* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.
В каждой мысли , в каждом движени и , в каждом д ы хан ии нашей жизни звучит сл ава нового гражд а нина мира . Разве можно не услыша ть этого звучания , ра з ве можно не знать , как мы должны воспитывать наших детей ?
А.С . Мак аренко
Закончив Учительский Институт в Полтаве Макаренко начинает свою педагогическую деятель ность в железнодорожной школе при вагонном зав оде , где работал его отец и где «возду х был чище , чем в других местах ; рабоче е , настоящее пролетарское общество крепко дер жало шк о лу в своих руках… Из этой школы вышло много большевиков».
В 1920 году Советское правительство пор учило отделам народного образования орган и зовать колонии для несовершеннолетних правонарушителей . Заведующи й Полтавским роно пре д ложил Антону Семёновичу взять на себя это большое дело.
Все понимали , что в колониях должны воспитываться новы е люди , нужные нашей стране , нашему народу , и «делать» таких людей надо по новому , но как – ник то не знал . Не знал и Мак а ренко . Но он берётся за организацию колонии , приступает к работе как смелый , вдумчивый м а стер-педагог , ищущий лучших методов воспитания , беспощадно л омающий всё рутинное и о б ветшалое.
Вот что он сам говорил по этому поводу : «Первые месяцы нашей колонии для меня и м о их товарищей были не только месяцами отчаяния и бессильного напряжения , - они б ыли ещё и месяцами поисков истины . Я в о всю жи знь не прочитал столько п едагогической литературы , сколько зимою 1920 года . У меня главным результатом этого чтения была крепкая и почему-то вдруг основательна я уверенность , что в моих руках никакой науки нет и никакой теории нет , что теорию нужно извлечь из всей сумм ы реальных явлений , происходящих на моих г лазах . Я сначала даже не понял , а прост о увидел , что мне нужны не книжные фор мулы , которые я всё равно не мог привя зать к делу , а немедленный анализ и не медленное действие».
Новая колония для правонаруш ителей находилась в шести километрах от Полтавы . Из-за общей хозяйственной разрухи приходилось терпеть огромные лишения . Но Макаренко са моо т верженно переносит вместе со своими воспитанниками голод и холод и , преодолевая большие препя тствия , налаживает хозя йственную жизнь ко лонии.
Блестящими были и результаты воспитательн ой работы в колонии . Однако достались они Антону Семёновичу нелегко . Его первые вос питанники – подростки и юноши с уголовны м пр о шлым , привыкшие к безделью , - буквально издевались над педагог ами . Макаренко всем своим существом чувствовал , что нужно спешить , нел ьзя ждать ни одного лишнего дня . Чашу терпения и выдержки Антона Семёновича перепол нил наглый ответ Задорова.
«И вот свершилось : я не удержался на педагогическом канате… , - рассказывал М а каре н ко . – В состоянии гнева и обиды , доведённый до отчаяния и остервенения всеми предшеств у ю щими меся цами , я размахнулся и ударил Задорова по щеке».
Много различных суждений вызывало и д о сих пор вызывает это событие.
«В начале моей «Педагогической поэмы » , - писал Антон Семёнович , - я показал свою полную техническую беспомощность… Тогда я сделал большёю ошибку , что ударил сво его во с пита нника Задорова . В этом было не только преступление , но и крушение моей педагогическ ой личности».
«Разве удар – метод ? – с праш ивает Антон Семёнович . – Это только отчая ние».
«Надо , - говорил Макаренко , - уметь работать с верой в человека , с сердцем , с н астоящим гуманизмом» . Это и содало ему ува жение и авторитет и привело к «поворотном у пункту» в пов е дении воспитанников колонии.
Начиная работу в колонии , Макаренко сн ачала считал , что его задача – «вправить души у правонарушителей , сделать их вмест имыми в жизни , т.е . подлечить , наложить запл аты на хара к теры…» . Но постепенно он повышает треб ования и к своему делу , и к себе , и к св оим воспита н никам . Его перестают интересова ть вопросы исправления , перестают интересовать и так называ е мые «правонарушители» , т.к . он убеждается , что никаких особых «правонарушителей» нет , есть люди , попавшие в тяжёлое положение , и жизнь каждого из них пре дставляет собой концентрир о ванное детское горе маленького , брош енного в одиночестве человека , который уже привык не рассчитывать ни на какое сож аление.
Антон Семёнович видел не только «безо бразное горе выброшенных в канаву детей» , но и «безобразные духовны е изломы у этих детей» . Горе этих детей , говорил он , должно быть трагед и ей для всех нас , и от неё мы уклоняться не имеем права . Сладкую жалость и сахарное желание д о ставить таким детям п риятное Макаренко называл ханжеством . Он пони мал , что для их спасения необходимо быть с ними непреклонно требовательным , суров ым и твёрдым.
Применяя все свои открытия к воспитан никам колонии , Макаренко постепенно «лечит» и х души , и мы видим , как постепенно они становятся искренними , горячими и благородны ми людьми.
Макаренко утверждал , что воспитываться должен не только воспитуемый , но и са м пед а гог . Причём , не нужно иметь педагогического тала нта . Как писал Макаренко : «Я не обладаю пед а гогическ им талантом и пришёл в педагогику случайн о . Отец мой , маляр , сказал : «Будешь учит е ле м.» , рассуждать не приходилось , и я стал учител ем . И очень долго чувствовал , что у мен я плохо идёт , не важный я был учитель , да и воспитатель был не важный . Но со временем учишься и во с питываешься , и я стал мастером своего дела . А мастером может сделаться каждый , если ему пом о гут и если о н сам будет работать . И хорошим мастером можно сделаться только в хорошем пед а гогическом кол лективе».
Макаренко считал , что подорвать учительск ий авторитет невозможно , практически в л ю бой ситуации можно его только поднять . «Ничего н ет позорного , если директор объявит выговор учителю . Пусть учитель считает , что он н е совсем виноват , но раз директор объявил ему выговор , он должен этим выговором воспользоваться для поднятия своего авторитета . Он должен сказать :
- Да , я ошибся . Я наказан , потому что я отвечаю за свою работу . Я т ребую этого и от вас».
«Однажды произошёл такой случай , - пишет Макаренко , - у меня был Иван Петрович Г о родич . Он что-то не так сделал в походе . Он де журил по колонии . Я разозлился . Спрашиваю :
- Кто дежурн ый ? Пять часов ареста !
- Есть пять часов ареста.
Слышу голос Ивана Петровича , педагога . Мне даже холодно немножко стало . Он снял с себя пояс , отдал дежурному , пришёл к о мне в кабинет :
- Я прибыл под арест.
Я сначала хотел было сказать ему – «брось» . А пото м думаю :
«Ладно , садись» . И просидел пять часов под арестом . Ребята заглядывают в кабинет – Иван Петрович сидит под арестом.
Когда кончился арест , он вышел на улицу . Ну , думаю , что-то будет . Слышу гомерич еский хохот . Ребята его качают.
- За что ?
- За то , ч то сел под арест и не спорил.
А другой на его месте начал бы : «Как это так , меня , педагога , под арест . Ни за что . Мой авторитет пропадёт».
Авторитет , нужно создавать самим , пользуяс ь для этого всякими случаями жизни . В х о рошем кол лективе авторитет нельзя п одорвать . Сам коллектив его поддерживает».
Контроль общественного мнения большого ав торитетного и любимого коллектива зак а ляет характер уч еника , воспитывает волю , прививает общественно полезные навыки личного п о ведения , гордость за с ебя как члена этого сла вного содружес тва . Только отсутствием организ о ванного общественного мне ния можно объяснить беспомощность воспитателей , позорящих себя подобными , например , характерист иками непослушных питомцев : «Мешает , сорит , бьё т стёкла , выражается , мажет краской лица т о варищам , своим хулиганским поведением ра злагает не только учащихся , но и учащих…» Такие аттестации звучат клеветнически . Школь ник , изображённый драматическим злодеем , разлагает даже учителей . Воспитатели , по существу , п ишут приговор с е бе , расписываясь в с воей ник чёмности.
В своих искания новых путей воспитани я Макаренко и его товарищи не только не встр е тил и помощи , но , наоборот , люди , призванные рук оводить ими , несмотря на прекрасные резул ь таты правильно й , подлинно советской системы воспитания , поро чили и самого Антона Семён о вича , и его м етоды.
В те годы в педагогическое дело , которое Макаренко назвал одним из самых тонких и нежных человеческих дел , проникли враждебные и чуждые влияния . Педагогическая арена сдел а лась достоянием педологии . «Последняя выс туп ала от имени марксизма , и нужно было много м у жества , чтобы этому не верить , чтобы большому авторитету «признанной науки» противо пост а вить с вой сравнительно узкий опыт» . Вместе с пед агогами в руководящие органы народного обр а зования про никли люди , которые , по словам Макаренко , «мало отличались от шарлатанов , пр о таскивающих под видом советской педагогики форменную контрреволю цию».
Напряжённая борьба разгорелась вокруг мет одов воспитания в колонии имени Горького . Педологи выводили свои методы воспитания из иде и «изучения» каждого ребёнка отде льно , и , поскольку это изучение приводило к разным выводам , постольку они считали ну жным применять и различные методы.
«Трудно подсчитать раны , нанесённые педол огией делу социалистического строительства на самом важнейшем у частке – воспитания молодёжи» . С горечью вспоминает Макаренко , как долго терпели все эту шарлатанскую чуждую галиматью , эту знахарскую возню педо логии : «До л г ое время у нас не было настоящего , зор кого , большевистского глаза , обходились мы все тем же мирным прекраснодушием и бе схребетной уступчивостью . Мы терпели нахальство разных псе в доучёных и трусливо встречали каждое живое , настоящее педагогическое слово . Мы мало душно смотрели , как педагоги на наших глаз ах душили свежие , самые нежные ростки наше го дела».
Макаренко вступил в открытую борьбу с педологами без какой-либо поддержки со ст ор о ны многи х педагогических деятелей того времени и был глубоко принципиален и стоек в этой н е равной борьбе.
Столкновения с педагогами создали для Макаренко , как он говорил , нев ыносимое орг а низаци онное одиночество . Это одиночество не могло вызвать у Антона Семеновича порой глуб о кой грубости . С волнением читаешь главу «Лирика» из «Педагогической поэмы» , где с неперед а ваемой полнотой отразилась и большая человеческая любовь Мака рен ко к своим воспитанникам , и тяжесть несправедливого одиночества в момент торжест ва , когда жизнь убедительно доказыв а ла величие его дела , его правоту.
Воспитывает всё : люди , вещи , явления , но прежде всего и больше всего – люди . Из них на первом месте – род ители и педагоги . Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребёнок вх одит в бесконечное число отношений , каждое из которых неизменно развивается , п е реплетается с др угими отношениями , усложняется физическим и н равственным ростом самого р е бёнка . Весь этот «хаос» не поддаётся как будто никакому учёту , тем не менее , он создаёт в кажд ый данный момент определённые изменения в личности ребёнка . Направить это развитие и руков о дить им – задача воспитания.
Я уверен , что если человек плохо в оспитан , то в э том исключительно винов аты воспит а тели . Если ребёнок хорош , то этим он то же обязан воспитанию , своему детству . Никаких компр о мисс ов , никаких середин не быть может . Тем более возмутительно и печально , если люди , кот о рым дов ерено было воспитание детей , не то лько не захотели воспользоваться этим великим м о гуществом педагогики , но и ограничились простым наб людением , простым изучением ребёнка , разделением всех детей на разряды , на отдельные био логические группы и т.д . Человек плох толь ко потому , что он находился в плохой социальной структуре , в плохих условиях . Я был св и детелем многочисленных случаев , когда тяж елейшие мальчики , которых выгоняли из всех школ , считали дезорганизаторами , поставленные в условия нормального педагогического общества , буквально на друго й день становились хорошими , очень талантливыми , способными идти быстро вперёд . Таких случаев масса.
Нельзя ставить вопрос о воспитании в зависимость от качества или таланта отде льно вз я тог о учителя . Так говорит моя логика . Я хо чу отвечать за свою работу . Так гово рит и мой опыт.
Воспитать человека , говорил Макаренко , это значит воспитать у него перспективные п у ти , по к оторым располагается его завтрашняя радость - истинный стимул в жизни человека . Во с питание перспективн ых путей в жизни молодёжи не должно и дт и самотёком , от случая к случаю . У Макаренко действовала последовательная «систем а перспективных линий» , которую он назвал «теорией завтрашней радости» , т.к . в ней со четались многообразные радостные перспективы . Это одна из ценнейших педагогических находо к Макаренко . Его «система перспектив ных линий» п о могает учителю намечать перспективные пут и своим воспитанникам , вызывать к жизни ту «за в трашню ю радость» , без которой человек «не может жить на свете» , учит организовывать жизнь и деятельность коллектива учащ ихся т ак , чтобы в самом обычном деле не было будничности , сер о сти.
Перспективные линии должны привлекать вни мание молодёжи «общим видом удовл е творения , но это удовлетворение ещё не существующее . По ме ре движения к нему возникают н о вые завтрашние п ланы , тем более притягательные , чем больш е усилий вложено на преодоление различных препятствий».
Перспектива – цель , которая ставится перед коллективом и ее надо достичь.
Таким образом , «система перспективных лин ий» призвана не только вызывать стремл е ние человека к всё более ценным трудовым перспектива м , но и будить его мечту о высоких м о ральных вершинах.
Его цель воспитания – воспитать колл ективиста . Он разрабатывает многие проблемы в о с питания , в том числе и проблему воспитания личности и коллектива.
Основы педаго гики Макаренко
Воспитание детей в коллектив е
Коллекти в – это контактная совокупность людей , ос нованная на следующих принципах : общая цель ; общая деятельность ; дисциплина ; органы самоупра вления ; связь данного коллектива с обществом . По своей структуре колле ктив делится на 2 вида : общий и первичный . Воспитание должно начинаться с первичного коллектива . Это такой коллектив , в котором отдельные е го чл е ны находятся в постоянном деловом , бытовом , дру жеском и идеологическом объединении . Пе р вичный коллектив может с оздаваться на основе разных принципов . Первичный коллектив наз ы вается отрядом , во гла ве которого стоит командир , который избираетс я на срок от 3 до 6 месяцев . Макаренко ст роил свои первичные коллективы по возрастному , производственному принципу . Потом , ког да сложился дружный коллектив , он создал раз новозрастные отряды . Воспитание должно проходить и через общий коллектив , главное условие существования которого – возмо ж ность собраться всем вместе . Коллектив проходит через несколь ко стадий своего развития . Он их свя зывает с педагогическим требованием : педагог сам предъявляет требования ; создается актив и педагог предъявляет требования к активу ; создается общественное мнение , т.е . создается с пл о ченный к оллектив , который предъявляет требования к ли чности ; личност ь предъявляет требов а ния к самой себе . Педагогический коллектив – это коллект ив и воспитанников и взрослых . Хор о шо работали орга ны детского самоуправления . Законодательный орган – это общее собрание вс е го педагогического коллек тива , где каждый имеет право голоса ( решающего ). Общее собрание решает самые важные вопросы жизни коллектива . Исполнительный орг ан – это совет командиров , куда входили командиры первичных отрядов и председатели комиссий . Существовали комиссии во главе с председателем.
Дисциплина и реж им .
Дисципли на – это не средство и не метод воспитания . Это результат всей воспитательной системы . Воспитание – это не морализирование , это хорошо организованная жизнь детей . Л огика дисциплины : дисциплина должна в первую очередь требоваться от коллектива ; инте ресы колле к тива стоят выше интересов личности , если л ичность сознательно выступает против коллектива . Режим – средство (метод ) воспитания . Он должен быть обязателен для всех , точно по времени . Свойства режима : - должно быть ц елесообразным ; точным по вр емени ; обязател ьным для всех ; носит изменчивый характер . Наказание и поощрение . Воспитание должно быть без наказания , е с ли конечно воспитание правильно орг анизовано . Наказание не должно приносить ребё нку м о ральн ые и физические страдания . Суть наказания в т ом , что ребёнок переживает за т о , что его осудил коллектив , его сверстник и.
Трудовое воспитание.
Макаренк о не мыслил свою систему Воспитания без участия в производительном труде . В его коммуне труд носил промышленный характер . Д ети работали и учились по 4 часа в день . О т к рыли вечерний Индустриальный Техникум . Принцип полной самоокупаемости коммуны.
Проблема семейного воспитания.
Макаренк о пишет лекции для родителей о воспитании , в которых есть общие условия с е мейного воспитания , пишет о родительском авторит ете , о трудовом воспитании в семье , о дисц и плине , о поло вом воспитании . Он пишет «Книгу для родите лей» , рассматривает проблемы педаг о гического мастерства и педагогической техники.
На мой взгляд педагогика Макаренко есть непросто теория о воспитании людей, а те о рия подкреплённа я практикой , или даже вернее практика пере несённая в теорию , что немал о важно в таком важном и ответственном деле как педагогика . Преж де чем писать Макаренко прошёл огромный ж изненный путь , он работал с детьми разного рода , с детьми ра зных возра с тов , и не тол ько детьми , а также и взрослые постепенно воспитывались под его влиянием.
Список литературы
1. Бушканец М.Г ., Леухин БД , «Хрес томатия по педагогике» под редакцией З.И . Ра в кина , Москва , «Просвещение» , 1976г.
2. А.С . Макаренко , «Соб рание сочинений в 4-х томах» , Москва , «Правда» 1987г.
3. М.П . Павлова , «Педагогиче ская система А.С . Макаренко» , Москва , «Высшая шк о ла» , 1972г.
4. А.А . Фролов , «Организация воспитательного процесса в практике А.С . Макаренко» под редакцией В.А . Сластенина и Н.Э . Фере , Горький , ГГПИ им М . Горько го , 1976г.