Кратко о Мао Цзэдуне
Все 30 лет, пока Мао Цзэдун находился у кормила власти, китайцы несли на демонстрациях транспаранты с лозунгом «Мао чжуси ваньсуй» - «Десять тысяч лет жизни председателю Мао!». Его называли «великим кормчим», «гением из гениев». Сборник цитат Мао («красная книжечка») вышел самым большим в мире тиражом - в 300 млн экземпляров. И ещё Мао был виновником гибели самого большого числа людей за всю историю человечества. Более 60 млн граждан Китая в период его правления стали жертвами террора и голода.
Родился Мао 26 декабря 1893г. в деревне Шаошань провинции Хунань в семье крестьянина, занявшегося торговлей. Мао учился в школе, потом служил в армии, откуда дезертировал после революции 1911-191 3 гг. Позже окончил педагогическое училище в Чанша, где увлёкся идеями социализма и анархизма. Помимо работ Маркса и Кропоткина, теоретический багаж Мао включал в себя труды Конфуция и китайские романы о похождениях «благородных разбойников». В 1918г. он попал в Пекин и вступил там в первый марксистский кружок, руководимый профессором Ли Дачжао. Когда была основана Коммунистическая партия Китая, Мао стал одним из её активистов. Вместе с другими коммунистами сотрудничал с Гоминьданом, пока Чан Кайши не начал массовые репрессии против членов КПК. Тогда Мао возглавил восстание в родной провинции Хунань, окончившееся неудачей. Его едва не исключили из партии — за авантюризм и опору только на военную силу.
В 1935г. Мао стал лидером партии и вскоре организовал кампанию «по исправлению стиля». Сотни его противников были обвинены в разных грехах и уничтожены. В 1943г. Мао занял пост председателя Центрального комитета КПК. В 1945г. коммунисты приняли новый устав партии, по которому начали руководствоваться идеями Мао Цзэдуна.
В борьбе за власть Мао использовал самые различные средства. Человек капризный, легко впадающий в ярость, он мог быть мягким и обходительным, умел ждать, часто оттягивал принятие важных решений. Смысл жизни Мао видел в борьбе и относился к людям только как к своим союзникам или противникам. Председатель прекрасно умел манипулировать массами. Известно его изречение: «Народ — это чистый лист бумаги, на котором можно писать любые иероглифы».
Мао был болезненно подозрителен и всегда боялся заговоров и покушений. Во время поездок он останавливался только в специально выстроенных резиденциях, где обязательно имелся запасный выход. Его еду непременно пробовали специально назначенные люди. Купался он только в бассейне пекинской резиденции - опасался, что в других местах воду могли отравить.
Мао Цзэдун сознательно творил культ своей личности. Китайцы должны были изучать труды «великого кормчего», клясться в верности идеям Мао, постоянно носить значки с его портретом. Предметы, побывавшие в руках Мао, помещались в созданные повсюду музеи вождя.
В 70-х гг. каждое появление на людях уже очень больного Мао становилось событием. Вокруг его постели шла ожесточённая борьба за власть, в которой он по своей привычке никого не поддерживал открыто. В беседе с иностранным корреспондентом Мао однажды назвал себя «хэшан дасань» — «одинокой обезьяной под зонтиком». Как-то председатель спросил на заседании Политбюро: «Не кажется ли вам, что мне пора встретиться с Марксом?».
Мао Цзэдун скончался ночью 9 сентября 1976г. После долгих обсуждений деятельности «великого кормчего» китайские коммунисты выработали официальную точку зрения, в соответствии с которой Мао «на четыре пятых был прав и на одну пятую ошибался».
Политический портрет Мао Цзэдуна
Мао Цзэдун родился 26 декабря 1893г. в деревушке Шаошань китайской провинции Хунань. Его отец был зажиточным крестьянином и потому смог дать сыну неплохое образование. Сначала Мао учился в сельской школе, затем в средней школе г. Чанша. Ему исполнилось 18 лет, когда в Китае началась Синьхайская революция. Она означала для Мао, кроме всего прочего, знакомство с учениями, распространёнными на Западе, — анархизмом, социализмом; он становится членом революционной организации « Новый народ». Возвратившись в 1918г. на короткое время к учёбе, Мао закончил учительскую семинарию и уехал в Пекин. Он уже был полностью захвачен политической борьбой.
В Пекине он устроился на работу в библиотеку университета и сблизился там с Ли Дачжао — будущим основателем компартии Китая (КПК). Итогом этого знакомства было то, что неопределённые революционные взгляды молодого Мао приобрели более чёткие очертания. Народные выступления, начавшиеся 4 мая 1919г. и прошедшие под лозунгами сопротивления западным державам, всколыхнули Китай. Мао Цзэдун уехал в родную провинцию, редактировал там газету, создал сначала студенческую организацию, а затем марксистский кружок. Он был в числе делегатов учредительного съезда китайских коммунистов (1921г.). Их было всего 12, и в целях конспирации одно из своих заседаний съезд провёл даже в лодке посреди озера.
Вернувшись в провинцию Хунань, Мао организовал в г. Чанша ячейки КПК. В это время он стал хорошо известен в родной провинции не только как вожак местных коммунистов, но и как хороший оратор, как политик, готовый в интересах революции пойти на союз с некоммунистами.
Понятно, что после того как лидер китайских националистов Сунь Ятсен взял курс на дружбу с СССР и КПК на особых правах вошла в состав Гоминьдана, Мао занял ответственные посты в его руководстве. Одно время Мао фактически руководил отделом пропаганды Гоминьдана, возглавлял Институт крестьянского движения в г. Гуанчжоу. Начиная с 1926г. появляются работы Мао Цзэдуна, благодаря которым он получает известность как коммунистический мыслитель.
В своих произведениях будущий диктатор стремился приспособить систему понятий марксизма к образу мыслей простого китайца, передать философию революции через русло китайских философских традиций. Его настольными книгами стали полный набор китайских энциклопедических словарей, древние трактаты, древняя китайская художественная литература. В учении Мао многое было заимствовано из старых крестьянских представлений о справедливом обществе, кое-что было взято из анархизма. Там можно найти положения, которые по сути дела ставили китайскую нацию выше всех других. Но, возможно, именно эти недостатки (с точки зрения марксизма) привлекали в условиях отсталого Китая в ряды коммунистов новых и новых людей.
После того как Чан Кайши и Гоминьдан в ходе национальной революции начали преследования коммунистов, Мао Цзэдун осенью 1927г. поднял в Хунани восстание «осеннего урожая». Вскоре восстание было подавлено, а оставшиеся вооружённые силы вынуждены были отступить. Они попали в горы Цзинганшань, где хозяйничали два отряда разбойников, главари которых примкнули к Мао и стали командирами полков в китайской Красной Армии. Однако после того как Красная Армия в 1929г. ушла из этих мест, они, по словам Мао, «вернулись к своим привычкам», были схвачены и казнены крестьянами.
Горы Цзинганшань вскоре стали сборным пунктом бежавших революционеров. Здесь собрались значительные силы, и руководство КПК требовало от Мао «великих наступлений» на города. Эти приказы выполнялись вполсилы, вооружённые формирования коммунистов стремились расширить своё влияние, и это им уда вал ось. На освобождённых от власти Чан Кайши территориях провозглашалась советская власть. К началу 30-х гг. в Китае образовался так называемый «красный пояс», контролировавшийся КПК.
Успехи революционных войск объяснялись тем, что новая власть наделяла крестьян землёй, отбирая её у помещиков и богатых хозяев. «Кто завоюет крестьян, тот завоюет Китай, е кто решит земельный вопрос, тот завоюет крестьян», — говорив Мао. Другая причина заключалась в том, что в этой в сущности крестьянской армии строго соблюдалась дисциплина, не разрешались поборы с населения.
Тогда же Мао Цзэдун создал основанную на советах древних китайских полководцев тактику военных действий, о которой много спорили. Вкратце её можно представить в виде четырёх взаимосвязанных положений: если враг наступает, мы отходим; если останавливается и разбивает лагерь, мы ему мешаем; если он избегает боя, мы наступаем; если враг отступает, мы пре следуем.
Хотя границы «красного пояса» постоянно изменялись, коммунисты контролировали территорию в 150 тыс. кв. км с населением 10—12 млн человек (примерно 9% площади континентального Китая и 3% его населения). Понятно, что гоминьдановский режим не желал мириться с этим государством в государстве. Против «Советских районов» было организовано четыре карательных похода, но коммунисты устояли. Пятый поход гоминьдановских армий, насчитывавших полмиллиона солдат, поставил Красную Армию на грань поражения. Немецкие генералы — советники Чан Кайши — применили «тактику блокгаузов», т.е. укреплённых точек, полностью простреливающих пространство между собой. Руководство КПК приняло решение уйти из Центрального Советского района. В октябре 1934 г. 100 тыс. человек двинулись сначала в западном, затем в северном направлении. Начался знаменитый «великий поход» китайских коммунистов в поисках новой надёжной базы.
Они форсировали болота и реки, страдали от голода и эпидемий, подвергались постоянным бомбардировкам с воздуха и атакам правительственных войск. Из стотысячной армии в северную провинцию Шаньси в октябре 1935г. пришло 10 тыс. солдат. Переход в 12,5 тыс. км через весь континентальный Китай стал классическим эпизодом военной истории. Легендарными стали переправа через реку Дадухэ, бой у висячего моста под городом Лудин, в том самом месте, где 70 лет назад была разбита одна из армий тайпинов. Гоминьдановские солдаты успели снять половину покрытия моста. Красноармейцы перебирались на противоположный берег по его цепочкам, кое-кто срывался в пенившуюся внизу воду. Всё же большая часть их сумела добраться до покрытия, забросала гранатами охрану моста и обеспечила продвижение тысяч своих товарищей.
Одновременно «великий поход» стал важным этапом в про движении Мао Цзэдуна к вершинам власти. В январе 1935г., г самую тяжёлую пору перехода, на совещании в г. Цзуньи Мао выступил против руководства КПК и добился успеха. Ответственность за неудачи Красной Армии он возложил на представителя Коминтерна Брауна и связанных с Москвой китайских коммунистов. Со времени совещания в Цзуньи преобладающие в партии становится влияние сторонников Мао Цзэдуна, подчёркивавших значение для страны «китаизированного марксизма» — маоизма. Понятные неграмотному крестьянину простые идеи передела земель, создания справедливого общества равных людей хорошо усваивались в Китае. Авторитет Мао Цзэдуна как политического и идейного лидера КПК становился непререкаемым. В 1937г. Япония предприняла крупное наступление против Китая, и это, наконец, побудило воюющие стороны — КПК и Гоминьдан — объединиться и выступить единым фронтом против японцев. Мощная военная машина Токио превратила в пепел многие города Китая и подчинила себе огромные территории. И чанкайшисты, и коммунисты делали ставку на партизанские действия, лишь изредка бросая против японцев крупные военные соединения. Когда же в войну с Японией вступили союзники по антигитлеровской коалиции, Гоминьдан и КПК во главе с Мао уже больше думали о будущей борьбе за власть. Мао указывал: «Десять процентов своих сил — на борьбу с Японией, двадцать процентов — на борьбу с Гоминьданом, семьдесят процентов — на рост своих сил».
Время решительной схватки наступило в 1945г. В стране, с 1911г. не знавшей мира, вновь развернулись военные действия. Вначале успех был на стороне гоминьдановских армий, получавших первоклассное американское снаряжение, но в конце концов крестьяне, видевшие в КПК силу, способную дать им землю, склонили чашу весов на сторону коммунистов. К тому времени их войска тоже были неплохо вооружены — СССР передал им вооружение Квантунской армии, капитулировавшей в Маньчжурии.
В ходе крупнейшей Хуайхэйской битвы (ноябрь 1948г. — январь 1949г.) коммунистическая Народно-освободительная армия пленила и уничтожила 400 тыс. солдат Чан Кайши, или 56 дивизий. Это сражение было одним из самых крупных в истории — с обеих сторон в нём участвовало по миллиону человек. После этой победы был открыт путь к сердцу Китая — реке Янцзы, и коммунистические войска под командованием прекрасных полководцев Чжу Дэ, Пэн Дэхуая, Лю Бочэна и других довольно легко сломили сопротивление гоминьдановцев. В октябре 1949г. была провозглашена Китайская Народная Республика (КНР), во главе нового государства встал Мао Цзэдун.
Три десятилетия, в течение которых он находился у власти, Китай не воевал с внешним врагом. Ни одна политическая организация, кроме КПК, не могла претендовать на власть в государстве. И тем не менее эти три десятилетия были для страны временем больших потрясений.
В первые годы после образования КНР Мао много сделал для того, чтобы расколотое и изнурённое войнами общество восстановило страну и народное хозяйство. Он даже заявил, что КНР должна стать государством «новой демократии», в котором крестьяне, рабочие, интеллигенция и предприниматели будут сотрудничать в строительстве нового Китая. Но как только появились первые плоды такого сотрудничества, Мао Цзэдун отказался от прежних обещаний и заявил о начале строительства социализма в Китае. Это означало переход частных заводов и фабрик в собственность государства, создание новых крупных предприятий, организацию коллективных хозяйств в деревне, полное господство коммунистических идей в просвещении, литературе и искусстве. Это означало и вынужденное сближение с СССР, так как у Китая не было ни средств, ни специалистов для переустройства страны. Одно время казалось, что в итоге этого сближения Китай станет во всём равняться на Советский Союз, а значит, позиции Мао и маоизма будут слабеть. На съезде КПК в 1956г. впервые после совещания в Цзуньи не было упомянуто о «мао-идеях».
Но у Мао были свои планы и своё отношение к СССР. Он решил строить социализм «больше, быстрее, лучше и экономнее», т.е. ещё более ускорить темпы его строительства и начать соревнование с Советским Союзом в продвижении к счастливому коммунистическому обществу. Летом 1958г. было объявлено, что Китай начинает «большой скачок» в социализм. Происходило много такого, что противоречило здравому смыслу. Вся страна варила в маленьких домнах никуда не годный металл, потому что было решено за несколько лет догнать Англию в производстве чугуна и стали. Сотни миллионов людей работали на строительстве каналов и других гигантских сооружений, потому что они должны были демонстрировать преимущества китайского социализма. На селе создавались «народные коммуны», где все получали одинаковый паёк, потому что Мао считал эту форму вознаграждения более коммунистической, чем трудодни в советских колхозах. От крестьян требовали применять при посадке риса «загущённый сев и глубокую вспашку», что противоречило требованиям агрономической науки. Страна жила в страшном напряжении сил, повторяя призыв председателя Мао: «Три года упорного труда — десять тысяч лет счастья!»
Вскоре тем не менее стало ясно, что курс на «большой скачок» потерпел крах. Сильно пострадала промышленность, в 1959—1961 гг. страна голодала, и «коммунистический азарт» в народе постепенно проходил. Нужно было снова, как после войны, восстанавливать экономику, налаживать более-менее нормальную жизнь, и КПК провозгласила «курс на урегулирование». Никто не решался публично обвинять Мао в «забегании вперёд», как выражались в те времена, но он счёл за лучшее несколько отойти в тень и даже оставил пост главы государства. Правда, он попрежнему оставался несомненным лидером страны, вождём правящей партии, но в начале 60-х гг. стали поговаривать о том, что Мао болен и вскоре совсем отойдёт от дел.
Мао Цзэдун же был занят планомерной подготовкой к сведению счётов не только с теми, кто надеялся сменить его у кормила власти, но и с теми, кто мог их поддержать. В 1966г. Пекин неожиданно объявил о начале великой пролетарской культурной революции, которая должна полностью перестроить жизнь общества и убрать с дороги предателей, мешающих строить социализм в соответствии с учением Мао. Вскоре Мао продемонстрировал отличное здоровье, проплыв 15км по Янцзы, и активно включился в политическую жизнь. Был провозглашён лозунг «Огонь по штабам!», означавший разгром руководящих органов правящей партии и государства. Неугодные Мао лица подвергались арестам, избиениям и издевательствам. Главной жертвой стал «второй человек» Китая — Председатель КНР Лю Шаоци. Одновременно развернулись гонения на китайскую интеллигенцию, которую «перевоспитывали» физическим трудом в отдалённых деревнях. Опорой Мао стала безоглядно доверявшая ему учащаяся и рабочая молодёжь — отряды хунвэйбинов (красных охранников) и цзаофаней (бунтовщиков).
Они раздули культ Мао до небывалых размеров. Всё население почти миллиардного Китая имело при себе красные книжечки с указаниями великого Мао по всем вопросам жизни. Они были изданы огромным тиражом на языках чуть ли не всех народов мира. Председателя Мао называли не иначе как «красное солнце» и «великий кормчий». Портреты Мао обязательно имелись в домах китайцев, они заполонили улицы городов и деревень. Всех льстецов перещеголял министр обороны Линь Бяо, который заявил, что такие гении, как Мао Цзэдун, рождаются раз в тысячелетие.
Власть, которой располагал Мао в 1966—1976 гг., можно сравнить разве что с властью императора или Бога. Это проявилось и в области международных отношений. Желание сделать Китай центром мировой революции, а себя — главкой фигурой современности приводило Мао к очень рискованным шагам во внешней политике. Но он не боялся гибели земной цивилизации в ядерной войне. Мао не раз говорил, что если треть человечества погибнет и в мире будет установлен коммунистический строй, гибель этих людей будет оправдана. В Китае усилились националистические настроения, проявившиеся, в частности, в претензиях на территорию соседних стран. Издавались карты, на которых границы Китайского государства охватывали районы Южной Сибири и Дальнего Востока, Монголии и Вьетнама, Бирмы и Индии. Резко ухудшились отношения с Советским Союзом. В первой половине 60-х гг. почти прекратилась торговля с СССР, оттуда были отозваны китайские студенты, а из КНР — советские советники и технические специалисты. Затем, в период культурной революции, дело дошло до взаимных обвинений в измене делу революции, а на рубеже 60-х и 70-х гг. имели место кровопролитные столкновения на границе. Существовала опасность большой войны между Советским Союзом и Китаем»
В конце жизни престарелый «великий вождь» даже заявил, что угроза Китаю со стороны СССР более значительна, чем со стороны США. Больше того, в его последние годы началось сближение Китая с Западом. По сути дела у Мао не было выбора, так как хозяйство страны разрушила культурная революция, а на помощь СССР уже нельзя было положиться.
Умер 83-летний Мао Цзэдун 9 сентября 1976г., находясь на вершине власти. Он считал, что всю жизнь боролся за счастье народа, а оставил преемникам отсталый и голодный Китай. Он хотел всемирного признания своих заслуг, а закончил дни, фактически изолировав страну от всего остального мира. На склоне лет, когда ему, наверное, вспоминалось время «великого похода», его окружали не старые друзья, а полузнакомые люди, выдвинувшиеся в период культурной революции. В этом личная трагедия Мао. Но время его правления было одновременно трагедией для Китая. Это вынуждено было признать в своё время новое коммунистическое руководство страны.