АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ В ПОВЕСТИ “ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ”
Создавая произведение, автор материализует свои переживания, раскрывает ту или иную идею, привязывается к своему труду и сочувствует героям — в его сознании они живут своей жизнью, являясь носителями определенных мыслей.
Раскрывая смысл произведения, автор готовит героям судьбы, которых они заслуживают. Так рождается отношение автора к героям — авторская позиция в произведении. Каковы же основные способы ее выражения? Это портрет, пейзаж, взаимные характеристики героев — словом, все детали, влияющие и на наше отношение к главной идее произведения.
Рассмотрим конкретные примеры из повести Тургенева. Само название “Первая любовь” говорит о трепетном отношении автора к предмету повествования. Можно предположить, что Тургенев, вспоминая об этом увлечении, не жалеет о нем и думает о чувстве с нежностью. Здесь надо сделать оговорку: Тургенев как сторонний наблюдатель описывает разговор между “не старыми, но и не молодыми холостяками” — Сергеем Николаевичем и Владимиром Петровичем. Далее рассказ о первой любви ведется от лица Владимира Петровича. Хозяин дома, где встречаются холостяки, и Сергей Николаевич считают свою первую любовь недостойной всеобщего внимания и почти ничего не говорят о ней. Этот факт подчеркивает, насколько исключительной история Владимира Петровича кажется Тургеневу. О позиции автора в произведении можно судить и по приводимому им портрету персонажей. Вот Зинаида, какой ее увидел Владимир в первый раз:
“В нескольких шагах от меня — на поляне, между кустами зеленой малины, стояла высокая стройная девушка в полосатом розовом платье и с белым платочком на голове; вокруг нее теснились четыре молодые человека, и она поочередно хлопала их по лбу теми небольшими серыми цветками, которых имени я не знал. В движениях девушки было что-то такое очаровательное, повелительное, ласкающее, насмешливое и милое, что я... кажется, тут же бы отдал все на свете, чтобы и меня эти прелестные пальчики хлопнули по лбу...”
Описание Зинаиды свидетельствует об ее романтичности, юности; Владимир видит девушку среди зелени, в саду — это обнаруживает связь Зины с природой, гармоничность ее образа. Все в ней хорошо, и Владимир готов все отдать, чтобы и его “эти пальчики хлопнули по лбу”. Вокруг пока еще не знакомой главному герою девушки толпятся поклонники — видно, что Тургеневу она кажется загадкой, и он бы, может быть, покорился ее воле. Через некоторое время после знакомства Владимир влюбляется в Зинаиду. Чувство юноши очевидно: он пытается выделиться из массы поклонников перед ней, исполняет многие ее желания, которые Зинаида бессознательно высказывает; в конце концов, это лишь первая его любовь, и “что в душе, то и на лице”.
Зинаида видит эту любовь; она разрывается между Владимиром и его отцом, который также увлечен ею. Тургенев подчеркивает способность Зины понимать чужие переживания, ее рассудительность. Она хорошенько взвешивает ситуацию, прежде чем прийти к решению: стать любовницей женатого мужчины, разрушив его семью, или любить его сына, еще мальчика?
Тургенев передает и мучения перед выбором, подчеркивая ее человечность, искренность. “Все мне опротивело, — прошептала она, — ушла бы я на край света, не могу я это вынести, не могу сладить... И что ждет меня впереди!.. Ах, мне тяжело... боже мой, как тяжело!”
Мать Владимира не любит княгиню и княжну: девушку она называет гордячкой и гризеткой, а ее мать — “une femme capable de tout”, женщиной, способной на что угодно. Но это не роняет Зинаиду в глазах читателя — ведь мать беспокоится за сына, который влюбился в бедную девушку со множеством поклонников, она не хочет, чтоб мальчик был несчастным. Бедная женщина ревнует к молодой соседке и своего мужа. Тургенев жалеет матушку Владимира: она не нужна своему мужу, который женился на ней по расчету, будучи младше ее на десять лет; она ни разу не называет его по имени — этим подчеркивается ее ненужность грубому мужу. Автор понимает ее чувства.
На всю ситуацию Тургенев смотрит не как на отжившие воспоминания; он будто сам все переживает, сочувствует Владимиру, его матери, Зине! В его отношении к Владимиру — а это проявляется в описании черт, поступков — нет иронии. И хотя Владимир Петрович сам излагает события, он не высмеивает свои ошибки, не осуждает кого-либо. Если образ Зины написан с благоговением, то Владимиру автор симпатизирует. Портрет его не приводится, так как повествование ведется от первого лица. Мы можем судить о неопытности юноши, он еще совсем ребенок: лишь месяц назад его покинул гувернер, мальчик стреляет ворон в саду, он не знает, как реагировать на слезы Зинаиды, на бесчестный поступок отца. Владимир искренне любит Зину, он исполняет ее причуды: прыгает с высокой стены, участвует в нелепых играх. В своем отношении к герою Тургенев демонстрирует сочувствие, сопереживание — на его голову свалились проблемы, которые подчас не разрешит и взрослый. Глубину чувства Владимира автор подчеркивает полным отсутствием у него эгоизма — юноша желает лишь счастья своей любимой, он хочет, чтоб она не мучилась и была вместе с тем, кто ей мил.
Благодаря своеобразному ведению сюжетной линии в повести, изображению героев автором, читатель смотрит на события глазами шестнадцатилетнего мальчика.
Итак, чистый образ этого молодого человека написан с сочувствием и симпатией.
Каково же отношение автора к отцу юноши, Петру Васильевичу? По всему видно, что Владимир, а значит, и Тургенев сдержанно осуждают его. Вот что говорит рассказчик о своем отце: “Мой отец, человек еще молодой и очень красивый, женился на ней (матери) по расчету; она была старше его десятью годами. Матушка моя вела печальную жизнь: беспрестанно волновалась, ревновала — но не в присутствии отца; она его очень боялась, а он держался строго, холодно, отдаленно...”
Эти строки и объясняют жесткий характер, холодность с сыном и женой, бесчестность Петра Васильевича. Лишь алчность и эгоизм управляют им — но автор не говорит об этом напрямую; он лишь рассказывает о поведении этого персонажа, не комментируя его поступков.
Трудно не заметить, что Тургенев ждет от читателя оценки интриги повести, близкой к главному герою, мальчику, — значит, мы не найдем в произведении открытого осуждения отца сыном.
Одновременно с любовью Владимира к Зинаиде девушкой увлекается и Петр Васильевич. Однако его не интересуют чувства несчастной жены, влюбленного сына и Зины. Между супругами вспыхивают ссоры, страдает Владимир, Зинаида мечется между отцом и сыном — а Петр Васильевич хладнокровно использует ситуацию в своих целях. Страдания и боль близких его не волнуют.
Владимир до последней минуты не верит в то, что отец обманывает его и мать, хотя все вокруг и говорят об этом. Однажды Володя видит отца в ночном саду, идущего к княжне, но оправдывает его в своих глазах. Для мальчика он неоспоримый идеал.
В конце повести Петр Васильевич берет с собой сына на конную прогулку и заезжает к княжне, думая, что Володя не видит его. Вот когда рушатся надежды юноши.
Может быть, прообразом Петра Васильевича явилась мать Тургенева, жестокая и властолюбивая женщина? Если так, именно из-за этого автор уважает, но не любит отца Владимира.
Петр Васильевич и сам знает, что делает больно всем: жене, сыну, Зине. Его жестокость подчеркивается и тем, что он способен причинять не только нравственные страдания, но и физическую боль близким: “отец внезапно поднял хлыст, которым сбивал пыль с полы своего сюртука, — и послышался резкий удар по этой обнаженной до локтя руке. Я едва удержался, чтоб не вскрикнуть, а Зинаида вздрогнула, молча посмотрела на моего отца и, медленно поднеся руку к губам, поцеловала заалевший на ней рубец”. Этот эпизод происходит во время конной прогулки Владимира и его отца. Чтобы убедить юношу в жестокости отца, автор дал ему возможность оказаться рядом именно в эту минуту.
Читая любое талантливое произведение, мы невольно проникаемся чувствами автора, без труда видим его позицию. Причем автору достаточно описать несколько черт героя, а не говорить открыто о качествах персонажа — и читатель поймет, как автор относится к своему герою или его идее, а значит, построит на этом собственное суждение. Мы скоро узнали об отношении Тургенева к юному, неоперенному Владимиру; к Зинаиде, находящейся в смятении и поставленной перед сложным выбором, к Петру Васильевичу, сухому и жестокому разрушителю.
Мастерство Тургенева-писателя проявляется, видимо, в том, что при чтении повести не задумываешься о том, какими именно художественными приемами автор добивается желаемого эффекта. Ни один нормальный человек, наверное, не задумается о том, что сцена унижения Зинаиды в эпизоде с хлыстом написана для того, чтобы продемонстрировать жестокость и бесчеловечность Петра Васильевича. Вместе с тем этот эпизод, как и вся повесть, несет в себе определенный эмоциональный заряд — трепетное отношение автора к искреннему чувству юного героя, презрение Тургенева к расчетливости, холодности, эгоизму. Воистину, несмотря на миновавшее столетие с момента написания повести, несмотря на значительно изменившиеся отношения между людьми, позиция автора “Первой любви” остается понятной и близкой современному читателю. Может быть, оттого, что первая любовь — понятие, существующее вне времени, талант и мастерство Тургенева позволяют нам убедиться, что чувства, испытанные его героями в прошлом веке, вполне актуальны и сегодня.