Астрологи, столь чтимые в Индии, утверждают, что она родилась под двойным небесным знаком – «нежности» и «жизненной силы». О первом качестве Индиры Ганди при ее жизни почти не упоминалось, зато о втором складывались легенды. Огромная энергия, неженская воля и способность увлекать людские массы сделали ее лидером, изменившим лицо страны.
Женщину, сумевшую поставить отсталую британскую колонию в один ряд с ведущими мировыми державами, стать признанным лидером Движения неприсоединения и упорно идти к намеченной цели, невзирая на боль личных утрат и отчуждение самых близких друзей, можно было бы назвать «железной леди».
Но это определение, так органично сросшееся с другой выдающейся дамой, никак не вяжется с образом, запомнившимся нам всем. Женщина в элегантном сари, с седой прядью в смоляных волосах и присущей только ей бездонной глубиной больших выразительных глаз.
Только сама Индира могла бы ответить на вопрос, довольна ли она судьбой, как будто уготованной ей всем ходом сложной истории Индии. Скорее всего, ответ был бы утвердительным. По крайней мере, так считают биографы и мемуаристы, которые еще при жизни Индиры неизменно подчеркивали два важных фактора. Она родилась 19 ноября 1917 года, в те самые дни, что «потрясли мир», и ее отцом был Джавахарлал Неру, ближайший сподвижник Махатмы Ганди, лидер национально-освободительной борьбы индийского народа, что во многом определило жизненный путь женщины, которую современники окрестили «дочерью Индии».
Далекий от сентиментальности Неру, наверное, предпочел бы, чтобы его дочь называли «железной». В письмах к ней из британского застенка он выражал надежду, что она станет «смелым солдатом Индии», борцом за свободное будущее и величие своей родины. А этого, как наставлял он дочь, не добиться без качеств истинного воина, непримиримого к врагам и стойкого к невзгодам. Много позже в своих воспоминаниях Андрей Громыко написал, что Индира и умерла, как солдат: на поле боя от пуль врагов. Но это произойдет в октябре 1984 года, а пока перед ней был весь мир и большая, полная неизвестности жизнь…
С ранних лет она принимала посильное участие в борьбе индийского народа против английских колонизаторов. «Моя общественная жизнь началась в трехлетнем возрасте, – с улыбкой вспоминала она позже. – Моя память не сохранила детских игр или просто общения с другими детьми. Моим любимым занятием было… произносить громовые речи перед слугами, стоя на высоком стуле».
Характер выковывается в детстве, а оно у дочери Неру было не из радостных. Мать Индиры умерла рано, она тянулась к отцу, однако видела его редко. Политика и борьба, которым он безраздельно себя посвятил, не позволяли им часто встречаться. Зато каждое свидание с отцом становилось для юной Индиры праздником. Впрочем, случались и потрясения. Как-то девочке, не избалованной игрушками, сделали сказочный подарок – вручили роскошную английскую куклу. То было время, когда патриоты-индийцы бойкотировали все британское – учились по примеру Махатмы ткать одежду, выпаривать из морской воды соль, обходиться без всего «иноземного». Неру лишь напомнил дочери об этом, и она все поняла. Со слезами на глазах швырнула куклу в огонь и никогда больше не брала в руки игрушки. Таков был первый урок политики, который она запомнила на всю жизнь.
Вынужденное одиночество закалило характер Индиры. Ее жизненным идеалом стала героическая и жертвенная Жанна д'Арк. Целеустремленная, сдержанная в проявлении эмоций девушка стала верной помощницей отца. Но при всей любви к нему она рано проявила способность принимать самостоятельные решения и идти своим путем.
В твердости характера дочери Неру убедился, когда она сообщила ему о намерении выйти замуж за начинающего журналиста Фироза Ганди, с которым она познакомилась во время учебы в Оксфорде. Он был из общины парсов, которых в Индии именуют огнепоклонниками, Индира же принадлежала к высшей индуистской касте брахманов. В этнически пестрой Индии смешанные браки не приветствовались. Но Неру, выступавший против кастовой и национальной розни, благословил молодых. К тому же он знал, что Индира не меняет своих решений.
В 1938 году Индира вступила в партию Индийский национальный конгресс (ИНК).
В многочисленных жизнеописаниях Индиры начала 40-ых освещено крайне скупо. Известно лишь, что в 1941-м году она вернулась из Англии на родину и вместе с мужем включилась в активную политическую деятельность. Дочь лидера партии Индийский национальный конгресс, возглавлявшей антиколониальное движение, была убеждена, что ее место на баррикадах, а не у домашнего очага. И все же ей приходилось разрываться между политикой и семьей. С сентября 1942-го по май 1943-го она томилась в тюрьме, а через год у Фироза и Индиры родился первенец – Раджив. Однако и появление на свет два года спустя второго сына Санджая «не заслонило от Индиры раз и навсегда избранной цели – служение будущему своего народа».
После провозглашения независимости Индии в 1947 году Индира Ганди выполняла различные партийные поручения, помогала отцу. Очаровательной и застенчивой восточной красавицей воспринимали дочь Неру в Советском Союзе, куда она первый раз приехала в 1953 году, а затем в 1955 году, сопровождая отца во время его официального визита. Это был подлинный триумф Индии и ее лидера, к чему дочь Неру не без оснований считала причастной и себя. Хлебосольные и пышные кремлевские приемы в честь индийских друзей, людское море на московских улицах, звучащие повсюду песни Раджа Капура, слова дружбы, всплески искренней радости – все это оказало на нее неизгладимое впечатление. Столь зримое проявление дружбы вселяло уверенность, что спонтанно родившийся тогда лозунг «Русские и индийцы – братья» будет скандировать еще не одно поколение в обеих странах. Этот лозунг – знаменитое «Хинди – руси бхай, бхай!» – считался своеобразным эпиграфом к отношениям СССР и Индии в течение всех лет, когда Индира возглавляла правительство своей страны.
В 1955 году она стала членом Рабочего комитета ИНК, возглавляла женский отдел Национального конгресса, была членом Центрального парламентского комитета партии, председателем Индийского совета защиты детей и вице-председателем Международного союза защиты детей. В 1959 году она избрана председателем ИНК.
В 1964 году, после смерти отца, Индира вошла в состав центрального правительства в качестве министра информации и радиовещания. На пост премьер-министра она заступила в 1966 году и оставалась на нем, хотя и с перерывами, до трагической гибели конце 1984-го. Этот 18-летний период вместил огромный пласт индийской истории, и на него пришлись самые значительные и драматичные события в жизни Ганди. Легко ли ей, женщине, было руководить страной? «У меня было преимущество из-за образования, которое дал мне отец, а также потому, что я имела возможность встречаться с рядом великих людей, не только политиков, но и писателей, художников и т. п., – отвечает на этот вопрос Индира Ганди. – Но в политике приходилось работать вдвое больше, чтобы доказать, что ты не только дочь, но еще и личность сама по себе…»
Весной 1967 года Индира Ганди предложила вниманию своих избирателей «Программу 10 пунктов», призванную стабилизировать экономическое развитие Индии. Программа предусматривала осуществление общественного контроля над банками, передачу в руки государства экспортной и импортной торговли, ограничение роста монополий, проведение земельной реформы, упразднение сохранившихся феодальных привилегий и ряд других мер.
В 1969 году в ИНК произошел раскол. Одной из причин раскола стало исключение Индиры Ганди из партии. Сама она комментировала это событие так: «В последние годы жизни мой отец был сильно озабочен тем, что в Конгрессе находились люди, которые противились переменам. Мой собственный опыт… свидетельствовал о том, что силы, заинтересованные в сохранении существующего положения вещей и тесно связанные с мощными экономическими интересами, сплотились, чтобы выступить против меня». Решение об исключении принимал председатель ИНК Наджалингаппа. На самом же деле получилось так, что он и созданная им «Организация Конгресс» оказались выведенными из состава ИНК, в то время как Ганди по-прежнему оставалась признанным лидером партии.
В июле 1969 года Индира Ганди объявила о национализации крупнейших частных банков страны, ранее были национализированы Государственный банк и система социального страхования. национализация банков создала условия для расширения влияния государства на все сферы экономики Индии, которая все больше стала приобретать черты планового хозяйства.
В августе 1971 года Индира Ганди подписала Договор о мире, дружбе и сотрудничестве с Советским Союзом. Срок действия договора был рассчитан на двадцать лет с перспективой его продления в будущем.
В декабре 1971года, в условиях осложнившейся ситуации на полуострове Индостан, произошел повлекший за собой тяжелые потрясения для страны в целом и ее премьер-министра, в частности, индо-пакистанский конфликт. Причиной конфликта стало признание Индией независимости Республики Бангладеш, а поводом к нему послужила бомбардировка военных аэродромов индийских ВВС. Стремясь предотвратить поражение своего союзника, Вашингтон ввел в Бенгальский залив эскадру 7-го американского флота для прямого давления на Индию и ее премьера. В той сложной, до предела накаленной обстановке мог дрогнуть любой политик, но только не Индира. Она не потеряла самообладания и приняла ответственное, поистине историческое решение – обратиться за поддержкой к Москве. Подписанный ею Договор о мире, дружбе и сотрудничестве между Индией и СССР предусматривал возможность советской военной помощи ее стране, что отрезвляюще подействовало на всех, кто желал увидеть Индию на коленях. Конфликт вскоре был разрешен, но война вызвала резкое ухудшение социально-экономического положения в стране. В этих условиях оппозиция предприняла попытку сместить Индиру Ганди с поста премьера. После парламентских выборов 1971 года Радж Нарайян, главный конкурент Индиры Ганди в предвыборной борьбе, обвинил ее в нарушении избирательных прав и обратился в суд с требованием признать результаты прошедших выборов недействительными. Дело, долго лежавшее «под сукном», в 1975 году получило ход. В результате судебного расследования Ганди была признана виновной, законность ее пребывания на посту премьера ставилась под сомнение. Решением суда ей запрещалось выставлять свою кандидатуру на выборы в течение шести лет. По стране прокатилась волна выступлений с требованием отставки правительства.
В июне 1975года в Индии было введено чрезвычайное положение. Желая разрешить накопившиеся проблемы, правительство Индиры Ганди разработало «Программу 20 пунктов», в основе которой лежала в значительной мере оставшаяся не выполненной ранее принятая «Программа 10 пунктов». Однако популярность правящей партии резко пошла на спад. В январе 1977 года правительство объявило выборы в народную палату парламента, в ходе которых Индира Ганди потерпела поражение. Впервые после тридцатилетнего пребывания у власти ИНК большинство получила новая партия «Джаната», созданная из различных блоков, противостоящих Национальному конгрессу. Премьер-министром Индии стал Морарджи Десаи, стремившийся любыми путями полностью дискредитировать Индиру Ганди. Женщину преклонных лет дважды арестовывали, а также исключили из парламента, куда она была избрана в 1978 году.
В начале 1978 года Индира Ганди объявила о создании партии ИНК(И), во главе этой партии она успешно баллотировалась на выборах в одном из районов Южной Индии и вновь вошла в парламент. На внеочередных выборах 1980 года ИНК(И) одержал победу. После формирования правительственного кабинета Индира Ганди возглавила его руководство. На этом посту она оставалась до конца жизни.
В жизни Индиры было много печальных событий. Она пережила потерю популярности, тяжелые неудачи, репрессии со стороны политических противников и даже аресты, но все это ее не сломило. Были и личные трагедии. В 1960 году Индира потеряла мужа, а в 1980-м ее ждал новый страшный удар – гибель в авиакатастрофе сына Санджая, корого она считала своим политическим приемником. Мужеству, с которым она это перенесла, удивлялись все. Казалось, эта хрупкая женщина не подвластна превратностям судьбы. Но надо было знать, как трудно давались ей внешнее спокойствие, решимость и дальше нести тяжкое бремя власти.
К жизни Индиры – как в прошлом так и в наши дни – неизменно проявлялся повышенный интерес. Хотя бы потому, что для Индии премьер-министр в сари – случай исключительный. Доказав собственным примером, что премьерство может стать вполне «женским делом», она в то же время полностью соглашалась с мнением Маргарет Тэтчер: Женщина должна работать вдвое больше, чем мужчина, чтобы завоевать равное уважение. При всем том Индира всегда оставалась женственной, трогательно заботливой о семье.
С годами всплывает все больше подробностей о ее жизни. Сейчас стали говорить, что Индира остро предчувствовала свою гибель. Вспоминают, что в последние годы жизни премьер испытывала сильное беспокойство, порой впадала в депрессию, говорила о насылаемых на нее неких «сигналах черной магии». За несколько дней до того, как прогремели роковые выстрелы, Индира написала: «Если я умру насильственной смертью, чего некоторые опасаются, а кое-кто замышляет, я знаю: насилие будет в мыслях и действиях убийцы, а не во мне, потому что нет такой темной ненависти, которая была бы способна затмить всю меру моей любви к моему народу и моей стране».
Эти поразительные слова оказались поистине провидческими. Индира Ганди стала жертвой злодейского покушения. 31 октября 1984 года по заданию сикхской террористической организации «Акали Дал» Индира Ганди была убита своими личными охранниками Беантом и Сатвантом Сикхами. Но убийцам не удалось главного – стереть память о ней. Для народа она навсегда останется дочерью Индии.
Литература:
Ульяновский Р. А. Три лидера великого индийского народа. М., 1986.
Эхо планеты. №16. Апрель, 1999.