Махмуд Эсамбаев (1924-2000гг.)
О танцовщике Эсамбаеве великая балерина Галина Уланова сказала однажды: “Такие люди, как Махмуд Эсамбаев, встречаются даже не знаю во сколько лет. Он, по существу, так пластичен, так музыкален и так выразителен... что все, что он исполняет, никто другой не смог бы...”
…Из предгорного чеченского селения Старые Атаги родом многие выдающиеся чеченские писатели, драматурги, музыканты, композиторы. Там родился в 1924 году и Махмуд Эсамбаев. Одаренный от природы необыкновенной выразительной пластикой тела, высоким ростом, совершенным музыкальным слухом, феноменальной памятью, Махмуд танцевал с тех пор, как помнит себя. С 7 лет он с отцом бывал на свадьбах, где плясал под одобрительный смех и восклицания старших. В 15 лет уже танцевал в Чечено-Ингушском государственном ансамбле песни и танца, в 19 — в Пятигорской оперетте. То были годы войны, и Эсамбаев танцевал и во фронтовой концертной бригаде на передовой, и на строительстве оборонительных сооружений, и в военных госпиталях. А в 20 лет он стал солистом Киргизского театра оперы и балета. А это значило, что молодой Эсамбаев был уникальным, в смысле разноплановости, исполнителем: овладел и характерными, и народными танцами, и основами профессионального балета. На сцене Киргизского театра оперы и балета Эсамбаев исполнял главные партии в классических и современных балетах - “Лебединое озеро”, “Бахчисарайский фонтан”, “Спящая красавица”... Он также стоял у истоков киргизской хореографии, станцевал главные роли в первых национальных балетных спектаклях.
Но в 50-е годы Эсамбаев решил оставить академическую сцену и обратиться к народному танцевальному творчеству. Как раз в то время была восстановлена Чечено-Ингушская АССР. Эсамбаев стал солистом филармонии своей республики и начал создавать танцы-новеллы, посвященные культуре разных народов. Среди его первых работ были индийский ритуальный танец “Золотой бог”, испанский танец “Ля-коррида”, таджикский “Танец с ножами”.
В 1959 году Эсамбаев выступал со своей программой в Москве, затем в составе труппы “Звезды советского балета” объехал с гастролями Францию, Южную Америку. Рядом с всемирно известными балеринами он имел триумфальный успех. И где бы ни проходили гастроли, Эсамбаев, подобно увлеченному коллекционеру, собирал танцы разных народов. Он их молниеносно разучивал и исполнял в той же стране, которая ему их подарила.
После зарубежных гастролей Эсамбаев создал свой коллектив. С программой “Танцы народов мира” он покорил не только Россию, но и весь мир. Журнал “Театр” писал: “Танцы Эсамбаева – это театр переживания, а не представления. На афише пишут “Танцы народов мира”, а надо бы - “Народы мира в танце”. Непременно посмотрите Эсамбаева!” “Каждое выступление Махмуда Эсамбаева на эстраде, каждая его миниатюра — это, я бы сказал, маленький законченный балет”, — отмечал Юрий Григорович, известный балетмейстер.
Махмуду Эсамбаеву были присвоены самые высокие награды страны и почетные звания - Народного артиста СССР и всех союзных и автономных республик, Героя социалистического труда. Трижды он был лауреатом Международных конкурсов. Его при жизни по праву называли “чародеем танца”, “Шаляпиным в танце”, звездой балета и эстрады, великим, гениальным, “легендой XX века”... Об Эсамбаеве и с его участием снято несколько художественных и документальных кинофильмов. Имя Эсамбаева навечно занесено на плиту в галерее “Звезд эстрады Российской Федерации” в Москве перед Государственным Концертным залом “Россия”.
Эсамбаев неоднократно избирался депутатом Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР, РСФСР, СССР. При его активной поддержке строились в чеченской столице Грозном новое здание драмтеатра, цирка…
Но все же главное в ином. Об этом говорил в выступлении в связи с кончиной Эсамбаева в январе 2000 года Игорь Моисеев, знаменитый балетмейстер: “Представитель гордого народа, Махмуд Эсамбаев отдавал себя сближению людей. Не случайно его репертуар состоял из танцев разных народов мира. Дружба, добро, красота были целью его творчества, основой его взглядов...”
Он легко перешагивал через зримые границы на карте, через незримые — в сознании. Его уникальное искусство делало невозможное — примиряло, соединяло людей вне зависимости от их крови, веры, образа жизни. Эсамбаев подарил людям на стыке второго и третьего тысячелетия воплощенные в танцах мечты человечества о мире, дружбе, братстве и интернациональном единении народов.