Друиды и религия древних кельтов
Примерно за тысячу лет до нашей эры началось формирование племен кельтов. Местом образования этой небольшой группы племен, объединенных общей культурой и религией, была Центральная Азия. Долина Инда в течение многих тысячелетий служила родиной древним воинственным племенам, ставшим родоначальниками целой цивилизации. Маршруты кельтских миграций проходили через западные регионы европейского континента. Часть племен достигла Испании, ряд других миновали Альпы и остановились вблизи Сицилии. В III веке до н.э. кельты совершали путешествия через Македонию, Фракию и Фесалию. В это время образовалась Галатия – область Малой Азии, где поселились 20 тыс. кельтов. Несколько племен, продвигаясь по западному побережью Европы, достигли территории Бретани, а некоторое время спустя, посетили Шотландию и Ирландию. В это время на юге Британии и Ирландии большая часть земель была захвачена белгами – небольшим кельтским племенем.
Мифы и легенды древних кельтов свидетельствуют о том, что к III в. до н.э. у европейских поселений еще не сформировался свой пантеон богов, поэтому кельты заимствовали духовные канонизируемые святыни из других религий. Культурно-мифологическая интеграция с остатками чужеродных религиозных формирований характерна для кельтов на протяжении всей их истории.
Продвигаясь по территории Западной Европы, кельты повсюду сталкивались с полуразрушенными памятниками ушедших цивилизаций, богатое культурное наследие которых было успешно использовано ими для создания своих преданий и легенд. Вблизи разрушенных храмов и культовых строений прошлого развивается сюжетная линия множества кельтских мифов и обрядов. Самым известным примером такой религиозной интеграции является Стоунхендж, который, как известно, существовал задолго до появления в Британии кельтов и успешно использовался жрецами кельтов - друидами для своих обрядов.
Каста жрецов - друидов играла особую роль в жизни многочисленных кельтских племен. Друиды обладали знаниями, дававшими им власть над людьми, и пользовались огромным уважением среди простого населения. В их обязанности входило соблюдение религиозных обрядов, жертвоприношения, судебные мероприятия, врачевание, кроме этого друиды были летописцами и поэтами. К сожалению, современной науке почти ничего не известно о друидах. О них написаны книги, однако подлинных документов об их жизни почти нет. Существуют несколько рукописей написанных современниками друидов, также существуют упоминания о друидах у римлян, в частности у Плиния, но их крайне мало и сказать что-либо с уверенностью об их истории или удивительных способностях трудно. Сами друиды почти не оставили потомкам письменных памятников. Дело в том, что они предпочитали передавать свои знания устно, не доверяя их ни камню, ни дереву, ни пергаменту. И лишь для того, чтобы придать магические свойства тому или иному предмету, они покрывали его письменами – рунами. Иногда друиды наносили руны на надгробные камни. Эти древние надгробия позволяют приоткрыть завесу тайны над жизнью и магическими ритуалами друидов.
До наших дней дошла легенда о появлении первых друидов. В ней рассказывается о короле варварских племен по имени Бап-Катос, у которого был друг Фласия-Гэар. Стоя во главе своих войск, они, выполняя священный обет, охраняли подступы к горе Ар-реат. И вот однажды Бап-Катос сказал, что для защиты горы все племена должны объединиться в хорошо обученное сильное войско. Но Фласия-гэар возразил другу: только люди, укрепляющие свой дух и постигающие магические тайны, смогут выполнить эту сложную задачу. Фласия-Гэар с горсткой учеников отправился в северные леса и создал первую школу друидов. В самой чаще дубового леса, вдали от людей, первые друиды сложили из больших камней святилище, вокруг которого вскоре буйно разрослись дикие травы, а плющ так оплел мощные стены, что они совсем скрылись под зеленью и святилище стало недоступно для посторонних людей. Постепенно добровольные отшельники обрели новые знания и поклялись не возвращаться к горе Ар-реат до тех пор, пока не начнется последняя, страшная битва между людьми и демонами. Друиды верили, что только они смогут защитить священную гору от темных сил. В ожидании часа, когда они смогут исполнить свой долг друиды старались достичь гармонии и единения с природой. Легенда гласит, что друиды овладели языком растений и животных и могли заставить их служить себе, кроме этого друиды якобы научились будить спящие под землей семена, управлять погодой и превращаться в диких зверей.
Среди обрядов древних кельтов следует выделить культ «священных дубрав», сила которых воспевались во время обрядов друидов. Друиды верили что, человек был сотворен богами из деревьев. За вред, нанесенный священному дереву, полагалось жестокое наказание. Преступнику вырезали пупок и пригвождали его к той части дерева, которую он ободрал. Затем его вертели вокруг дерева до тех пор, пока внутренности несчастного полностью не наматывались на ствол. Наказание это было направленно на то, чтобы заменить содранную кору дерева живой плотью преступника. Данные религиозные традиции можно отнести к анимистическим обрядам, приравнивающим каменные глыбы и величественные вековые стволы деревьев к божественным хранилищам душ предков.
Магия занимала важное место в жизни древних кельтов. В ранних религиозных учения галлов природа и стихии наделялись божественными силами. Кроме сил природы галлы обожествляли образ героя. В ранг божества возводились великие войны наделяемые «силой солнца, своими лучами поражающего души врагов». В народе существовало поверье о родстве кельтов с богами, которое встречалось также и у древних ирландцев, считавших себя «туатха-де денан» - детьми бога. Главным богом кельтов считался Таранис – властитель молний. Его можно сравнить с римским Юпитером-громовержцем и славянским Перуном.
Большой популярностью пользовался также бог Бел. Под его покровительством находились все знания кельтов. Праздник святого Бела праздновался 1 мая. Во время праздничных обрядов поджигался хворост, к небу вздымались «майские огни» Эти огни освещали тропы по которым гнали скот. В вечернее время вокруг костров устраивались различные игрища и пляски. Традиция празднования «Майского дня» сохранилась на территории Европы и по сей день. Священным символом Бела была омела, растущая на дубе. Вот как описывает Плиний ритуал связанный с омелой : "Такую омелу случается найти очень редко, и когда ее отыскивают, то снимают, устраивая большую религиозную церемонию, на шестой день луны, - так как именно по этому светилу галлы считают свои месяцы и свои годы, так же, как и свои века, протяженностью в тридцать лет. Этот день выбирают потому, что луна в нем обладает уже достаточной силой, хотя и не достигает еще середины своего роста. Они называют омелу именем, означающим «тот , что все исцеляет». Приготовив у подножия дерева все необходимые для совершения жертвоприношения и торжественную трапезу, приводят двух белых быков. Животных не привязывают, однако они стоят смирно. Жрец – друид, одетый в белые одежды, взобравшись на дерево, золотым серпом отсекает омелу, которую собирают в белый плащ. После этого друиды закалывают жертвенных животных тем же самым серпом, которым была срезана омела, молясь при этом божеству, дабы оно сделало жертву благодатной для тех, ради кого она принесена. Они верят, что омела, если сделать из нею напиток, исцеляет скот от бесплодия и служит средством против всех ядов.»
Война была неотъемлемой частью жизни кельтов. На почетном месте хранителя воинской доблести стоял Бел-тукадор и богиня - воительница Белисама. Особое отношение воинов к жизни и смерти выражалось в абсолютном бесстрашии во время боя и отсутствии ужаса перед бездной небытия, наступающего после смертельных ранений. Для воинов – галлов честь великой победы была превыше всяких материальных ценностей. Философия кельтов готовила воинов к смерти в течение многих лет. Авангард кельтских войск состоял из обнаженных татуированных воинов, рисунок на телах которых внушал страх противнику. Преобладающим цветом раскраски был синий, священный цвет земли. По обычаям галлов тела героически погибших в бою воинов сжигались. Торжественные процессии шествовали к огромным кострам вокруг которых рассаживались друиды. После ритуальных песнопений и поэтических хвалебных речей в адрес усопших их тела предавались огню. Кельты верили, что души сжигаемых воинов попадали в потусторонний мир. В последний путь вместе с останками воинов отправляли все необходимые им в «другой жизни» вещи.
Земля в понимании галлов представляла собой великую ценность, беречь которую составляло цель жизни каждого кельта. Покровитель земли, бог – Луг(Лир). Праздник Луга ирландцы отмечали первого августа, восхваляя бога , дарующего плодородие и урожай. Одним из древнейших богов кельтов был рогатый бог Кернуннос – повелитель мира животных. Его также называли богом охоты.
Первоосновой жизни кельты считали воду. Эта животворящая субстанция стала для галлов культовой. Множество рек Западной Европы были названы кельтами в честь богинь, покровительствующих плодородию. Сена обязана своим названием богине Секване. Согласно ряду источников, долина Сена считалась священной. Множество статуэток, найденных при раскопках, были принесены в жертву богине. Реки Северн и Клайд получили свое название в честь богинь Сабрины и Клоты. Река Марна была названа в честь священной триады Матрон, хранительниц женской чести.
Важное место в религиозно-мифологической традиции кельтов занимало число три. Триада богинь Матрон, которой были адресованы сотни наскальных надписей, управляла процессами рождения, жизни и смерти. Кельты опасались гнева триады, славившейся своей жестокостью по отношению к непослушным. Матрон изображали в виде девушки, женщины и старухи. В Ирландии их называли Морриган, Маха и Ба. Одним из наиболее распространенных образов, которые встречаются на фигуративных памятниках, является трицефал – божество с тремя головами или тремя лицами. Например на северо-востоке Галии культ трехголового божества был распространен у кельтского племени ремов и их соседей суессинов. Около Реймса была найдена стела, на которой изображен трицефал, помещенный поверх группы богов. А в районе Трева, где господствовал культ Матрон, найдены два памятника, на которых изображены три богини, причем та которая в центре, стоит на поверженном боге с тремя лицами и попирает его ногами. Кроме того кельты в изображениях своих богов утраивали самую драгоценную часть человеческого тела – голову, они также были склонны объединять их в триады. Тройственные образы свойственны не только фигуративным памятникам кельтской религии. Триада является господствующим жанром в гномической литературе Ирландии и Уэльса , а тройные персонажи занимают важное место в эпической традиции кельтов.
Друиды верили в великую силу слова. По их мнению слово открывало тайные источники священной силы, дарующей бесконечное могущество в мире духов. Порой на собраниях друидов словесные заклинания, произносимые вслух, становились предметом конкуренции. Состязания в слове поэтов-колдунов приводило к тому , что победитель погружался в глубокий транс. По их верованиям такое состояние открывало друидам путь к общению с миром усопших и награждало даром пророчества. Религиозные ритуалы очень тесно переплетались с поэзией кельтов. Для поэтических произведений кельтов была характерна особая структура, содержащая загадочное, иносказательное начало. Особенной популярностью пользовались зашифрованные формы повествования в виде загадок. Поэтами у кельтов в основном были барды, начинающие свой путь жрецы-друиды. Начинающий бард подробно изучал премудрости поэзии, философию, тайный язык огам, ораторское искусство и законы племени. Затем барду предстояло научиться способам переложения окружающих событий в поэтическую форму. Наиболее талантливые ученики посвящались в таинства магии, обучались заклинаниям, дарующим духовную силу предвидения. Отдельным наиболее выдающимся кельтам удавалось получить высокое звание друида. Путь простого кельта к высотам касты друидов длился до 20 и более лет.
Необходимо отметить, что традиции кельтов воспевали и восхваляли родителей. Религиозные обряды были направлены на то ,чтобы отдать дань усопшим предкам через самопожертвование или через поэзию. Поэтические произведения древних бардов ставили на почетные литературные пьедесталы хранителе мудрости прошлых веков.
В жизни древних кельтов важную роль занимали путешествия. Согласно убеждениям друидов, путешествия закаляли качества доблестных воинов и укрепляли их дух. Кельтские легенды воспевали земли, расположенные к северу от Галлии. Эти места описывались как райский уголок, где усталому путешественнику даровалось все – любовь, счастье, богатство и слава. Многих пропавших без вести мореплавателей считали людьми, достигшими истинного земного блаженства на райских берегах.
Обряды друидов не обходились без человеческих жертвоприношений. Кроме этого друиды практиковали гадания на внутренностях пленных. По свидетельству древнего римского историка Страбона, друиды убивали жертву ударом меча в спину и проводила гадания по тому как жертва падала и по предсмертной агонии. Важное место в религиозных традициях древних галлов занимал культ человеческой головы. По верованиям кельтов, головы побежденных воинов сохраняли после смерти духовную силу, способную оберегать дом от бед. По свидетельству Поседония, посетившего Галию во II веке до н.э., стали появляться кельтские «охотники за головами». Посидоний отмечает: «…Когда они покидали поле боя, с шей их коней свешивались головы побежденных врагов; по возвращению домой они их прибивали над входом в жилище». По описаниям Ливия, головы вождей враждебного племени вносились в храм. Иногда из черепов, залитых золотом, делали кубки для питья. Головы важных особ, захваченных во время войн, бальзамировались в кедровом масле и вывешивались на самые видные места.
Участие в религиозных обрядах считалось священным занятием, к которому допускались соблюдающие традиции члены племени. Самым страшным наказанием было отлучение от всеобщего религиозного братства. Правом отлучения обладали друиды, что значительно укрепляло их авторитет. Друидов боялись, уважали и даже боготворили. Люди в трудных ситуациях всегда обращались за поддержкой, судом и помощью к друидам.
Первого февраля кельты праздновали «возвращение солнца». По верованиям друидов, в это время бог солнца присыпался после долгой зимней спячки. Все обряды кельтов посвящались его скорейшему пробуждению и очищению огнем застывшей от холода земли. Первое февраля считался священным днем, во время которого запрещалось всякое насилие, а злейшие враги заключали перемирие. Если кто-то решался нарушить традицию, то судьба «изменников» решалась под жертвенными ножами кровавых ритуальных обрядов. При этом даже вождь племени не обладал властью помилования. Во время «возвращения солнца» решались также законодательные вопросы. Законы древних кельтов выражались в стихотворной форме и хранились в памяти «законников» племени. Главный «законник» во время празднования формулировал «поэтическое» законодательное право для большого собрания друидов и простых кельтов. Те поправки, которые вносились в закон на общем собрании, после принятия передавались поэтам. Творцы обличали сухие правила кельтской жизни в живую форму стиха. Поэзия лучше запоминалась простым населением, чем обычный свод правил и указаний.
Праздник «возвращения солнца» также славился удивительным обрядом «пробных свадеб». Во время вечерних танцев и игр молодые кельты подходили к своим возлюбленным и , целуя их, получали права в течение года считаться их мужьями. Если через 12 месяцев пара не уживалась, оба супруга во время очередного «возвращения солнца» расставались под всеобщие ритуальные крики и отчаянные пляски друидов. Во время праздника молодые люди бросали в костер белые камни с написанными именами. После того как костер догорал и угли остывали, каждый из молодых кельтов бросался к пожарищу в поисках своего камня. Считалось, что если пропадал камень, то душу его хозяина забирали боги, дарующие племенам взамен благополучие и урожай. Традиция «пробных свадеб» сохранялась в Шотландии вплоть до VI – VII веков. А всем известная Гретна-Грин, деревня на границе Шотландии, где можно было сочетаться браком без разрешения родителей и опекунов, является отголоском традиций древних кельтов.
Интересна история празднования Хэллоуина. Еще 2000 лет назад кельты делили год на две части: летнюю и зимнюю.31 октября они отмечали конец сбора урожая и канун Нового года. Кельты верили, что в последнюю ночь октября их главного бога Солнца похищает князь тьмы Самхейм. И поэтому весь мир попадает во власть мрака и холода. В эту ночь открываются врата преисподней и души умерших выбираются на землю, чтобы справить свой карнавал. Они являются в разных обликах. Злые духи приходят под личиной животных. Оборониться от незваных пришельцев по верованиям друидов можно только живым огнем. Друиды разжигали священные костры а крестьяне обходили свои дома с факелами. Духам выставляли угощение на улицу, чтобы они не заходили в дом. Жители деревни собирались у костров друидов. В эту ночь делали предсказания, приносили в жертву часть собранного урожая и животных. Заканчивались обряды танцами. После этого каждый брал в свой дом язычок священного пламени, чтобы оградить свой дом от злых духов. Христианство оказалось беспомощно перед лицом древнего праздника. Тогда в VII веке Папа Бонифаций IV утвердил 1 ноября День Всех Святых. Выходило, что 31 октября – канун праздника. Так католическая церковь заменила языческий праздник смерти на день поминовения.
Кельтская культура пришла в упадок с распространением христианства. Старые религиозные традиции галлов рухнули под натиском проповедников Святого Креста. В процессе взаимодействия религиозных традиций кельтов и носителей христианства сформировалась самобытная мифология галлов. Многие кельтские герои и боги приобрели новые обличия в лице христианских святых. Сохранились исторические сведения, свидетельствующие о форсирующем влиянии римских правителей на христианизацию кельтов. Например, Папа Григорий Великий обращался со следующим посланием к миссионерам: «…Если храмы в Британии построены хорошо, желательно, чтобы они превратились из мест поклонения дьяволу в места поклонения истинному Богу: народ, видя, что его храмы не разрушают, легче расстанется с заблуждениями в своем сердце и, познав и возлюбив истинного Бога, легче будет посещать те места, к которым он уже привык…». Любовь кельтов к путешествиям положительно сказалась на дальнейшем распространение идей христианства. Часто путешествующие ирландские и шотландские духовные наставники способствовали строительству христианских монастырей на различных островах.
Загадки таинственных кельтских обрядов и ритуалов остались до сих пор. Мистические традиции галлов затмили свою духовность и поэтическую одаренность этого народа. Письменная формулировка учений кельтов отсутствовала в связи с устным способом передачи ценных сведений . Несмотря на зачатки письменности у кельтов, им строго запрещалось передавать знания предков любому объекту окружающей среды. Поэтическое наследие кельтов сохранилось с средневековой традиции бардов и трубадуров. Основным элементом более поздних кельтских культур, в частности ла тэн, были украшения по образу и подобию растений дикой природы, с абстрактными элементами. Этот стиль был доминирующим среди кельтских художников , ювелиров и кузнецов тех времен.