Введение. Экологические и социально-экономические аспекты стихийных бедствий на территории Армении.
В эволюционном развитии географической оболочки Земли особое место занимают природные явления и процессы, характеризующиеся неопределенностью времени их наступления и неоднозначностью последствий.
Такие процессы и явления, объединенные в понятие стихийных бедствий, а также их экологические и социально-экономические последствия вызывают наибольший интерес как в научно-теоретическом, так и в практическом отношении.
Территория Армении из-за особенностей геологического строения и географического положения на севере субтропического пояса подвержена большинству типов стихийных бедствий, встречающихся на Земле.
В исторический период сильнее проявлялись, а в наши дни стали предметом специальных исследований такие стихийные бедствия, как землетрясения, оползни, селевые потоки, эрозия почв, сильные морозы, заморозки и засухи, градобитие и шквальные ветры. В разных частях даже относительно небольшой территории, в зависимости от рельефных и прочих физико-географических условий, они проявляются по-разному и поэтому по силе воздействия на окружающую среду, по экологическим и социально-экономическим последствиям существенно различаются между собой.
Социально-экономические, а отчасти и экологические последствия особенно велики при землетрясениях. Армянское нагорье, будучи расположенным в средней части Альпийско-Гималайской складчатой (геосинклинальной) области, отличается высокой сейсмической активностью.
Известно, что активная неотектоника Ближнего Востока, а следовательно, и Армянского нагорья вместе с Кавказским физико-географическим регионом, определяется сочетанием двух пересекающихся крупнейших зон разломов. Это Анатолийско-Загросская зона, имеющая направление СЗ-ЮВ (от южных берегов Черного моря до центральных районов Иранского плато), и Левантская зона, имеющая направление ЮЗ-СВ, от залива Акаба в Красном море, через центральные области Армянского нагорья до Казбек-Цхинвальско-го разлома в Главном Кавказском хребте.
Доказано, что интенсивные движения по указанным разломам соответствуют высокому уровню сейсмичности, эти движения происходят вполне упорядочение: взаимное расположение зон и направление сдвигов таково, что Аравия и Кавказ сближаются, а Анатолийское и Иранское плато друг от друга отдаляются.
В пределах Армении к востоку от Левантской зоны ответляются крупные активные разломы, где всего чаще и происходят сейсмо-генпые разрывы, взбросы и сдвиги. Именно с ними и связано абсолютное большинство землетрясений на Армянском нагорье. До нас дошли летописные свидетельства о сотнях сильных землетрясений, имевших место в течение трех последних тысячелетий. Ценные сведения встречаются как в армянских, так и в греческих, арабских, персидских, грузинских источниках, у многих местных и европейских авторов, начиная от Страбона, Мовсеса Хоренаци, Марко Поло и кончая исследователями нового и новейшего времени.
Известны названия многих десятков населенных пунктов, в том числе средневековых столиц и крупных городов Армении, полностью разрушенных или сохранившихся лишь частично в результате землетрясений. К ним относятся, в частности, Моз (разрушен в 735 г.), Двин (893 г.), Балу (995 г.), Ани (1319 г.), Ерзнка-Ерзинджан (за период с 1011 по 1784 г. перенес 24 разрушительных землетрясения), Ван (1646 г.), Ереван (1679 г.), Басен (1720 г.).
Последнее сильное землетрясение в Армении (Спитакское) было одним из самых разрушительных. Его последствия продолжают оставаться одним из важных факторов, определяющих современную социально-экономическую ситуацию в стране и главные направления ее развития на обозримую перспективу.
Официальные данные трагедии.
Землетрясение выразилось в серии сильных подземных толчков, начавшихся 7 декабря 1988 г. в 11 ч 41 мин 20 с по местному времени. Оно ощущалось на территории от Черного моря до Каспийского и от г. Грозного на севере до начала границы Ирака с Ираном па юге. Район характеризуется весьма сложным гетерогенным геологическим строением и включает разновозрастные и разноформациопныс комплексы от протерозойских до неоген-четвертичных .
В эпицентре, расположенном в 6-7 км к северо-западу от Спитака, балльность землетрясения превышала 10, а магнитуда- 7,0. Это наивысшие показатели, зарегистрированные в пределах Закавказья и Армянского нагорья за минувшее столетие. Это самая крупная катастрофа на территории бывшего СССР после Ашхабадского землетрясения 1948 г.
Разрушительная сила Спитакского землетрясения проявилась на северной половине территории Армении. По официальным данным, количество жертв превысило 25 тыс. чел., получили ранения более 20 тыс.чел., 520 тыс.чел. остались без крова. Прямой материальный ущерб оценен в 10 млрд руб. по ценам 1988 г., а с учетом затрат на восстановление разрушенного эту сумму следует как минимум удвоить. В общей сложности пострадали более 20 административных районов, более 350 населенных пунктов, в том числе превратились в руины г. Спитак и 58 деревень, на 80 % разрушен г. Ленинакан (ныне Помри), сильно пострадали города Кировакан (ныне Ванадзор), Степанаван, Ди-лижан, Алаверди, Пожеван, Артик. Перестали функционировать около 200 предприятий машиностроительной, химической, легкой и пищевой отраслей промышленности с валовой продукцией около 2 млрд руб. в год и общей численностью производственно-технического персонала в 82 тыс.чел. Огромен урон сельскохозяйственного производства (падеж скота и птицы, разрушение производственных помещений, нарушение ирригационных систем и т.д.). Перестала функционировать почти вся производственная и социальная инфраструктура на 1/3 территории республики. Сотнями исчисляются разрушенные школы и детские сады, больницы и поликлиники, библиотеки, клубы и дома культуры. Вышли из строя десятки километров железных и шоссейных дорог, ЛЭП, газо- и водопроводов, телефонных линий.
В одном только Ленинакане было разрушено более половины всех зданий. Перестали существовать 470 жилых домов, 31 школа, 74 детских садика, 6 лечебных учреждений, 212 предприятий общественного питания; 39 промышленных предприятий получили различной степени повреждения и прекратили свою работу.
События 7 декабря 1988 года и что было после.
Армения. Тридцать секунд понадобилось стихии, чтобы снести с лица земли города и села. Безжалостная сила разлома земной тверди обратила в прах то, что создавалось десятилетиями, и унесла десятки тысяч жизней, опять, как и в Чернобыле, не разбирая ни правых, н виноватых.
Навеки в историю Земли это землетрясение вошло под названием Спитакского. Оно обрушилось 7 декабря 1988 года в 10 часов41 минуту по московскому времени. Стихия ударила по Армении неожиданно – на заводах и фабриках шла рабочая смена, дети сидели в классах, жизнь текла своим размеренным, привычным руслом. И вдруг… Зловещий гул. Земля, такая родная, крепкая и надежная, задрожала, поплыла под ногами. Закачались, а затем рухнули стены, потолки, лестничные пролеты…
Роковые линии разлома в Спитаке
В эпицентре буйстве стихии оказался Спитак – районный центр Армении, в котором до землетрясения проживало 20 тысяч жителей. Два мощнейших подземных толчка разрушили город до основания. Практически на осталось ни одного производственного, административного или жилого здания, которое не было бы повреждено. Полностью были выведены из строя огромный элеватор, сахарный завод, завод «Лифтмаш», многие другие предприятия. Разрушены школы, больницы, учреждения.
О страшной беде в северных районах Армении уже знали в стране. На помощь летели, ехали военные и гражданские медики. Тольков первые сутки военные врачи оказали квалифицированную помощь 1200 человекам, 600 человек было ими эвакуировано. На вторые сутки поступило 500, эвакуировано 84. на третьи – соответственно 182 и 51. а всего обратилось к военным врачам 6 тысяч пострадавших.
Ни одна серьезная авария, не говоря уже о катастрофах, не обходится без привлечения войск или формирований гражданской обороны, ее служб, таких, как медицинская, противопожарная, охраны общественного порядка, эвакуации и другие. Силами гражданской обороны совместно с другими организациями и ведомствами было извлечено из-под обломков рухнувших зданий 39553 человека, из которых 15 254 оказались живыми. Стоит вдуматься в эти цифры. Сколько людей оказались спасенными, но и сколько их погибло.
Первыми из войск гражданской обороны к исходу 7 декабря 1988 в Ленинакан прибыли воины из Еревана во главе с командиром полковником А.Е. Грабарем.
Не ради славы и наград приехали в Ленинакан воины гражданской обороны из Еревана и Тбилиси, из Донецка и Саратова, из Волгограда и Ростова – ради быстрейшего возрождения разрушенного города.
9 декабря 1988 года в 22 часа из города Тбилиси прибыл первый батальон воинской части гражданской обороны под командованием майора В. Семенова.
К 10 часам 10 декабря 1988 года из Тбилиси прибыли и остальные механизированные батальоны. Они также сходу были направлены на операцию по спасению людей. Беда только, что в первые дни не хватало техники – автокранов, бульдозеров, экскаваторов, погрузчиков.
А в первых числах февраля в соответствии с решением комиссии ЦК КПСС все войска гражданской обороны прекратили работы в городе – началась расчистка полей и дорог от завалов строительного хлама. Нужно было начинать жить сначала.
3. Горькая правда или Почему так случилось?
На первый взгляд, может казаться риторическим вопрос: в чем причина Спитакской катастрофы. Ответ как будто очевиден - землетрясение. В действительности же причина в ином - в безответственном отношении общественности и властей к неизбежным и закономерно протекающим природным процессам.
Под влиянием бывшего Госстроя СССР, требующего большего снижения стоимости строительства, систематически занижались значения магнитуды и балльности возможных землетрясений. В результате на карте сейсмического районирования Закавказья землетрясения выше 8 баллов не прогнозировались, хотя, как уже сказано, исторически они здесь отмечались неоднократно. Соответственно снижались нормативные требования к сейсмостойкости инженерных сооружений. К этому можно прибавить и преступную недобросовестность строителей, и полную неграмотность населения в вопросах сейсмозащиты.
Мощные подземные толчки стряхнули штукатурно-окрасочный марафет, и обнаружилась проволока вместо арматуры, слабая цементно-песочная смесь вместо бетона высокой марки, ржавые уродливые наросты там, где должен быть ровный сварочный шов. Самым уязвимым местом каркасно-панельных зданий были стыки. Ахиллесовой пятой каменных зданий стали места сочленений туфовой кладки с железобетоном, так как строители не позаботились о конструктивной связке между ними. Железобетон, предназначенный усилить каменную кладку, на деле ослабил ее, нарушив монолитность.
Даже госприемка, введенная сравнительно недавно, оказалась неспособной воспрепятствовать строителям-ворам и их диктату, для которых главным показателем качества проекта являлась сборность конструкций и дороговизна отделки. Вот где нравственный разлом высветился во всем своем цинизме.
Заключение. Уроки и выводы из ликвидации последствий.
Армянское горе –
безбрежное море,
пучина огромная вод;
на этом огромном
и черном просторе
душа моя скорбно плывет…
Ованес Туманян
Армения. Тридцать секунд понадобилось стихии, чтобы снести с лица земли города и села, унести десятки тысяч жизней. И здесь нет ни правых, ни виноватых. Казалось бы, здесь виновата стихия. Но не только.
Такого количества жертв при ликвидации последствий удалось бы избежать, если бы вовремя были доставлены люди и техника. Не всегда хватало врачей и медикаментов – люди умирали просто на руках своих родственников. Самое страшное то, что стихия унесла столько молодых жизней, детей, которые ничего не сделали.
Трагедия вырвала из жизни и молодых
Специальным решением союзного правительства на восстановление экономики пострадавших от землетрясения районов было отведено 2 года. Предусматривалось проведение большого объема восстановительных и строительных работ, в которых принимали участие все республики СССР и союзные министерства. Разного рода материальная и техническая помощь стала поступать из 110 иностранных государств, многих международных организаций. Ощутима была и помощь многомиллионной армянской диаспоры.
Парод Армении с великой благодарностью помнит ту неоценимую помощь и моральную поддержку, которая была оказана ему в те трагические дни. Мир был свидетелем удивительного всплеска человеческой солидарности и благородства.
Какова сейчас экологическая и социально-экономическая обстановка в районах, пострадавших от Спитакского землетрясения? Надо признаться, что эти районы до сих пор остаются зоной бедствия. В результате развала СССР и приобретения независимости бывших союзных республик программа восстановительных работ была приостановлена, резко уменьшились объемы международной гуманитарной помощи. Положение усугубилось обострением межнациональных конфликтов и установлением транспортной блокады в отношении Армении со стороны Азербайджана и Турции, продолжающейся до настоящего времени. Социальное положение населения значительно ухудшилось, резко упала рождаемость, возросла смертность, большинство промышленных предприятий продолжает лежать в руинах, десятки тысяч семей живут во временных домиках. На 1.01.1999 г. численность населения зоны бедствия едва достигла уровня 1985 г. Во много раз выросла эмиграция. Расчеты показывают, что при сохранении современных объемов капиталовложений потребуется еще 10-15 лет для преодоления экономических, демографических и социальных последствий разрушительного землетрясения.
Спустя несколько лег после землетрясения была создана довольно мощная организация - Национальная служба сейсмической защиты. Армения стала третьей после Японии и Китая страной в мире, где в настоящее время действует постоянная сейсмическая служба наблюдения, контроля и оповещения. Круг задач, которые решает Национальная служба, довольно широк - оценка долгосрочной и текущей сейсмической опасности, оценка сейсмического риска для существующих сооружений, сейсмостойкости, подготовка населения и органов государственного управления к действиям до, во время и после землетрясения, создание технически* систем раннего оповещения, создание сил быстрого реагирования, разработка проектов законодательной базы для защиты населения от сильных землетрясений. Первые результаты очевидны. Можно отметить, в частности, успешную работу наших специалистов по оценке сейсмической опасности не только для Армении, но и для всего региона Крым-Кавказ-Копетдаг, включая Турцию и северные районы Ирана.