскую и Ключевую, а затем и Горячий ключ.
Несмотря на ограниченность средств, курорт, после окончания гражданской войны расширяется и благоустраивается. С 1925 года, на протяжении многих лет, группа специалистов под руководством профессора Н. Славянова вела в долине Псекупса геологическую и гидрографическую разведки. Было открыто много новых минеральных источников, в результате чего появилось еще 70 скважин. Горячеключевской курорт становится известным во всей стране. Круглогодично санатории функционируют с 1953 года. И если в 1940 году на курорте лечилось 4200 человек, то после введения круглогодового приема он обслуживал ежегодно до 10 тысяч больных.
Война пришла в Горячий ключ в августе 1942 года. Немцы прорывались к морю, в район Туапсе. Это было одним из важнейших направлений.
Оборона перевалов длилась полгода. В январе 1943 года советские войска начали бои за освобождение Горячего ключа. За полгода пребывания в поселке, гитлеровцы оставили в нем груду развалин. Были разрушены электростанция, корпуса санаториев, мебельная фабрика, табачно-фармацевтическая фабрика, больница. Поселок надо было возрождать заново. Несмотря на все трудности, энтузиазм людей преодолел все. Уже 5 августа 1944 года на курорт прибыли первые больные. Отсутствовали многие лекарства, помещения были плохо оборудованы, минеральные источники не успели привести в надлежащий вид, но все таки курорт возрождался и начал жить.
В 1965 году Горячий Ключ из курортного поселка Апшеронского района преобразован в город, а Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 21 февраля 1975 года отнесен к городам краевого подчинения.
В последние десятилетия лечебный профиль курорта заметно изменился - из чисто бальнеологического, Горячий ключ становится популярным питьевым курортом не уступающим по своему лечебному эффекту таким прославленным курортам как Ессентуки, Моршанск, Трускавец и другие. Успешное лечение многих заболеваний сделало Горячий Ключ известнейшим курортом России. Многие тысячи людей России и зарубежья давно знают курорт Горячий Ключ и с большим желанием повторно приезжают сюда поправить здоровье, отдохнуть и набраться сил.