Введение
Развитие рыночной экономики в России происходит на фоне институциональных преобразований, которые создают основу для становления различных форм и видов предпринимательской деятельности. Важнейшим элементом рыночной системы экономики является предпринимательство, а также одно из направлений социальной ответственности - благотворительность, которая выступает одновременно и как социальная функция предпринимательства. Без их широкомасштабного действия не решить ни проблемы удвоения ВВП, ни реализации социальных проектов в РФ. В условиях глобализации, развития новой (информационно-сетевой) экономики Россия должна реализовать инновационную модель развития для обеспечения роста материального благосостояния населения страны.
В мире существуют социально ориентированные страны. Таким государством по Конституции РФ (ст. 7) является и Россия, политика которого должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В реальной действительности чрезвычайная либерализация и недостаточная социализация экономики привели к тому, что социальный сектор в стране оказался без достаточного внимания. И роль бизнеса заключается в том, чтобы оказать ему значительную помощь.
Глава I. Предпринимательство и благотворительность.
Очень важным (не только с этической точки зрения) аспектом поведения предпринимателя сегодня, как впрочем, и столетия назад, является благотворительность. Традиции благотворительности в России ведут свое начало от становления христианства в Киевской Руси. Церковь и Великие князья учили призрению сирых и убогих. При церквях создавались "божьи дома". Прежде всего, я хотела бы сказать, что такое благотворительность.
Благотворительность – универсальная общечеловеческая ценность, один из важнейших атрибутов гражданского общества. Благотворительность позволяет обществу обслуживать свои интересы напрямую, без посредничества государства. Благотворительность обеспечивает перераспределение доходов от наиболее имущих к наименее имущим гражданам кратчайшим путем и в кратчайшие сроки. Благотворительность все больше становится инструментом, посредством которого общество удовлетворяет свои основные социальные, общечеловеческие потребности.
Понятие "благотворительности" в сознательном аспекте имеет чрезвычайно широкий ареал действия. Это и нравственный поступок, и моральные качества благотворителя, это и нравственные отношения между людьми, и социально справедливая деятельность классов и общественных групп, и мера более справедливого состояния общества в целом. Благотворительные акции представляют одну из форм общественного благодеяния. Они представляют собой поступки, отвечающие требованиям нравственности, совершаемые сознательно по моральным мотивам во имя высоких идеалов, интересов человека и общества.
Благотворительные акции в нравственном смысле означают собой добро, которое представляет одно из наиболее общих понятий морального сознания. Если подвергнуть теоретическому анализу благотворительность как одну из форм добра, имеющего место в обществе, то, очевидно, что оно связано с понятием смысла жизни и бессмертия. Подтверждением тому является тот факт, что мы до сих пор помним меценатов, их благотворительная деятельность сделала их в какой-то мере бессмертными (театры, музеи, созданные на их средства, увековечили их имена). Имена Павла Третьякова, Саввы Мамонтова, Саввы Морозова и др., извлеченные из забытья, блестят ярким светом, вызывая благоговейные чувства у благодарных потомков. Их клишированные образы стали, своего рода, эталоном подлинности российского мецената. Одной из существенных функций благотворительности является созидательная. Под ней мы понимаем строительство на средства благотворителей, спонсоров и меценатов учреждений культуры: театров и музеев, школ и поликлиник. Материально-вещественная функция благотворительности приводит к тому, что создается, функционирует и развивается духовная жизнь общества в тех местах, где для ее процветания по линии государства предпринимались недостаточные усилия в связи с недостатком финансовых средств или просто ничего не делалось в этом отношении ввиду отсутствия таковых.
В обществе в последнее время все большее значение придается духовным потребностям человека. На мой взгляд, постепенно происходит осознание того, что экономическая модель общества, не должна быть основана на чистом материализме и утилитаризме, т.к. в этом случае она стремится к саморазрушению. Поэтому сегодня актуальной задачей является поиск компромисса между материальными и духовными устремлениями человека и как индивидуума, и как существа коллективного. В своей работе я бы хотела выявить причины, мотивы, подталкивающие предпринимателей к жертвованию части заработанного состояния. В этой связи, в первую очередь необходимо обратиться к истории, к корням, во многом определяющим наше мироощущение сегодня. В этой связи также необходимо сказать, что сегодня в качестве образца для подражания предпочитают брать русских дореволюционных предпринимателей. Во-первых, одним из мотивов, побуждавших богатых купцов жертвовать свои средства на те или иные цели, на мой взгляд, является чувство вины. Дело в том, что низкий уровень производительности хозяйства, направленного, в основном, на выживание и поддержание имеющегося состояния, порождал отношение к богатству как к символическому, знаковому признаку отличия властного сословия, распоряжающегося им по праву захвата и распределения, а не производства. В этих условиях богатство неминуемо становилось своеобразной компенсацией служебных усилий и тягот общественных групп, осуществляющих государственные функции. Обладание богатством другими социальными слоями с этой точки зрения становилось социально незаслуженным, неправомерным, по крайней мере, с моральной позиции. В особенности это касается торгового капитала, который рассматривался как результат вынужденного, но выгодного обмана. Приобретенное торговлей богатство воспринималось как чрезмерное и чрезмерно легко добываемое, особенно на фоне других источников его получения. Купец как бы получает деньги ни за что и ниоткуда. Он не пашет и не сеет, государеву службу не исполняет. Это создает ситуацию нравственного долга перед обществом, выполнение которого оправдывает торговую и деловую деятельность и снимает с купца и предпринимателя моральную вину перед знатными и бедными за "незаслуженное" богатство. Именно этим, на мой взгляд, можно объяснить расходование российскими меценатами денег на богоугодные заведения, на строительство церквей, монастырей и т.п. Цель меценатства в данном случае - снятие вины, самооправдание как перед людьми, миром, так и перед Богом за излишнюю материальность устремлений. В этом случае, меценатство - общеполезная трата частных средств и, одновременно, своеобразная искупительная жертва Богу, которая должна обеспечить спасение души. Кроме того, многие меценаты, будучи людьми религиозными, рассматривали свою деятельность как своего рода миссию, возложенную на них Богом. В этом случае получается, что Бог как бы дал им богатство в пользование и потребует по нему отчета. А благотворительность, являющаяся, по сути, выражением добра, угодна Богу.
Таким образом, традиции, накапливавшиеся веками, не могут просто исчезнуть, не оставив и следа в нашей памяти, в нашем сознании. И поэтому я считаю, что современные меценаты (предприниматели, занимающиеся благотворительной деятельностью) в какой-то степени тоже руководствуются этими мотивами.
Глава II. Ответственность предпринимателя перед обществом.
Сегодня изменяются сущность бизнеса и представления о его целях и основных функциях, переформулируется социальная ответственность предпринимательства в российской ситуации, насущной и непростой задачей становится достижение социальной справедливости в условиях рынка. Стратегии социального действия отечественных бизнесменов определяются целым комплексом объективных и субъективных факторов, детерминируя, в свою очередь, специфику социального портрета современного российского предпринимателя. Быстрыми темпами идет развитие третьего сектора, бизнес все чаще оказывается связанным с созданием рабочих мест для слабозащищенных групп населения, организацией или спонсированием социальных услуг, участием в конкурсах на инвестиции в социально-значимые проекты.
Говоря о мотивах гражданского участия, современные предприниматели ссылаются на «элементарное сострадание», что перед зимним сезоном у детского дома не хватает денег.
Безусловно, многие спонсоры принимают участие в благотворительных акциях ради поддержки своей репутации, привлечения клиентов, рекламы. Однако при этом очевиден и положительный результат для общества, который выражается, например, в благоустройстве города, когда фирма покупает помещения под офис и реставрирует фасад здания.
Чаще всего в благоустройстве близлежащей территории, развитии инфраструктуры для жителей местного сообщества, благотворительной деятельности участвуют крупные компании, которые «организуют концерты, акции, участвуют в спортивных мероприятиях». Руководитель крупной торговой сети охотно рассказывает о стабильной и широкой благотворительной деятельности своей компании. Однако системности в этой деятельности не заметно, и это, пожалуй, важная черта социальной ответственности современного предпринимательства: «Мы очень много на это дело тратим денег, мы участвуем в поддержках неоднократно, мы помогаем многим организациям, людей направляем на конкурсы различные, подарки постоянно покупаем, всю территорию на которой мы работаем, конечно, благоустраиваем… с органами территориального самоуправления… работаем с ними, обязательно какие-то деньги отчисляем, там бабушке помочь надо, подъезд отремонтировать, что-то там прорвало... это стабильная изо дня в день ситуация. Из месяца в месяц такие вещи есть. Нет ничего обязательного, но по возможности мы оказываем помощь».
С одной стороны, в этой позиции заложен ресурс гибкости и быстроты реакции — сегодня там прорвало, завтра здесь, и финансовую поддержку можно перенаправить. С другой стороны, такое «латание дыр» и покупка подарков — далеко не единственный способ эффективной благотворительной деятельности. Создание фонда, ведущего целенаправленные программы, работающего с наиболее нуждающимися социальными группами и попавшими в трудную жизненную ситуацию людьми, способствовало бы более систематической работе по социальному развитию конкретной территории.
Предприниматель, осуществляя донорскую помощь и контролируя расходование средств, мог бы делегировать принятие решений о назначении целевых благотворительных средств профессионалам — экспертам, конкурсной комиссии, директорату фонда. Иначе возникает ситуация, когда, по словам информанта, «приходится отказывать, потому что мы всем помочь не можем, начинаю объяснять, оправдываться: вы знаете, мы помогли уже вот этим, помогли вот тем. А вот нам не помогли…». Предприниматели отчетливо видят необходимость создания организаций, которые, не отвлекая бизнесмена, брали бы на себя обязанность перераспределения денег нуждающимся и составления отчетности за средства, а также поиск разработчиков социальных программ: «Если бы у нас была возможность, мы к этим людям обращались, переводили какие-то деньги, а эти фонды там распределяли». Подобное «разделение труда» существует на Западе в странах с развитой рыночной экономикой, поскольку систематическая благотворительность, организованная и управляемая профессионалами, специализирующимися в этой области, выступает гораздо более эффективным способом истратить деньги, помочь нуждающимся и заработать имидж и социальный капитал для предпринимателя.
Некоторые предприниматели заинтересованы самостоятельно брать на себя всю работу по организации благотворительных акций, однако и они не отрицают возможности сотрудничества с общественными организациями: «Сейчас планировали сделать акцию, посвященную беспризорным детям и вообще детям… будет неделя благотворительности, мы будем собирать пожертвования, которые нужно будет направить в детские дома. Не привлекая вообще никакие общественные организации.
Таким образом, многие компании и предприниматели, стремясь накопить социальный капитал, набрать кредит общественного престижа и доверия, ведут политику гражданского участия, вносят вклад в социальное развитие, распространяя информацию об этой своей деятельности, чтобы завоевать доверие людей. Задачей является создание среды, благоприятной и выгодной для социально-ответственной практики предпринимательства, в том числе и посредством образовательных институтов.
Глава III. Благотворительность в современном мире.
Слабое внимание к сфере благотворительности в значительной степени объясняется боязнью приступить к кардинальным реформам социальной сферы. Потенциал негосударственных субъектов не рассматривается в качестве существенного фактора развития общества, как это имеет место в рыночных и демократических системах.
Распределение бюджетных средств осуществляется в рамках закрытых механизмов, доступ благотворительных организаций к этому источнику практически закрыт. Непрозрачность государственных и муниципальных структур, допуск к средствам приближенных организаций порождает злоупотребления и коррупцию. Межсекторное взаимодействие в этом случае становится частью теневой экономики.
Большинство благотворительных организаций оказываются отрезанными от существенных источников финансирования своих проектов. Даже в тех случаях, когда официальные лица участвуют в благотворительных программах, это приводит к оттоку ресурсов из частного благотворительного сектора. Государство в настоящее время выступает его главным конкурентом в привлечении средств на решение общественных проблем. В созданные властными структурами фонды происходит перекачка государственных средств, которые бесконтрольно расходуются или присваиваются.
Бюджетные проблемы, с одной стороны, большая зависимость предпринимательства от государственной и муниципальной политики, с другой, и сильная мотивация сращивания власти и рыночных структур, с третьей, приводят к постоянному вторжению официальных структур в сферу благотворительности, которая по своей сути должна оставаться частным делом. Получается, что для того, чтобы сделать благотворительное пожертвование, требуется “благословение” властей. Тем самым, сдерживается поступление частных ресурсов в благотворительный сектор. Осуществляются преимущественно проекты, административно одобренные властями. Снижается мотивация как доноров, так и благотворительных организаций формировать материальную базу и ресурсы благотворительности. Это уменьшает ее и без того скудную материально-техническую и финансовую базу.
Фактически действуют неявные механизмы “принуждения” частных доноров, развивается администрируемая (казенная) и плановая благотворительность.
В системе государственного управления сохраняется приверженность административным и авторитарным формам управления. Не соответствующая современным требованиям подготовка и низкая зарплата чиновников, а также исторически присущее России недоверие граждан к официальным структурам и их представителям не способствуют развитию частных сфер деятельности, включая и благотворительность.
Социально-экономическая ситуация, характеризуемая большой долей населения с низкими доходами и отсутствием среднего класса, определяет относительно низкий потенциал доступных для благотворительности ресурсов.
Отсутствие определенной и стимулирующей политики в отношении благотворительности привело к тому, что для осуществления благотворительной деятельности сложились не очень благоприятные условия. В частности, благотворительные организации и благополучатели, участвующие в благотворительном процессе, несут неоправданно высокие налоговые обязательства перед государством. Это повышает накладные расходы благотворительности, снижает мотивацию потенциальных доноров.
С другой стороны, имеющиеся налоговые льготы часто используется не на благотворительные цели. Льготы начинают эксплуатироваться в коммерческих интересах предпринимателей, что, в свою очередь, заставляет и благотворительные организации приспосабливаться к запросам доноров. Изначальная миссия благотворительных организаций отходит на второй план.
Заключение
Таким образом, предпринимательство неразрывно связано с благотворительностью, принося пользу и дарителям и тем, кого одаривают, и не только в нравственном смысле, но и в практическом плане. Однако сама благотворительная деятельность должна иметь четкие ориентиры: не порождать иждивенческие настроения, а способствовать вовлечению в трудовую деятельность, тех, кто еще имеет склонность и способности к труду. Безвозмездная помощь должна оказываться только тем, кто еще не способен или уже не способен самостоятельно заработать свой хлеб, то есть старикам, больным, детям и инвалидам.
Отношение к благотворительности в среде современных российских менеджеров неоднозначно: с одной стороны, за тенденцией к оказанию благотворительной помощи могут стоять личные нравственные ценности, чувства милосердия и социальной ответственности, основанные на заботе о людях, на сопереживании им, с другой стороны, это может быть демонстрация способности к благотворительности как признака личной успешности, личного благосостояния и создание через благотворительную деятельность положительного имиджа собственной личности и своей компании.
Список литературы.
1. Абалкин Л.И.Заметки о российском предпринимательстве. - М., 1994.-105с.
2. Бубнов Г.Г. Предпринимательство и его роль в экономическом возрождении России ( Вопросы теории). Дисс. док. эконом, наук.- М., 2002.-445с.
3. Возмитель А. А. Способы бизнеса и способы жизни российских предпринимателей. М., 1997.-134с.
4. Гавлин М.Л. Российские предприниматели: духовный облик, меценатство// История предпринимательства в России. Книга вторая. Вторая половина 19-го – начало 20-го вв.М.: РОССПЭН, 2000;
5. Журнал «Меценат» №9, 2003. «Социальный портрет современного предпринимателя».
11